Главная / Начальные классы / Урок-конспект по познанию мира на тему "Народ Казахстана" (4 класс)

Урок-конспект по познанию мира на тему "Народ Казахстана" (4 класс)

УРОК ПОЗНАНИЯ МИРА В 4 КЛАССЕ


Апенко И.А.,

учитель начальных классов

школы-лицея «Туран», г. Алматы


Тема: Народ Казахстана

ТЦУ

  1. Познавательный аспект: познакомить учащихся с традициями и обычаями народов, проживающих на территории Казахстана, через исследование национального состава лицея, класса;

  2. Развивающий аспект: развивать исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества, умение работать с дополнительной информацией, адекватную самооценку,

  3. Воспитывающий аспект: воспитывать толерантное отношение между детьми разных национальностей, умение слушать и высказывать свою точку зрения.

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности

Форма организации урока: урок - проект

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебник «Познание мира»( 4 класс), рабочие тетради, презентация, народные костюмы, блюда национальной кухни, музыкальное сопровождение

Этапы и структура урока

  1. Организационный этап. Психологический настрой

- Сегодня на уроке гости, поприветствовали их.

  1. Этап актуализации знаний и способов деятельности

  1. Звучит гимн Р. К.

Родной язык

Узнай родной язык,

В нём сила и свобода.

Узнай родной язык,

В нём государства гордость.

Родной язык – в нём честь

И совесть человека.

Учи чужую речь,

Свою – цени навеки!

- Что хотел сказать поэт Кадыр Мырза Али в этом стихотворении? (Нужно ценить родной язык, но также уважать и учить язык другого народа, язык той страны, в которой ты живёшь.

- Давайте назовём тему урока.

  1. Сообщение темы и цели проекта

- Перед уроком нами были поставлены следующие цели:

  • Исследовать национальный состав начальных классов лицея, своего класса и узнать количество разных народов, обучающихся в школе.

  • Исследовать историю своей семьи и определить, с какого года данная народность проживает в Казахстане,

  • Изучить и проанализировать литературу о своей народности, культуре, обычаях, традициях, о национальных блюдах.

  1. Работа в группах.

Составление Синквейна

Казахстан

Многонациональный, независимый

Любит, дружит, гордится

Казахстан – это моя Родина.

Народ (Страна)

- Объясните слова Абая: «Люби всё человечество как брата своего».

(Нужно любить весь народ, всех людей как своих родных и близких)

  1. Этап защиты проектов

1 группа - проект «Страна, в которой я живу»

-А сейчас мы послушаем ребят, которые подготовили сообщение о нашей стране и народах, проживающих в ней.

Республика Казахстан расположена на материке Евразия. Территория Казахстана находится на восточном полушарии и простирается с севера на юг на 1700км, а с запада на восток более чем на 3000 км, занимая площадь 2.724.900 квадратных километров.

Республика Казахстан – самое крупное по площади государство в Центральной Азии.

Казахстан граничит на севере с Россией, на востоке - с Китаем, на юге – с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном, с запада омывается Каспийским морем.

Общая протяжённость границ Казахстана превышает 12000 км. По площади наша республика занимает 9 место в мире.

Территория Казахстана неделима и неприкосновенна. Казахстан – многонациональное государство. Численность населения Казахстана превышает 16 миллионов человек.

На территории страны живут более 120 национальностей. Коренным населением являются казахи. В Казахстане также проживают русские, украинцы, немцы, уйгуры, татары, корейцы и другие народности. Для этих людей Казахстан стал Родиной. Наше государство создаёт все условия для жизни и процветания народов.

Конституция Республики Казахстан гарантирует всем гражданам равенство прав и свободы независимо от языка, происхождения, отношения к религии.

Государственный язык в стране казахский. Наравне с казахским употребляется русский – язык межнационального общения.

Казахи проживают в России, Монголии, Китае, Туркменистане, Узбекистане, Турции и других странах Европы, Америки, Азии. В настоящее время многие из них возвращаются на свою Родину.

В сентябре 1992 года в Алматы проходил первый курултай казахов всего мира. Курултай – это съезд казахов. В нём участвовали наши соотечественники из 33 государств.

В 2002 году в Туркестане состоялся второй курултай, где участвовали представители из 36 стран мира.

А 29 сентября 2005 года в Астане прошёл третий всемирный курултай казахов. На нём присутствовало более 300 делегатов из 32 стран ближнего и дальнего зарубежья.

С 25 мая по 27 мая 2011 года в Астане прошёл четвёртый курултай казахов. В работе курултая

участвовали 365 делегатов из 35 стран мира. Эти собрания имеют огромное значение в сплочении всех казахов.

Наш народ обладает неиссякаемым духовным богатством. Самая главная его ценность – любовь к Родине и патриотизм. Мы живём в согласии, мире и стабильности.

2 группа – проект «Какие мы все разные…»

- Мы провели исследование и узнали, что в нашей школе обучаются ребята 18 национальностей:

Казахи – 125, таджики–1, ингуши -1, русские – 106, китайцы - 2, греки -3, уйгуры – 14, евреи - 9, арабы -1, лакцы – 2, немцы – 4, дунгане – 1, турки – 1, корейцы – 21, узбеки – 5, литовцы – 1, татары–7, кыргызы – 1.

- В нашем классе:

Казахов – 7, русских – 6, турков – 1, татар – 2, поляк – 1, кореец -1.

Вывод:

-Что такое национальность?

- Национальность – это объединение людей с единым языком и обычаями, проживающих на одной территории.

-Как живут люди разных национальностей друг с другом?

Все народы Казахстана живут дружно, в согласии.

Национальное согласие – это понимание и поддержка, это залог успеха нашего государства.

Защита проектов

  • проект «Культура и быт казахского народа»

  • Казахи вели кочевой образ жизни. Этот образ жизни повлиял на их традиции, приготовление еды.

  • Наиболее популярным продуктом в казахской национальной кухне было и остается мясо. Широко использовались молоко и молочные продукты. Предпочтение отдавалось кисломолочной продукции, так как ее проще и легче было сохранять в условиях кочевой жизни. Хлеб чаще всего выпекался в виде лепешек, из печеных изделий наибольшей популярностью пользовались и пользуются баурсаки. Из напитков всегда любимыми были кумыс, шубат и айран, особое место занимал чай.

  • Национальная одежда казахов вобрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. В ней нашли отражение образ жизни народа. На традиционный костюм казахов большое влияние оказал- прежде всего кочевой образ жизни. Народные «дизайнеры» создавали одежду такой, чтобы она была удобна для езды на коне, согревала в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом.

  • Казахские музыкальные инструменты:

Асатаяк , Варган, Гиджак, Дамбыл , Домбра, Жетыген .

  • Казахские национальные игры

Кыз куу, Кокпар, Алтыбакан, Аударыспак

  • Казахские пословицы

Тянет пса туда, где он кормился, молодца туда, где он родился.

Сила народа в единстве.

Цветет бутон там, где прижился. Джигит силен там, где родился.

В родной долине лучше прахом быть, чем не чужбине падишахом быть.

Все земли хороши – а своя лучше всех.

  • проект «Особенности культуры татарского народа»

  • У башкир и тулвинских татар одним из самых распространенных обычаев до наших времен остался обычай похищения возлюбленной девушки - кыз урлау.

  • Национальный женский татарский костюм

Женская туникообразная рубаха идентична мужской, что вообще характерно для древних форм одежды. Женские рубахи шились длинными.

Национальный мужской татарский костюм

Основным видом мужской верхней одежды татар служил камзол.

  • Татарские музыкальные инструменты

На сегодня самыми известными инструментами татарского музыкального фольклора являются гармонь-тальянка, курай, кубыз, сурнай, мандолина, думбра, ятаган, татарские гусли, саз и др.

  • Народные игры

  • «Серый волк» (Сары буре), «Продаем горшки» (Чулмак уены), «Скок-перескок» (Кучтем-куч), «Хлопушки» (Абакле), «Займи место» (Буш урьш), «Ловишки» (Тотыш уены), «Жмурки» (Кузбайлау уены).

  • Татарские пословицы

Алмаз остается алмазом, даже если бросить его в грязь.

Будешь злым - повесят, будешь мягким - раздавят.

Спотыкайся ногами, но не спотыкайся языком.

У лгуна дом сгорел - никто не поверил.

Умный понимает, глупый слушает.

  • проект «Обычаи и традиции турков»

Турция — страна с богатой культурой, на которую наложили отпечаток, с одной стороны, ислам, с другой — древние традиции кочевников. Несмотря на повсеместное осовременивание и культивирование западного образа жизни, традиции строго соблюдаются. Турки относятся к тюркским народам. В Казахстане проживает около 97 тыс. турков.

  • Музыкальные инструменты

Канун, каманча

  • Пословицы

Столько наговорил, что и в шапку не возьмешь.

Какая на собаке шерсть, такая ей и честь.

Был бы друг, найдется и досуг.

Лучше матери друга не сыщешь.

  • проект «Особенность корейской национальной кухни»

  • Праздники

Все корейцы считают очень важными несколько дат в жизни человека, которые, как правило, отмечаются как большие праздники - торжественно и обильными яствами. В их число входят пэк иль, отмечаемый через 100 дней после рождения ребенка, толь - день, когда ребенку исполняется один год, и хвегап или хвангап.

  • Одежда

Корейская национальная одежда называется «ханбок». Ханбок можно считать одним из национальных символов Республики Корея. Покрой и ткань ханбока гармонично сочетают в себе яркие цвета, кривые и простые линии. Красоту ханбока дополняют, имеющие округлые формы, чогори (рубашка), посон (хлопчатобумажные носки) и белый накладной воротничок.

  • Игры: «Палочки ют», «Человек, ружьё, тигр», «Падук», «Чанги», «Чхаджон нории».

  • Музыкальные инструменты

Чангу, Темпл-блок, Каягым .

  • Национальные блюда Корейские приправы

В прошлом каждая корейская семья самостоятельно готовила соевый соус, домашний твенчжан (соевая паста) и кочхучжан (паста из красного перца). Эти три компонента являются самыми важными приправами корейского стола, поэтому их домашняя заготовка, как и закваска кимчи впрок, были неотъемлемым элементом быта корейской семьи.

  • Пословицы

Достаточно увидеть человека за одним делом, чтобы понять, каков он в десяти делах.

Долог путь, когда идешь один.

В спор вступай, а драку разнимай.

Выпущенную стрелу можно вернуть, а сказанное слово- нет.

Рот мой – враг мой.

  • проект «Я родом из Польши»

  • Впервые поляки появились на территории Казахстана в 18 – 19 веках. Поляки — самый многочисленный западнославянский народ. В Казахстане поляков проживает около 34 тыс. человек.

  • Традиции

Поляки считаются народом, любящим праздники, соблюдающим традиции, поддерживающие давние обычаи. Старинные обряды теперь стали весёлыми играми.

  • Праздники

Праздником, который в польской традиции занимает очень важное место, является Рождество. Особая атмосфера царит в канун Рождества - Сочельник (в Польше он называется Вигилия). С этим днем связано больше всего обрядов, обычаев и верований. Сочельник - самый семейный польский праздник. Большую роль в создании праздничной атмосферы играет оформление дома или квартиры. Главным украшением становится нарядная елка, без которой трудно представить праздник Рождества.

  • Музыкальные инструменты

Генсле, Сука́.

  • Пословицы

Из кривого бревна мачту не сделаешь.

Легче выдержать бурю морскую, чем подлость людскую.

Из малого облака бывает большой дождь.

Не счастье человека, а человек счастье создаёт.

У всякого человека свой гонор есть.

  • проект «Обряды и игры русских народов»

  • Русские — восточнославянский народ. Один из коренных народов России. Есть также крупные диаспоры на Украине, в США, Казахстане, Белоруссии и других государствах. Являются самым крупным народом в Европе.

  • Русский национальный костюм — используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона. Праздничный и повседневный.

  • Русская кухня — традиционная кухня русского народа. Её блюда и вкусовые акценты меняются в зависимости от географического положения. Русская кухня вобрала в себя элементы французской кухни, а также блюда стран бывшего СССР и различных народов, населяющих Россию.

  • Русские народные игры

«Фанты», «Филин и пташки», «Краски», «Горелки», «Пятнашки», «Кот и мышь».

  • Русские пословицы

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Где выросла сосна, там она и красна.

В своем болоте и лягушка поет.

У своего гнезда и ворон орла бьет.

  1. Этап рефлексии

    1. Анализ и обсуждение проектных работ

    2. Игра «Сердце класса»

Учитель заранее делает «сердце» из картона.

Дети на листке бумаге записывают дружеские , приятные слова в адрес одноклассника, имя которого они вытянули по жребию, затем каждый приклеивает свой листок бумаги на заготовленное из картона сердце.

- Что тебе понравилось в этом сердце?

- Нравится ли тебе то, что написано там про тебя?

- Почему слова о каждом из вас расположили на «сердце»?

Вывод по уроку

Мы все вместе соглашаемся с мнением товарищей, любим друг друга в классе, где учатся ребята разных национальностей. Это и есть национальное согласие.

  1. Этап домашнего задания

На прогулке научиться играть в эти игры.

  1. Подведение итогов урока

- Встать в круг, поблагодарить за хорошую работу.

- Казахстан – это 16 миллионов я., и его будущее будет зависеть и от тебя, и от тебя. Если каждый из вас приложит силы, чтобы ваши мечты осуществились, тогда и страна наша будет процветать, в ней всегда будет царить мир и благополучие.

Разговор заканчивается пожеланиями нашей стране от юного поколения.

«Мы счастливы, что наша Родина – Казахстан! Желаю тебе Родина…»

  1. Этап рефлексии

Танец «Родина Моя»

Оценивание эмоционального настроя.

- Если у вас всё получилось, то возьмите жёлтый узор.

- Если у вас были трудности, то – зелёный.

- Если ничего не понятно, то – синий.

Урок-конспект по познанию мира на тему "Народ Казахстана" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Автор Апенко Ирина Александровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1259
Номер материала 26655
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓