Инфоурок Химия Другие методич. материалыУрок-конспект по химии на тему "Гидролиз солей" (11 класс)

Урок-конспект по химии на тему "Гидролиз солей" (11 класс)

Скачать материал

Тема урока: «Гидролиз солей»

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Вид урока: комбинированный, проблемный.

    Форма проведения урока: лабораторный опыт, беседа.

    Цель урока:

  • Способствовать формированию у учащихся понятия «гидролиз», умения писать краткие ионные уравнения реакций гидролиза,
  • Развивать у учащихся память, наблюдательность, логическое мышление,
  • Воспитывать у учащихся аккуратность, уважение к окружающим, любовь к предмету.

Оборудование: на столах учащихся: растворы хлорида натрия, сульфата алюминия, карбоната натрия, лакмуса, штатив с пробирками, чистые листочки и карточки для проведения проверочной работы, таблица растворимости, периодическая система.

На столе у учителя: демонстрационный штатив с четырьмя пронумерованными пробирками с растворами хлорида натрия, сульфата алюминия, карбоната натрия, карбоната кальция,  вода.

      1 этап: постановка учебной проблемы (15 минут)

1. Первому учащемуся (левая часть доски)

-записать на доске окраску индикатора в различных средах

                                              Нейтральная                 кислая                     щелочная

Лакмус

Фенолфталеин

Метиловый оранжевый

 

2. (средняя часть доски)

- на какие ионы диссоциируют следующие вещества? Допишите уравнения реакций.

Второй учащийся           третий учащийся                  четвертый учащийся

H Cl  →                                       Na OH→                                 NaCO

H NO →                                   KOH→                                    Al(SO)3

HSO→                                   Ba(OH)                           Na Cl →

3. Третий учащийся (правая часть доски)

Запиши по две формулы веществ сильных электролитов

Кислоты                           Основания                                        Соли

   ?                                        ?                                                          ?

   ?                                        ?                                                          ?

 

      В это время с классом учитель проводит фронтальный опрос по следующим вопросам:

1.      Какие вещества называются электролитами?

2.      Вещества с какой связью относятся к электролитам?

3.      Какие вещества называются неэлектролитами?

4.      Вещества с какой связью относятся к неэлектролитам?

Разбираем ответы учащихся у доски.

Вопросы первому учащемуся:

-какие вещества называются индикаторами?

Вопросы второму учащемуся:

-дать определение кислотам с точки зрения теории электролитической диссоциации.

-почему все кислоты одинаково изменяют окраску индикаторов?

Вопросы третьему учащемуся:

- дать определение щелочам с точки зрения теории электролитической диссоциации.

-почему все щелочи одинаково изменяют окраску индикаторов?

Вопросы четвертому учащемуся:

- дать определение солям с точки зрения теории электролитической диссоциации.

Вопросы пятому учащемуся:

- какие электролиты называются сильными?

- какие электролиты относятся к слабым?

Постановка проблемы

Вопрос к классу:

- будут ли  растворы солей изменять окраску индикаторов? (ПРОБЛЕМА!)

Выдвижение гипотез

Обсуждаем.

Да. Почему?

Нет. Почему?

Учащиеся должны сказать: «Скорее всего, нет, так как нет ионов водорода и нет гидроксид ионов.»

Проверка гипотез

2 этап : лабораторный опыт (4 мин)

Проделаем опыт: (напомнить о ТБ)

Налейте в три пробирки по 2 мл. следующих солей

1пробирка - карбонат натрия

2 пробирка - сульфат алюминия

3 пробирка – хлорид натрия

и прилейте в каждую из них несколько капель лакмуса. Запишите цвет раствора в тетради, определите среду раствора.

Запись в тетради и на доске должна быть следующая:

 

1 пробирка                                    2 пробирка                                   3 пробирка

 Na2 CO3                                                             Al2 (SO4)3                                                                 NaCl

      +                                                         +                                                   +

         Лакмус                                             лакмус                                       лакмус

Окр.        ?                                                     ?                                                ?

Среда      ?                                                     ?                                               ?

Выдвижение новой проблемы.

Вопрос к классу: Почему же соли изменяют окраску индикаторов?  (ПРОБЛЕМА)

Подводящий к теме диалог:

Почему соли изменяют окраску индикаторов?

Откуда появляется избыток ионов водорода, избыток гидроксид ионов?

Какое вещество кроме соли находиться в растворе? Или Что является растворителем соли?

Может ли происходить взаимодействие ионов соли и воды?

3 этап Объяснение новой темы. (12 мин)

Называю тему урока и цель.

Записываем в словарь определение гидролиза.

(от греческого «гидро»- вода, «лизис» - разложение).

Объясняем первый случай.

  1. Na 2CO3 → 2 Na+ + CO32 –  определяем генезис соли (происхождение)

                             С.          Сл.

С водой всегда взаимодействует ион, вошедший в состав соли  из слабого электролита.

CO3 2-  + HOHHCO3-  + OH-  (краткое ионное уравнение реакции гидролиза по первой ступени)    среда щелочная

Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой происходит по аниону, среда щелочная (лакмус окрашивается в синий цвет).

Объясняем второй случай.

2.  Al 2 (SO 4)3 → 2Al 3+ + 3SO 2-

                              Сл.      С.

      Al3+ +  HOH → Al (OH)2+ + H+

      Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой происходит по катиону, среда кислая (лакмус окрашивается в красный цвет)

3        Na Cl → Na+ + Cl-

                       С.      С. Гидролиз не происходит (лакмус фиолетовый).

4        Ca CO3→ Ca + CO32-

                           Сл.    Сл.

Ca2+ + HOH→ CaOH+ + H+

CO3 2- +HOH → HCO- + OH-

H+ + OH- →HOH

Записываем вывод в тетрадь: гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой происходит и по катиону, и по аниону, среда нейтральная (лакмус фиолетовый).

4 этап  реализация продукта.(3 мин)

Делаем выводы.

Что такое гидролиз? Как происходит гидролиз солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой? Как происходит гидролиз солей, образованных слабым основанием и сильной кислотой? Как происходит гидролиз солей образованных сильным основанием и сильной кислотой? Как происходит гидролиз солей, образованных слабым основанием и слабой кислотой?  Составляем шпаргалку:

Сл. Силь.- кислая

Сильн. слаб. – щелочная

Сл. Сл. – нейтр.

Сильн. Сильн. - нейтральная

 Записываем ДЗ. (записано заранее на левой обратной стороне доски): параграф 6, упр. 8 стр. 20.

Работаем устно. Назовите среду раствора следующих солей (правая обратная сторона доски, записано заранее).

Na NO 3            Fe Cl3                   Ba CO3                             Na2 S                         Ca CO3

Выставить оценки, прокомментировать.

 

Проверочная письменная работа (Обучающая 5 минут).

Задание на листочках у каждого на столе (карточки 25 вариантов)

1 вариант. Написать краткие ионные уравнения гидролиза солей по первой ступени:

хлорид калия, сульфид натрия, нитрат цинка

Собрать листочки. Урок закончен.

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

 

Тема: Решение экспериментальных задач по теме: «Гидролиз солей»

 

Цель: научиться объяснять результаты экспериментальных задач

 

Обобрудование: растворы солей: сульфат алюминия, хлорид натрия, карбонат натрия, сульфат цинка, порошок магния, лакмусовая бумажка.

 

 

Ход работы

Опыт № 1 Определение среды растворов солей.

 

С помощью индикатора определите среду в растворах следующих солей: сульфата алюминия, хлорида натрия, карбоната натрия. Какую среду показывает индикатор в каждом случае? Запишите уравнения реакций в молекулярном виде и объяснение происходящее.

 

Опыт № 2. Усиление гидролиза

 

А) К порошку карбоната натрия добавьте сначала холодной воды, а потом горячей. Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном виде и объяснение происходящее.

Б) К раствору сульфата цинка добавьте порошок магния. Какие изменения протекают в растворе? Запишите уравнения реакций в молекулярном виде и объяснение происходящее.

 

Опыт № 3. Взаимное усиление гидролиза солей.

 

К раствору сульфата алюминия добавьте раствор карбоната натрия. Какие изменения протекают в растворе? Запишите уравнения реакций в молекулярном виде и объяснение происходящего.

 

Выводы по работе:

1.     Какие соли подвергаются гидролизу? По какому типу протекает их гидролиз?

2.     Какими способами можно усилить обратимый гидролиз, протекаюший по аниону? по катиону?

3.     В каком случае возможен взаимный гидролиз растворов солей?

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа  

«Скорость химических реакций. Химическое равновесие»  

I. Изучение зависимости скорости реакции от различных факторов

Опыт 1.К одинаковым объемам соляной кислоты добавьте кусочки цинка. Сравните скорости этих двух реакций. Объясните причину различия скоростей.

Уравнения   реакций:_______________________________________________________________________________________________

Выводы:

Опыт 2. Поместите в одну пробирку железный гвоздь (или кусочек мела), в другую - железные опилки  (или измельченный мел) и прилейте одинаковые объемы соляной кислоты. Сравните скорости реакции и объясните причину различия.

Уравнение реакции:_______________________________________________________________________________________________

Вывод:

Опыт 3 В пробирки налейте одинаковые объемы раствора серной  кислоты,

одновременно прилейте растворы  хлорида  бария ВaCI2 разной концентрации (25г/л и 200г/л)

Реакция протекает по уравнению:

Засеките время, через которое в пробирках появится осадок сульфата бария. Объясните причину разновременного появления осадка.

Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________

Опыт № 4.  Приготовьте гидроксид меди (II), разлейте в 2 пробирки. Заметьте время. Через которое появится черный оксид меди (II) при нагревании и без него. Сделайте вывод о зависимости скорости реакции от температуры.

Уравнение реакции:_____________________________________________

 

Общий вывод:  Как можно ускорить  скорость химической  реакции?

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-конспект по химии на тему "Гидролиз солей" (11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по теме "Гидролиз солей" предназначен для 11 классов по учебнику О.С. Габриелян. Урок построен из двух частей: 1 часть-Теоретическое обоснование, изменение окраски индикаторов в разных средах растворов солей, выполнение заданий из заданий части В (тест на установление соответствия с выполнением эксперимента) ЕГЭ; 2 часть- практическая работа по усилению и ослаблению среды растворов с помощью кислот, щелочей. У учащихся углубляются знания, умения и навыки по данной теме, они могут объяснить причину изменения среды расторов солей. Развиваются навыки убеждения и речевая грамотность по химии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 682 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1039
    • DOCX 67.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ендан Елизавета Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ендан Елизавета Александровна
    Ендан Елизавета Александровна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 1114
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 27 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 316 человек из 67 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель химии

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы нарративного подхода: теория и методы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовое моделирование и управление инвестиционными проектами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектура мира: от Крита до Австралии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 19 регионов