Физические и
химические свойства спиртов .
Урок
открытия новых знаний и построения системы знаний Класс 10
Цели урока:
- доказать,
что химические свойства спиртов будут в первую очередь связаны с наличием в их
молекуле функциональной гидроксильной группы;
- изучить
свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов в сравнении между собой;
- развивать
умения учащихся работать с химическим оборудованием и веществами;
-
формировать умения делать умозаключения, выводы, предсказывать возможный
характер протекания тех или иных химических реакций, устанавливать логическую
взаимосвязь «строение – свойства вещества».
-
расширение понятий о типах химических реакций: этерификации, дегидратации,
одновременно протекающей реакции дегидрирования и дегидратации.
Задачи:
*обеспечить
взаимодействие школы и семьи в процессе образовательной деятельности.
*обеспечить
использование системы приемов организации образовательной деятельности
обучающихся с разными источниками информации
*содействовать
в ходе урока формированию причинно-следственных связей;
*продолжить
формирование научного мировоззрения;
*обеспечить
нравственно-этическое воспитание (антиалкогольное воспитание);
*содействовать
физическому воспитанию, через напоминание об осанке учащихся во время работы,
соблюдения ТБ, проведение физкультминутки.
Содержание
учебного материала: прогнозирование реакционной способности
спиртов, химические свойства спиртов: кислотно-основные свойства Окисление
спиртов (в кислой и нейтральной среде), реакции отщепления (элиминирования):
дегидратация ( правило Зайцева).Реакция дегидрирования и дегидратации ( реакция
С.В.Лебедева). Реакция этерификации.
Методы:
словесный, работа с учебником и справочником, наглядный, практический, частично-поисковый,
проблемный.
Форма
работы:
фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование
:
интерактивная доска
Химическое
оборудование:
штативы с пробирками, стеклянные палочки.
Реактивы: гидроксид
натрия, сульфат меди (II), спирты: глицерин, этанол, вода.
Дидактическое
сопровождение урока:
ЦОР –
одноатомные спирты - строение, химические свойства. Тест. Проектор. Набор
реактивов и лабораторного оборудования для демонстрационных и лабораторных
опытов. Таблица - спирты – строение молекулы. Опорные конспект, тестовые
задания, дополнительная информация – раздаточный материал для учащихся.
Краткое
содержание урока:
I этап:
Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
II этап:
Целеполагание. Мотивация к деятельности.
III этап:
Актуализация знаний.
IV этап:
Изучение нового материала.
V этап:
Обобщение и закрепление пройденного материала.
VI этап: Домашнее
задание.
VII этап: Рефлексия
Ход урока
I.
Организационный
момент.
Проверка готовности учащихся к уроку: наличие у
учеников учебников, тетрадей, дневников ( визуально). Снятие эмоциональной
нагрузки.
II.
Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
Решите
задачу: Вычислите молекулярную формулу органического вещества,
в
молекуле которого массовая доля углерода составляет52,2%, массовая доля
кислорода – 34,8%. Относительная плотность паров данного вещества равна 23.
Постройте структурную формулу вещества.
Решение
задачи у доски показывает ученик:
А).
М СхНуОz = 23х2 =
46г/моль. Б). W (H) = 100%- (52,2+
34,8) = 13%/
В).
Х:У:Z = 52,2/12
: 13/1 : 34,8/16 = 4,35 : 13 : 2,175 = (НОК 2,175) = 2 : 6 : 1
Простейшая
формула вещества С2Н6О М (С2Н6О) =
12х2 + 6х1 + 16 = 46г/моль
Истинная
формула вещества - С2Н6О
Полная
стуктурная формула Н-С - С- О – Н название вещества -
этанол
| |
Н Н
Ребята,
какую тему будем изучать на уроке?
Таким
образом, тема сегодняшнего урока – изучение свойств этанола в сравнении с
глицерином. Возникает проблема: а какие свойства проявляют спирты?
III.
Изучение
нового материала ( проходит в форме научно-исследовательской работы)
1.
Прогнозирование
химических
свойств этанола по строению молекулы
б- б+
Н-- С – С - О – Н а).. за счет протона водорода проявляют
| | слабые
кислотные свойства, реагируют с
Н Н щелочными, щелочно-земельными металлами.
б). За
счет ОН – группы проявляется основные свойства и спирты реагируют с
галогеноводородами, карбоновыми кислотами, концентрированной серной кислотой,
друг с другом, этанол окисляется оксидом меди (II) в альдегид, а
глицерин в комплексную соль, все спирты горят в кислороде воздуха. Спирты
проявляют кислотно-основные свойства.
Вывод: Этанол и
глицерин проявляют слабые кислотно-основные свойства.
2.
Создание
рабочей гипотезы: Если спирты при проведении эксперимента будут
реагировать с щелочными металлами, галогеноводородами, серной кислотой, оксидом
меди (II), Сu(OH)2,
карбоновыми кислотами и друг с другом, то подтвердится вывод о слабых кислотно-основных
свойствах спиртов.
3.
Для
проверки рабочей гипотезы мы будем работать группами и проводить лабораторные
опыты с этанолом, глицерином и сравнивать полученные результаты.
3.Техника
безопасности при выполнении эксперимент
4.
Лабораторная
работа «Физические свойства спиртов»
Задание. В
2 пробирки налейте по 2 мл этанола и глицерина. В каждую пробирку добавьте по
2 мл дистиллированной воды. Что вы наблюдаете? Какую занономерность вы можете
установить? Сделайте вывод.
Вывод: с увеличением
относительной молекулярной массы изменяется агрегатное состояние спиртов,
ухудшается их растворимость. Этанол хорошо растворяется в воде.
5.Взаимодействие
спиртов с металлическим натрием.
Инструкция. В 2
пробирки налейте по 2 мл этанола и глицерина. В каждую пробирку добавьте
кусочки металлического натрия. Какие свойства проявляют спирты? Слделайте
вывод.
СН3-СН2ОН
+ Na === CН3-СН2ONa + H2
2CH2(OH)-
CH(OH)-CH2(OH) + 6 Na == 2CH2(ONa)- CH(ONa)-CH2(ONa)
+ 3H2
Вывод: Спирты
проявляют слабые кислотные свойства за счет водорода гидроксильной группы.
Выделяется газообразный водород.
6.Лабораторная работа «Взаимодействие спиртов с
нерастворимыми основаниями»
Задание: В 2 пробирки налейте по 2 мл
этанола и глицерина. В каждую пробирку добавьте по 1 мл голубого осадка
гидроксида меди (II) .
Встряхиваем содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
СН3-СН2ОН
+ Сu(OH)2 ===
реакция не идет
2CH2-OH CH2-O
H-O-CH2
| |
Cu
|
2
CH-OH + Си(ОН)2 =CH-O
- H O-CH + 2H2O
|
| |
CH2OH CH2-OH HO-CH2
Вывод: Голубой
осадок Си(ОН)2 растворяется, образуется ярко – синий раствор
глицерата меди(II). Эта
реакция является качественной реакцией для многоатомных спиртов, в том числе и
для глицерина. Глицерин за счет увеличения гидроксильных групп проявляет более
сильные кислотные свойства, поэтому реагирует с нерастворимыми основаниями. Этанол
не реагирует с Си(ОН)2.
7.
8.
Окисление этанола оксидом меди (II).
В 2
пробирки наливаем по 2 мл этанола и глицерина. Медную проволоку накаливаем в
пламени спиртовки до образования черного налета на поверхности медной
проволоки и опускаем проволоку в растворы спиртов. В пробирке с этанолом
черный налет растворяется и проволока снова становится краснокоричневым. В
пробирке с глицерином не происходит изменений. Сделайте вывод.
t0
2Си + О2 == 2 СиО
СН3-СН2-ОН
+ CuO = СН3-СНО
+ Cu + H2O
CH2(OH)- CH(OH)-CH2(OH) + CuO == реакция
не идет
Вывод: Реакция с
оксидом меди (II)
происходит с этанолом, так как черный порошок оксидом меди (II)
превращается в краснокоричневый медь, а этанол превращается в альдегид
этаналь.Эта реакция является качественной реакцией на одноатомные первичные
спирты. Глицерин не реагирует с СиО. Результаты лабораторных опытов
подтвердили правильность рабочей гипотезы.
IV.
Обобщение
и закрепление темы.
1.
Какими
свойствами обладают спирты?
2.
Почему
проявляются эти свойства?
3.
Как
они изменяются у спиртов?
4.
Какими
свойствами одноатомные спирты отличаются от многоатомных спиртов?
5.
У
каких кислот более сильно выражены кислотные свойства?
6. Выполните
задания часть В из материала ЕГЭ.
Для этилового спирта
характерны:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.