Главная / Химия / Урок-конспект по химии на тему "Белки" (10 класс)

Урок-конспект по химии на тему "Белки" (10 класс)

hello_html_620ae7c7.gifhello_html_m703ac11a.gifhello_html_72d69f0b.gifhello_html_m12c0ed28.gifhello_html_4b19ec52.gifhello_html_53378c16.gifhello_html_m155f06b8.gifhello_html_m3ee26007.gifhello_html_m3bc7179e.gifhello_html_5759d5f2.gifhello_html_m3fc19dfb.gifhello_html_m63694be9.gifhello_html_5035f942.gifhello_html_m389514f1.gifhello_html_2bea2749.gifhello_html_77ce8206.gifhello_html_m4bfae82c.gifhello_html_433f10d2.gifhello_html_m4bfae82c.gifhello_html_m7ebb3d7e.gifhello_html_m33b858ef.gifhello_html_m33b858ef.gifhello_html_m33b858ef.gifhello_html_2bea2749.gifhello_html_77ce8206.gifhello_html_186e2d08.gifhello_html_m3f42300f.gifhello_html_3945e51f.gifhello_html_m7ebb3d7e.gif"Белки – основа жизни". 10-й класс

Сенги Нина Степановна, учитель химии.

Организационная информация.

Автор урока– Сенги Нина Степановна.

Должность– учитель химии.

Предмет– химия.

Класс, профиль класса – 10 класс, агротехнологический.

Продолжительность урока – 45 минут.

I. Методическая информация.

1. Тема урока: Белки – основа жизни

2. Вид урока (форма проведения) – практико - ориентированный урок, форма проведения – системно-деятельностная и групповая работа 3. Авторы учебников, по которым ведётся преподавание–Габриелян О. С. “Химия” 10 класс.


4. Цель урока: формирование компетентности разрешения проблемы, информационной и коммуникативной компетентности учащихся .

Задачи урока:

-образовательные: обобщить знания о растительных белках на примере клейковины; закрепить знания об общих и характерных химических свойствах белков; совершенствование умений в комплексе применять знания, практические умения и навыки, их перенос в реальные условия; формирование у учащихся основных мыслительных операций.

- развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, изучаемым веществам через развитие навыков проектно – исследовательской работы в малых группах, владение терминологией, умение донести до слушателей содержание выполненной работы, используя создание презентаций, работу с различными источниками информации;

- воспитательные: знакомство с профессией агронома, химика-лаборанта, бухгалтера – экономиста сельского хозяйства; воспитание чувства хозяина, самостоятельности, ответственности и культуры общения; реализация экологического воспитания. Цель урока – создать условия для изучения строения, свойств и функции растительных белков посредством презентации, лабораторных опытов.


6. Особенности класса.


10-а класс - класс агро-технологического профиля, в данном классе обучаются 20 учащихся, из них 10 детей одаренных, способных,1 человек правополушарный, остальные со смешанным типом восприятия, познавательный уровень высокий, у учащихся развита зрительная и слуховая память, аудиалов – 6человек,визуалов –10 человек, кинестетиков–4человек. Все учащиеся умеют обобщать, выделять главное, анализировать, абстрагировать, делать выводы. Большинство умеют пользоваться Интернет – рессурсами, создавать презентации, работать с литературными источниками. Использование активных методов обучения будет способствовать развитию творческих способностей учащихся, обеспечивать их активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности. В классе хороший микроклимат.Ребята доброжела

тельны, активны, самостоятельны. В классе считается престижным, хорошо учится, уметь дружить, творчески подходить ко всем делам. В классе есть положительные лидеры, которые обеспечивают, высокий уровень самоуправленческой деятельности в классе.



7. Необходимое оборудование.


Мультимедийный проектор, ноутбук, УМК “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” Химия 10 класс презентация, куриный белок, белок пшеницы Фора 29 и Памяти Вавилова, растворы щелочи (NaOH), соляной кислоты (HCl), этилового спирта, пероксида водорода (H2O2), сульфат меди (CuSO4), азотная кислота концентрированная (HNO3); спиртовка, спички, держатель для пробирок, пробирки, картофель сырой и варенный, мясо сырое и варенное, проволока.


II. Конспект урока.

Цель урока: формирование компетентности разрешения проблемы, информационной и коммуникативной компетентности учащихся .

Задачи урока:

-образовательные: обобщить знания о растительных белках на примере клейковины; закрепить знания об общих и характерных химических свойствах белков; совершенствование умений в комплексе применять знания, практические умения и навыки, их перенос в реальные условия; формирование у учащихся основных мыслительных операций.

- развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, изучаемым веществам через развитие навыков проектно – исследовательской работы в малых группах, владение терминологией, умение донести до слушателей содержание выполненной работы, используя создание презентаций, работу с различными источниками информации;

- воспитательные: знакомство с профессией агронома, химика-лаборанта, бухгалтера – экономиста сельского хозяйства; воспитание чувства хозяина, самостоятельности, ответственности и культуры общения; реализация экологического воспитания.


Тип урока: обобщение знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, наборы реактивов для проведения лабораторной работы, раздаточный материал: зерна мягкой пшеницы Фора – 29, Памяти Вавилова, Омская – 29, пробирки, универсальная индикаторная бумага. Реактивы: белковый мучной раствор, раствор сульфата меди (II), 10%-ный раствор гидроксида натрия, раствор азотной кислоты, водная вытяжка почв, семена травосмесей, почва в стаканах, разновесы, информационная карточка «Белки».

Формы и средства обучения: фронтальный опрос учащихся, просмотр и обсуждение презентации, самостоятельная работа в группах по информационным карточкам, составление кластера «Белки» и его защита, химический эксперимент, составление синквейна, ответы на вопросы рефлексивного теста.

Ожидаемые результаты:

  1. Практические умения и навыки в комплексе перенесены в реальные условия.

  2. Сформированные проектно-исследовательские умения, навыки позволят учащимся решить поставленную проблему и получить результаты.

  3. Работа в малых группах способствует повышению коммуникабельности, толерантности и экологическому сознанию

ХОД УРОКА


  1. Организационная часть. (1мин.)

  1. Отчет дежурного ученика.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  1. Стадия вызова (5 мин)

1.Актуализация знаний.

Белки – важнейшие органические вещества. Ребята, почему белков мы считаем важнейшими органическими веществами?

Потому что: 1. На их долю приходится около 50% массы клетки в расчете на сухой остаток; 2.без белков не возможна сама жизнь, так как основные проявления жизни – движение, рост, размножение, сократимость, пищеварение, раздражимость совершаются белками. 3. При расщеплении белков, жиров, углеводов выделяется энергия : 40% которой идет на поддержание постоянной температуры тела , а 60% идет на работу всех клеток организма.

В настоящее время основным источником белка в питании являются зерновые продукты: для человека в виде хлеба, хлебобулочных изделий, для животных – в виде сельско-хозяйственных кормовых культур. Зернах пшеницы содержится вещество клейковина, которая на 70-80% состоит из белка.

Белковые тела привлекают ученых и интерес к их структуре и функциям непрерывно возрастает. До сих пор остаются невыясненными некоторые механизмы участия этих важнейших соединений в процессах, протекающих в живой природе. Белки самые сложные органические вещества с самыми крупными молекулами. Они обладают рядом особенностей, которые не свойственны другим органическим соединениям. Несмотря на достигнутые успехи, ученые отмечают , что с каждым годом снижается содержание клейковины в зернах сельско-хозяйственных культур. Возникла проблема, которую надо решить. Почему наблюдается снижение клейковины в зернах пшеницы, имеется ли связь с условиями происрастания зерновых культур?

Ответы на эти вопросы, ребята, мы попытаемся получить, побывав сегодня в научно- исследовательской лаборатории Министерства сельского хозяйства РТ в качестве специалистов.


  1. Стадия осмысления (25 мин)

Итак, ребята, сегодня мы не просто учащиеся 10 класса, а специалисты сельского хозяйства агрономы, , химики – лаборанты, ученые – биологи, бухгалтера – экономисты.

Перед нами поставлена проблема: Изучить снижение клейковины зерновых культур.

Давайте составим кластер «Клейковина »


Полив Удобрения Уход

УСЛОВИЯ ПРОИЗРАСТАНИЯ

Почва Тепло

Клейковина

зерна

*Кислотность

*Содержание гумуса

(перегноя)


ОЖИДАЕМЫЕ

ИЗМЕНЕНИЯ В РАСТЕНИИ

Мощная Много листьев

корневая система

Сильные стебли, Ранее созревание

Крупные зерна,

где больше клейковины


Из составленного кластера возникла рабочая гипотеза: если создать соответствующие эффективные условия произрастания, то в зернах зерновых культур образуется больше клейковины хорошего качества и это свойство будет сказываться на качестве хлеба и хлебобулочных изделий, кормовых культур для животных.


VI. Исследовательская деятельность в малых группах по реализации гипотезы: Мы делимся на группы и будем работать по информационным карточкам.


Информационная карточка для химиков – лаборантов


Цель исследования: определить в почве пришкольного участка Аграрного лицея «Зеленый мир» : 1). Кислотность почвенного образца;

2). Определить содержание гумуса в% в почвенном образце.

Выступить с полученными результатами.


Информационная карточка для агрономов


Цель исследования: Определить наиболее эффективные и экологически чистые способы повышения плодородия почвы пришкольного участка.

1). Найти соответствующую информацию из имеющихся источников: Интернет – рессурсы, информационная карта, специальная литература.

2). Обосновать наиболее эффективне способы и сделать сообщение.



Информационная карточка для ученых – биологов


Цель исследования: Изучить зерна пшеницы сорта Фора – 29 и Омская – 26, выращенных на учебно – опытном отделе пришкольного участка.

1).Выделить из зерен пшеницы сорта Фора 29 и Омская 26 белок клейковину и изучить его свойства.

2).Химическим опытом доказать наличие белка в белковом мучном растворе, рассчитать массу сырой клейковины в %.

Подготовить сообщение и выступить перед специалистами и учеными.



Информационная карточка для экономистов


Цель исследования: Изучить результаты полученные группами, составить проектно- сметную стоимость выращивания сорта Фора – 29 на пришкольном участке площадью 0,5 га. Результаты доложить на заседании групп.

1).1000 г травосмеси стоит 450 рублей.

2).1000 кг семена сорта Фора – 29 стоит 12500 рублей.


VII.Обсуждение полученных результатов и составление Фишбона. (каждому дается по 2 мин.)

Первостепенное значение в сельскохозяйственном производстве имеет почва. Каковы агрономические свойства почв пришкольного участка «Зеленый мир»?

Выступление химиков – лаборантов.

Наша основная задача определить кислотность почвы с помощью универсальной индикаторной бумаги.

Сначала приготовили водную вытяжку почвы по специальной методике, затем универсальной индикаторной бумагой определили кислотность почвенного раствора, сравнив окраску бумаги со стандартной шкалой. Окраска показывает слабокислую среду ближе к нейтральной – рН от 6 до 7,5.

Как влияют такие агрономические свойства на формирование клейковины зерен пшеницы?

Выступление группы агрономов.

Качество семян и формирование клейковины зависят от наличия в достаточном количестве в почве питательных веществ. Как повысить плодородие почвы, улучшить ее состав, структуру — это наиболее важные вопросы, которые приходится решать агрономам. Нам было предложено из 10 способов повышения плодородия почвы отобрать самые эффективные и экологически чистые способы повышения плодородия почвы. Изучив информацию, наша группа отобрала следующие способы : 1). Посев травосмесей, так как на сегодняшний день этот способ является наиболее эффективным и экологически чистым. 2). Заселение почву калифорнийскими червями. 3). Использование органического удобрения – навоза.

Какова питательная ценность зерен пшеницы сорта Фора – 29, выращенной вашей одноклассницей Даваа Ичин-Хорлуу и районированной пшеницы сорта Омская – 26?

Выступление группы биологов.

Питательная ценность зерна зерновых культур зависит от массы клейковины. Выделяют клейковину по следующей методике: в чашку набирают семена, растирают до муковидного состояния, затем добавляют воду и получают тесто, которого оставляют в воде несколько минут, воду сливают. Так делают несколько раз пока не образуется клейкий остаток.

Наличие белка определяют биуретовой реакцией.

СuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

Синий осадок

Cu(OH)2 + белок == получается темно-синий раствор


Какова себестоимость пшеницы Фора – 29 в условиях выращивания её на пришкольном участке? Итак, слово предоставим экономистам.

Экономическая эффективность возделывания сортов яровой пшеницы сорта Фора 29 при разных сроках посева определяется с помощью следующих показателей:

Чистый доход на 1т продукции (ЧД), руб.:

ЧД=ПР/У*С, (1)

ПР – стоимость всей продукции с 1га, руб.;

У – урожайность, т/га;

С – себестоимость, руб.

Рентабельность продукции (Р), %

Р=ЧД/С, (2)


Стоимость продукции является произведением валового сбора зерна с 1 га на его закупочную рыночную стоимость.


Показатели экономической эффективности возделывания сортов мягкой яровой пшеницы

Показатели

Омская 26

Фора 29

Урожайность с 1 га, т/га

3,2

3,3

Производственные затраты, руб.

2396,26

2397,03

Стоимость продукции, руб.

4800,00

4950,00

Чистый доход, руб

2403,74

2552,97

Рентабельность,%

100,3

106,5


Анализ экономической эффективности подтверждает преимущество сорта Фора над другими сортами. При возделывании этого сорта наблюдается наибольшая стоимость продукции, что приводит к уменьшению себестоимости и увеличению чистого дохода и рентабельности.


VIII. Подведение итогов методом Фишбоун: (3мин)

польза

Вывод?

Клейковина зерна – польза или вред ?








Вред





Чтобы с пользой применять клековину необходимо знать химические свойства и условия произрастания

Без клейковины не было бы хлеба и хлебобулочных

Клейковина зерна – польза или вред ?

изделий





Клейковина вызывает аллергические реакции



Вред


IX. Домашнее задание : прочитать о белках, составить синквейн на тему Белки

Например, (2 мин)

*Белки

* Глобулярные, фибриллярные

* Защищают, регулируют, катализируют.

* Мономеры белков аминокислоты.

* Жизнь.


Рефлексия: Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят знак «+» напротив него.


Рефлексивный тест:

  1. Мне это пригодится в жизни.

  2. На уроке было над чем подумать.

  3. На все возникшие вопросы я получил (а) ответы.

  4. На уроке я поработал (а) добросовестно.






Урок-конспект по химии на тему "Белки" (10 класс)
  • Химия
Описание:

Урок на тему "Белки" предназначен для учащихся 10 класса.

Тип урока: применение знаний в нестандарных ситуациях. Цель урока: на примере белка зерновых культур проверить сходства в строениии и свойствах на примере белка -клейковина-зерновых культур.

Провести исследование-проявляют ли растительные белки, сходства характериные для животных белков.Учащиеся провели качественные реакции характерные для  белков на растительном белке -клейковина.

Результаты исследования  показали, белок клейковина  вступает в те же  качественные  реакции как и белки животного происхождения. Отличительная особенность  клейковины  в том , что  она состоит  из  двух  белков : глиадин и глютенин. Глютенин  содержится  в зернах  3-х  зерновых  культур:ячмень, рожь и пшеница твердая и мягкая сорта. Вызывает  у детей и  пожилых людей аллергические заболевания.

Автор Сенги Нина Степановна
Дата добавления 11.02.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1968
Номер материала 56110
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓