Инфоурок Музыка КонспектыУрок-конференция «Отражение исторических событий в классической музыке»

Урок-конференция «Отражение исторических событий в классической музыке»

Скачать материал

Урок-конференция

«Отражение исторических событий в классической музыке»

 

Эпиграф: Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык,

должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа,

с его историческим развитием.

В. В. Стасов

(Музыкальный и художественный критик, историк искусства)

Цели урока:

- повторение основных событий истории России;

- повторение основных произведений классической музыки;

- воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России;

- развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического

мышления.

Оборудование:

- интерактивная доска с её возможностями ( подобраны портреты великих композиторов М.И. Глинки М.П. Мусоргского А.П. Бородина А.Н. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского Д.Д. Шостаковича; подготовлены для прослушивания отрывки из произведений классической музыки)

- презентация основных событий истории России.

В процессе обсуждения группы используют высказывания великих людей о музыке:

Д. Д. Шостакович : Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.

П. И. Чайковский : ...ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова, не существуют для простой забавы; они отвечают... гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий.

Л. Бетховен : Музыка всегда содержательна. У каждого подлинного музыкального произведения есть идея...

Аристотель :...музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Д. Д. Шостакович : Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.

об истории:

Цицерон: История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.

Сервантес: История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

Н.М. Карамзина : История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижали откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего».

Ход урока:

Учитель: События, эмоции и идеи, которые волнуют общество, находят отражение в музыке. Поэтому интерес общества к историческим событиям, к прошлому своего народа и всего человечества не мог не найти отражение у авторов музыкальных произведений. И сегодня на уроке мы попробуем описать крупные музыкальные произведения, посвященные историческим событиям, выявить причины, побудившие композиторов обратиться к историческим сюжетам, проанализировать идеи, которые стремились выразить авторы этих произведений.

Выступление групп учащихся

Русская классическая опера

1. «Жизнь за царя» М.И. Глинки

Родоначальником русской классической музыки по праву считается

Михаил Иванович Глинка (1804-1857), а его опера «Жизнь за царя» (1836) – первый образец так называемой, «народной» оперы.

Опера посвящена подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина, жившего в Смутное время. В 1612 г. он ценою своей жизни помешал польским шляхтичам захватить новоизбранного русского царя Михаила Федоровича Романова. До Глинки образ Ивана Сусанина уже был воплощен на оперной сцене композитором К.А. Кавосом. Однако именно музыка Глинки превратила хвалебную патриотическую историю про спасение монарха в возвышенную драму о величии русского народа. Иван Сусанин представлен в опере Глинки как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувства, показан на широком фоне крестьянской жизни и природы.

Историческая справка.

Сусанин И.О.- герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в н.XVII века. Крестьянин с.Деревеньки, близ с.Домнино Костромского уезда. Зимой 1622-1613гг. Сусанин был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до с. Домнино – вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Фёдорович. Сусанин намеренно завёл отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен. Память о Сусанине сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражён в художественной литературе и в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». В Костроме установлен ему памятник.

Музыкальное разнообразие оперы подкрепляется противопоставлением русской и польской национальной музыки. Русская музыка протяжная, мелодичная, исполняется преимущественно хорами, польская – ритмичная и резкая, в большей степени танцевальная. Польская и русская темы проходят сквозь все музыкальное действие. Опера завершается величественным хором «Славься!» - светлым гимном подвигу русского народа, отстоявшего свою Родину в борьбе с врагом.

2. «Борис Годунов» М.П. Мусоргского

Традиции обращения в творчестве к драматическим периодам истории России, заложенные М.И. Глинкой, поддержали участники кружка «Могучая кучка», содружества композиторов, созданного М.А. Балакиревым, в состав которого входили Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский- Корсаков.

Опера «Борис Годунов» написана Модестом Петровичем Мусоргским (1839-1881) по мотивам одноименной трагедии А.С. Пушкина и посвящена периоду начала Смутного времени на Руси – царствованию Бориса Годунова (1598-1605). Вслед за Пушкиным и Н.М. Карамзиным Мусоргский поддерживает историческую версию о причастности Бориса Годунова к смерти младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия в Угличе. И это детоубийство становится причиной страшных внутренних страданий царя. Все это происходит на фоне бедственного положения народа и внешней угрозы со стороны поляков, принявших под свое покровительство и подстрекающих к походу на Русь Самозванца, выдающего себя за чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия.

Историческая справка.

— период в истории России с 1598 по1612 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Царствование Ивана Грозного сильно ослабило Россию. Царь не оставил наследника, который мог бы справиться с управлением России в это сложное время. Старший сын Иван был в припадке гнева убит царем. Другой сын, Федор, занявший престол после смерти отца, мечтал стать монахом и мало интересовался государственными делами. Фактически вместо него правил его родственник, умный и волевой боярин Борис Годунов. Самый младший сын Ивана Грозного - Дмитрий, погиб при невыясненных обстоятельствах, но народная молва обвинила в его гибели Бориса Годунова. В 1598 году после смерти бездетного царя Федора династия Рюриковичей, пресеклась. Земский собор избрал Годунова на царство. Началось его правление успешно, но несколько страшных неурожайных лет сильно ослабили власть Годунова. В народе стали считать его неправедным, ненастоящим царем, хотя он прилагал все усилия, чтобы накормить голодных. Достаточно было только искры, чтобы в России разгорелся пожар народной смуты. В начале 17 века в Польше объявился человек, который назвался «чудесно спасшимся» царевичем Дмитрием. Но это был не Дмитрий, а беглый монах Григорий Отрепьев. Поэтому его называют Лжедмитрием. Собрав войско, Лжедмитрий пошел в поход на Москву. В его войско входили отряды польских воинов и недовольных Годуновым русских дворян. Но армия Годунова разбила разношерстное русско-польское войско Лжедмитрия. И только неожиданная смерть Годунова спасла самозванца. Москва открыла ему свои ворота, и Лжедмитрий стал царем. Но правил он всего год. Бояре недовольные тем, что главными советниками Лжедмитрия стали приехавшие вместе с ним поляки, организовали заговор. Лжедмитрий был убит.

Музыка Мусоргского воссоздает многогранную картину эпохи и множество правдивых человеческих типов. В «Борисе Годунове», как и в опере Глинки «Жизнь за царя», есть польский акт и польская тема. Но не конфликт с поляками является решающим в трагической развязке оперы.

Мусоргский претворяет в музыке проблему взаимоотношения царя и народа. Народ, его бунтарский дух, становится главным действующим лицом оперы. В концовке оперы Борис, терзаемый одиночеством и душевным расстройством, умирает, отвергнутый не только народом, но и собственным окружением. Народ приветствует Самозванца. Но плач Юродивого, завершающий оперу, предвещает Руси новые беды. Тревожная музыка Мусоргского дает слушателям почувствовать наступление Смутного времени.

3. «Хованщина» М.П. Мусоргского

«Хованщина» стала последней оперой М.П. Мусоргского. Автор умер во время ее создания, и дописал и оркестровал произведение друг Мусоргского Н.А. Римский-Корсаков. В отличие от большинства опер либретто «Хованщины» создавалось не на основе какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета композитор сам черпал из различных исторических исследований и подлинных документов 17 века. Действие оперы происходит в Москве в 1682 году, в период, непосредственно предшествовавший реформам Петра Первого, и отражает движение стрельцов и раскольников. Мусоргский решил небывалую по новизне и масштабам задачу - рассказал музыкальными средствами о жизни различных общественных слоев русского общества в бурную историческую эпоху, насыщенную политическими столкновениями.

Главный герой оперы – всевластный глава стрелецкого войска Иван Хованский, руководитель заговора против царя Петра. Его сподвижники и, в то же время – скрытые соперники, - князь Василий Голицын – канцлер и фактический правитель России, Досифей – глава раскольников, боярин Шакловитый – ставленник царевны Софьи. Цель заговорщиков – противостоять изменениям, которые предвидятся на Руси с воцарением Петра. Но петровцы узнают про заговор. Иван Хованский погибает от руки наемного убийцы, Голицына отправляют в ссылку, Досифей и его сподвижники сжигают себя в скиту во имя старой веры, но не сдаются петровцам.

Историческая справка

Московское восстание 1682 года , известное как «Хованщина», короткий период всевластия в Москве князя Ивана Хованского, назначенного царевной Софьей после стрелецкого бунта начальником стрелецкого приказа. Хованский пользовался огромной популярностью, стрельцы даже называли его «батей». Лето 1682 г. было отмечено активизацией старообрядцев, надеявшихся при помощи Хованского одолеть официальную церковь, поддерживаемую Софьей, и вернуть Русь к «старой вере». Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г. Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый. Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. 7 августа 1689 год Софья велела Шакловитому снарядить побольше стрельцов в Кремль, будто бы для сопровождения её в Донской монастырь на богомолье. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на село Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. 8 августа сюда пришли «потешные» полки с артиллерией. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь, а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку. Фёдор Шакловитый был казнён.

Музыка Мусоргского показывает неизбежность гибели старого порядка и торжество реформ Петра. Однако, по мысли композитора, и эти реформы не приносят народу облегчение его страданий.

4. «Князь Игорь» А.П. Бородина

Опера «Князь Игорь», по мотивам памятника древнерусской литературы« Слово о полку Игореве», была создана другим участником Могучей кучки Александром Порфирьевичем Бородиным (1833-1887). Опера писалась в течение 18 лет и так и не была полностью завершена самим автором. Н.А. Римский-Корскаков и А.К. Глазунов дописывали ее уже после смерти Бородина.

«Слово о полку Игореве» описывает события периода раздробленности Руси– неудачный поход князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев в 1185 году. Из тщеславия он захотел добиться победы, не прибегая к помощи других русских князей, и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, создатель поэмы страстно призывал всех русских князей к объединению.

Историческая справка.

Среди всех сражений с половцами, вошедших в историю, самым известным был неудачный поход князя Игоря .Киевская Русь много веков воевала с половцами, и в некоторых битвах принимал участие новгород-северский князь Игорь. Тайны Божия никто же не весть, а знамению Творец – Бог и всему миру своему. А нам что створит Бог, – или на добро, или на наше зло, – а то же нам видити ". Такие слова сказал Новгород-Северский князь Игорь Святославич, подойдя со своим войском к берегам Донца. Еще в начале похода на половцев в далеком 1185-м году русская дружина заметила недобрые знаки природных сил. Однако князь считал преждевременное возвращение домой более позорным, чем смерть на поле боя. Как известно из летописей, этот поход не принес славы русскому войску. Он вошел не только в историю, но и литературу. И повествование о нем в «Слове о полку Игореве» значительно повлияло на мировоззрение потомков славных воинов Киевской Руси.

Опера «Князь Игорь» лишена этой политической подоплеки. На первый план в ней выходят народно-эпические черты. Использована народная русская и половецкая (тюркская) музыка. В увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев и дана музыкальная картина ожесточенной битвы. В образах князя Игоря, его жены Ярославны, Владимира Галицкого, половецкого хана Кончака воплощены черты национальных характеров. Во втором акте, посвященном характеристике половецкого стана, представлены сцены половецких плясок, сопровождаемых хором.

5. «Псковитянка», «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) дважды обращался в своем творчестве к эпохе царствования Ивана Грозного, в операх «Псковитянка» и «Царская невеста». В обоих случаях основой сюжета послужили драматические произведения Л.А. Мея, действия в которых происходят в период опричнины – жестокой борьбы царя с боярством, сопровождавшимся многочисленными проявлениями деспотизма и произвола.

«Псковитянка» - первая опера Римского-Корсакова. Действие происходит во Пскове и его окрестностях в 1570 году. Царь Иван Грозный после захвата опричным войском и разорения Великого Новгорода, знать которого подозревалась в измене, выступил на Псков с намерением расправиться и с псковской вольницей. События, разворачивающиеся в опере «Царская невеста», происходят в Москве в 1572 году и связаны с историческим фактом: выбором Иваном Грозным в жены дочери боярина Собакина Марфы и ее скоропостижной мучительной смертью вскоре после замужества с царем.

Историческая справка.

— часть государственной политики в Российском государстве (1565—1572), состоявшая в государственном терроре и системе чрезвычайных мер. Для охраны личности государя и обеспечения проведения в жизнь политики борьбы с крамолой создавался особый корпус опричников, который представлял собой личную гвардию царя.

Первоначально намечалось набрать в опричнину тысячу дворян, но впоследствии, по мере включения в состав опричнины новых территорий, опричное войско многократно увеличилось. Новгородский  был одним из наиболее драматичных эпизодов опричнины. На пути в Новгород опричники опустошили города Клин, Тверь, Торжок и их округи. В начале января 1570 г. опричники вступили в сам Новгород. В городе начались повальные аресты. «Заговорщики» подвергались мучительным пыткам. Смерти предавали не только взрослых мужчин, но и женщин и детей. Целых 6 недель продолжалась эпопея новгородского погрома. Грабежи населения значительно обогатили и опричников.

Расправившись с новгородцами, разграбив и опустошив Новгород и его пригороды, опричная рать двинулась на Псков. Но Псков не испытал страшной участии своего соседа, царь отвел свои войска от города. Осенью 1572 г. царь Иван отменил опричнину столь же скоро и решительно, как он ее и учредил. Даже само слово «опричнина», как сообщают современники-иностранцы, отныне запрещалось употребляться под страхом наказания.

Для той и другой оперы характерен конфликт между страстным стремлением человека к любви и жестокими условиями, в которых оказываются персонажи в силу своего отношения к деспотичному государю.

По верному замечанию академика Б. Асафьева, это «опера-летопись». Ее язык и образы строги и суровы. Но есть в них и высокий лиризм, поэтичность, трепетность, и прежде всего — глубочайшее постижение русского национального духа. Произведение новаторское, смелое, во многом порывавшее с традицией, не сразу нашло соответствующую сценическую форму и полностью удовлетворившее автора музыкальное воплощении.

6. «Мазепа» П.И. Чайковского

Из оперных произведений Петра Ильича Чайковского (1840-1893) в наибольшей степени «историческое» произведение – опера «Мазепа», написанная в 1883 году на сюжет пушкинской поэмы «Полтава». Действие в ней происходит на Украине в начале 18 века во время Северной войны между Россией и Швецией. В центре событий – гетман Украины Мазепа. Это хитрый и властный человек, который облечен доверием русского царя Петр Первого, но в то же время вынашивает планы отторгнуть Украину от России и вступает в сговор со шведским королем Карлом Двенадцатым. О предательстве Мазепы узнает Кочубей, который пишет донос Петру, но царь не верит доносу и позволяет Мазепе и его сторонником расправиться с Кочубеем. На политический конфликт наслаивается личная драма дочериКочубея Марии, которая влюбляется в Мазепу и становится его женой, а потом, не в силах перенести казнь отца, теряет рассудок.

Историческая справка.

Полтавская битва- крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками подкомандованием Петра I и шведской армией Карла XII. Произошла 27 июня 1709 года недалеко от города Полтава в Малороссии. Разгром шведской армии привел к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе.

Перед заключительным действием Чайковский вставил симфонический антракт «Полтавский бой» - батальную картину, живописующую битву русских со шведами, торжество победы и триумфальное шествие русских войск.

История в симфонической музыке.

1. Увертюра П.И. Чайковского «1812 год»

В отличие от оперы, где музыка является составной частью театрального действия, у которого всегда существует событийная, в том числе историческая, основа, в музыке симфонической, инструментальной такой основы нет. Поэтому автор вынужден использовать исключительно музыкальные средства выражения, чтобы соотнести музыку с теми идеями, которые она должна выражать. Тем не менее, в мировой музыке есть симфонические произведения, отражающие исторические события.

Торжественная увертюра «1812 год» Петра Ильича Чайковского (создана в 1880 г.) посвящена победе России в Отечественной войне над армией Наполеона. Это монументальная, программная пьеса, написанная для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра.

Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. В большом вступлении последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, Господи, люди твоя» и две оригинальных темы — тревоги и героических военных сигналов. В основной части увертюры, кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и французская «Марсельеза». Обе имеют большое значение. В торжественной коде снова звучит тема молитвы, после чего появляется тема русского гимна «Боже, Царя храни!», затем Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

2. «Ленинградская симфония» Д.Д. Шостаковича

Немало замечательных музыкальных произведений посвящено Великой Отечественной войне (1941-1945) советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Особое место в этом ряду отводится «Ленинградской симфонии» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1905-1975). Композитор начал создавать свою седьмую симфонию летом 1941 года в городе Ленинграде. 22 июня 1941 года началась война, а 9 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. В осажденном городе Шостакович написал три части симфонии, а финал дописывал в эвакуации в Куйбышеве.

"Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию," – писал Д.Д. Шостакович. Симфония получила название «Ленинградской».

Особую роль сыграло исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Играть могли лишь 15 человек. Для восполнения численности оркестра недостающие музыканты были присланы с фронта. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

Симфония была воспринята во всем мире как живой голос сражающегося народа, вступившего в схватку не на жизнь, а на смерть во имя права на существование, в защиту высших человеческих ценностей. В этом произведении антагонизм двух противостоящих друг другу лагерей нашел прямое, непосредственное выражение. Никогда еще в искусстве музыки силы зла не были обрисованы столь рельефно, никогда еще не была с такою яростью и страстью обнажена тупая механичность деловито работающей фашистской «машины уничтожения».

Закрепление: проверка знаний по теме.

Тест на экране интерактивной доски.

1. Кто не являлся членом «Могучей кучки»: М.А.Балакирев - А.П.Бородин – П.И.Чайковский.

2. Выберите произведение Н.А. Римского-Корсакова: « Снегурочка» - « Князь Игорь» - « Мазепа»

3. Автор оперы «Пиковая дама»: М.П.Мусоргский - П.И.Чайковский - М.И.Глинка

4. Какому историческому событию написана Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича: война 1812 - война 1914-1918 -война 1941-1945

5. Какое произведение У.Шекспира легло в основу балета С.С. Прокофьева: « Укрощение строптивой» - « Ромео и Джульетта» - « Гамлет»

Заключение:

События отечественной истории серьезно повлияли на формирование музыкальных вкусов и пристрастий различных слоев общества. Авторы музыкальных произведений, начиная с эпохи романтизма, часто использовали исторический сюжет в качестве их идейно-драматической основы. Особенностью русской и советской композиторской школы было изображение в музыке наиболее судьбоносных периодов отечественной истории, критический взгляд на прошлое своей страны, трагическое сопереживание страданиям простого народа, восторг перед славой военных побед. Помните эпиграф - высказывание В.В.Стасова о том, что музыка должна быть очень близка с историей народа.

Подведение итогов. Выбор лучшего музыкального произведения.

Домашнее задание: написать эссе «Классическая музыка в жизни современного человека» или «Музыка в историческом кино».

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-конференция «Отражение исторических событий в классической музыке»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок-конференция

«Отражение исторических событий в классической музыке»

 

Эпиграф: Музыка так же, как и всякий другой человеческий язык,

должна быть неразлучна с народом, с почвою этого народа,

с его историческим развитием.

В. В. Стасов

(Музыкальный и художественный критик, историк искусства)

Цели урока:

- повторение основных событий истории России;

- повторение основных произведений классической музыки;

- воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России;

- развитие чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического

мышления.

Оборудование:

- интерактивная доска с её возможностями ( подобраны портреты великих композиторов М.И. Глинки М.П. Мусоргского А.П. Бородина А.Н. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского Д.Д. Шостаковича; подготовлены для прослушивания отрывки из произведений классической музыки)

- презентация основных событий истории России.

В процессе обсуждения группы используют высказывания великих людей о музыке:

Д. Д. Шостакович : Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы ее возможности в будущем. Она будет вечно расти и развиваться, как вечно будет расти и шириться человеческий дух.

П. И. Чайковский : ...ни музыка, ни литература, ни какое бы то ни было искусство в настоящем смысле этого слова, не существуют для простой забавы; они отвечают... гораздо более глубоким потребностям человеческого общества, нежели обыкновенной жажде развлечения и легких удовольствий.

Л. Бетховен : Музыка всегда содержательна. У каждого подлинного музыкального произведения есть идея...

Аристотель :...музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Д. Д. Шостакович : Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся… Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать.

об истории:

Цицерон: История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.

Сервантес: История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.

Н.М. Карамзина : История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижали откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего».

Ход урока:

Учитель: События, эмоции и идеи, которые волнуют общество, находят отражение в музыке. Поэтому интерес общества к историческим событиям, к прошлому своего народа и всего человечества не мог не найти отражение у авторов музыкальных произведений. И сегодня на уроке мы попробуем описать крупные музыкальные произведения, посвященные историческим событиям, выявить причины, побудившие композиторов обратиться к историческим сюжетам, проанализировать идеи, которые стремились выразить авторы этих произведений.

Выступление групп учащихся

Русская классическая опера

1. «Жизнь за царя» М.И. Глинки

Родоначальником русской классической музыки по праву считается

Михаил Иванович Глинка (1804-1857), а его опера «Жизнь за царя» (1836) – первый образец так называемой, «народной» оперы.

Опера посвящена подвигу костромского крестьянина Ивана Сусанина, жившего в Смутное время. В 1612 г. он ценою своей жизни помешал польским шляхтичам захватить новоизбранного русского царя Михаила Федоровича Романова. До Глинки образ Ивана Сусанина уже был воплощен на оперной сцене композитором К.А. Кавосом. Однако именно музыка Глинки превратила хвалебную патриотическую историю про спасение монарха в возвышенную драму о величии русского народа. Иван Сусанин представлен в опере Глинки как живой народный тип, наделен богатством мысли, глубиной чувства, показан на широком фоне крестьянской жизни и природы.

Историческая справка.

Сусанин И.О.- герой освободительной борьбы русского народа против польских интервентов в н.XVII века. Крестьянин с.Деревеньки, близ с.Домнино Костромского уезда. Зимой 1622-1613гг. Сусанин был взят в качестве проводника отрядом польской шляхты до с. Домнино – вотчины Романовых, где находился избранный на престол царь Михаил Фёдорович. Сусанин намеренно завёл отряд в непроходимый болотистый лес, за что был замучен. Память о Сусанине сохранилась в устных народных сказаниях и преданиях. Его подвиг отражён в художественной литературе и в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». В Костроме установлен ему памятник.

Музыкальное разнообразие оперы подкрепляется противопоставлением русской и польской национальной музыки. Русская музыка протяжная, мелодичная, исполняется преимущественно хорами, польская – ритмичная и резкая, в большей степени танцевальная. Польская и русская темы проходят сквозь все музыкальное действие. Опера завершается величественным хором «Славься!» - светлым гимном подвигу русского народа, отстоявшего свою Родину в борьбе с врагом.

2. «Борис Годунов» М.П. Мусоргского

Традиции обращения в творчестве к драматическим периодам истории России, заложенные М.И. Глинкой, поддержали участники кружка «Могучая кучка», содружества композиторов, созданного М.А. Балакиревым, в состав которого входили Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский- Корсаков.

Опера «Борис Годунов» написана Модестом Петровичем Мусоргским (1839-1881) по мотивам одноименной трагедии А.С. Пушкина и посвящена периоду начала Смутного времени на Руси – царствованию Бориса Годунова (1598-1605). Вслед за Пушкиным и Н.М. Карамзиным Мусоргский поддерживает историческую версию о причастности Бориса Годунова к смерти младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия в Угличе. И это детоубийство становится причиной страшных внутренних страданий царя. Все это происходит на фоне бедственного положения народа и внешней угрозы со стороны поляков, принявших под свое покровительство и подстрекающих к походу на Русь Самозванца, выдающего себя за чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия.

Историческая справка.

— период в истории России с 1598 по1612 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. Царствование Ивана Грозного сильно ослабило Россию. Царь не оставил наследника, который мог бы справиться с управлением России в это сложное время. Старший сын Иван был в припадке гнева убит царем. Другой сын, Федор, занявший престол после смерти отца, мечтал стать монахом и мало интересовался государственными делами. Фактически вместо него правил его родственник, умный и волевой боярин Борис Годунов. Самый младший сын Ивана Грозного - Дмитрий, погиб при невыясненных обстоятельствах, но народная молва обвинила в его гибели Бориса Годунова. В 1598 году после смерти бездетного царя Федора династия Рюриковичей, пресеклась. Земский собор избрал Годунова на царство. Началось его правление успешно, но несколько страшных неурожайных лет сильно ослабили власть Годунова. В народе стали считать его неправедным, ненастоящим царем, хотя он прилагал все усилия, чтобы накормить голодных. Достаточно было только искры, чтобы в России разгорелся пожар народной смуты. В начале 17 века в Польше объявился человек, который назвался «чудесно спасшимся» царевичем Дмитрием. Но это был не Дмитрий, а беглый монах Григорий Отрепьев. Поэтому его называют Лжедмитрием. Собрав войско, Лжедмитрий пошел в поход на Москву. В его войско входили отряды польских воинов и недовольных Годуновым русских дворян. Но армия Годунова разбила разношерстное русско-польское войско Лжедмитрия. И только неожиданная смерть Годунова спасла самозванца. Москва открыла ему свои ворота, и Лжедмитрий стал царем. Но правил он всего год. Бояре недовольные тем, что главными советниками Лжедмитрия стали приехавшие вместе с ним поляки, организовали заговор. Лжедмитрий был убит.

Музыка Мусоргского воссоздает многогранную картину эпохи и множество правдивых человеческих типов. В «Борисе Годунове», как и в опере Глинки «Жизнь за царя», есть польский акт и польская тема. Но не конфликт с поляками является решающим в трагической развязке оперы.

Мусоргский претворяет в музыке проблему взаимоотношения царя и народа. Народ, его бунтарский дух, становится главным действующим лицом оперы. В концовке оперы Борис, терзаемый одиночеством и душевным расстройством, умирает, отвергнутый не только народом, но и собственным окружением. Народ приветствует Самозванца. Но плач Юродивого, завершающий оперу, предвещает Руси новые беды. Тревожная музыка Мусоргского дает слушателям почувствовать наступление Смутного времени.

3. «Хованщина» М.П. Мусоргского

«Хованщина» стала последней оперой М.П. Мусоргского. Автор умер во время ее создания, и дописал и оркестровал произведение друг Мусоргского Н.А. Римский-Корсаков. В отличие от большинства опер либретто «Хованщины» создавалось не на основе какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета композитор сам черпал из различных исторических исследований и подлинных документов 17 века. Действие оперы происходит в Москве в 1682 году, в период, непосредственно предшествовавший реформам Петра Первого, и отражает движение стрельцов и раскольников. Мусоргский решил небывалую по новизне и масштабам задачу - рассказал музыкальными средствами о жизни различных общественных слоев русского общества в бурную историческую эпоху, насыщенную политическими столкновениями.

Главный герой оперы – всевластный глава стрелецкого войска Иван Хованский, руководитель заговора против царя Петра. Его сподвижники и, в то же время – скрытые соперники, - князь Василий Голицын – канцлер и фактический правитель России, Досифей – глава раскольников, боярин Шакловитый – ставленник царевны Софьи. Цель заговорщиков – противостоять изменениям, которые предвидятся на Руси с воцарением Петра. Но петровцы узнают про заговор. Иван Хованский погибает от руки наемного убийцы, Голицына отправляют в ссылку, Досифей и его сподвижники сжигают себя в скиту во имя старой веры, но не сдаются петровцам.

Историческая справка

Московское восстание 1682 года , известное как «Хованщина», короткий период всевластия в Москве князя Ивана Хованского, назначенного царевной Софьей после стрелецкого бунта начальником стрелецкого приказа. Хованский пользовался огромной популярностью, стрельцы даже называли его «батей». Лето 1682 г. было отмечено активизацией старообрядцев, надеявшихся при помощи Хованского одолеть официальную церковь, поддерживаемую Софьей, и вернуть Русь к «старой вере». Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г. Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый. Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. 7 августа 1689 год Софья велела Шакловитому снарядить побольше стрельцов в Кремль, будто бы для сопровождения её в Донской монастырь на богомолье. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на село Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. 8 августа сюда пришли «потешные» полки с артиллерией. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь, а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку. Фёдор Шакловитый был казнён.

Музыка Мусоргского показывает неизбежность гибели старого порядка и торжество реформ Петра. Однако, по мысли композитора, и эти реформы не приносят народу облегчение его страданий.

4. «Князь Игорь» А.П. Бородина

Опера «Князь Игорь», по мотивам памятника древнерусской литературы« Слово о полку Игореве», была создана другим участником Могучей кучки Александром Порфирьевичем Бородиным (1833-1887). Опера писалась в течение 18 лет и так и не была полностью завершена самим автором. Н.А. Римский-Корскаков и А.К. Глазунов дописывали ее уже после смерти Бородина.

«Слово о полку Игореве» описывает события периода раздробленности Руси– неудачный поход князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев в 1185 году. Из тщеславия он захотел добиться победы, не прибегая к помощи других русских князей, и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, создатель поэмы страстно призывал всех русских князей к объединению.

Историческая справка.

Среди всех сражений с половцами, вошедших в историю, самым известным был неудачный поход князя Игоря .Киевская Русь много веков воевала с половцами, и в некоторых битвах принимал участие новгород-северский князь Игорь. Тайны Божия никто же не весть, а знамению Творец – Бог и всему миру своему. А нам что створит Бог, – или на добро, или на наше зло, – а то же нам видити ". Такие слова сказал Новгород-Северский князь Игорь Святославич, подойдя со своим войском к берегам Донца. Еще в начале похода на половцев в далеком 1185-м году русская дружина заметила недобрые знаки природных сил. Однако князь считал преждевременное возвращение домой более позорным, чем смерть на поле боя. Как известно из летописей, этот поход не принес славы русскому войску. Он вошел не только в историю, но и литературу. И повествование о нем в «Слове о полку Игореве» значительно повлияло на мировоззрение потомков славных воинов Киевской Руси.

Опера «Князь Игорь» лишена этой политической подоплеки. На первый план в ней выходят народно-эпические черты. Использована народная русская и половецкая (тюркская) музыка. В увертюре, основанной на мелодиях оперы, противопоставлены образы русских и половцев и дана музыкальная картина ожесточенной битвы. В образах князя Игоря, его жены Ярославны, Владимира Галицкого, половецкого хана Кончака воплощены черты национальных характеров. Во втором акте, посвященном характеристике половецкого стана, представлены сцены половецких плясок, сопровождаемых хором.

5. «Псковитянка», «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) дважды обращался в своем творчестве к эпохе царствования Ивана Грозного, в операх «Псковитянка» и «Царская невеста». В обоих случаях основой сюжета послужили драматические произведения Л.А. Мея, действия в которых происходят в период опричнины – жестокой борьбы царя с боярством, сопровождавшимся многочисленными проявлениями деспотизма и произвола.

«Псковитянка» - первая опера Римского-Корсакова. Действие происходит во Пскове и его окрестностях в 1570 году. Царь Иван Грозный после захвата опричным войском и разорения Великого Новгорода, знать которого подозревалась в измене, выступил на Псков с намерением расправиться и с псковской вольницей. События, разворачивающиеся в опере «Царская невеста», происходят в Москве в 1572 году и связаны с историческим фактом: выбором Иваном Грозным в жены дочери боярина Собакина Марфы и ее скоропостижной мучительной смертью вскоре после замужества с царем.

Историческая справка.

— часть государственной политики в Российском государстве (1565—1572), состоявшая в государственном терроре и системе чрезвычайных мер. Для охраны личности государя и обеспечения проведения в жизнь политики борьбы с крамолой создавался особый корпус опричников, который представлял собой личную гвардию царя.

Первоначально намечалось набрать в опричнину тысячу дворян, но впоследствии, по мере включения в состав опричнины новых территорий, опричное войско многократно увеличилось. Новгородский  был одним из наиболее драматичных эпизодов опричнины. На пути в Новгород опричники опустошили города Клин, Тверь, Торжок и их округи. В начале января 1570 г. опричники вступили в сам Новгород. В городе начались повальные аресты. «Заговорщики» подвергались мучительным пыткам. Смерти предавали не только взрослых мужчин, но и женщин и детей. Целых 6 недель продолжалась эпопея новгородского погрома. Грабежи населения значительно обогатили и опричников.

Расправившись с новгородцами, разграбив и опустошив Новгород и его пригороды, опричная рать двинулась на Псков. Но Псков не испытал страшной участии своего соседа, царь отвел свои войска от города. Осенью 1572 г. царь Иван отменил опричнину столь же скоро и решительно, как он ее и учредил. Даже само слово «опричнина», как сообщают современники-иностранцы, отныне запрещалось употребляться под страхом наказания.

Для той и другой оперы характерен конфликт между страстным стремлением человека к любви и жестокими условиями, в которых оказываются персонажи в силу своего отношения к деспотичному государю.

По верному замечанию академика Б. Асафьева, это «опера-летопись». Ее язык и образы строги и суровы. Но есть в них и высокий лиризм, поэтичность, трепетность, и прежде всего — глубочайшее постижение русского национального духа. Произведение новаторское, смелое, во многом порывавшее с традицией, не сразу нашло соответствующую сценическую форму и полностью удовлетворившее автора музыкальное воплощении.

6. «Мазепа» П.И. Чайковского

Из оперных произведений Петра Ильича Чайковского (1840-1893) в наибольшей степени «историческое» произведение – опера «Мазепа», написанная в 1883 году на сюжет пушкинской поэмы «Полтава». Действие в ней происходит на Украине в начале 18 века во время Северной войны между Россией и Швецией. В центре событий – гетман Украины Мазепа. Это хитрый и властный человек, который облечен доверием русского царя Петр Первого, но в то же время вынашивает планы отторгнуть Украину от России и вступает в сговор со шведским королем Карлом Двенадцатым. О предательстве Мазепы узнает Кочубей, который пишет донос Петру, но царь не верит доносу и позволяет Мазепе и его сторонником расправиться с Кочубеем. На политический конфликт наслаивается личная драма дочериКочубея Марии, которая влюбляется в Мазепу и становится его женой, а потом, не в силах перенести казнь отца, теряет рассудок.

Историческая справка.

Полтавская битва- крупнейшее сражение Северной войны между русскими войсками подкомандованием Петра I и шведской армией Карла XII. Произошла 27 июня 1709 года недалеко от города Полтава в Малороссии. Разгром шведской армии привел к перелому в Северной войне в пользу России и к концу господства Швеции в Европе.

Перед заключительным действием Чайковский вставил симфонический антракт «Полтавский бой» - батальную картину, живописующую битву русских со шведами, торжество победы и триумфальное шествие русских войск.

История в симфонической музыке.

1. Увертюра П.И. Чайковского «1812 год»

В отличие от оперы, где музыка является составной частью театрального действия, у которого всегда существует событийная, в том числе историческая, основа, в музыке симфонической, инструментальной такой основы нет. Поэтому автор вынужден использовать исключительно музыкальные средства выражения, чтобы соотнести музыку с теми идеями, которые она должна выражать. Тем не менее, в мировой музыке есть симфонические произведения, отражающие исторические события.

Торжественная увертюра «1812 год» Петра Ильича Чайковского (создана в 1880 г.) посвящена победе России в Отечественной войне над армией Наполеона. Это монументальная, программная пьеса, написанная для исполнения в больших помещениях или на открытом воздухе большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра.

Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. В большом вступлении последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, Господи, люди твоя» и две оригинальных темы — тревоги и героических военных сигналов. В основной части увертюры, кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и французская «Марсельеза». Обе имеют большое значение. В торжественной коде снова звучит тема молитвы, после чего появляется тема русского гимна «Боже, Царя храни!», затем Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.

2. «Ленинградская симфония» Д.Д. Шостаковича

Немало замечательных музыкальных произведений посвящено Великой Отечественной войне (1941-1945) советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Особое место в этом ряду отводится «Ленинградской симфонии» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1905-1975). Композитор начал создавать свою седьмую симфонию летом 1941 года в городе Ленинграде. 22 июня 1941 года началась война, а 9 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. В осажденном городе Шостакович написал три части симфонии, а финал дописывал в эвакуации в Куйбышеве.

"Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу - Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию," – писал Д.Д. Шостакович. Симфония получила название «Ленинградской».

Особую роль сыграло исполнение Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Играть могли лишь 15 человек. Для восполнения численности оркестра недостающие музыканты были присланы с фронта. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

Симфония была воспринята во всем мире как живой голос сражающегося народа, вступившего в схватку не на жизнь, а на смерть во имя права на существование, в защиту высших человеческих ценностей. В этом произведении антагонизм двух противостоящих друг другу лагерей нашел прямое, непосредственное выражение. Никогда еще в искусстве музыки силы зла не были обрисованы столь рельефно, никогда еще не была с такою яростью и страстью обнажена тупая механичность деловито работающей фашистской «машины уничтожения».

Закрепление: проверка знаний по теме.

Тест на экране интерактивной доски.

1. Кто не являлся членом «Могучей кучки»: М.А.Балакирев - А.П.Бородин – П.И.Чайковский.

2. Выберите произведение Н.А. Римского-Корсакова: « Снегурочка» - « Князь Игорь» - « Мазепа»

3. Автор оперы «Пиковая дама»: М.П.Мусоргский - П.И.Чайковский - М.И.Глинка

4. Какому историческому событию написана Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича: война 1812 - война 1914-1918 -война 1941-1945

5. Какое произведение У.Шекспира легло в основу балета С.С. Прокофьева: « Укрощение строптивой» - « Ромео и Джульетта» - « Гамлет»

Заключение:

События отечественной истории серьезно повлияли на формирование музыкальных вкусов и пристрастий различных слоев общества. Авторы музыкальных произведений, начиная с эпохи романтизма, часто использовали исторический сюжет в качестве их идейно-драматической основы. Особенностью русской и советской композиторской школы было изображение в музыке наиболее судьбоносных периодов отечественной истории, критический взгляд на прошлое своей страны, трагическое сопереживание страданиям простого народа, восторг перед славой военных побед. Помните эпиграф - высказывание В.В.Стасова о том, что музыка должна быть очень близка с историей народа.

Подведение итогов. Выбор лучшего музыкального произведения.

 

Домашнее задание: написать эссе «Классическая музыка в жизни современного человека» или «Музыка в историческом кино».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 421 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.03.2015 499
    • DOCX 36.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чистова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чистова Татьяна Викторовна
    Чистова Татьяна Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 84569
    • Всего материалов: 68

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Музыковедение

Музыковед

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Преподавание музыки в дополнительном образовании: методы и приемы обучения и воспитания детей

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: стратегия, развитие, и инвестиции

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 258 человек из 64 регионов

Мини-курс

Основы творческой фотографии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 26 регионов