Главная / Информатика / Урок "Кодирование информации"

Урок "Кодирование информации"


учитель информатики Долгина С.Г.


План-конспект урока по информатике

в 10 классе


Тема урока: «Кодирование информации. Способы кодирования».


Цели урока:

  1. Знакомство с формами представления информации, способами кодирования:

а) внимание;

б) анализ;

в) способность выводить из полученных фактов новую информацию.

  1. Развитие логического мышления:

а) выявление общего признака для кодирования;

б) установление взаимно-однозначных связей при кодировании;

в) умение делать выводы из установленных связей.

  1. Развитие алгоритмического мышления: выработка умений разбивать задачу на отдельные этапы, находить оптимальный способ решения задачи.

  2. Работа с компьютерными программами:

а) воспитание бережного отношения к компьютеру;

б) выработка пользовательских навыков: формирование умения «читать» экран;

в) использование компьютера для решения задач;

г) развитие навыков самостоятельной и творческой работы.

Дидактическое обеспечение:

  1. Плакат «Двоичное кодирование Д. Хаффмена» («двоичное дерево»).

  2. Плакат «Волшебный квадрат».

  3. Карточки для учеников:

  • таблица кода ASCII (стандартная часть и символы альтернативной кодировки);

  • таблица «Кодировка английских символов по Хаффмену»;

  • схема «Двоичное дерево Хаффмена»;

  • двоично-буквенные ребусы;

  • скороговорки.

Программное обеспечение:

    • MS Word;

    • Блокнот;

    • MS Excel.


Основные этапы урока:

Организационный момент: (3 мин.)

  1. Отметить отсутствующих.

  2. Объявить тему и ход урока.

  3. Поставить задачи на урок.


Первый этап: Повторение пройденного материала.

а) Теоретические вопросы для обсуждения:

  • Формы представления информации.

  • Способы кодирования информации (графический – с помощью рисунков или пиктограмм, числовой – с помощью чисел, символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).

  • Что такое кодирование?

  • Как представляется информация в компьютере? (с помощью нулей и единиц, т.е. в двоичном виде).

  • Самая маленькая единица измерения количества информации (бит);

  • По какой формуле можно подсчитать количество информации в сообщении (= 2I, где N – количество возможных событий, I – количество информации);

  • Что такое декодирование? (действия по восстановлению первоначальной формы представления информации);

  • Что необходимо знать, чтобы декодировать закодированное сообщение? (код);

  • В каком коде представлена информация в компьютере? (в восьмибитном двоичном коде);

  • Сколько существует кодовых таблиц для русских букв? (Пять: КОИ8 , CP1251 (ASCII), CP866, Mac, ISO). Это забота пользователя (нет). А чья? (Специальных программ-конверторов).

  • Причины, по которым кодируют информацию (удобство обработки, засекречивание (шифровка) информации, сокращение записи и др.);

  • Ребус является способом кодирования? (Да).


б) Разминка (практическая работа по кодированию-декодированию информации)

  • Что закодировано в этом ребусе?


hello_html_m52275f7c.gif









  • Разгадайте двоично-буквенные ребусы:

(можно использовать программу «Калькулятор»)


0111 Я (семья),

ПО 0010 Л (подвал),

0011 БУНА (трибуна),

СВИ 0001 0000 0000 К (свисток)


  • Прочитайте, потренируйтесь произнести скороговорки, переведите двоичные числа:

  1. Съел молодец
    0011 0011 пирога с пирогом,
    Да все с творогом.


  1. Шли 0100 0000 мышей,
    Несли 0100 0000 грошей,
    А 0010 мыши поплоше
    Несли по 0010 гроша.

--------------------------------------------------------------------------

Ответ:

  1. Съел молодец
    33 пирога с пирогом,
    Да все с творогом.


  1. Шли 40 мышей,
    Несли 40 грошей,
    А 2 мыши поплоше
    Несли по 2 гроша.


  • Записать арифметическое выражение для задачи и подсчитать ответ:

Наша умница Мальвина

Опекает Буратино

И купила для него

Что ему нужней всего:

0010 обложки, 0011 линейки

И на 0111 рублей наклейки.

На обложках – Бармалей,

Цена каждой – 0101 рублей.

На линейки, что купила,

0100 0010 рубля хватило.

Сколько стоили покупки?

На раздумье – полминутки.


Наименование покупки

Цена

Количество

Сумма

Обложки

0101

5 р.

0010

2 шт.

1010 р.

10

Линейки


14 р.

0011

3 шт.

0100 0010 р.

42

Наклейки





0111 р.

7

Всего


59

Ответ: 0010 –2 шт.; 0011 – 3 шт.; 0111 – 7 р.; 0101 – 5 р.; 0100 0010 – 42 р.

5*2 = 10 р. (обл.); + 42 + 7 = 59 р.

  • Закодировать с помощью стандартного кода ASCII (CP1251) следующие слова:

Диск (11000100 11101000 11110001 11101010),

file (01100110 01101001 01101100 01100101)


в) Работа на компьютере по разноуровневым карточкам.

  • Используя программу «Блокнот» прочитать закодированный текст: 171(кавычка «) 199 (З) 237(н) 224(а) 237(н) 232(и) 229(е) 32(пробел) 150 (–) 32(пробел) 241(с) 232(и) 235(л) 224(а) 187 (кавычка »)).

Ответ: «Знание – сила».

  1. Загрузить программу «Блокнот»:

ПускПрограммыСтандартныеБлокнот

  1. Установить размер шрифта 36 пт и гарнитуру:

ФорматШрифт

в поле Размер установить 36,

в поле Шрифт установить Times new Roman

в поле Начертание установить обычный

  1. При нажатой клавише {Alt} ввести число кода символа, отпустить клавишу {Alt}. В документе появится буква.

  • C помощью числового кода, используя программу MS Word, закодировать слова: Монитор, Клавиатура, Зима, Условие.

  1. Запустить текстовый редактор MS Word (с рабочего стола двойным щелчком)

  2. Ввести команду: Вставка Символ

  3. На экране появится диалоговая панель Символ. Центральную часть окна занимает таблица символов для определённого шрифта (выбрать Times new Roman).

Символы располагаются последовательно слева направо и построчно, начиная с символа Пробел (код 32) в левом верхнем углу и кончая буквой « я » в правом нижнем углу таблицы.

  1. Выбрать символ и в раскрывающемся списке из: тип кодировки ASCII (дес.)

  2. В текстовом поле Код знака: появится его числовой код.


Второй этап. Изучение нового.

Кодирование с целью уменьшения объёма информации. Кодирование (шифрование) с помощью «Волшебного квадрата».


Урок "Кодирование информации"
  • Информатика
Описание:

Человек живёт в мире информации, т. е. он получает информацию, хранит информацию, запоминая полученные сведения. Человек обрабатывает информацию, принимая решения для достижения каких-либо целей. Он также передаёт или принимает информацию. Для того чтобы сообщение было не только принято, но и понято, нужно предварительно договориться, что означают, например, два дыма, или последовательность из трёх быстрых ударов, или разведённые в стороны руки, т.е. нужно расшифровать принятое сообщение Таким образом, кроме самого сообщения и физического способа его передачи, появился ещё один компонент – кодирование.

Автор Долгина Светлана Григорьевна
Дата добавления 01.11.2016
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 56
Номер материала MA-068237
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы