Инфоурок Технология КонспектыУРОК: «Казахский орнамент в посуде.»

УРОК: «Казахский орнамент в посуде.»

Скачать материал

УРОК: «Казахский орнамент в посуде.»

 

Тема. «Создание казахского орнамента».

Цели. Познакомить учеников с основными элементами казахского орнамента, историей появления; научить изготавливать элементы казахского орнамента из бумаги.

Оборудование. Выставка изделий казахского искусства: пиалы, тарелки, виды рогообразных орнаментов; образцы изготовления рогообразного орнамента; цветная бумага, ножницы, клей.
Возраст детей:  8-10 лет
Предполагаемое место занятия: Внеурочное занятие, урок технологии.

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными элементами казахского орнамента, будем учиться изготавливать подобные орнаменты из бумаги, сделаем орнамент на пиале из полученных элементов.
Орнаменты — один из видов древнего народного искусства. Орнамент был важной частью древнего прикладного искусства казахов-кочевников. Источником вдохновения для древних мастеров-казахов служила природа, её растительный и животный мир. Восхищаясь красотой природы, они придумывали такой же красочный мир вокруг себя.

Слово "орнамент " в переводе с латинского языка означает "украшение". Украшения из узоров и орнаментов можно встретить повсюду: в интерьере помещений, на предметах быта (шкатулках, книгах, посуде, одежде и др.).
Орнамент состоит из ряда последовательно расположенных элементов. Обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент служит для украшения поверхности какого-либо художественного изделия. Он придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму.

Разнообразной по форме, размерам и назначению была посуда и утварь казахской кухни.

Основным элементом казахского орнамента являются рогообразные силуэты как отражение жизни казахов: животноводов, охотников, земледельцев и кочевников.
Как утверждают ученые, это древние орнаменты, и потому в них присутствуют элементы, отражающие жизнь кочевников и скотоводов. За основу рогообразных орнаментов народные умельцы брали рога барана, архара, козы, коровы, оленя, антилопы, сайгака. Все они очень красивы и своеобразны, каждый имеет свое название. Встречаются не только элементы-рога, но и следы животных и человека, крылья птиц, ожерелья. Из этих элементов рождаются композиции. На сегодняшний день известно около 200 видов.

В орнаментах выделяют такие элементы: бараний рог, рог архара, олений рог, сломанный рог, пара рогов, один рог, горбатый рог, крестовина, верблюжий след, один каблук, парные ожерелья, ожерелье, птичье крыло, утиный след и т. д.

Сегодня мы используем эти орнаменты на пиале.
Пиала́ — небольшой сосуд, чашка без ручек. Форма пиал связана с кочевым образом жизни древних кочевников. Округлая форма без ручек позволяла складывать такую посуду особенно компактно, одну в другую, что было немаловажно в кочевых условиях.

У. Ребята, приступаем к работе:
1.По предложенному шаблону делаем пиалу
2.Выбираем орнамент и выполняем его на цветной бумаге
3.Оформляем пиалу орнаментом.

-Шаблон пиалы.

-Берем лист бумаги (я взяла альбомный лист), сгибаем его пополам и обводим шаблон. Вырезаем.

 

 

 

- Берем полоску красной бумаги длиной 16 см. и шириной 4 см. Складываем её пополам и еще раз пополам.

- Берем желаемый орнамент и переносим его на бумагу.

 

 

Вырезаем и разворачиваем. Вот что получилось.

-Пиала наша должна стоять. Края пиалы подклеиваем клеем и приклеиваем орнамент на пиалу с двух сторон.

-Пиала готова. Можно пить чай!

 

У. Ребята, как здорово у вас получилось!

У.  Подытожим занятие. Какой тип орнамента чаще всего применяют казахские художники?

Д. Рогообразный.

У. Как называются элементы, которые вы использовали при изготовлении поделок?

Д. Бараньи рога.

У. Давайте рассмотрим ваши работы.

Дети анализируют выставленные работы, отмечают наиболее удачные.

– Ребята вы хорошо справились с заданием. Ваши работы украсят наш класс.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "УРОК: «Казахский орнамент в посуде.»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

УРОК: «Казахский орнамент в посуде.» Тема. «Создание казахского орнамента».Цели. Познакомить учеников с основными элементами казахского орнамента, историей появления; научить изготавливать элементы казахского орнамента из бумаги.Оборудование. Выставка изделий казахского искусства: пиалы, тарелки, виды рогообразных орнаментов; образцы изготовления рогообразного орнамента; цветная бумага, ножницы, клей.Возраст детей: 8-10 летПредполагаемое место занятия: Внеурочное занятие, урок технологии.У. Сегодня на уроке мы познакомимся с основными элементами казахского орнамента, будем учиться изготавливать подобные орнаменты из бумаги, сделаем орнамент на пиале из полученных элементов.Орнаменты — один из видов древнего народного искусства. Орнамент был важной частью древнего прикладного искусства казахов-кочевников. Источником вдохновения для древних мастеров-казахов служила природа, её растительный и животный мир. Восхищаясь красотой природы, они придумывали такой же красочный мир вокруг себя.Слово "орнамент " в переводе с латинского языка означает "украшение". Украшения из узоров и орнаментов можно встретить повсюду: в интерьере помещений, на предметах быта (шкатулках, книгах, посуде, одежде и др.). Орнамент состоит из ряда последовательно расположенных элементов. Обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент служит для украшения поверхности какого-либо художественного изделия. Он придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму.Разнообразной по форме, размерам и назначению была посуда и утварь казахской кухни.Основным элементом казахского орнамента являются рогообразные силуэты как отражение жизни казахов: животноводов, охотников, земледельцев и кочевников. Как утверждают ученые, это древние орнаменты, и потому в них присутствуют элементы, отражающие жизнь кочевников и скотоводов. За основу рогообразных орнаментов народные умельцы брали рога барана, архара, козы, коровы, оленя, антилопы, сайгака. Все они очень красивы и своеобразны, каждый имеет свое название. Встречаются не только элементы-рога, но и следы животных и человека, крылья птиц, ожерелья. Из этих элементов рождаются композиции. На сегодняшний день известно около 200 видов.В орнаментах выделяют такие элементы: бараний рог, рог архара, олений рог, сломанный рог, пара рогов, один рог, горбатый рог, крестовина, верблюжий след, один каблук, парные ожерелья, ожерелье, птичье крыло, утиный след и т. д.Сегодня мы используем эти орнаменты на пиале.Пиала — небольшой сосуд, чашка без ручек. Форма пиал связана с кочевым образом жизни древних кочевников. Округлая форма без ручек позволяла складывать такую посуду особенно компактно, одну в другую, что было немаловажно в кочевых условиях.У. Ребята, приступаем к работе: 1.По предложенному шаблону делаем пиалу 2.Выбираем орнамент и выполняем его на цветной бумаге 3.Оформляем пиалу орнаментом.У. Ребята, как здорово у вас получилось!У. Подытожим занятие. Какой тип орнамента чаще всего применяют казахские художники?Д. Рогообразный.У. Как называются элементы, которые вы использовали при изготовлении поделок?Д. Бараньи рога.У. Давайте рассмотрим ваши работы.Дети анализируют выставленные работы, отмечают наиболее удачные.– Ребята вы хорошо справились с заданием. Ваши работы украсят наш класс.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 016 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.10.2020 3553
    • DOCX 1.6 мбайт
    • 133 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ушакова Татьяна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ушакова Татьяна Петровна
    Ушакова Татьяна Петровна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71288
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика инструктажа и обучения в социальном учреждении по вопросам трудовой деятельности

180 ч.

3300 руб. 1650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель технологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 575 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания технологии с учетом реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 295 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 091 человек

Мини-курс

Психология учебной среды и развития детей: от диагностики к коррекции

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Российское движение школьников (РДШ): воспитательная работа

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов