Главная / История / Урок истории в 6 классе по теме "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

Урок истории в 6 классе по теме "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

6 класс, тема: Московская Русь XIV – XVI век (16 часов)

урок №49 Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

Дата проведения урока: 21.03

Педагогические цели:

  • образовательная: раскрыть предпосылки и причины объединения русских земель в единое государство, сформировать представление о политической системе Руси в XIV в., определить причины возвышения Москвы и превращения её в центр объединения Руси, уяснить, что главной причиной этого являлась рациональная политика московских князей;

  • воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;

  • развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

  • создать условия для развития УУД:

  • Личностных: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России; осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

  • Метапредметных: сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

  • Предметных: изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

  • - применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России.

  • Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы. Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Иерархия, рубеж, предпосылки. вотчина, удельные княжества.

Работа с исторической картой: показать на карте «Русь в XIV — первой половине XV в.» великие княжества Северо-Восточной Руси, границу Московского княжества к 1340 г.

Основные персоналии: Даниил Александрович Московский, Михаил Ярославич Тверской, Иван Калита, хан Узбек.

Основные даты: 1325—1340 гг. — правление Ивана Калиты, 1327 г. — восстание в Твери.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: история Средних веков: образование централизованных государств в Западной Европе.

Образовательные ресурсы:1) Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. 6кл. М., Просвещение, 2014г.

2) Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс : пособите для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2012.

3) Презентация «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» videouroki.net.2014, ООО «Компэду».

Наглядность, ТСО: настенные карты, компьютер, медиа проектор.: 1. Карта «Русь в XIV — первой половине XV в.» (с. 169 учебника). 2. Таблица «Предпосылки и причины объединения русских земель». 3. Таблица «Борьба Москвы и Твери».

План

  1. Орг. момент.

  2. Повторение опорных знаний

  3. Усвоение новых знаний

1) Предпосылки и причины объединения русских земель.

2) Политическая система Руси

3) Борьба Москвы и Твери

4) Правление Ивана Калиты

5) Причины возвышения Москвы.

IV. Закрепление, формирование умений и навыков

V.Д/з hello_html_m41482b2d.gif17, учебника, вопросы и задания к нему.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

Преподаватель предлагает учащимся вспомнить:

1. Перечислите русские княжества, которые находились в зависимости от Орды?

2. Вспомните систему управления в русских княжествах накануне монгольского нашествия и в годы ига.

В тот период между княжествами существовали границы, для ввоза товара нужно было платить пошлины, существовало несколько видов денег, постоянные усобицы мешали нормальному развитию всех видов деятельности. Крупные землевладельцы тоже были заинтересованы в объединении. Важным фактором для объединения было то, что земли Руси сохранили единую культуру, язык, религию, а также историческую память о том, что ранее жили в едином государстве.

Но самым важным моментом был внешнеполитический. Русь находилась под игом Орды. Для того, чтобы избавиться от зависимости и не дать соседям окончательно присоединить русские земли, необходимо было объединение всех имеющихся сил.

Задает вопросы:

1. Что такое феодальная раздробленность?

2. Какими были ее причины?

3. Схожа ли она с таковой в Западной Европе?

III. Усвоение новых знаний

1) Предпосылки и причины объединения русских земель.

  1. Первый пункт плана можно изучить, используя различные методические приёмы.

Первый вариант. Учитель объясняет материал сам. Перед объяснением формулируется проблема: в чём сходство и различие процессов объединения русских земель и создания единых

государств в Западной Европе?

Второй вариант. Эвристическая беседа. Учитель отмечает, что начиная с XIV в. происходит процесс собирания русских земель в единое государство.

Вопросы для беседы. Как вы думаете, какие причины заставляли русские земли объединяться? Какие слои населения были заинтересованы в создании единого государства? Вспомните, как проходил процесс создания единых государств в Западной Европе. Выявите сходство и различие процессов появления единых государств в Западной Европе и Руси.

Третий вариант. В ходе объяснения учителя, учащиеся заполняют таблицу

«Предпосылки и причины объединения русских земель».

Предпосылки

Причины

Экономические

Духовные

Экономические



2) Политическая система Руси

Объяснение учителя по ОК:



hello_html_4748520d.png

hello_html_m5c9c173c.png

hello_html_m62888388.png

Вывод: Как вы думаете, необходимо ли было объединение земель в единое Русское гос-во и какие княжества будут это делать?

3) Борьба Москвы и Твери

Объяснение учителя: вы уже сделали вывод, что Русь была готова к объединению, вопрос заключался в том, какое княжество возглавит этот процесс. Учитель рассказывает об истории создания Тверского и Московского княжеств, показывает их первоначальную территорию на настенной карте, обращает внимание на сходные географическое положение, климатические условия, экономические процессы. Тем не менее центром объединения русских земель стала Москва. В ходе объяснения учителя, учащиеся пытаются сформулировать ответ на проблемный вопрос: в чём же причины возвышения Москвы? Рассказ учителя должен сопровождаться работой с картой. Целесообразно также использовать схему «Московские и тверские князья», которая готовится заранее. В ходе рассказа учителя обучающиеся заполняют таблицу «Борьба Москвы и Твери».

Московское княжество

Тверское княжество

Имя князя, годы его правления. Политика князя

Имя князя, годы его правления. Политика князя


На рубеже 13 – 14 веков Северо-Восточная Русь достигла наивысшей степени раздробленности. Тем не менее, в силе оставался принцип подчинения великому князю владимирскому. Для подтверждения своих прав на власть великие князья посещали Золотую Орду, где им выдавались ярлыки на княжение.

Задает вопросы:

1. Назовите города, в различное время игравшие ключевую роль в русской политике.

Право занимать Владимирский престол было почетным. Великие князья собирали ордынскую дань, судили споры между другими правителями. Самыми могущественными княжествами того периода, помимо Владимирского, были Суздальско-Нижегородское, Рязанское, Тверское и Московское. Наиболее привлекательными были земли Тверского и Московского княжеств.

Задает вопросы:

1. Определите, почему территории этих княжеств были так привлекательны.

Через их территорию проходили выгодные торговые пути, отряды ордынцев редко доходили до этих территорий.

На рубеже 12 – 14 веков лидером среди русских земель становится Тверское княжество. Благодаря умелым действиям своих князей Тверь долгое время избегала монгольских набегов. Все это позволило Тверской земле прекратить подчиняться власти великого князя и начать претендовать на первенство среди других русских земель. В 1305 году Михаил Ярославич получил от хана ярлык на великое княжение и официально обрел титул великого князя владимирского.

Соперником Твери было Московское княжество. Начало возвышения Московских земель приходится на период правления князя Даниила Александровича. При нем в состав земель были включены Коломна, Переяславль, Можайск. Территория княжества увеличилась в три раза.

При князе Юрии Даниловиче были налажены отношения с Ордой. Юрий желал заполучить титул великого князя Владимирского. Поэтому женился на сестре хана Узбека. Тем самым он заполучил сильного союзника и ярлык на управление во Владимире.

Задает вопросы:

1. Каким образом складывались отношения русских князей и Орды?

2. Почему русские князья вместо того, чтобы объединиться, продолжали усобицы и боролись за ханские ярлыки?

Такое положение не устраивало правителя Твери Михаила Ярославича. Между княжествами началась борьба. Русь раскололась на два враждующих лагеря – во главе одного стояла Тверь, во главе другого – Москва.

В 1317 году Московское княжество начало войну против Твери. В решающем сражении Юрий проиграл. Боясь усиления Тверской земли, хан Орды вызвал тверского князя в Сарай, где он был убит. Ярлык на управление Владимиром снова оказался у Твери.

4) Правление Ивана Калиты

Во время объяснения учителя с опорой на учебник (с. 153-154), выписать направления внутренней и внешней политики Ивана Калиты, сделать вывод.

В 1325 году власть в Московском княжестве перешла к Ивану Данииловичу Калите. Свое прозвище он получил благодаря накопленному богатству («калита» – кошелек).

Вопросы обучающимся:

1. Как вы думаете, велика ли роль отдельного правителя в истории? Приведите примеры.

Он был осторожным и осмотрительным правителем и понимал, что добиться успехов на Руси можно лишь при опоре на Орду, но так, чтобы в открытую не претендовать на лидерство и не показывать собственную силу.

В первые годы своего правления Иван добился того, что в Москву из Владимира перебрался митрополит.

Иван Калита пытался столкнуть Тверское княжество с Ордой. В 1327 году в Твери началось восстание против ханского сборщика налогов Чолхана. Иван Калита предложил Орде помощь в усмирении Твери. Вскоре после подавления беспорядков, Калита получил титул Великого князя и право сбора налогов для Орды, часть из которых он присваивал и тратил на нужды княжества.

Преподаватель предлагает учащимся ознакомиться с текстом летописи, повествующей об итогах правления Ивана Калиты:

«Перестали поганые воевать русскую землю, перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

1. Как вы считаете, для чего Иван Калита проводил политику примирения с Ордой?

2. Какими были итоги его правления?

Иван Даниилович расширил пределы Московского княжества. Он присоединил Ростовское, Галицкое, Белозерское и Угличское княжества. Московское княжество стало самым крупным и сильным среди русских земель.

hello_html_m4315a357.png

5) Причины возвышения Москвы.

Выслушав ответы учащихся, учитель просит записать в тетрадях по истории причины возвышения Москвы.

  • центр формирования древнерусской народности

  • удаленность от опасных окраин

  • значимые торговые пути

  • земли, пригодные для земледелия

  • развитое феодальное землевладение (дворяне – опора князя)

  • центр формирования древнерусской народности

  • удаленность от опасных окраин

  • значимые торговые пути

  • земли, пригодные для земледелия

  • развитое феодальное землевладение (дворяне – опора князя)

IV. Закрепление, формирование умений и навыков


Вопросы для заключительной беседы. Какова была главная цель всех московских князей? Какими путями и средствами они добивались своего возвышения? Князь Михаил Тверской был причислен Русской православной церковью к лику святых. Как вы думаете, почему? Какова причина тверского восстания 1327 г.? Какова роль московского князя в подавлении восстания? Каковы последствия тверского восстания? Какую роль в возвышении Москвы сыграла Русская православная церковь, ордынские ханы? В заключение урока можно также обсудить проблему: поэт Н. Коржавин посвятил Ивану Калите следующие поэтические строки:

Был ты видом сильно противен,

Сердцем подл...

Но не в этом суть:

Исторически прогрессивен

Оказался твой жизненный путь.

Согласны ли вы с такой оценкой деятельности Ивана Калиты?

Задание на дом: § 17 учебника, вопросы и задания к нему. Ivan Kalita.jpg

Иван I Данилович Калита

Князь Московский

1325 — 31 марта 1340



Урок истории в 6 классе по теме "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
  • История
Описание:

Педагогические цели:

образовательная: раскрыть предпосылки и причины объеди­нения русских земель в единое государство, сформировать представление о политической системе Руси в XIV в., определить причины возвышения Москвы и превращения её в центр объединения Руси, уяснить, что главной при­чиной этого являлась рациональная политика московских князей;

воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве­нных качеств личности;

развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

создать условия для развития УУД:

Личностных: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России; осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметных: сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

Предметных: изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

- применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России.

Тип и вид урока: комбинированный

Автор Василенко Ярослава Евгеньевна
Дата добавления 20.03.2016
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 938
Номер материала MA-065753
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓