Главная / История / Урок истории по теме : «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»

Урок истории по теме : «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»

7 класс, тема: Россия на рубеже XVI – XVII вв.

урок №23 Тема «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»

Дата проведения урока:

Педагогические цели:

  • образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях внутренней и внешней политики Бориса Годунова;

  • воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;

  • развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

  • создать условия для развития УУД:

  • Личностные: осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);

  • Предметные: формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире; развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;

  • Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;

Тип и вид урока: освоение новых знаний

Основное содержание темы. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение ветви династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: самозванец, дети боярские

Персоналии: Иван IV Грозный. Федор Иванович. Борис Годунов

Даты: 1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича

1589 – учреждение в России патриаршества

1598 – прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова

1598 – завершение присоединения к России Сибирского ханства

1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова

1601-1603 – движение «разбоев».

Образовательные ресурсы: учебник 1) Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- 2-е изд.- М.: Просве 3) 2) Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2013.щение, 2014

3) Инфоурок «Видеоуроки по истории» www/ infourok.ru

Наглядность, ТСО: настенные карты, репродукции картин, схемы, компьютер, медиа проектор.

План

  1. Орг. момент.

  2. Повторение опорных знаний

  3. Усвоение новых знаний

1) Внутренняя политика Бориса Годунова. Учреждение патриаршества.

2) Внешняя политика Бориса Годунова.

3) Пресечение династии московских правителей.

4) Царь Борис.

5) Экономические трудности. Народные выступления.

6) Самозванец.

  1. Закрепление, формирование умений и навыков

Д/з hello_html_479561ac.gif, в. 1,3, 5 устно,

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Повторение опорных знаний

-Вспомните, кто такой Иван Грозный? Как он правил на Руси?

III. Усвоение новых знаний

1) Внутренняя политика Бориса Годунова. Учреждение патриаршества.

Иван Грозный у мер: 28 марта 1584 г., 1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича (демонстрация портрета)

Характеристика правления Федора Ивановича с опорой на учебник с. 6

Заполнение таблицы «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова» в процессе изучения материала

Царь, годы правления

Внутренняя политика

Внешняя политика






Управляет вместо него Борис Годунов-брат жены царя (демонстрация портрета)

hello_html_5a1f8c1.png

- строительство городов, попытка распространения просвещения, планы открытия в Москве университета

-введение патриаршества 1589 г.-митрополит Иов-первый патриарх (демонстрация портрета)

Вывод: оцените внутреннюю политику Бориса Годунова

2) Внешняя политика Бориса Годунова.

Записать в таблицу самостоятельно с. 8 учебника, сделать вывод.



3) Пресечение династии московских правителей.

Краткий рассказ учителя о пресечении династии Рюриковичей.

15.05.1591-смерть царевича Дмитрия,

06.01.1598 г.-смерть Федора Ивановича



4) Царь Борис.

1598 – прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова

Краткая характеристика Бориса Годунова и его мотивов согласия стать царем с опорой на учебник с. 9-10

Борис Годунов с отвращением относился к спиртным напиткам. Отказался он и от массовых казней. Старшего брата Фёдора Никитича Романова постригли в монахи

под именем Филарета и сослали в один из северных монастырей.

Вывод: оцените правление царя Бориса.

5) Экономические трудности. Народные выступления.

Рассказ учителя.

Трёхлетний неурожай в России, по причине дождливого лета и ранних морозов, начиная с 1601 года, вызвал страшный голод в стране, Борис Годунов раздавал беднякам деньги из казны, приказал открыть царские амбары с продовольствием. С осени 1601 года начинаются народные волнения. Голодные люди силой отнимали хлеб у торговцев. Основные силы бунтовщиков направлялись к Москве, но были разбиты 9 сентября 1603 года царским войском под началом окольничего И. Ф. Басманова, который погиб в этом бою. Хлопко был тяжело ранен, захвачен и после тщательного расследования казнён в Москве. Часть восставших бежала на Украину. Чтобы успокоить народ, Борис Годунов восстановил Юрьев день

и отменил сыск беглых крестьян. Ему припомнили всё: и татарское происхождение, и убийство царевича Дмитрия, и якобы насильственный захват царского трона.

6) Самозванец.

В Москве поползли слухи, о том, что на самом деле в 1591 году царевич Дмитрий остался жив, и вот теперь он скоро должен объявиться и вернуть себе законный престол (демонстрация портрета Лжедмитрия). Григорий Отрепьев даёт щедрые обещания: польскому королю — отдать часть русских земель; папе Римскому — ввести католичество на Руси, отдать территории Смоленск, Северскую землю, а Новгород, Псков- Марине Мнишек в качестве приданного.

В разгар этой борьбы умирает Борис Годунов, на престол был возведён его шестнадцатилетний сын Фёдор, который не обладал таким же решительным характером как у отца. В Москве происходит восстание, в ходе которого бояре ворвались в Кремль и убили сына Бориса Годунова Фёдора, на тот момент законного российского царя.

IV. Закрепление, формирование умений и навыков

Проверка заполнения таблицы


Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: самозванец, дети боярские, авантюрист, заповедные годы

Персоналии:

Иван IV Грозный. Федор Иванович. Борис Годунов

Даты:

1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича

1589 – учреждение в России патриаршества

1598 – прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова

1598 – завершение присоединения к России Сибирского ханства

1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова

1601-1603 – движение «разбоев».





Feodor I of Russia (parsuna, 1630s, Moscow History museum).jpg

1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича




hello_html_m1017c385.png

Борис Годунов

1552–1605 гг.




Patriarch Job of Moscow.jpg

Патриарх Иов 1-й Святейший Патриарх царствующаго града Москвы и Великого Росийского царствия 23 января 1589 — июнь 1605

D:\___Екатерина\история\35\дмитрий самозванец.jpg

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)

1581–1606 гг.

D:\___Екатерина\история\35\Убийство федора годунова.jpg

Убийство Фёдора Годунова

Урок истории по теме : «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»
  • История
Описание:

Педагогические цели:

образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особен-ностях внутренней и внешней политики Бориса Годунова; воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравстве¬нных качеств личности; развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих спо-собностей, речи, памяти, внимания, воображения. создать условия для развития УУД: Личностные: осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном об-ществе; Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произ-вольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей); Предметные: формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отече-ства как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и че-ловечеством; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для граждан-ской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире; развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность; Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний лично-стей и народов в истории;

Тип и вид урока: освоение новых знаний

Основное содержание темы. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Вну-триполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение ветви ди¬настии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годуно¬ва. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная по¬литика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.

Автор Василенко Ярослава Евгеньевна
Дата добавления 03.12.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 826
Номер материала MA-062938
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓