Главная / Другое / Урок-исследование "Памятники поселка Сернур" (9 класс)

Урок-исследование "Памятники поселка Сернур" (9 класс)

Документы в архиве:

78 КБ план урока1.doc

Название документа план урока1.doc

Тема: Памятники поселка Сернур (обобщающий урок по исследовательской работе)

Участники: обучающиеся 9 класса.

Оборудование: карта поселка Сернур; компьютерная презентация; стендовая презентация; компьютер, проектор, экран.

Методы: поисково-исследовательский, словесный, наглядный, практический.

Приемы: кластер, картирование, синквейн

Цель и задачи:

  1. Углубление знаний о родном крае, изучение памятников поселка Сернур;

  2. Формирование интеллектуальных, коммуникативных, информационных компетенций обучающихся: умение работать с картой, дополнительной литературой, умение логически излагать мысли вслух перед аудиторией, развивать навыки исследовательской работы;

  3. Воспитание интереса к прошлому; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

  1. Анализ педагогической ситуации.

Преемственность изучения, интегрированный подход. Эффективность заключается в том, что участники занятий должны выступить в других классах и рассказать о памятниках поселка Сернур; издать буклет; составить экскурсионный маршрут и провести экскурсии для обучающихся школ.

2. Актуальность темы: Изучение истории родного края всегда актуально. Эта тема интересна тем, что многие учащиеся не знают историю родного села. Данная тема в полном объеме никем не изучалась. Поэтому есть перспективы для дальнейшей исследовательской работы.

3.Обоснование выбора дидактического решения.

Уровень развития обучающихся позволяет ставить задачи повышения культуры исследовательского навыка. В ходе подготовки к занятию обучающиеся самостоятельно находили ответы на задания из дополнительных источников. На занятии использованы методы поисковой работы, сотрудничества, интеграции предметов истории, литературы, географии, лингвистики, этнографии, национальной культуры, дифференцированного подхода, методы развивающего обучения.


Предварительная подготовка

  1. Обучающиеся делились на 5 групп. Распределение обязанностей по группам:

  1. группа – географы. Выявили местонахождение памятников, фотографировали, работали с картой-схемой поселка Сернур; установили, каким событиям и людям посвящены памятники.

  2. группа – историки. Исследовали историю создания памятников; работали в разных архивах; изучили жизнь политических деятелей, героев войны.

  3. группа – искусствоведы. Изучили жизнь и творчество деятелей искусства.

  4. группа – дизайнеры. Готовили презентации в программе Power Point, стендовую презентацию, издали буклет.

  5. группа – аналитики. Выяснили, каково сегодняшнее состояние памятников, кто ухаживает за ними, их роль в современной жизни жителей поселка.


Ход урока


I этап. Организационный.

Приветствие. Распределение обучающихся по группам.


II этап. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель: Наше занятие посвящается юбилейной дате, 90-летию образования Сернурского района. Сегодня мы подведем итог нашей исследовательской работы по теме «Памятники поселка Сернур».

Памятники – это дань уважения людям, которые оставили свой след на земле, которые посвятили свою жизнь на благо народа и страны. Поэтому мы должны чтить и беречь культурное и историческое прошлое нашего края.

К данному занятию была проведена большая предварительная работа.

По группам получили задания для исследования памятников нашего поселка.


III этап. Формирование умений и навыков

Работает группа географов.

Учитель: Ребята, вы прошлись по поселку и выявили местонахождение памятников.

Вопросы:

  1. Сколько памятников в поселке Сернур и где они находятся?

  2. Каким историческим событиям и кому они посвящены?

1). Составление «кластера»

Последовательность действий:

  1. Посредине чистого листа написать ключевые слова «Памятники поселка Сернур».

  2. Вокруг написать название памятника, кому он посвящен, где он находится.

  3. Появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. (Приложение 1)


2) Работа со схемой-картой п. Сернур. (Метод картирования) Чтобы вам было легче ориентироваться, мы будем составлять карту, где вам нужно будет прицеплять значки в то место на карте, где находятся памятники.

Вывод. В Сернуре имеются 4 памятника-бюста, 1 монумент воинской славы, 4 мемориальной доски, 4 мемориальных камня.

Группа историков составила таблицу с датой открытия памятников в хронологической последовательности и с указанием авторов скульптора или учреждения.



Название памятника

Дата открытия

Автор

Памятник-бюст

В. И. Ленину

1927 г.

Неизвестен

Памятник-бюст

А. Ф. Конакову

1960 г.

Ф. П. Шабердин

Памятник-бюст

Шабдару Осыпу

1960 г.

Ф. П. Шабердин

Памятник-бюст

А. М. Яналову

1970 г.

Ф. П. Шабердин

Мемориальная доска Н. А. Заболоцкому

1975 г.

Министерство культуры, ремонтно-реставрационный участок

Мемориальная доска Марии Натунич

1987 г.

Министерство культуры, ремонтно-реставрационный участок

Мемориальная доска Йывану Кырле

1994 г.

Министерство культуры, ремонтно-реставрационный участок

Мемориальный камень воинам-участникам военных локальных конфликтов

2007 г.

Фирма ИП А. В. Филимонова

Мемориальный камень участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС

2007 г.

Фирма ИП А. В. Филимонова

Мемориальный камень участникам войны в Афганистане

2007 г.

Фирма ИП А. В. Филимонова

Мемориал Воинской Славы

2008 г.

Ф. П. Шабердин

Ученики дописывают в кластер даты открытия памятников и указывают авторов.

Рассказ обучающегося о первом памятнике. (Дизайнеры сопровождают рассказ слайдами компьютерной презентации) (Приложение 2)

Самый первый памятник в Сернуре – памятник-бюст В. И. Ленину

Об истории создания памятника нашли материал в архиве районного музея.

Самым примечательным местом старого Сернура была площадь за церковью, где проходили по праздникам многолюдные ярмарки. Сейчас на этом месте зеленеет сад с бюстом В. И. Ленина. Этот бюст имеет свою славную историю: в зимние вьюжные январские дни 1924 года, когда сернурцы получили известие о смерти великого вождя Советского государства, толпы народа с траурными знамениями собрались на базарной площади за церковью. Секретарь партии Эшкинин А. Ф., одетый в шинель еще времен гражданской войны, произнес взволнованную речь с только что сооруженной трибуны. Сернурцы, поддержав выступление своего партийного руководителя, поклялись верности идеям Ленина. Они на этом месте в 1925 г. на каменном постаменте поставили небольшой бюст Великого Ленина. Это был один из первых памятников В. И. Ленину в марийском крае.

Наше поколение знает Ленина только по рассказам учителей на уроках. Изменилось отношение к нему как к исторической личности. Поэтому многие памятники снесены. По инициативе членов Коммунистической партии Советского Союза вместо величественного памятника поставили небольшой скромный бюст в 2005 г.

Учитель:

Вторая мировая война, развязанная империализмом, унесла 20 миллионов жизней советских людей. Мы знаем, какой ценой достался мир нашей Родине. Героически сражались в боях против фашистов и наши земляки. Мы помним и чтим память о тех, кто отдал свою жизнь ради победы. Ученики кратко расскажут о результатах своего исследования

1 ученик:

С 1966 года имя Героя Советского Союза А. Яналова носит Сернурская школа, где он учился. А в 1968 году открыли мемориальный памятник Герою Советского Союза А. М. Яналову.

В радостный солнечный день золотого юбилея марийской республики в 1970 г. в поселке Сернур состоялось торжественное открытие памятника нашему земляку Герою Советского Союза Андрею Михайловичу Яналову, павшему смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны.

В победе над фашистами есть и частица тех десяти девушек, которые в 1942 году совершили героический подвиг – погнали гурт скота из Сернура до линии фронта. В честь памяти отважных девушек 7 июля 1987 года на здании историко-литературного музея открыта Мемориальная доска Марии Натунич и марийским девушкам, погнавшим гурт скота для бойцов Калининградского фронта в 1942 году

10 девушек вышли в дорогу 7 июля 1942 года из села Сернур. Им было дано ответственное, государственной важности задание – перегнать своим ходом гурт скота в 270 голов до прифронтовой полосы. Путь их был долгим и трудным. Предстояло пройти 1200 км. Многие девушки остались на фронте. Мария Натунич стала разведчицей, награждена орденом Отечественной войны первой степени (посмертно). Ее именем названа улица Сернура, написана книга, песня, о ней пишут в газетах и журналах. Оставшиеся в живых разбрелись по разным уголкам страны, но встречаются на юбилеях на родной сернурской земле.

2 ученик:

Проходишь мимо монумента,

Замедли шаг, остановись,

И, голову склонивши, низко,

Всем победившим поклонись.

Эти слова прозвучали 9 мая во время открытия митинга, посвященного 63-й годовщине со дня Победы в Великой Отечественной войне. В тот день на площади Юбилейная п. Сернур открыли мемориал Воинской славы. (Автор – Ф. П. Шабердин). Мы, учащиеся школ № 1 и № 2 тоже присутствовали на этом торжестве. Красную ленточку перерезали ветераны войны. Обряд освящения символа памяти погибшим в великой и страшной войне провел настоятель храма Архангела Михаила иерей Владимир. В сопутствующих словах он поблагодарил тех, кто потрудился над его возведением, а также сказал напутственные слова нам, молодому поколению, чтобы старались быть достойным потомком героев и простых солдат минувшей войны. Ярким пламенем вспыхнул возле красной каменной стены мемориала Вечный огонь. Зажгли его ветераны войны. Почтили память павших минутой молчания.

Гирлянды и венки легли также у подножия памятных камней, установленных в честь погибших и умерших участников военных локальных конфликтов.

По данным районного военного комиссариата в Афганистане служило 123 человека.

В период с 1994 по 1996 годы из Сернурского района проходили службу в Чеченской Республике 37 человек (16 человек из самого Сернура, 21 человек из района) Погибли 2 солдата – Бабочкин Сергей Кимович и Макматов Александр Алексеевич.

Во второй кампании участвовало 193 сернурца (56 человек из Сернура, 137 – из района.) Пропал без вести солдат – Николаев С.А. – утонул в реке Аргун.

Учитель:

Вывод по работе группы историков можно сделать напутственными словами архиерея храма Архангела Михаила отца Владимира на открытии мемориала:

Идут годы, сменяются поколения. Но всегда будут болеть наши сердца при воспоминании о тех, кого уже нет вместе с нами. Люди! Берегите друг друга, всегда помните, что жизнь неповторима и каждый человек в ней – чудо природы! Вечная память героям-землякам, отдавшим свои жизни в борьбе с международным терроризмом, в борьбе за счастье и единство народов нашей многонациональной Родины, за светлое будущее России!»

Учитель: Жизнь и творчество деятелей культуры изучила группа искусствоведов. Они изучили литературу, газетные статьи, работали в архиве районного музея. В районном музее имеются стенды о Шабдаре Осыпе, Йыване Кырле, Александре Конакове, есть зал Н. А. Заболоцкого. О писателях и поэтах марийского края ребята создали электронную презентацию, о русском поэте Н. А. Заболоцкого можете посмотреть стендовую презентацию «В государстве ромашек» (сернурские страницы в жизни классика русской поэзии XX века Н. А. Заболоцкого). (Приложение 3)

Группа искусствоведов расскажет о памятниках, посвященных деятелям культуры, им помогают дизайнеры.

1 ученик:

Перед районным Домом культуры величаво возвышаются два памятника: памятник-бюст драматургу А. Ф. Конакову и писателю Шабдару Осыпу. Александр Федорович Конаков (1887-1922) вошел в историю марийской литературы как драматург-просветитель. Он родился в д. Купсола Сернурского района. Получив педагогическое образование, работал учителем в различных школах, преподавал на Сернурских педагогических курсах. Он был одним из организаторов праздника цветов («Пеледыш пайрем») в 1920 г. Похоронен в центре пос. Сернур, где в настоящее время находится парк культуры и отдыха имени В. И. Ленина.

По решению исполкома Сернурского райсовета об увековечении памяти А. Ф. Конакова, перед районным Домом культуры в мае 1960 года открыт памятник-бюст.

В 1968 году установлен новый мраморный бюст на постаменте из бутового камня, облицованного мрамором. (Автор О. А. Дедов). Данные об этом скульпторе не нашли. На постаменте надпись: «Конаков А. Ф. 1887 -1922».

Первоначальный памятник (автор – П. Д. Калинин), (нет данных об авторе) перенесен в д. Купсола, где родился драматург. Бюст изготовлен из бетона. На памятнике имеется мраморная доска с надписью: «Драматург А. Ф. Конаков 1887-1922».

В честь 105-летия 29 августа 1992 г. возложена мемориальная плита А. Ф. Конакову на месте захоронения, которая была открыта по инициативе районного историко-литературного музея и всесоюзного общества памятников истории и культуры. Также содействовала общественная организация «Марий ушем».




2 ученик:

Памятник-бюст писателю Шабдару Осыпу установлен в это же время.

Шабдар Осып (1898-1937)– классик марийской литературы. Родился в д. Малая Лужала Сернурского района. Он оставил глубокий след в марийской литературе. Его произведения переиздаются не только на родном языке, но и переводятся на русский и другие языки.

Учитывая заслуги писателя-земляка, исполком Сернурского районного Совета решил увековечить его имя установлением памятника.

Памятник-бюст Шабдару Осыпу был открыт 12 июня 1960 года. В 1968 году установлен мраморный бюст на новом постаменте прямоугольной формы из бутового камня с надписью: «Марийский писатель Шабдаров И. А.» Первоначальный памятник Шабдару Осыпу был перенесен в дер. Малая Лужала, где родился писатель, а оттуда – в село Мустаево. В 1992 году проведена реставрация памятников Ш. Осыпу и А. Ф. Конакову.

Автором как и первого, так и второго памятника-бюста является Ф. П. Шабердин.

3 ученик о мемориальных плитах на здании музея:

6 апреля 1993 г. состоялось открытие мемориальной доски на здании Сернурского историко-литературного музея, посвященной Ш. Осыпу. Через год установлена мемориальная плита Йывану Кырле, киноартиста и поэта, легендарного героя нашего края.

На здании районного музея установлена еще одна мемориальная доска - мемориальная доска Н. А. Заболоцкому.

Сернур дал замечательного поэта-художника и русской поэзии. В 1905-1917 годах здесь провел свои детские юношеские годы прекрасный русский пот-лирик Н. А. Заболоцкий (1905-1958), творчество которого сейчас считается одним из достижений современной русской поэзии.

Дизайнеры защищают свой буклет по памятникам поселка (приложение 4)


Слово предоставляется группе экспертов.

- Чтобы узнать, в каком состоянии находятся памятники на сегодняшний день, обратились в отдел Сернурской администрации. Нам дали информацию о том, что все объекты находятся в удовлетворительном состоянии. Шефство за памятниками осуществляют предприятия и организации, на территории которых они находятся. Текущий ремонт обелисков проводится шефствующими организациями. В 2008 году обновлен монумент боевой славы. Полностью заменена панорама монумента. Обновлена конструкция подачи газа для Вечного огня.

Памятники находятся в хорошем состоянии. За ними ухаживают школьники и жители поселка. Проводятся массовые торжества к праздникам, к юбилеям. Ежегодно на центральной площади в День победы проходят митинги, на которых мы проходим в торжественном марше.


IV. Закрепление.

Используя методический прием «Синквейн», обобщим и сделаем вывод урока. (Работают в группах)

Метод «Синквейн» (с французского - пятистишье).

Пятистрочное стихотворение, состоит из кратких выражений, которые требует синтеза информации и материла. Правила написания синквейна.

  1. строчка - 1 слово, имя существительное, название темы. – «Памятники»

  2. строчка - описание темы двумя прилагательными.

  3. строчка - описание действия 3 глаголами или деепричастиями.

  4. строчка - крылатая фраза, поговорка, показывающая чувство,
    отношение к теме, первому слову.

  5. строчка - существительное или фраза, выражающее суть первой
    строчки, «синоним» первой строки.


Полученные выражения прочитают и записывают.



V. Заключение.

Домашнее задание: подготовить материал для проведения экскурсии по памятникам поселка Сернур; составить вопросы для викторины.



Урок-исследование "Памятники поселка Сернур" (9 класс)
  • Другое
Описание:

Урок-исследование «Памятники поселка Сернур» (9 класс)

Изучение истории родного края всегда актуально. Эта тема интересна тем, что многие учащиеся не знают историю родного села. Данная тема в полном объеме никем не изучалась. В ходе подготовки к уроку обучающиеся самостоятельно находили ответы на задания из дополнительных источников. На уроке использованы методы  поисковой работы, сотрудничества; интеграции предметов истории, литературы, географии, лингвистики, этнографии, национальной культуры, дифференцированного подхода.

Цель и задачи:

1.     Углубление знаний о родном крае, изучение памятников поселка Сернур;

2.     Формирование интеллектуальных, коммуникативных, информационных компетенций обучающихся:  умение работать с картой,  дополнительной литературой, умение логически излагать мысли вслух перед аудиторией, развивать навыки исследовательской работы;

3.     Воспитание интереса к прошлому; патриотизма; уважения к соотечественникам; людям труда; воспитание гражданской позиции личности, неравнодушной к судьбам Отечества.

 

 

Автор Москвина Майя Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 622
Номер материала 23438
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓