Главная / Начальные классы / Урок-исследование по русскому языку на тему "Что в слове главное?"

Урок-исследование по русскому языку на тему "Что в слове главное?"

Урок-исследование по русскому языку « Что главное в слове?» 2 класс


Цели:

подвести детей к выводу, что главное в слове – это его значение;

продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся.

Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.


Учитель: Изучение какой большой темы мы закончили?

Дети: Мы закончили изучение темы «Хочу сказать больше».

Учитель: Теперь мы знаем, что речь бывает:

Дети дополняют, сопровождая свой ответ показом схемы, вывешенной на доске.

Речь


устная слово письменная


звуки предложения буквы


текст


У. Как мы используем в речи слова, предложения? Для чего создаем текст?

Ответьте на эти вопросы, поработав в парах.


Дети работают в парах. У каждой пары карточка с текстом, в котором нужно дополнить предложения.

Если в речи нужно назвать что-то, мы используем _____________.

Если хотим выразить мысль, нам нужно построить _____________.

Если мы хотим раскрыть эту мысль, мы создаем _______________.


Проверка самостоятельной работы. Один из учеников читает получившийся текст, остальные проверяют.


У. Как вы думаете, что важнее в речи, предложение, слово или текст?

Дети обсуждают варианты ответов. Мнения разделяются: одни считают, что важнее «слово», другие – «предложение», третьи – «текст».


Учитель предлагает посмотреть инсценировку по тексту упражнения № 283 с.100. (Учебник М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»)


Инсценировку показывают заранее подготовленные дети.


Однажды текст, предложение и слово поспорили, кто из них главнее для человека.

Текст сказал: «Конечно, я. Я больше вас. Без меня нельзя раскрыть мысль.»

Предложение возразило: «Но ты состоишь из предложений – значит, я главнее».

«Я не буду с вами спорить. Выяснять, кто из нас человеку нужнее, - только время тратить. Пусть школьники решат, кто из нас нужнее человеку.»


У. И мы спорить не будем, тем более, что есть другие вопросы, над которыми интересно поразмышлять. Давайте поразмышляем о словах. Как понимаете слово – «поразмышляем»?

Д. Размышлять – значит думать, мыслить.

У. Размышлять начнем с того, что выясним, что же в слове главное?

Прочитайте предложение, записанное на доске.

Глокая куздря штеко бурланула бокрая.


У. Поняли что–нибудь? Почему?

Д. Непонятные слова.

У. Может быть, нам поможет учебник? Прочитайте задание к упр. 284.

(Дети выполняют упражнение. Записывают в тетрадь предложение, которое у них получилось в результате обсуждения, например:

«В четверг Вера нашла шесть грибов».

Запись с объяснением «опасных мест»)


У. Почему предложение стало понятным?

Д. Слова понятны, ясно, что они обозначают.


У. Самостоятельно прочитайте про себя стихотворение А. Кушнира про иностранца Билла, который только начал изучать русский язык. Подготовьтесь к выразительному чтению. (На парте у каждого ученика текст стихотворения)


Мы на Неве любовались моржами,

Как они плавали, стиснуты льдами.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

Вы говорите, что это моржиха,

Что же она в шапочке, словно пловчиха?


Жаль – я сказал, - что москвичи в финале

У ленинградцев очки отобрали.

А иностранец по имени Билл

Был с нами рядом и всех удивил:

«Дайте, -сказал, - до Нью – Йорка добраться

Вышлю очки дорогим ленинградцам»


У. Прочитайте вслух первую часть стихотворения. ( Один ученик читает, остальные следят.)

У. Почему слова Билла всех удивили? Что он не понял?

Д. Билл не понял значение слова «моржиха». Он думал, что это животное. А это человек, который плавает в ледяной воде.

(На доске и в тетрадях появляется запись слова «моржи» с указанием «опасных мест»)


Дети продолжают чтение стихотворения. Один ученик читает, остальные следят.


У. Значение какого слова Билл не понял?

Д. Билл не понял значение слова «очки». Он думал, что это предмет для улучшения зрения, а в стихотворении говорится о счете в спортивной игре.


Запись на доске и в тетрадях слова «очки» с указанием орфограммы безударной гласной.


У. В русском языке есть слова, у которых много значений. Их называют многозначные слова или ОМОНИМЫ. Приведите примеры таких слов.

Д. Ручка – часть тела и ручка - школьная принадлежность. Ручка может быть у двери.

У. Запишите слово. Подчеркните орфограммы.

( Дети называют многозначные слова, объясняют их значения, записывают, подчеркивая изученные и пропуская неизученные орфограммы. Например: мина, язык, дворники, клуб, язык, хвост, завод)

У. Что нужно для того, чтобы правильно определить значение многозначного слова?

Д. Нужны слова – помощники.

У. Да, понять значение слов – омонимов можно только в сочетании с другими словами.

У. Самостоятельно составьте и запишите такие два предложения со словом завод, чтобы оно обозначало разные предметы.

Д. У часов кончился завод. Завод выпускает машины.

У. Почему разные предложения?

Д. Предложения разные, потому что слова имеют разное значение.


Физкультминутка.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И ещё

Через левое плечо!

Все ребята дружно стали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.


Работа в группах. Класс разделен на группы по 5 человек. У учащихся каждой группы карточка со словами – омографами.

белки - белки кружки – кружки замок – замок

стрелки – стрелки атлас – атлас пироги – пироги

мука – мука ирис – ирис полы – полы


У. Прочитайте слова. Подумайте, можете ли вы доказать, что парами записаны разные слова? Догадайтесь, каким условным значком это доказать.


Дети работают в группах.

У. Докажите, что парами записаны разные слова .

Д. Они имеют разное значение. Белки – животные, а белки – части яиц.

У. От чего зависит их значение?

Д. От места ударения в слове.

У. Вам понятно значение всех слов? Выпишите слова с таким значением:


лодки у древних индейцев;

ткань;

части яиц;

цветок;

те, кто умеет стрелять;

вид посуды;

запор в дверях;

то, из чего пекут хлеб

то, по чему ходят в домах;

вид белья.


(Дети записывают самостоятельно, подчеркивая изученные орфограммы и пропуская неизвестные. Затем работа проверяется (взаимопроверка), объясняется значение слов.)

У. Мы с вами еще раз убедились в том, что главное в слове – это его значение. Иногда от значения зависит произношение слова.

Физкультминутка.

Чтобы нам добыть огонь,

Трём ладонью о ладонь. (потирание ладоней)

Вдруг ладошка заискрится, (хлопки в ладоши)

И бумажка загорится? (постучать в кулачки)


У. В русском языке есть еще группа интересных слов – близнецов.

( Текст упражнения 285 вынесен на доску.)


«Первой ко мне на день рождения пришла роза. У дверей лежит шарик и громко лает»


У. Ребята прочитали эти предложения и рассмеялись. Почему? Давайте запишем так, чтобы они перестали быть смешными.

Дети записывают предложения, исправляя ошибки.


У. Почему слова «Роза» и «Шарик» мы написали с большой буквы?

Д. Эти слова обозначают имена собственные.

У. Значит, что в слове главное?

Д. В слове главное – это его значение. Иногда от значения слова зависит его написание.


У. Подберите слова, которые произносятся одинаково, а пишутся по –разному.

Д. Лук – растение, а луг – участок земли, на которой растет трава.

У. Составьте предложения со словами «лук» и «луг»

Д. Перед нами широкий луг. У Коли новый лук.


Запись предложений (комментированное письмо).


Вывод урока:

У. Какую тайну нашего языка мы сегодня узнали?

Д. Мы узнали, что в слове главное – это его значение. От значения слова зависит его произношение, написание.
















Урок-исследование по русскому языку на тему "Что в слове главное?"
  • Начальные классы
Описание:

Работа в парах и в группах помогает подвести учащихся к выводу, что главное в слове – это его значение.

Учащиеся выясняют, как мы используем в речи слова, предложения и размышляют над тем, что же в слове главное.

На уроке расширяются знания учащихся о многозначных словах, о том, что нужно знать для того, чтобы определить значение многозначного слова, вводится понятие "слова-омонимы" .

На протяжении всего урока ведётся работа над развитием орфографической зоркости в словах, которые произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Учащиеся приходят к выводу: главное в слове - это его значение. От значения слова зависит его произношение и написание.

Автор Тацкая Галина Андреевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 417
Номер материала 38757
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓