Главная / Русский язык и литература / Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»

Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»

Название документа Самоанализ урока.doc

Самоанализ урока

Тема: Урок - исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».

«…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?»


ТИП УРОКА: урок применения знаний, умений, навыков


ВИД УРОКА: комбинированный

ЦЕЛИ УРОКА: Ι. образовательные:

1)формировать навыки составления характеристики литературного героя; анализа текста;

2)формировать навыки исследовательской работы с текстом;

3)повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения;

ΙI. развивающие:

1)развивать и обогащать устную речь учащихся;

2)развивать навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;

3) развивать умения обобщать изученное;

4)развивать навыки анализа текста художественного произведения;

ΙII. воспитательные:

1)воспитывать чуткое отношение к художественному слову;

2)воспитывать гуманное отношение к человеку;

3)патриотическое воспитание.


ЗАДАЧА: Помочь учащимся “увидеть” героя художественного произведения; сформировать свою собственную точку зрения на основе прочитанного.


МЕТОДЫ: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).


Используемые технологии:

• личностно-ориентированная;

• проблемно-поисковая

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

карточки с заданиями для групп

информационно-демонстрационные слайды, презентация

учебник «Литература. 7 класс» автор Коровина В.Я.


  1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.

Цель этапа:

обеспечить комфортную внешнюю обстановку для работы на уроке,

психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

Задачи:

Доброжелательный настрой учителя и учащихся.

Готовность класса и оборудования урока к работе.

Организация внимания всех учащихся

  1. Актуализация знаний


Цель этапа: проверить знания учащихся, организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материал.


  1. Мотивация.

Создание проблемной ситуации

Постановка проблемы и темы исследования

Определение структуры урока-исследования.

Выдвижение гипотез

Постановка цели исследования

  1. Работа в группах.



Цель этапа:

1)формировать навыки составления характеристики литературного героя; анализа текста

2)повторить и закрепить умения работать с текстом художественного произведения;

Задачи:

-систематизировать знания учащихся о главном герое рассказа «Бирюк»;

-способствовать развитию у обучающихся культуры речи, умения правильного говорения при устном выступлении, отстаивания собственной позиции.

Приемы:

анализ текста, работа в парах,

Метод работы: частично-поисковый, проблемный

  1. . Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис».

Поиск причины явления

Цель этапа: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы. Добиться в ходе закрепления повышение уровня осмысления материала, глубины его понимания. Выработать соответствующие знания и умения.

Задачи: обеспечение восприятия осмысления запоминания знаний;


  1. Авторская позиция.

Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис».


Цель этапа: выявление авторской позиции и влияния сборника на русскую историю

  1. Рефлексия. Домашнее задание

Цель этапа: сообщить ребятам о домашнем задании, мотивировать обязательное его выполнение.



Название документа Урок-исследование.docx



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»









Конспект урока литературы в 7 классе









Тема: «…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский). Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк».









Автор:

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна








Г. Гагарин







Цели:

познакомить обучающихся с рассказом И.С.Тургенева;

показать мастерство писателя в создании портретной характеристики;

формировать навыки исследовательской работы с текстом;

развивать логическое мышление, наблюдательность,

развивать и обогащать речь обучающихся;

воспитывать чувство любви к природе, к человеку


Оборудование:

толковый словарь;

презентация

Используемые технологии:

личностно-ориентированная;

проблемно-поисковая



Но что может быть интересного

в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё

то же, что и в образованном человеке.

В.Г.Белинский

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Давайте настроимся на работу. Пожмите друг другу руку те, кто к сегодняшнему уроку прочитал вступительную статью в учебнике.

- Приложите руку к сердцу те, кто прочитал рассказ И.С. Тургенева.

-Похлопайте те, кто за сегодняшний урок хочет получить отличную отметку.

-Молодцы, спасибо.

Слайд № 1

  1. Создание эмоционального настроя урока. Подготовка к восприятию.

- Какого писателя и автора какого произведения мы видим на этом слайде? (И.С.Тургенева, автора «Записок охотника»)



Слайд № 2

  1. Актуализация знаний

-Что это за «Записки охотника»? Почему они так называются? Где они были созданы? («Записки охотника» созданы в родовом имении Тургенева – Спасском - Лутовинове, это цикл лирических очерков и рассказов. Тургенев записывал свои воспоминания, то, что он видел)

- Кто является главным героем этих «Записок…»? (крестьяне)

Слайд № 3

  1. Мотивация

- Почему же Тургенева так интересовали крестьяне? Что именно в крестьянстве видел классик? Дома вы прочитали критическую статью в учебнике и должны были найти ключевое слово (в крестьянах он видел таинственность,)


  1. Создание проблемной ситуации

- Мы сегодня тоже попробуем пройти охотничьей тропой вместе с Тургеневым и тоже будем... (узнавать чью-то тайну)

-Чью? (тайну Бирюка, героя одноименного рассказа Тургенева)


  1. Постановка проблемы и темы исследования

- Кто обычно раскрывает тайны? (следователь)

- Мы сегодня тоже будем проводить своего рода следствие. Но назовем его несколько иначе. Подберите однокоренное слово к слову «следствие», чтобы понять, каким сегодня будет наш урок (УРОК - исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»)



Слайд № 4

  1. Определение структуры урока-исследования.

-Как следователь проводит свое расследование? На доске и у вас на партах помещены структурные элементы расследования. Задание: расположить их в правильном порядке:

  1. Выдвижение версий

  2. Поиск деталей, поясняющих ход дела

  3. Сопоставление и оценивание деталей

  4. Нахождение причины явления

  5. Раскрытие тайны



- В таком порядке мы и будем раскрывать тайну Бирюка.






  1. Выдвижение гипотез

- У любого следователя в начале следствия обязательно должна быть или одна или несколько ВЕРСИЙ.

- Какие есть у вас версии относительно того, в чем таинственность образа Бирюка? Вы можете посоветоваться друг с другом. (образ Бирюка таинственен в том, что он живет в лесу один. Его никто не знает)

- Значит, мы должны хорошо узнать этот образ и в этом нам помогут…(детали)


  1. Постановка цели исследования

- Какие детали образа Бирюка мы знаем? Перечислите.

  • Имя

  • Портрет

  • Отношение Бирюка к работе

  • Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)

  • Отношение самого Бирюка к мужику-вору

  • Быт Бирюка, его семейное положение

- Итак, сейчас нам предстоит (по группам) заполнить таблицу деталей образа Бирюка, которая поможет нам раскрыть его тайну. Ваша задача – найти эти детали в тексте, записать ключевые слова, зачитать. А главное - обратите внимание на последнюю графу таблицы – оценивание качеств характера Бирюка.



Слайд № 5

  1. Работа в группах.

-Можете для анализа деталей и их оценивания воспользоваться вопросами – подсказками.

Группа 1.

Деталь

Анализ детали

Оценивание деталей – черты характера Бирюка, ваше отношение к герою

Имя

Имя – Фома Кузьмич, но все называют его Бирюком. Бирюк- это прозвище (одинокий и угрюмый человек). Лесника так прозвали мужики. Бирюком называют ВОЛКА

ни с кем не общается, угрюм, его не любят

одинок, его считают волком, зверем, можно пожалеть героя

Вопросы – подсказки:

  • Каково настоящее имя Бирюка?

  • Что обозначает прозвище - Бирюк?

  • Почему лесника предпочитают звать не по имени, а по прозвищу?

  • Откуда его прозвище известно барину – Тургеневу?





Группа 2.

Портрет


Молодец, высокого роста, плечист, сложен на славу, могучие мышцы, черная борода, суровое и мужественное лицо, смелые глаза

Суровый, мужественный, красивый

Вопросы – подсказки:

  • Что во внешности Бирюка нравится Тургеневу?











В.Г.Белинский в своей критической статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» задает вопрос: «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» На этот вопрос мы попробуем ответить в конце урока.

Слайд № 6

Группа 3.

Отношение Бирюка к работе


Мастер своего дела, вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не дает, господский хлеб даром не ест

Очень строгий, жестокий,

добросовестный работник

Вопросы – подсказки:

  • Как объясняет Бирюк Тургеневу свое отношение к работе?

  • Почему мужикам-крестьянам приходится воровать в лесу?





Группа 4.

Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора)


Сжить хотят со свету, да не дается. Его мужик-вор называет кровопийцей, душегубцем, зверем (3 раза)

Его ненавидят, хотят убить, сочувствуем ему

Вопросы – подсказки:

  • Почему мужики ненавидят Бирюка?

  • Как называет Бирюка пойманный им мужик-вор?





Группа 5.

Отношение самого Бирюка к мужику-вору

Поймал его во время преступления, связал кушаком и хочет наказать, но все же отпускает, выталкивает из избы

Жестокий, но жалеет,

понимает беду мужика и отпускает, берет вину на себя

Вопросы – подсказки:

  • Понимает ли Бирюк, почему мужик пришел воровать лес?

  • Жалеет ли вора Бирюк или нет?

  • Кого накажут за срубленное дерево?

  • Почему Бирюк отпускает вора? Легко ли ему принять такое решение? Легко ли беречь барский лес?





Группа 6.

Быт Бирюка, его семейное положение

Жена сбежала, живет с двумя детьми: девочка 12-ти лет, грудной ребенок. Изба низкая, пустая, бедность, нет хлеба и чая

жена не выдержала характера Бирюка. ответственен за своих детей

очень беден, несчастен, автор его жалеет

Вопросы – подсказки:

  • Какие чувства испытывает Тургенев, видя, как живет Бирюк?

  • Счастлив ли Бирюк?

  • Почему от него сбежала жена?





11. Сопоставление деталей. Прием «недописанный тезис».

- Попробуйте теперь всё, нами сказанное, сопоставить в одном предложении, используя данные 3-ей колонки:

С одной стороны, Бирюк_________________________________________________________,

но с другой стороны,

__________________________________________________________________, ПОТОМУ ЧТО_______________________________________________________________

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету.

- Итак, мы уже частично узнали Бирюка. Каким человеком он предстает перед нами? (хорошим, умным, добросовестным).

- Но только одно слово у нас осталось непонятным – ПРИЧИНА, которая не дает ему раскрыться перед мужиками, чтобы они поняли, каков он на самом деле.



Слайд № 7

12. Поиск причины явления

- Бирюк делает что-то против своей воли? (да, он задерживает вора – несчастного мужика – и собирается его наказать)

- А кто же и почему заставляет этого сильного, мужественного человека поступать против своей воли, заставляет выполнять свои приказы? (барин, помещик, потому что Бирюк - КРЕПОСТНОЙ)

- Вот мы и нашли причину, по которой Бирюк жесток, угрюм, излишне суров. Подберите ключевые к слову КРЕПОСТНОЙ (какой? Несвободный, должен выполнять приказы барина)



13. Раскрытие тайны. Прием «недописанный тезис».

- Можем ли мы теперь раскрыть тайну Бирюка? (да)

- Попробуйте теперь письменно ее изложить и закончить предложение, используя ключевые слова.

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят



Слайд № 8

14. Авторская позиция

- Как вы думаете, а Тургенев смог раскрыть тайну Бирюка?

- Как оценивает поступок Бирюка по отношению к вору Тургенев? (он называет Бирюка «славный малый», то есть понимает, каков Бирюк на самом деле).

- Попробуем теперь ответить на вопрос, заданный Белинским. Попробуйте закончить предложение.

что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?

Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке.

Слайд № 15

15. Тайна Тургенева. Прием «недописанный тезис».

- Да, действительно, Тургенев был одним из первых русских писателей, которые поняли душевную силу и красоту крепостных крестьян и рассказали об этом миру.

-И теперь я вам приоткрою завесу тайны самого Тургенева. Он желал, чтобы на его памятнике были высечены слова о том, что его _________________послужила делу освобождения крестьян от крепостного права. Вставьте пропущенное слово (книга «Записки охотника»)

Известно, что в решении царя Александра II (воспитанника В.А.Жуковского) освободить крестьян в 1861 году, "Записки охотника" сыграли большую роль. Вот как литература влияет на историю.

Слайд № 16

16. Рефлексия.

- Какие знания вы сегодня получили на уроке?

- Чем на уроке вы порадовали учителя, одноклассников?

Какое у вас настроение от урока?



17. Домашнее задание

- Продолжить наблюдение над языком и стилем Тургенева при чтении его «Стихотворений в прозе», выучить одно наизусть.






Название документа Урок-исследование.ppt

Урок литературы
«Хорь и Калиныч» «Ермолай и мельничиха» «Малиновая вода» «Уездный лекарь» «Мо...
Выдвижение версий Поиск деталей, поясняющих ход дела Сопоставление и оцениван...
Имя Портрет Отношение Бирюка к работе Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (...
«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» В.Г.Белинский
С одной стороны, Бирюк__________________________, но с другой стороны, ______...
С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, м...
Тайна Бирюка в том, что он………, но, так как он………., он должен ……….и быть…….., ...
Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он………., он д...
Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостно...
Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостно...
Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостно...
Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостно...
«…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? Как что? – Ег...
…….. послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.
Книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян от крепостного ...
1 из 17

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок литературы
Описание слайда:

Урок литературы

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 «Хорь и Калиныч» «Ермолай и мельничиха» «Малиновая вода» «Уездный лекарь» «Мой с
Описание слайда:

«Хорь и Калиныч» «Ермолай и мельничиха» «Малиновая вода» «Уездный лекарь» «Мой сосед Радилов» «Однодворец Овсянников» «Льгов» «Бежин луг» «Касьян с Красивой Мечи» «Бурмистр» «Контора» «Бирюк» «Два помещика» «Лебедянь» «Смерть» «Певцы» «Пётр Петрович Каратаев» «Свидание» «Татьяна Борисовна и её племянник» «Гамлет Щигровского уезда» «Чертопханов и Недопюскин» «Конец Чекртопханова» «Живые мощи» «Стучит» «Лес и степь»

№ слайда 4 Выдвижение версий Поиск деталей, поясняющих ход дела Сопоставление и оценивание
Описание слайда:

Выдвижение версий Поиск деталей, поясняющих ход дела Сопоставление и оценивание деталей Нахождение причины явления Раскрытие тайны

№ слайда 5 Имя Портрет Отношение Бирюка к работе Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в т
Описание слайда:

Имя Портрет Отношение Бирюка к работе Отношение к Бирюку мужиков – крестьян (в том числе и вора) Отношение самого Бирюка к мужику-вору Быт Бирюка, его семейное положение

№ слайда 6 «… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» В.Г.Белинский
Описание слайда:

«… что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» В.Г.Белинский

№ слайда 7 С одной стороны, Бирюк__________________________, но с другой стороны, _________
Описание слайда:

С одной стороны, Бирюк__________________________, но с другой стороны, _______________________________, Слова для справок: одинокий, жестокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, строгий

№ слайда 8 С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, муже
Описание слайда:

С одной стороны, Бирюк одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, его можно пожалеть, но с другой стороны, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету. ПОТОМУ ЧТО________ Бирюк - КРЕПОСТНОЙ

№ слайда 9 Тайна Бирюка в том, что он………, но, так как он………., он должен ……….и быть…….., поэ
Описание слайда:

Тайна Бирюка в том, что он………, но, так как он………., он должен ……….и быть…….., поэтому…………

№ слайда 10 Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он………., он долж
Описание слайда:

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он………., он должен ……….и быть…….., поэтому…………

№ слайда 11 Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной,
Описание слайда:

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен ………. и быть…….., поэтому…………

№ слайда 12 Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной,
Описание слайда:

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть ……………., поэтому…………

№ слайда 13 Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной,
Описание слайда:

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому…………

№ слайда 14 Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной,
Описание слайда:

Тайна Бирюка в том, что он хороший и добрый человек, но, так как он крепостной, он должен подчиняться барину и быть жестоким с крестьянами, поэтому они его ненавидят

№ слайда 15 «…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? Как что? – Его д
Описание слайда:

«…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке? Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то же, что и в образованном человеке». В.Г.Белинский

№ слайда 16 …….. послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.
Описание слайда:

…….. послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.

№ слайда 17 Книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян от крепостного пра
Описание слайда:

Книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян от крепостного права.

Урок-исследование по рассказу И.С.Тургенева «Бирюк»
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаю вашему вниманию конспект и презентацию к уроку литературы в 7 классе на тему: «…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» (В.Г.Белинский). Архив также содержит самоанализ урока. 

Цели: познакомить обучающихся с рассказом И.С.Тургенева; показать мастерство писателя в создании портретной характеристики; формировать навыки исследовательской работы с текстом; развивать логическое мышление, наблюдательность, развивать и обогащать речь обучающихся; воспитывать чувство любви к природе, к человеку 

Оборудование: толковый словарь; презентация.
Используемые технологии: личностно-ориентированная; проблемно-поисковая.

Автор Наталья Николаевна Покровкова
Дата добавления 25.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Презентации
Просмотров 1277
Номер материала 54916
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓