Главная / Начальные классы / Урок - исследование окружающего мира по теме: «Жизнь лесных зверей».

Урок - исследование окружающего мира по теме: «Жизнь лесных зверей».

Урок окружающего мира по теме: «Жизнь лесных зверей».

(урок- исследование)



Цели урока:

Образовательные:

-формирование представлений обучающихся о жизни лесных зверей зимой;

-формирование у обучающихся исследовательских умений (наблюдение, умозаключения, анализ).

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир», авторы О.Н.Федотова, Г.В. Трафимов, С.А. Трафимова.

Тип урока: урок открытия нового знания.


Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель:

Сейчас у нас урок окружающего мира.

(Психологический настрой на урок)

Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Садитесь.

Пусть вас гости не пугают,

Они нам только помогают.

Все, кто здесь сидят – друзья.

И бояться их нельзя.

Мы волнуемся, конечно,

День сегодня необычный,

Нам урок начать пора,

Всем ни пуха, ни пера!

- Послушайте стихотворение :

Вьюги, вьюги на земле взвились, завертели

Снегу, снегу в декабре намели метели!

Опустел холодный лес, замер понемногу

Кто в норе, а кто залез в зимнюю берлогу.

Снится мишкам молодым мёд душистый, свежий.

Отощала без еды вся семья медвежья.

Скучно зверю в холода, вьёт пурга до ночи.

Даже белка из гнезда вылезать не хочет.

- О каком времени года и о ком это стихотворение?

( о зиме, о животных в зимнем лесу)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

(о жизни лесных зверей зимой)


2.Актуализация знаний.

Ребята, сейчас, не покидая нашего класса, мы отправимся в необычное путешествие, посмотреть, какую тайну хранит зимний лес, как он помогает лесным жителям в зимнюю пору. Мы с вами совершим полёт на вертолёте.

Во время путешествия будем вести «бортовые журналы» - заполнять таблицы, как разные животные проводят зиму.

Показ на слайде таблицы:

Зверь

Меняет окраску, густоту шерсти

Запасает толстый слой жира

Делает запасы

Впадает в спячку

Ищет корм в природе

заяц

+




+

лиса

+




+

белка

+


+



медведь

+

+


+



(таблица на каждой парте)

- Ну, что ребята, поехали! Посмотрите, как красив зимний лес. Все деревья окутаны снегом, спят в тихом зимнем сне.

3. Работа над темой урока.

Мы с вами совершили посадку на небольшую полянку. Как здесь красиво!

А вот и первый лесной житель! Кто это? (заяц)

- Расскажите, что вы знаете о зайце, как он проводит зиму?

(рассказы детей)

Учитель обобщает: всю зиму заяц проводит в бегах, спит под стволами сваленных деревьев, или прямо на снегу. У него нет своего дома. Запасов на зиму заяц не делает. Питается горькой корой и жёсткими ветками. Живёт заяц впроголодь, ждёт, когда навалит больше снега. Падает снег на ветки деревьев и кустов, пригибает их к земле. Вот теперь заяц может полакомиться молодой корой и тонкими веточками. Чем больше снега зимой, тем зайцам лучше.

- А в нашей местности живут зайцы? (ответы детей)

- Мы с вами встретили зайца- беляка. Мы же далеко улетели на вертолёте от наших мест. В нашей местности такие зайцы не обитают. У нас часто встречается заяц – русак. У него серая окраска шерсти круглый год. К зиме « шубка» у зайчика становится густой и тёплой.

- А сейчас сделаем запись в наших бортовых журналах. На партах лежат таблицы - заполните таблицу о зайце, как он проводит зиму?

(работа в парах)

Что же вы отметили в таблице?

(меняет окраску шерсти, ищет корм в природе)

- Ребята, холодно в зимнем лесу. Зайчик нам предлагает согреться – сделать с ним физминутку.

(физминутка «Зайчик»)

- Ребята, посмотрите, зайчик нам приготовил ребус.

-Как вы думаете, какое слово зашифровано в этом ребусе?

(лиса)

- Верно! – Расскажите, что вы знаете о лисе?

-Как лиса ведёт себя зимой в лесу?

(рассказы детей)

-А лисы водятся в нашей местности?

(обобщение учителя)

По снегу, даже глубокому, лисица ходит без труда. Из- за малого веса она почти не проваливается.

Отрастает густая шуба, которая спасает от морозов. А вот с едой плохо. Нет лягушек и птенцов. Лиса запасов на зиму не делает. Охотится она в поле,где ветер сдувает снег. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Ещё она охотится за зайцами. Как и другие животные, часто голодает. Зимой у лисы под любым кустиком дом: свернётся клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостиком нос, чтобы не замёрз, и спит.

- Какие загадки о лисе вы знаете?

- Встаньте, покажите, как лисонька ходит?

(дети показывают)

-Давайте заполним наши «бортовые журналы», запишем, как лиса проводит зиму.

( дети работают в парах)

- Что вы отметили?

- О каком звере пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

- Расскажите, что вы знаете о белочке?

(ответы детей)

(обобщение ответов учителем)

- Дупло у белки не очень большое, но сухое, выстлано мхом, сухими листьями. Белочке там тепло. Обычно у них несколько домиков – для сна, зимовки, для выведения бельчат. В отдельном месте лежат беличьи припасы. Много грибов развесила белка по лесу. Много орехов закопала в разные места под деревьями. Часто её запасами кормятся другие лесные звери. Шубка у белки летом была рыжая, а к зиме стала серая, густая. Часто в одном гнезде в сильные морозы ночует несколько белок. На улице трескучий мороз, а в гнезде до 18 градусов тепла.

- Дети, обитают ли белки в нашей местности? ( ответы детей)

- Давайте посмотрим в наши бортовые журналы и внесём сведения, что мы узнали о белке. (Работа в парах)

- Какие сведения вы внесли о белке?

( ответы детей)

- А каких зверей мы можем ещё повстречать в зимнем лесу?

( волка, дикого кабана, оленей, лося)

Рассматривание картинок в учебнике. Рассказывают, как человек заботится о лосях в зимнее время.

- Ребята, а каких зверей мы не встретим в зимнем лесу? Почему?

О медведе нам подготовил сообщение Рома. Послушайте.

(подготовленный ученик рассказывает о медведе)

Медведь за осень нарастил под меховую шубу толстый слой жира. Этот жир и греет и питает его зимой. Жир – это запас пищи, а когда зверь спит, его организм питается запасами этого жира. Медведь обычно устраивает себе берлогу под корнями ели или другого дерева, сваленного бурей. Подкопает землю, чтоб ямка получилась, натаскает в неё мох и кору ели. Закроет лаз ветками и заляжет спать до весны. Потом берлогу снегом занесёт. Медведь на одном ухе спит, другим слушает. Медведица зимует вместе с медвежатами в одной берлоге. Зимой, в январе или в феврале, у старших медвежат появляются младшие братишки или сестрёнки, совсем крошечные, величиной с рукавичку.

-Ребята, а медведь какой?

(косолапый, неуклюжий, бурый, большой)

- А можно ли встретить медведей в нашей местности?

- Встаньте, изобразите медведя!

- Давайте внесём в таблицу – бортовые журналы, сведения о медведе.

А какие ещё животные впадают в спячку?

( барсук, ёж)

Вывод: как приспособились к зиме животные?

(по разному приспособились к зиме животные)

- На какие группы их можно разделить?

( звери, которые делают запасы, впадают в спячку,

ищут корм)

5. Закрепление нового материала.

Работа в группах

Ребята, вам предстоит выполнить ещё одно задание. Будем работать в группах. Во время путешествия мы сделали много снимков зверей. Первая группа выберет зверей, которые впадают в спячку, вторая – тех, что ищут корм в природе, третья – тех зверей, которые делают запасы на зиму.

(проверка работы в группах)

Игра: «Чей след?»

Ребята, посмотрите, что оставили после себя лесные звери? Давайте разгадаем эту белую книгу зимы. Я буду читать текст, а вы будете отгадывать, кому принадлежат эти следы.(отгадывают)

- А сейчас, нам пора возвращаться в класс. Мы все замёрзли. Сели поудобнее в кресла. Мы взлетаем!

6. Итог урока.

- Что интересного узнали из жизни животных зимой?

Рефлексия

Ребята, у которых на уроке всё получилось, возьмут картинку с весёлым зайчиком и выйдут к доске нам покажут. А ребята, которые считают, что они могли бы работать лучше, и у них не всё получилось, возьмут картинку с грустным зайчиком и тоже выйдут к доске.

На память о сегодняшнем уроке я вам дарю «Диплом», как самым старательным и находчивым ребятам. Мне очень приятно было с вами работать. До новых встреч!



Урок - исследование окружающего мира по теме: «Жизнь лесных зверей».
  • Начальные классы
Описание:

Цели урока:

Образовательные:

-формирование представлений обучающихся о жизни лесных зверей зимой;

-формирование у обучающихся исследовательских умений (наблюдение, умозаключения, анализ).

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник «Окружающий мир», авторы О.Н.Федотова, Г.В. Трафимов, С.А. Трафимова.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Автор Федюкова Валентина Александровна
Дата добавления 03.07.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 318
Номер материала 60202
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓