Главная / Информатика / урок информатики на тему: "Применение электронных таблиц при моделировании биоритмов человека"

урок информатики на тему: "Применение электронных таблиц при моделировании биоритмов человека"

Название документа приложение 2.doc

Приложение 2

Возможности

Физические

Эмоциональные

Интеллектуальные

hello_html_m702565a2.gif

Еhello_html_13091a51.gifсли ваши физические функции сегодня усилены, вы энергичны, хотите заняться спортом, любыми другими делами, требующими физического напряжения, то рисуйте на синем смайлике

Еhello_html_28a01391.gifсли сегодня вы оптимистичны, уверены в своих силах и возможностях, если у вас хорошее настроение, то рисуйте на красном смайлике

Еhello_html_m211a57b3.gifсли сегодня у вас повышенный творческий настрой, мозг легко принимает и обрабатывает новую информацию, то рисуйте на жёлтом смайлике

hello_html_m209d83e7.gif

Еhello_html_17174af7.gifсли вы наблюдаете спад физической активности и выносливости, если тонус снижен, если энергичность уступает ленивости, то рисуйте на синем смайлике

Еhello_html_m2b547a46.gifсли у вас апатия, пессимистическое отношение к окружающему миру, вы раздражительны, то рисуйте на красном смайлике

Еhello_html_451e0e92.gifсли у вас упадок творческого настроения и мыслительных способностей, то рисуйте на жёлтом смайлике

hello_html_68cfe73d.gif

Еhello_html_7ba39ea3.gifсли ваш физический тонус между подъёмом и спадом, то рисуйте на синем смайлике

Еhello_html_m2af892a3.gifсли ваше эмоциональное настроение где-то между подъёмом и спадом, то рисуйте на красном смайлике

Еhello_html_m60ed4783.gifсли ваше интеллектуальное настроение где-то между подъёмом и спадом, то рисуйте на жёлтом смайлике





Название документа приложение 3 .doc

Фhello_html_m699bf6ec.pngИО ________________________ Класс___________ Дата















Название документа приложение 4.doc

Значение

Физический цикл

Эмоциональный цикл

Интеллектуальный цикл

Минимальное значение цикла (максимум негативных проявлений, за которые отвечает цикл).

Чувство бессилия, апатия.

Только отрицательные эмоции.

Все кажется чрезмерно сложным и не поддается решению.

Отрицательная фаза цикла (негативные свойства цикла преобладают над позитивными).

Преобладание чувства бессилия, слабости.

Преобладание отрицательных эмоций и чувства пессимизма.

Простые задачи решаются с трудом, а сложные кажутся неподъемными.

Нулевое значение цикла (переход через "ноль") – возможны непредсказуемые проявления как позитивных, так и негативных свойств. День, когда один или более циклов находятся в этой фазе, считается очень тяжелым.

Неожиданные проявления огромной силы и энергии так же неожиданно сменяются чувством полного бессилия и апатии.

Неожиданные приступы безграничного пессимизма и оптимизма, частая смена эмоций.

Проблески гениальных решений и прозрений сменяются непониманием простых вещей.

Положительная фаза цикла (позитивные свойства цикла преобладают над негативными).

Преобладающее чувство уверенности в своих силах.

Преобладание положительных эмоций и чувства оптимизма.

Легкость в решении любых задач.

Максимальное значение цикла (максимум развития позитивных свойств при минимальном воздействии негативных).

Безграничная уверенность в своих силах.

Максимум положительных эмоций, безграничный оптимизм.

Безграничное проявление интеллектуальной и творческой мощи.

Приложение 4

Название документа приложение 5.doc

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема исследования: Биологические модели. Расчет биоритмов человека.

1. Постановка задачи.

Существует теория, что жизнь человека подчиняется биоритмам: физическому (период ритма – 23 дня), эмоциональному (период – 28 дней) и интеллектуальному (период – 33 дня).

2. Цель моделирования.

Подтвердить или опровергнуть соответствие показателей с личными достижениями человека.

Исследовать модель влияния биоритмов на состояние человека.

3. Разработка информационной модели (содержательное описание объекта).

Объект моделирования – процесс изменения состояния человека в физическом, интеллектуальном и эмоциональном плане.

Биоритмы характеризуют подъемы и спады самочувствия человека. За точку отсчета берется день его рождения. Зависимость имеет синусоидальный характер. «Взлетам» графика соответствуют благоприятные дни, а дни его перехода через ось абсцисс, считаются неблагоприятными.

Откроем заготовку файла урок.xls

Исходные данные: дата рождения (вводим в формате ДД.ММ.ГГГГ)

Характер изменения состояний:

синусоидальный, с периодами 23, 28 и 33 дня соответственно, начиная со дня рождения.

Шаг приращения - один день.

Период исследования – 30 (31) дней от даты отсчета.

Результат: определить дни подъема циклов и дни пересечения кривых с осью абсцисс.

4. Разработка математической модели

Указанные циклы описываются приведенными ниже выражениями, в которых переменная х соответствует возрасту человека в днях:

Физический цикл ФИЗ (х) = sin (2π x /23);

Эмоциональный цикл ЭМО (х) = sin (2π x /28);

Интеллектуальный цикл ИНТ (х) = sin (2π x /33);

5. Разработка компьютерной модели (выбор инструмента моделирования, создание модели, тестирование модели)

Среда моделирования – электронные таблицы. Согласно заданию, определим и заполним области исходных и расчетных данных (используйте файл – урок.xls, расположенный на рабочем столе)

Ячейка

Формула

a11

=$B$5

А12

= А9+1

В11

=А11-$C$5

C11

= SIN(2*ПИ()*B11/23)

D11

= SIN(2*ПИ()*B11/28)

E11

= SIN(2*ПИ()*B11/33)


Строим график:

  • Выделим диапазон для графика: значения всех трех биоритмов

  • Мастер диаграмм.

  • Тип диаграммы – график с маркерами.

  • На втором шаге построения диаграммы выберите :

Вкладку «Ряд», для «Подписей по оси Х» выберите столбец А7-А36

6. Исследование модели и анализ, полученных результатов:

  • сравните результаты входного тестирования с полученными данными, сделайте вывод “Соответствует ли теория практике?”;

  • выберите неблагоприятные дни для сдачи зачета по физкультуре;

  • выберите день для общения с друзьями, проведения праздника;

  • выберите дни, когда ответы на уроках будут наиболее (наименее) удачными.

hello_html_mc1053d3.png


Название документа приложение1.ppt

обзорно-информационный проект г. Калининград 2014-2015 муниципальное автономн...
Тема урока
ЦЕЛЬ УРОКА: исследовать модель расчёта биоритмов человека. ЗАДАЧИ УРОКА. НАУЧ...
Более 100 лет назад доктор Герман Свобода, профессор психологии Венского унив...
Доктор Вильгельм Флисс, известный отоларинголог, проживающий в Берлине, сопос...
Оба исследователя пришли к выводу, что существуют:
Педагог Фридрих Тельчер (Инсбрук, Австрия) обнаружил зависимость между датой...
Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое...
Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы: настроение, эм...
Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности: память, фант...
на основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дн...
Объект 	Параметры 	Действия 	 неуправляемые (константы) 	управляемы е	 Челове...
физический цикл 	 эмоциональный цикл 	 интеллектуальный цикл	 X – количество ...
Для моделирования выберем среду электронной таблицы. В этой среде информацион...
ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт. ДАНТЕС Жорж Шарль (1812...
А. С. Пушкин Ж.Ш. Дантес
Оцените своё состояние (строка практика)
Проверить правильность ввода формул. Произвести расчеты. По результатам расче...
Оцените своё состояние (строка теория)
IV этап. Анализ результатов Проанализировав диаграмму, выберите: неблагоприят...
Построить биоритмы для своих родителей с целью определения «благоприятных дн...
Суточная ритмика и работоспособность человека. В движении жизнь. В здоровом т...
Самое трудное в жизни человека – это познание самого себя. Сократ.
- от лат. “Chronos” – “время”, наука, изучающая взаимосвязь между биоритмами ...
Что такое биологические ритмы? Учебные предметы: информатика; биология; основ...
Теория моделирования биоритмов имеет право на существование? Воздействуют ли ...
Общие учебные цели: Формирование у учащихся сознательного и ответственного от...
Методические задачи: Освоить представление о биоритмах – как организаторах на...
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Обычно, когда человек согласует режим дня со своими биоритм...
Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 1 (Теория)./Под ред. Н.В. Макаровой. –...
Н. Угринович, Л. Босова «Практикум по информатике и информационным технология...
Кузнецов Ю. «Биоритмы человека: физический, эмоциональный, интеллектуальный» ...
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ Выбрать “неблагоприятные” дни для сдачи заче...
1 из 37

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 обзорно-информационный проект г. Калининград 2014-2015 муниципальное автономное
Описание слайда:

обзорно-информационный проект г. Калининград 2014-2015 муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 Предмет, возраст учащихся Информатика, 10 класс Учитель информатики: Пастушук Галина Григорьевна

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Тема урока
Описание слайда:

Тема урока

№ слайда 4 ЦЕЛЬ УРОКА: исследовать модель расчёта биоритмов человека. ЗАДАЧИ УРОКА. НАУЧИТЬ
Описание слайда:

ЦЕЛЬ УРОКА: исследовать модель расчёта биоритмов человека. ЗАДАЧИ УРОКА. НАУЧИТЬСЯ МОДЕЛИРОВАТЬ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦАХ; ПРОВЕСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА СООТВЕТСТВИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БИОРИТМОВ ЛИЧНЫМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ ЧЕЛОВЕКА; НАУЧИТЬСЯ ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ: ПРОГНОЗИРОВАТЬ БЛАГОПРИЯТНЫЕ ДНИ И ПРЕДУПРЕЖДАТЬ О НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ, ДЛЯ РАЗНОГО РОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

№ слайда 5 Более 100 лет назад доктор Герман Свобода, профессор психологии Венского универс
Описание слайда:

Более 100 лет назад доктор Герман Свобода, профессор психологии Венского университета , проанализировал сердечные, астматические приступы и настроение своих пациентов. I этап. Постановка задачи.

№ слайда 6 Доктор Вильгельм Флисс, известный отоларинголог, проживающий в Берлине, сопостав
Описание слайда:

Доктор Вильгельм Флисс, известный отоларинголог, проживающий в Берлине, сопоставил протекание и исход болезни с датой рождения своих клиентов

№ слайда 7 Оба исследователя пришли к выводу, что существуют:
Описание слайда:

Оба исследователя пришли к выводу, что существуют:

№ слайда 8 Педагог Фридрих Тельчер (Инсбрук, Австрия) обнаружил зависимость между датой ро
Описание слайда:

Педагог Фридрих Тельчер (Инсбрук, Австрия) обнаружил зависимость между датой рождения студентов и результатами экзаменов, открыл интеллектуальный биоритм.

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10 Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое со
Описание слайда:

Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние: энергию, силу, выносливость, иммунитет, скорость, координацию. Продолжительность ритма составляет 23 дня.

№ слайда 11 Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы: настроение, эмоци
Описание слайда:

Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы: настроение, эмоции, чувственность, душевность. Продолжительность ритма составляет 28 дней.

№ слайда 12 Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности: память, фантази
Описание слайда:

Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности: память, фантазия, умственная активность, логические навыки. Продолжительность ритма составляет 33 дня.

№ слайда 13 на основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни,
Описание слайда:

на основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности. Цель моделирования:

№ слайда 14 Объект 	Параметры 	Действия 	 неуправляемые (константы) 	управляемы е	 Человек	П
Описание слайда:

Объект Параметры Действия неуправляемые (константы) управляемы е Человек Период ФИЗ: 23 ЭМО: 28 ИНТ: 33 дата рождения; день отсчета; длительность прогноза Расчет и анализ биоритмов

№ слайда 15 физический цикл 	 эмоциональный цикл 	 интеллектуальный цикл	 X – количество про
Описание слайда:

физический цикл эмоциональный цикл интеллектуальный цикл X – количество прожитых человеком дней

№ слайда 16 Для моделирования выберем среду электронной таблицы. В этой среде информационная
Описание слайда:

Для моделирования выберем среду электронной таблицы. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит две области: исходные данные — константы и управляемые параметры; результаты - расчетные данные .

№ слайда 17 ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт. ДАНТЕС Жорж Шарль (1812-18
Описание слайда:

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799-1837), русский поэт. ДАНТЕС Жорж Шарль (1812-1895), французский монархист На дуэли с Пушкиным, состоявшейся 27 января 1837 г., Дантес получил легкую рану в правую руку, от которой уже 8 февраля совершенно выздоровел. Пушкин получил смертельную рану в живот.

№ слайда 18 А. С. Пушкин Ж.Ш. Дантес
Описание слайда:

А. С. Пушкин Ж.Ш. Дантес

№ слайда 19 Оцените своё состояние (строка практика)
Описание слайда:

Оцените своё состояние (строка практика)

№ слайда 20 Проверить правильность ввода формул. Произвести расчеты. По результатам расчетов
Описание слайда:

Проверить правильность ввода формул. Произвести расчеты. По результатам расчетов построить общую диаграмму для трех биоритмов.

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 Оцените своё состояние (строка теория)
Описание слайда:

Оцените своё состояние (строка теория)

№ слайда 24 IV этап. Анализ результатов Проанализировав диаграмму, выберите: неблагоприятные
Описание слайда:

IV этап. Анализ результатов Проанализировав диаграмму, выберите: неблагоприятные дни для сдачи зачета по физкультуре; день для общения с друзьями, проведения праздника; дни, когда ответы на уроках будут наиболее (наименее) удачными.

№ слайда 25 Построить биоритмы для своих родителей с целью определения «благоприятных дней»
Описание слайда:

Построить биоритмы для своих родителей с целью определения «благоприятных дней», в которые можно попросить о «небольшом презенте».

№ слайда 26 Суточная ритмика и работоспособность человека. В движении жизнь. В здоровом теле
Описание слайда:

Суточная ритмика и работоспособность человека. В движении жизнь. В здоровом теле – здоровый дух, или наоборот. Самочувствие человека как взаимосвязь трёх составляющих биоритмов.

№ слайда 27 Самое трудное в жизни человека – это познание самого себя. Сократ.
Описание слайда:

Самое трудное в жизни человека – это познание самого себя. Сократ.

№ слайда 28 - от лат. “Chronos” – “время”, наука, изучающая взаимосвязь между биоритмами и з
Описание слайда:

- от лат. “Chronos” – “время”, наука, изучающая взаимосвязь между биоритмами и здоровьем человека, в различные отрезки времени.

№ слайда 29 Что такое биологические ритмы? Учебные предметы: информатика; биология; основы б
Описание слайда:

Что такое биологические ритмы? Учебные предметы: информатика; биология; основы безопасности жизнедеятельности. Формы работы: лекции; семинары; исследовательская деятельность

№ слайда 30 Теория моделирования биоритмов имеет право на существование? Воздействуют ли био
Описание слайда:

Теория моделирования биоритмов имеет право на существование? Воздействуют ли биологические ритмы на здоровье человека? Когда болеть, когда рождать, когда расти? Так кем же лучше быть? Совой или жаворонком. А может лучше стать голубем?

№ слайда 31 Общие учебные цели: Формирование у учащихся сознательного и ответственного отнош
Описание слайда:

Общие учебные цели: Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, совершенствование морально-психического состояния и физического развития Дидактические цели: Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, популяризации среди молодежи здорового и безопасного образа жизни, совершенствование и выработка новых форм и методов подготовки к экстремальным ситуациям

№ слайда 32 Методические задачи: Освоить представление о биоритмах – как организаторах нашей
Описание слайда:

Методические задачи: Освоить представление о биоритмах – как организаторах нашей жизни, научить правильно классифицировать человека в зависимости от различных биоритмов , научить пользоваться электронной таблицей для прогнозирования своей деятельности

№ слайда 33 АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Обычно, когда человек согласует режим дня со своими биоритмами
Описание слайда:

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Обычно, когда человек согласует режим дня со своими биоритмами, уровень его физической и умственно работоспособности значительно выше. Биологические ритмы являются основой рационального распорядка дня, так как высокая работоспособность, хорошее самочувствие могут быть достигнуты лишь в том случае, если ритм жизни человека соответствует ритму физиологических функций. А для того, чтобы человек знал свои биоритмы и подстраивал под них свою деятельность и был разработан этот проект. Примите в нем участие и не пожалеете.

№ слайда 34 Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 1 (Теория)./Под ред. Н.В. Макаровой. – СП
Описание слайда:

Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 1 (Теория)./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2014; Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 2 (Практикум)./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2014; Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2014;

№ слайда 35 Н. Угринович, Л. Босова «Практикум по информатике и информационным технологиям»:
Описание слайда:

Н. Угринович, Л. Босова «Практикум по информатике и информационным технологиям»: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. Н. Угринович «Исследование информационных моделей» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

№ слайда 36 Кузнецов Ю. «Биоритмы человека: физический, эмоциональный, интеллектуальный» :Мо
Описание слайда:

Кузнецов Ю. «Биоритмы человека: физический, эмоциональный, интеллектуальный» :Москва: Амрита-Русь,2006. http://www.ahmatova.ru http://cagliostro.fk.lutsk.ua http://wikipedia.org/wiki/ http://bioritm1.narod.ru/detal.htm

№ слайда 37 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ Выбрать “неблагоприятные” дни для сдачи зачета
Описание слайда:

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ Выбрать “неблагоприятные” дни для сдачи зачета по физкультуре. Выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее (наименее) удачными. Проверьте свое настроение, когда на вашем графике показатели эмоционального биоритма находятся на спаде или на подъеме.

Название документа урок1_биоритмы.doc

Пастушук Галина Григорьевна учитель информатики МАОУ СОШ № 45 г. Калининград

Тема: Применение электронных таблиц при моделировании биоритмов человека.

11 класс.

Цель урока:

научиться применять основные этапы моделирования при составлении модели биоритмов конкретного человека, используя при этом среду электронных таблиц.

Задачи урока:

  1. отработать и закрепить навыки работы с электронными таблицами;

  2. сформировать умения применять основные этапы моделирования при составлении модели биоритмов конкретного человека;

  3. развитие исследовательских навыков на основе технологии моделирования;

  4. развитие логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы;

  5. воспитание бережного отношения к себе и своему здоровью, толерантности;

  6. повышение мотивации учащихся за счёт интеграции с другими предметами.

Тип урока:

  • комплексное применение знаний и способов действия;

  • обобщение и систематизация знаний и способов действия в сочетании с их практическим применением.

Оборудование:

  1. компьютеры;

  2. мультимедийный проектор;

  3. система открытого голосования Verdict.

Программное обеспечение:

  1. OC MS Windows XP;

  2. приложения MS Windows - ЭТ MS Excel, Power Point;

  3. раздаточный материал.

Источники информации:

  1. Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 1 (Теория)./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2014;

  2. Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 2 (Практикум)./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2014;

  3. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2014;

  4. http://festival.1september.ru/articles/598699;

  5. http://www.metod-kopilka.ru/; line-height: 100%"> Организационный момент.

Слайд 1. Приложение 1

Человек живёт в огромном мире, который очень сложен и разнообразен. Согласитесь, что этот мир подчиняется определённым законам и ритмам. И как частица природы, связанный с ней неразрывными, невидимыми нитями любой из нас ощущает на себе влияние этих ритмов.

С другой стороны, сам человек тоже состоит из множества элементов – молекул, каждая из которых живёт, развивается внутри нас и имеет свои собственные ритмы.

Возможно, человеческий разум и не может познать все тайны жизни, но если человек научится улавливать ритмы, соответствующие своему биологическому организму, захочет лучше узнать себя, то он сможет жить в гармонии с окружающим миром.

Слайд 2.

Давайте сегодня попробуем приоткрыть завесу тайны биоритмов, и научимся их составлять, а поможет нам в этом технология моделирования и среда электронных таблиц.

Verdict.

Чтобы перейти к решению данной проблемы вначале немного «освежим» память, вспомним основные понятия, которые нам пригодятся в работе, и проведём небольшую устную разминку с помощью системы открытого голосования Verdict. Вы постараетесь ответить на 10 вопросов.

Система оценивания:

«5» - 9 – 10 заданий;

«4» - 7 – 8 заданий;

«3» - 6 – 5 заданий.


  1. Изучение нового материала.

Существует теория, что жизнь человека подчиняется циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают стороны самочувствия человека: Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Полагают, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, являются критическими, т.е. неблагоприятными.

Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в неё. Более того, в некоторых странах в неблагоприятные дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям рискованных профессий (летчикам, каскадерам и т.п.) предоставляется выходной. В Японии давно выпускают автомобили, которые предупреждают водителя не садиться за руль в критические дни.

Создание теории существования биоритмов приходится на начало XX века, когда два абсолютно независимых исследователя пришли к одним и тем же выводам в отношении биологических ритмов.

Слайд 3, 4, 5

Это были:

  • доктор Герман Свобода, профессор психологии Венского университета, который проанализировал сердечные, астматические приступы и настроение своих пациентов;

  • доктор Вильгельм Флисс, известный отоларинголог, проживающий в Берлине, который сопоставил протекание и исход болезни с датой рождения своих клиентов.

Оба исследователя пришли к выводу, что существуют физические и психологические или эмоциональные биоритмы.

Слайд 6, 7

Педагог Фридрих Тельчер (Инсбрук, Австрия) обнаружил зависимость между датой рождения студентов и результатами экзаменов, открыл интеллектуальный биоритм.

Слайд 8

Знание физического биоритма особенно интересно тем, кто занимается физическим трудом в любой форме: на уроках физкультуры, спортсмены и др. Продолжительность этого биоритма - 23 дня. В высшей фазе человек чувствует себя выносливым, полным сил, может достичь хороших результатов в спорте, в критический день со здоровьем могут возникнуть проблемы, в фазе спада появляется упадок сил, последние дни лучше посвятить отдыху, избегать перегрузок.

Слайд 9

Эмоциональный биоритм зависит от Луны, её влияния на Землю и всех земных существ и составляет 28 дней.

Он влияет на силу наших чувств, внутреннее и внешнее восприятие, интуицию и способность творить. В фазе подъёма человек динамичен, оптимистичен, добивается хороших результатов в общении, на 14 день - критический день, возможны душевное смятение, конфликты, на фазе спада - человек более пессимистичен, снижается эмоциональная активность, он более раздражителен, чувствует усталость.

Слайд 10

Интеллектуальный биоритм (продолжительность -33 дня)

Затрагивает способность работать по плану, используя умственные способности, это касается логики, ума, обучаемости. Лучше всего влияние на себе данного биоритма ощущают ученики, учителя, писатели, журналисты, политики. На стадии подъёма происходит лучшее усвоение информации, человек способен решить более сложные задачи, обучение приносит больше пользы. Критические дни тормозят интеллектуальную деятельность, в этот день самая большая вероятность совершить ошибку, блокируется способность воспринимать новый материал, в период спада человек устаёт от интеллектуальной деятельности, уменьшается радость от получения новых знаний и принятия решений.

Ребята, обратите внимание, на столах у вас имеется ТАБЛИЦА ЗНАЧЕНИЙ БИОРИТМОВ (приложение 4), где вы видите значения циклов и более подробное описание их влияния, с которым мы сталкиваемся в обыденной жизни.

Значение

Физический цикл

Эмоциональный цикл

Интеллектуальный цикл

Минимальное значение цикла (максимум негативных проявлений, за которые отвечает цикл).

Чувство бессилия, апатия.

Только отрицательные эмоции.

Все кажется чрезмерно сложным и не поддается решению.

Отрицательная фаза цикла (негативные свойства цикла преобладают над позитивными).

Преобладание чувства бессилия, слабости.

Преобладание отрицательных эмоций и чувства пессимизма.

Простые задачи решаются с трудом, а сложные кажутся неподъемными.

Нулевое значение цикла (переход через "ноль") – возможны непредсказуемые проявления как позитивных, так и негативных свойств. День, когда один или более циклов находятся в этой фазе, считается очень тяжелым.

Неожиданные проявления огромной силы и энергии так же неожиданно сменяются чувством полного бессилия и апатии.

Неожиданные приступы безграничного пессимизма и оптимизма, частая смена эмоций.

Проблески гениальных решений и прозрений сменяются непониманием простых вещей.

Положительная фаза цикла (позитивные свойства цикла преобладают над негативными).

Преобладающее чувство уверенности в своих силах.

Преобладание положительных эмоций и чувства оптимизма.

Легкость в решении любых задач.

Максимальное значение цикла (максимум развития позитивных свойств при минимальном воздействии негативных).

Безграничная уверенность в своих силах.

Максимум положительных эмоций, безграничный оптимизм.

Безграничное проявление интеллектуальной и творческой мощи.

Рассмотрим биоритмы известных вам исторических личностей.

Слайд 11

Каждый знает о трагической судьбе великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Давайте посмотрим, в каком состоянии находится человек в самый критический момент. Итак, 27 января 1837 г. – дуэль Пушкина и Дантеса.

Слайд 12

На диаграмме биологические ритмы представлены в виде кривых – синусоид, которые изменяются периодически. Начало кривых – дату рождения, мы на диаграмме не видим! Наблюдаем лишь изучаемый промежуток времени. В каждом периоде есть критические дни: это когда синусоида находится в нулевой (критической) точке и когда она получает максимальное и минимальное значения. У теории биоритмов есть много приверженцев, но есть и противники. Однако, что же говорят факты?

Сравните эмоциональные биоритмы. Какое эмоциональное состояние было у Пушкина? Посмотрите таблицу значений. Что это означает?

Из курса литературы вам известно, что Пушкин, собираясь на дуэль, писал письмо – рецензию на книгу Ишимовой Анны “История России для детей”. Он хотел жить и верил в жизнь. На дуэль он шел без страха. И что мы наблюдаем на графике? (Эмоциональный рост.)

А теперь определите эмоциональное состояние Дантеса. Используйте таблицу.

Дантес был зол, раздражителен, ведь он прекрасно знал о дуэльных способностях Пушкина. Именно поэтому он отказался от первого вызова на дуэль (20 января). Но, тем не менее, он сумел критически проанализировать ситуацию и даже в последний момент смог нанести оскорбление поэту (послал любовную записку жене Пушкина). Ярость Дантеса и страх перед смертью способны были убить любого человека. И что мы наблюдаем на графике? (Эмоциональное падение).

Рассмотрим физические и интеллектуальные циклы.

Физическое и интеллектуальное состояния Пушкина находились на спаде, практически, достигая пика. У Дантеса энергичность начала уступать лености. А интеллектуальный подъем позволил ему просчитать, продумать каждый подлый шаг.

Обратите внимание, какие значения принимают биологические ритмы в начале февраля. Постарайтесь прокомментировать. (Если бы дуэль была назначена на начало февраля, то все три биологических ритма принимали бы положительные значения и исход дуэли, скорее всего, был бы иным.)


А сейчас, я предлагаю вам самим оценить свое состояние (приложение 3). На ваших столах лежат карточки с табличками, в которых вы укажете свою фамилию, имя, сегодняшнюю дату.


Возможности

Физические

Эмоциональные

Интеллектуальные

Практика

hello_html_1437c172.gif

hello_html_632b4d.gif

hello_html_6c2b3fa8.gif

Теория

hello_html_1437c172.gif

hello_html_632b4d.gif

hello_html_6c2b3fa8.gif

Синий смайлик обозначает физический биоритм.

Красный – эмоциональный.

Желтый – интеллектуальный.

Ваша задача сейчас – дорисовать смайликам рот в строке «Практика» (приложение 2). Но как?



Возможности

Физические

Эмоциональные

Интеллектуальные

hello_html_m702565a2.gif

Еhello_html_13091a51.gifсли ваши физические функции сегодня усилены, вы энергичны, хотите заняться спортом, любыми другими делами, требующими физического напряжения, то рисуйте на синем смайлике

Еhello_html_28a01391.gifсли сегодня вы оптимистичны, уверены в своих силах и возможностях, если у вас хорошее настроение, то рисуйте на красном смайлике

Еhello_html_m211a57b3.gifсли сегодня у вас повышенный творческий настрой, мозг легко принимает и обрабатывает новую информацию, то рисуйте на жёлтом смайлике

hello_html_m209d83e7.gif

Еhello_html_17174af7.gifсли вы наблюдаете спад физической активности и выносливости, если тонус снижен, если энергичность уступает ленивости, то рисуйте на синем смайлике

Еhello_html_m2b547a46.gifсли у вас апатия, пессимистическое отношение к окружающему миру, вы раздражительны, то рисуйте на красном смайлике

Еhello_html_451e0e92.gifсли у вас упадок творческого настроения и мыслительных способностей, то рисуйте на жёлтом смайлике

hello_html_68cfe73d.gif

Еhello_html_7ba39ea3.gifсли ваш физический тонус между подъёмом и спадом, то рисуйте на синем смайлике

Еhello_html_m2af892a3.gifсли ваше эмоциональное настроение где-то между подъёмом и спадом, то рисуйте на красном смайлике

Еhello_html_m60ed4783.gifсли ваше интеллектуальное настроение где-то между подъёмом и спадом, то рисуйте на жёлтом смайлике


Вот вкратце основные характеристики биоритмов, а сейчас мы перейдём непосредственно к построению модели расчёта ваших биоритмов.

Слайд 13

Цель моделирования: на основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности.

Слайд 14

II этап. Разработка модели


За точку отсчёта всех трёх биоритмов берётся день рождения человека. Момент рождения для человека очень труден, ведь все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс. С точки зрения биологии это достаточно правдоподобно, ведь ребёнок, появляясь на свет, меняет водную среду обитания на воздушную. Происходит глобальная перестройка всего организма.

Объект “человек” имеет

  • управляемые параметры:

  1. дата рождения;

  2. день отсчета;

  3. длительность прогноза.

  • неуправляемые параметры (константы):

  1. период физического цикла: 23 дня;

  2. период эмоционального цикла: 28 дней;

  3. период интеллектуального цикла: 33 дня.

Слайд 15

Математическая модель

Расчетные формулы:

  • Rф(x) = sin[(2 x)/23] – физический цикл;

  • Rэ(x) = sin[(2 x)/28] – эмоциональный цикл;

  • Rи(x) = sin[(2 x)/33] – интеллектуальный цикл.

Предлагаю вам самим попробовать создать компьютерную модель биоритмов. Присядьте к компьютерам. На рабочем столе находится файл урок.xls, откройте его. Для работы вам необходимо использовать технологическую карту, где описаны все основные этапы моделирования. Задания у вас одинаковые. Вы можете посоветоваться, если что-то не получается. Время работы 10 мин.

Проанализировав диаграмму, выберите:

  • неблагоприятные дни для сдачи зачета по физкультуре;

  • день для общения с друзьями, проведения праздника;

  • дни, когда ответы на уроках будут наиболее (наименее) удачными.

Итак, каждый из вас сейчас построил собственные биоритмы и их проанализировал. У вас на столе результаты входного тестирования. А теперь дорисуйте смайликам рот в строке «Теория» и сделайте вывод, ответив на вопрос “Соответствует ли теория практике?”.

Если значения сходятся, то можно сказать что данный биоритм вам подходит. Если же значения расходятся, то вы, наверно, находитесь под влиянием множества побочных факторов.

Самостоятельная практическая работа

Науке известно, что если заранее знаешь, что тебя ожидает, то на результат можно повлиять, изменить. Давайте посмотрим, какие важные события вас ожидают с 20 мая по 20 июня. (Выпускные экзамены.) Вот сейчас я предлагаю смоделировать процесс изменения вашего состояния в этот период. Используйте ранее созданную модель. Внесите в таблицу новые данные, диаграмма изменится автоматически. Время – 3 мин. Полученные биоритмы сохраните и проанализируйте.

Подведем итоги. Вы посмотрели на свои графики, давайте подумаем и дадим друг другу советы, что нужно сделать:

1) Если западает физический цикл? (Постарайтесь в это время преодолевать свою леность, не забывайте о прогулках на свежем воздухе и побольше физических занятий.)

2) Если западает эмоциональный цикл? (Учитесь властвовать собою, начните день с улыбки, скажите несколько комплиментов себе, окружающим, радуйтесь теплому солнечному дню… )

3) Сложнее, если в это время идет спад интеллектуальный. Что же делать в этом случае? (Но и тогда не стоит огорчаться. Вспомните все то, что вы знаете. Ваши отличные и хорошие отметки соответствуют вашему интеллектуальному развитию. Значит, вам нужно только поверить в удачу и успех. А может, стоит принимать витамины или поработать с тестами – для развития памяти, внимания.)

  1. Домашнее задание:

Построить биоритмы для своих родителей с целью определения «Благоприятных дней», в которые можно попросить о «небольшом презенте».

Сегодня я не буду оценивать результаты вашей работы, а оценки будут выставлены за домашнее задание на следующем уроке. Мне приятно было наблюдать за вашей работой. Буду рада, если вы сделаете правильные выводы. Помните, необходимо задумываться над каждым днем нашей жизни. Биоритмы – биоритмами, но главное верить в себя. Урок окончен. До свидания.

урок информатики на тему: "Применение электронных таблиц при моделировании биоритмов человека"
  • Информатика
Описание:

Тема: Применение электронных таблиц при моделировании биоритмов человека.

11 класс.

Цель урока:

научиться применять основные этапы моделирования при составлении модели биоритмов конкретного человека, используя при этом среду электронных таблиц.

Задачи урока:

  1. отработать и закрепить навыки работы с электронными таблицами;
  2. сформировать умения применять основные этапы моделирования при составлении модели биоритмов конкретного человека;
  3. развитие исследовательских навыков на основе технологии моделирования;
  4. развитие логического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы;
  5. воспитание бережного отношения к себе и своему здоровью, толерантности;
  6. повышение мотивации учащихся за счёт интеграции с другими предметами.

Тип урока:

üкомплексное применение знаний и способов действия;

üобобщение и систематизация знаний и способов действия в сочетании с их практическим применением.

Оборудование:

  1. компьютеры;
  2. мультимедийный проектор;
  3. система открытого голосования Verdict.

Программное обеспечение:

  1. OC MS Windows XP;
  2. приложения MS Windows - ЭТ MS Excel, Power Point;
  3. раздаточный материал.

Источники информации:

1.Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 1 (Теория)./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2014;

2.Информатика. Учебник 7-9 класс. Часть 2 (Практикум)./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2014;

3.Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 класс./Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2014;

4.http://festival.1september.ru/articles/598699;

5.http://www.metod-kopilka.ru/page-2-1-7-16.html.

Автор Пастушук Галина Григорьевна
Дата добавления 15.10.2015
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 334
Номер материала MA-061349
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓