Инфоурок Информатика Другие методич. материалыУрок информатики на тему "Массивы символов. "

Урок информатики на тему "Массивы символов. "

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ urok3 simv.doc

Урок 3.

Тема урока: Массивы символов.

Цель урока: сформировать и закрепить навыки использования массивов при решении задач с символьными величинами.

Тип урока:  комбинированный.

План урока.

1.      Проверка домашнего задания.

2.      Актуализация знаний.

3.      Объяснение нового материала.

4.      Решение задач.

5.      Домашнее задание.

 

1.      Проверка домашнего задания.

Вопросы.

1)      Как сравниваются символьные величины? (сравнение символьных величин основано на том, что каждый символ имеет свой код, и при сравнении символьных величин срав­ниваются коды составляющих их символов)

2)      Задачи какого типа могут решаться с использованием сравнения? («подсчёт и поиск»; «удаление, вставка, замена»)

Проверяется решение заданных на дом задач.

Задача 6 (стр. 182)

10 cls

20 input “Введите текст”;a

30 print “исходный текст-“a$

40 print “результат-“;

50 for i=len(a$) to 1 step –1

60 print mid$(a$,i,1);

70 next i

80 end

Задача 5 (стр.190)

10 cls

20 input “Введите текст”; q$

30 w$=””    ‘w$ - новый текст

40 for i=1 to len(q$)

50 e$=mid$(q$,i,1)

60 if e$<>” “ then w$=w$+e$

70 next i

80 print “исходный текст-“q$

90 print “результат-“w$

100 end

 

2.      Актуализация знаний.

1)         Что называется массивом? (Массив – это упорядоченная последовательность одно­типных данных, объединённых одним именем и отличающихся друг от друга индек­сом, который указывает положение элемента в массиве.)

2)         Перечислить характеристики массива. (Имя, размерность и размер.)

3)         Как задаётся имя массива? (имя массива начинается с буквы латинского алфавита и заканчивается идентификатором типа переменных)

4)         Что такое размерность и размер массива? (Размер – это количество элементов мас­сива; размерность – количество измерений.)

5)         С помощью какого оператора выполняется описание массива? С какой целью это де­лается? (оператор dim<имя массива>(<размер массива>); резервирует определён­ную область оперативной памяти под данный массив)

6)         Как ввести (вывести) элементы одномерного (двумерного) массива? (ввод-с исполь­зованием оператора присваивания, оператора ввода данных с клавиатуры, опера­торов ввода данных, функции случайных чисел, расчёт элементов массива по фор­муле; вывод- оператор печати print)

3.      Объяснение нового материала.

Кроме символьных величин в Qbasic могут использоваться символьные массивы, элемен­тами которых являются группы символов. Символьный массив отличается от числового только значением входящих в него элементов: числовой массив в качестве элементов имеет числовые выражения, символьный – символьные (строковые). Признаком символьного мас­сива служит знак $ после имени массива. Это есть четвёртая характеристика массива, опре­деляющая его тип (числовой или символьный).

Примером одномерного массива символов служит список класса, где фамилия и имя ученика – элементы массива, а размер массива – число учеников в классе.

Прежде чем использовать любой массив (в том числе и символьный), его нужно описать с помощью оператора DIM, который выполняет две основные функции: определяет число эле­ментов и конкретизирует тип данных элементов массива.

При выполнении оператора DIM в памяти ЭВМ резервируется пространство для элементов строкового массива и всем элементам массива присваиваются пустые строки. Ввод и вывод элементов символьного массива осуществляются аналогично вводу и выводу элементов чи­слового массива.

Вопрос. Перечислите способы формирования числового массива? (операторы let, input, data и read, функция rnd, расчёт данных по формуле)

4.      Решение задач.

Массивы символов при решении задач эффективно использовать тогда, когда результаты вычислений или промежуточные переменные, содержащиеся в нескольких ячейках памяти, должны быть сохранены и несут одинаковую «логическую функцию». Эти ячейки могут быть сгруппированы под одним именем и образуют массив.

Слайд 2. Задача 1. Составить программу упорядочения данного массива слов по алфавиту.

Постановка задачи:

1) слова начинаются с заглавной буквы русского алфавита;

2) длина слова не более 255 символов;

3) сортировка выполняется по первому символу слова.

Решение.

Примечание. Задача разбирается совместно у доски, далее ученики самостоятельно набирают текст программы и осуществляют отладку программы на ЭВМ.

Слайды 3,4.

CLS

DATA А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ы,Э,Ю,Я

DIM A$(30)

FOR I=1 TO 30

  READ A$(I)

NEXT I

INPUT “Сколько слов в списке?”;N

DIM S$(N)

FOR J=1 TO N

    PRINT “Введите “J “слово

    INPUT S$(J)

NEXT J

  FOR I=1 TO 30

     FOR J=1 TO N

        IF LEFT$(S$,1)=A(I) THEN PRINT S$(J)

     NEXT J

   NEXT I

END

Слайд 5. Задача 2. Подсчитать количество слогов в слове.

Решение.

Примечание. Задача разбирается совместно у доски, далее ученики самостоятельно набирают текст программы и осуществляют отладку программы на ЭВМ.

 

CLS

INPUT “Введите слово заглавными буквами”;S$

W$=”АОЕИУЯЮЫЭ

R=0

FOR I=1 TO LEN(S$)

  FOR J=1 TO LEN(W$)

    IF MID$(S$,I,1)=MID$(W$,J,1) THEN R=R+1

  NEXT J

NEXT I

PRINT “Слогов в тексте – “R

END

 

Слайды 6, 7. Задача 3. Создать программу осуществляющую вывод текста на экран дисплея в виде бегущей строки.

Решение.

Пусть длина строки не превышает 255 символов и состоит из букв русского алфавита.

Позиция экрана для ввода данных определяется координатами: номер строки (1-25) и номер столбца (1-80).

Примечание. Задача разбирается совместно у доски, далее ученики самостоятельно набирают текст программы и осуществляют отладку программы на ЭВМ.

CLS

INPUT “Определите размер рекламного окна E (E<=75)”; E

B$=SPACE$(E)

INPUT “Введите рекламный текст”;A$

A$=B$+A$+” “

  1:   CLS

 FOR I=1 TO LEN(A$)

    LOCATE 12,1,0

       PRINT MID$(A$,I,LEN(E));

          FOR R=1 TO 1000:NEXT R

 NEXT I

GOTO 1:

 

5.      Домашнее задание.

Подготовка к контрольной работе.

§25, 26, 27, конспект главы 8.

1.    Составьте программу, печатающую последнее слово предложения в обратном порядке

2.    В записке слова зашифрованы – записаны каждое наоборот. Расшифровать сообщение.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок информатики на тему "Массивы символов. ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ urok3 simv.ppt

Скачать материал "Урок информатики на тему "Массивы символов. ""

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Массивы символов.Символьные величины.муниципальное автономное общеобразовате...

    1 слайд

    Массивы символов.
    Символьные
    величины.
    муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
    средняя общеобразовательная школа № 45

    Учитель информатики:
    Пастушук Галина Григорьевна
    г. Калининград
    2014-2015

  • Задача 1. Составить программу упорядочения данного массива слов по алфавиту....

    2 слайд

    Задача 1. Составить программу упорядочения данного массива слов по алфавиту.

    Постановка задачи:

    слова начинаются с заглавной буквы русского алфавита;
    длина слова не более 255 символов;
    сортировка выполняется по первому символу слова.

  • CLS
DATA А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ы,Э,Ю,Я
DIM A$(3...

    3 слайд

    CLS
    DATA А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ы,Э,Ю,Я
    DIM A$(30)
    FOR I=1 TO 30
    READ A$(I)
    NEXT I
    INPUT “Сколько слов в списке?”;N
    DIM S$(N)
    FOR J=1 TO N
    PRINT “Введите “J “слово”
    INPUT S$(J)
    NEXT J

  • FOR I=1 TO 30
     FOR J=1 TO N
        IF LEFT$(S$,1)=A(I) THEN PRINT S$(J)...

    4 слайд

    FOR I=1 TO 30
    FOR J=1 TO N
    IF LEFT$(S$,1)=A(I) THEN PRINT S$(J)
    NEXT J
    NEXT I
    END

  • Задача 2. Подсчитать количество слогов в слове.CLS
INPUT “Введите слово загла...

    5 слайд

    Задача 2. Подсчитать количество слогов в слове.
    CLS
    INPUT “Введите слово заглавными буквами”;S$
    W$=”АОЕИУЯЮЫЭ”
    R=0
    FOR I=1 TO LEN(S$)
    FOR J=1 TO LEN(W$)
    IF MID$(S$,I,1)=MID$(W$,J,1) THEN R=R+1
    NEXT J
    NEXT I
    PRINT “Слогов в тексте – “R
    END

  • Задача 3. Создать программу осуществляющую вывод текста на экран дисплея в ви...

    6 слайд

    Задача 3. Создать программу осуществляющую вывод текста на экран дисплея в виде бегущей строки.
    Пусть длина строки не превышает 255 символов и состоит из букв русского алфавита.
    Позиция экрана для ввода данных определяется координатами: номер строки (1-25) и номер столбца (1-80).

  • CLS
INPUT “Определите размер рекламного окна E (E

    7 слайд

    CLS
    INPUT “Определите размер рекламного окна E (E<=75)”; E
    B$=SPACE$(E)
    INPUT “Введите рекламный текст”;A$
    A$=B$+A$+” “
    1: CLS
    FOR I=1 TO LEN(A$)
    LOCATE 12,1,0
    PRINT MID$(A$,I,LEN(E));
    FOR R=1 TO 1000:NEXT R
    NEXT I
    GOTO 1

  • Домашнее задание:
Подготовка к контрольной работе.
§25, 26, 27, конспект глав...

    8 слайд

    Домашнее задание:
    Подготовка к контрольной работе.
    §25, 26, 27, конспект главы 8;
    Решить задачи:
    Составьте программу, печатающую последнее слово предложения в обратном порядке
    В записке слова зашифрованы – записаны каждое наоборот. Расшифровать сообщение.



Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок 3.Тема урока: Массивы символов. Цель урока: сформировать и закрепить навыки использования массивов при решении задач с символьными величинами.Тип урока:комбинированный.План урока.1.Проверка домашнего задания.2.Актуализация знаний.3.Объяснение нового материала.4.Решение задач.5.Домашнее задание.1.Проверка домашнего задания.Вопросы.1)Как сравниваются символьные величины? (сравнение символьных величин основано на том, что каждый символ имеет свой код, и при сравнении символьных величин срав ниваются коды составляющих их символов)2)Задачи какого типа могут решаться с использованием сравнения? («подсчёт и поиск»; «удаление, вставка, замена»)Проверяется решение заданных на дом задач.Задача 6 (стр. 182)10 cls 20 input “Введите текст”;a$30 print “исходный текст-“a$40 print “результат-“; 50 for i=len(a$) to 1 step –160 print mid$(a$,i,1);70 next i80 endЗадача 5 (стр.190)10 cls20 input “Введите текст”; q$30 w$=””‘w$ - новый текст40 for i=1 to len(q$)50 e$=mid$(q$,i,1)60 if e$ ” “ then w$=w$+e$70 next i80 print “исходный текст-“q$90 print “результат-“w$100 end2.Актуализация знаний.1)Что называется массивом? (Массив – это упорядоченная последовательность одно типных данных, объединённых одним именем и отличающихся друг от друга индек сом, который указывает положение элемента в массиве.)2)Перечислить характеристики массива. (Имя, размерность и размер.)3)Как задаётся имя массива? (имя массива начинается с буквы латинского алфавита и заканчивается идентификатором типа переменных)4)Что такое размерность и размер массива? (Размер – это количество элементов мас сива; размерность – количество измерений.)5)С помощью какого оператора выполняется описание массива? С какой целью это де лается? (оператор dim имя массива ( размер массива ); резервирует определён ную область оперативной памяти под данный массив)6)Как ввести (вывести) элементы одномерного (двумерного) массива? (ввод-с исполь зованием оператора присваивания, оператора ввода данных с клавиатуры, опера торов ввода данных, функции случайных чисел, расчёт элементов массива по фор муле; вывод- оператор печати print)3.Объяснение нового материала.Кроме символьных величин в Qbasic могут использоваться символьные массивы, элемен тами которых являются группы символов. Символьный массив отличается от числового только значением входящих в него элементов: числовой массив в качестве элементов имеет числовые выражения, символьный – символьные (строковые). Признаком символьного мас сива служит знак $ после имени массива. Это есть четвёртая характеристика массива, опре деляющая его тип (числовой или символьный).Примером одномерного массива символов служит список класса, где фамилия и имя ученика – элементы массива, а размер массива – число учеников в классе.Прежде чем использовать любой массив (в том числе и символьный), его нужно описать с помощью оператора DIM, который выполняет две основные функции: определяет число эле ментов и конкретизирует тип данных элементов массива.При выполнении оператора DIM в памяти ЭВМ резервируется пространство для элементов строкового массива и всем элементам массива присваиваются пустые строки. Ввод и вывод элементов символьного массива осуществляются аналогично вводу и выводу элементов чи слового массива.Вопрос. Перечислите способы формирования числового массива? (операторы let, input, data и read, функция rnd, расчёт данных по формуле)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.04.2020 232
    • ZIP 179.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ленкевич Яна Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ленкевич Яна Геннадьевна
    Ленкевич Яна Геннадьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71353
    • Всего материалов: 227

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Разработка и сопровождение требований и технических заданий на разработку и модернизацию систем и подсистем малого и среднего масштаба и сложности

Системный аналитик

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 576 человек

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 297 человек

Мини-курс

Современные информационные технологии и информационная безопасность

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная корпоративная коммуникация

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе