Главная / Информатика / Урок информатики на тему "Массивы символов. "

Урок информатики на тему "Массивы символов. "

Документы в архиве:

40.5 КБ urok3 simv.doc
276 КБ urok3 simv.ppt

Название документа urok3 simv.doc

Пастушук Галина Григорьевна учитель информатики МАОУ СОШ №45


Урок 3.

Тема урока: Массивы символов.

Цель урока: сформировать и закрепить навыки использования массивов при решении задач с символьными величинами.

Тип урока: комбинированный.

План урока.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Актуализация знаний.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Решение задач.

  5. Домашнее задание.


  1. Проверка домашнего задания.

Вопросы.

  1. Как сравниваются символьные величины? (сравнение символьных величин основано на том, что каждый символ имеет свой код, и при сравнении символьных величин срав­ниваются коды составляющих их символов)

  2. Задачи какого типа могут решаться с использованием сравнения? («подсчёт и поиск»; «удаление, вставка, замена»)

Проверяется решение заданных на дом задач.

Задача 6 (стр. 182)

10 cls

20 input “Введите текст”;a$

30 print “исходный текст-“a$

40 print “результат-“;

50 for i=len(a$) to 1 step –1

60 print mid$(a$,i,1);

70 next i

80 end

Задача 5 (стр.190)

10 cls

20 input “Введите текст”; q$

30 w$=”” ‘w$ - новый текст

40 for i=1 to len(q$)

50 e$=mid$(q$,i,1)

60 if e$<>” “ then w$=w$+e$

70 next i

80 print “исходный текст-“q$

90 print “результат-“w$

100 end


  1. Актуализация знаний.

  1. Что называется массивом? (Массив – это упорядоченная последовательность одно­типных данных, объединённых одним именем и отличающихся друг от друга индек­сом, который указывает положение элемента в массиве.)

  2. Перечислить характеристики массива. (Имя, размерность и размер.)

  3. Как задаётся имя массива? (имя массива начинается с буквы латинского алфавита и заканчивается идентификатором типа переменных)

  4. Что такое размерность и размер массива? (Размер – это количество элементов мас­сива; размерность – количество измерений.)

  5. С помощью какого оператора выполняется описание массива? С какой целью это де­лается? (оператор dim<имя массива>(<размер массива>); резервирует определён­ную область оперативной памяти под данный массив)

  6. Как ввести (вывести) элементы одномерного (двумерного) массива? (ввод-с исполь­зованием оператора присваивания, оператора ввода данных с клавиатуры, опера­торов ввода данных, функции случайных чисел, расчёт элементов массива по фор­муле; вывод- оператор печати print)

  1. Объяснение нового материала.

Кроме символьных величин в Qbasic могут использоваться символьные массивы, элемен­тами которых являются группы символов. Символьный массив отличается от числового только значением входящих в него элементов: числовой массив в качестве элементов имеет числовые выражения, символьный – символьные (строковые). Признаком символьного мас­сива служит знак $ после имени массива. Это есть четвёртая характеристика массива, опре­деляющая его тип (числовой или символьный).

Примером одномерного массива символов служит список класса, где фамилия и имя ученика – элементы массива, а размер массива – число учеников в классе.

Прежде чем использовать любой массив (в том числе и символьный), его нужно описать с помощью оператора DIM, который выполняет две основные функции: определяет число эле­ментов и конкретизирует тип данных элементов массива.

При выполнении оператора DIM в памяти ЭВМ резервируется пространство для элементов строкового массива и всем элементам массива присваиваются пустые строки. Ввод и вывод элементов символьного массива осуществляются аналогично вводу и выводу элементов чи­слового массива.

Вопрос. Перечислите способы формирования числового массива? (операторы let, input, data и read, функция rnd, расчёт данных по формуле)

  1. Решение задач.

Массивы символов при решении задач эффективно использовать тогда, когда результаты вычислений или промежуточные переменные, содержащиеся в нескольких ячейках памяти, должны быть сохранены и несут одинаковую «логическую функцию». Эти ячейки могут быть сгруппированы под одним именем и образуют массив.

Слайд 2. Задача 1. Составить программу упорядочения данного массива слов по алфавиту.

Постановка задачи:

1) слова начинаются с заглавной буквы русского алфавита;

2) длина слова не более 255 символов;

3) сортировка выполняется по первому символу слова.

Решение.

Примечание. Задача разбирается совместно у доски, далее ученики самостоятельно набирают текст программы и осуществляют отладку программы на ЭВМ.

Слайды 3,4.

CLS

DATA А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ы,Э,Ю,Я

DIM A$(30)

FOR I=1 TO 30

READ A$(I)

NEXT I

INPUT “Сколько слов в списке?”;N

DIM S$(N)

FOR J=1 TO N

PRINT “Введите “J “слово

INPUT S$(J)

NEXT J

FOR I=1 TO 30

FOR J=1 TO N

IF LEFT$(S$,1)=A(I) THEN PRINT S$(J)

NEXT J

NEXT I

END

Слайд 5. Задача 2. Подсчитать количество слогов в слове.

Решение.

Примечание. Задача разбирается совместно у доски, далее ученики самостоятельно набирают текст программы и осуществляют отладку программы на ЭВМ.


CLS

INPUT “Введите слово заглавными буквами”;S$

W$=”АОЕИУЯЮЫЭ

R=0

FOR I=1 TO LEN(S$)

FOR J=1 TO LEN(W$)

IF MID$(S$,I,1)=MID$(W$,J,1) THEN R=R+1

NEXT J

NEXT I

PRINT “Слогов в тексте – “R

END


Слайды 6, 7. Задача 3. Создать программу осуществляющую вывод текста на экран дисплея в виде бегущей строки.

Решение.

Пусть длина строки не превышает 255 символов и состоит из букв русского алфавита.

Позиция экрана для ввода данных определяется координатами: номер строки (1-25) и номер столбца (1-80).

Примечание. Задача разбирается совместно у доски, далее ученики самостоятельно набирают текст программы и осуществляют отладку программы на ЭВМ.

CLS

INPUT “Определите размер рекламного окна E (E<=75)”; E

B$=SPACE$(E)

INPUT “Введите рекламный текст”;A$

A$=B$+A$+” “

1: CLS

FOR I=1 TO LEN(A$)

LOCATE 12,1,0

PRINT MID$(A$,I,LEN(E));

FOR R=1 TO 1000:NEXT R

NEXT I

GOTO 1:


  1. Домашнее задание.

Подготовка к контрольной работе.

§25, 26, 27, конспект главы 8.

  1. Составьте программу, печатающую последнее слово предложения в обратном порядке

  2. В записке слова зашифрованы – записаны каждое наоборот. Расшифровать сообщение.

Название документа urok3 simv.ppt

Массивы символов. муниципальное автономное общеобразовательное учреждение сре...
Задача 1. Составить программу упорядочения данного массива слов по алфавиту. ...
CLS DATA А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ы,Э,Ю,Я DIM A$(3...
FOR I=1 TO 30 FOR J=1 TO N IF LEFT$(S$,1)=A(I) THEN PRINT S$(J) NEXT J NEXT ...
Задача 2. Подсчитать количество слогов в слове. CLS INPUT “Введите слово загл...
Задача 3. Создать программу осуществляющую вывод текста на экран дисплея в ви...
CLS INPUT “Определите размер рекламного окна E (E
Домашнее задание: Подготовка к контрольной работе. §25, 26, 27, конспект глав...
1 из 8

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Массивы символов. муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средня
Описание слайда:

Массивы символов. муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 Учитель информатики: Пастушук Галина Григорьевна г. Калининград 2014-2015 г. Калининград 2014-2015

№ слайда 2 Задача 1. Составить программу упорядочения данного массива слов по алфавиту. Пос
Описание слайда:

Задача 1. Составить программу упорядочения данного массива слов по алфавиту. Постановка задачи: слова начинаются с заглавной буквы русского алфавита; длина слова не более 255 символов; сортировка выполняется по первому символу слова.

№ слайда 3 CLS DATA А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ы,Э,Ю,Я DIM A$(30)
Описание слайда:

CLS DATA А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,Й,К,Л,М,Н,О,П,Р,С,Т,У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ,Ы,Э,Ю,Я DIM A$(30) FOR I=1 TO 30 READ A$(I) NEXT I INPUT “Сколько слов в списке?”;N DIM S$(N) FOR J=1 TO N PRINT “Введите “J “слово” INPUT S$(J) NEXT J

№ слайда 4 FOR I=1 TO 30 FOR J=1 TO N IF LEFT$(S$,1)=A(I) THEN PRINT S$(J) NEXT J NEXT I E
Описание слайда:

FOR I=1 TO 30 FOR J=1 TO N IF LEFT$(S$,1)=A(I) THEN PRINT S$(J) NEXT J NEXT I END

№ слайда 5 Задача 2. Подсчитать количество слогов в слове. CLS INPUT “Введите слово заглавн
Описание слайда:

Задача 2. Подсчитать количество слогов в слове. CLS INPUT “Введите слово заглавными буквами”;S$ W$=”АОЕИУЯЮЫЭ” R=0 FOR I=1 TO LEN(S$) FOR J=1 TO LEN(W$) IF MID$(S$,I,1)=MID$(W$,J,1) THEN R=R+1 NEXT J NEXT I PRINT “Слогов в тексте – “R END

№ слайда 6 Задача 3. Создать программу осуществляющую вывод текста на экран дисплея в виде
Описание слайда:

Задача 3. Создать программу осуществляющую вывод текста на экран дисплея в виде бегущей строки. Пусть длина строки не превышает 255 символов и состоит из букв русского алфавита. Позиция экрана для ввода данных определяется координатами: номер строки (1-25) и номер столбца (1-80).

№ слайда 7 CLS INPUT “Определите размер рекламного окна E (E
Описание слайда:

CLS INPUT “Определите размер рекламного окна E (E<=75)”; E B$=SPACE$(E) INPUT “Введите рекламный текст”;A$ A$=B$+A$+” “ 1: CLS FOR I=1 TO LEN(A$) LOCATE 12,1,0 PRINT MID$(A$,I,LEN(E)); FOR R=1 TO 1000:NEXT R NEXT I GOTO 1

№ слайда 8 Домашнее задание: Подготовка к контрольной работе. §25, 26, 27, конспект главы 8
Описание слайда:

Домашнее задание: Подготовка к контрольной работе. §25, 26, 27, конспект главы 8; Решить задачи: Составьте программу, печатающую последнее слово предложения в обратном порядке В записке слова зашифрованы – записаны каждое наоборот. Расшифровать сообщение.

Урок информатики на тему "Массивы символов. "
  • Информатика
Описание:

Урок 3.

Тема урока: Массивы символов.

Цель урока: сформировать и закрепить навыки использования массивов при решении задач с символьными величинами.

Тип урока:комбинированный.

План урока.

1.Проверка домашнего задания.

2.Актуализация знаний.

3.Объяснение нового материала.

4.Решение задач.

5.Домашнее задание.

1.Проверка домашнего задания.

Вопросы.

1)Как сравниваются символьные величины? (сравнение символьных величин основано на том, что каждый символ имеет свой код, и при сравнении символьных величин срав­ниваются коды составляющих их символов)

2)Задачи какого типа могут решаться с использованием сравнения? («подсчёт и поиск»; «удаление, вставка, замена»)

Проверяется решение заданных на дом задач.

Задача 6 (стр. 182)

10 cls

20 input “Введите текст”;a$

30 print “исходный текст-“a$

40 print “результат-“;

50 for i=len(a$) to 1 step –1

60 print mid$(a$,i,1);

70 next i

80 end

Задача 5 (стр.190)

10 cls

20 input “Введите текст”; q$

30 w$=””‘w$ - новый текст

40 for i=1 to len(q$)

50 e$=mid$(q$,i,1)

60 if e$<>” “ then w$=w$+e$

70 next i

80 print “исходный текст-“q$

90 print “результат-“w$

100 end

2.Актуализация знаний.

1)Что называется массивом? (Массив – это упорядоченная последовательность одно­типных данных, объединённых одним именем и отличающихся друг от друга индек­сом, который указывает положение элемента в массиве.)

2)Перечислить характеристики массива. (Имя, размерность и размер.)

3)Как задаётся имя массива? (имя массива начинается с буквы латинского алфавита и заканчивается идентификатором типа переменных)

4)Что такое размерность и размер массива? (Размер – это количество элементов мас­сива; размерность – количество измерений.)

5)С помощью какого оператора выполняется описание массива? С какой целью это де­лается? (оператор dim<имя массива>(<размер массива>); резервирует определён­ную область оперативной памяти под данный массив)

6)Как ввести (вывести) элементы одномерного (двумерного) массива? (ввод-с исполь­зованием оператора присваивания, оператора ввода данных с клавиатуры, опера­торов ввода данных, функции случайных чисел, расчёт элементов массива по фор­муле; вывод- оператор печати print)

3.Объяснение нового материала.

Кроме символьных величин в Qbasic могут использоваться символьные массивы, элемен­тами которых являются группы символов. Символьный массив отличается от числового только значением входящих в него элементов: числовой массив в качестве элементов имеет числовые выражения, символьный – символьные (строковые). Признаком символьного мас­сива служит знак $ после имени массива. Это есть четвёртая характеристика массива, опре­деляющая его тип (числовой или символьный).

Примером одномерного массива символов служит список класса, где фамилия и имя ученика – элементы массива, а размер массива – число учеников в классе.

Прежде чем использовать любой массив (в том числе и символьный), его нужно описать с помощью оператора DIM, который выполняет две основные функции: определяет число эле­ментов и конкретизирует тип данных элементов массива.

При выполнении оператора DIM в памяти ЭВМ резервируется пространство для элементов строкового массива и всем элементам массива присваиваются пустые строки. Ввод и вывод элементов символьного массива осуществляются аналогично вводу и выводу элементов чи­слового массива.

Вопрос. Перечислите способы формирования числового массива? (операторы let, input, data и read, функция rnd, расчёт данных по формуле)

Автор Пастушук Галина Григорьевна
Дата добавления 08.12.2015
Раздел Информатика
Подраздел Другое
Просмотров 307
Номер материала MA-063062
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓