Инфоурок География Другие методич. материалыУрок-игра "Что? Где? Когда?" по теме: "Древняя Русь"

Урок-игра "Что? Где? Когда?" по теме: "Древняя Русь"

Скачать материал

Тема урока: Урок обобщения и повторения по теме: «Древняя Русь»

Цель:  повторить, закрепить и углубить знания по Древней истории Руси, проверить уровень усвоения изученного материала;  способствовать формированию умения работать в группе; в процессе игры продолжить прививать у учащихся интерес к предмету история.

Оборудование

Волчок, листы и ручки для работы учащихся, карточки с номерами вопросов от 1 до 12, карточки с заданиями «Блиц» и «Супер-блиц», картина «Призвание варягов».

План урока

1)                     Вступительное слово ведущего

2)                     Что? Где? Когда?

3)                     Заключительное слово ведущего

Ход урока

Учащиеся делятся на 2 команды, выбирают капитанов, придумывают названия. Вопросы распределены на столах команд (у одной команды четные номера, у другой – не четные). Вопросы задаются командам по очереди. На размышление дается 1 минута. Если команда не дает правильный ответ, право ответить переходит к другой команде.

1)                     Вступительное слово ведущего

- Мы рады приветствовать вас в нашем интеллектуальном клубе знатоков на игре «Что? Где? Когда?». Сегодня друг против друга играют команды знатоков 7 класса. Итак, за столами сегодня играют: (объявляются названия команд и капитаны)

- Играем до 6 очков. Счет 0:0. Первый раунд.

2)                     Что? Где? Когда?

Вращается волчок, выбирается номер вопроса

1.     Конкурс «Блиц»

Команде нужно дать ответ на 3 вопроса подряд. На размышление дается 20 секунд. Балл засчитывается в случае, если команда дает правильные ответы на все 3 вопроса.

Какие из названных предметов, имен и явлений в перечне лишние. Через минуту, уважаемые знатоки, выберите лишнее и дайте обоснование своему ответу.

Дмитрий Донской – Иван IV – Игорь (Игорь, т.к. был правителем Киевской Руси, а не Московского княжества)

Дреговичи – вятичи – хазары (хазары, т.к. не относятся к группе восточных славян)

Бортничество – охота – земледелие (земледелие, т.к. относится к производящему хозяйству, а не присваивающему)

2.        Конкурс – Супер-блиц

За столом остается один участник от команды. В зале идеальная тишина. Задание состоит из трех ребусов. На разгадывание каждого ребуса дается 20 секунд. Ответ засчитывается в случае, если правильно разгаданы все ребусы (см. приложение).

3.        Этот князь имел прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается сегодня. Крестное имя – Василий. Совершил 83 далеких похода. Надолго обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. В поучении князя читаем: «Старых чтите, как отцов, молодых – как братьев. В доме своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами». Через минуту дайте ответ, о каком князе идет речь.

4.        Именно этот человек провел первую в истории Руси налоговую реформу, установив размер дани и места ее сборов; соблюдая традиции  своего времени. Жестоко отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним. Через минуту дайте ответ, о каком человеке идет речь?

5.        Он был самым ярким и загадочным царем Всея Руси. Одни историки считают его передовой личностью, другие воспринимают как помешенного. Карамзин подчеркивал двойственность натуры царя: с одной стороны мудрый правитель, с другой стороны тиран и деспот. Наследовал престол в трехлетнем возрасте. Внимание вопрос. О каком правителе идет речь?

6.        Большой интерес вызывает у людей  обряд гадания.  Ни одно серьезное дело не начиналось в древности без попытки узнать  направление судьбы.  Гадали по снам, поведению животных, внутренностям животных.  У разных народов были вещие птицы–гадалки. Внимание вопрос. Какую птицу, предсказательницу по вопросам долголетия, чтили древние  Русичи? 

7.        Внимание. Картина Васнецова. (Выносится репродукция картины Васнецова «Призвание варягов на княжение»). Через одну минуту скажите, какое событие в истории Руси изображено на картине.

8.        Из года в год самые ученые мужи Древней Руси просиживали за этим занятием, которое требовало внимательности, хорошей памяти и много терпения, чтобы вы, уважаемые знатоки, могли успешно изучать историю того времени и получить хорошие оценки по истории. Чем занимались ученые мужи?

9.         Около четырех тысяч лет назад из общей группы индоевропейцев выделились известные вам племена. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Примерно в 5 веке до новой эры появились отдельные племенные группы. Они освоили территории от среднего течения Днепра до Одера. От Карпатских гор до Припяти. Внимание, вопрос: о каких племенах идет речь?

10.    Это была самая кровопролитная битва того времени. Состоялась она на реке, по названию которой князь, руководивший битвой получил прозвище, крепко закрепившееся за ним в истории. Внимание вопрос. О какой битве идет речь?

11.                  «…Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания…» Что описал в своем произведении Прокопий Кессарийский.

12.    «…И Владимир сказал…: Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг. Услышав это… пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре. На следующий день вышел Владимир с попами… на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… попы же совершали молитвы...» Внимание вопрос. О каком событии истории Киевской Руси идет речь?

3)    Заключительное слово ведущего

Определение победителя, подведение итогов

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

СУПЕР-БЛИЦ

Копия (4) Отсканировано 25

 

Ярмарка

 

Копия Отсканировано 25Отсканировано 25

 

 

Язычество                                                                Москва

 

 

БЛИЦ

 

Дмитрий Донской – Игорь – Иван IV

 

Дреговичи – вятичи – хазары

 

Земледелие – бортничество – охота

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-игра "Что? Где? Когда?" по теме: "Древняя Русь""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Бухгалтер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Урок обобщения и повторения по теме: «Древняя Русь»

Цель:  повторить, закрепить и углубить знания по Древней истории Руси, проверить уровень усвоения изученного материала;  способствовать формированию умения работать в группе; в процессе игры продолжить прививать у учащихся интерес к предмету история.

Оборудование

Волчок, листы и ручки для работы учащихся, карточки с номерами вопросов от 1 до 12, карточки с заданиями «Блиц» и «Супер-блиц», картина «Призвание варягов».

План урока

1)                     Вступительное слово ведущего

2)                     Что? Где? Когда?

3)                     Заключительное слово ведущего

Ход урока

Учащиеся делятся на 2 команды, выбирают капитанов, придумывают названия. Вопросы распределены на столах команд (у одной команды четные номера, у другой – не четные). Вопросы задаются командам по очереди. На размышление дается 1 минута. Если команда не дает правильный ответ, право ответить переходит к другой команде.

1)                     Вступительное слово ведущего

- Мы рады приветствовать вас в нашем интеллектуальном клубе знатоков на игре «Что? Где? Когда?». Сегодня друг против друга играют команды знатоков 7 класса. Итак, за столами сегодня играют: (объявляются названия команд и капитаны)

- Играем до 6 очков. Счет 0:0. Первый раунд.

2)                     Что? Где? Когда?

Вращается волчок, выбирается номер вопроса

1.     Конкурс «Блиц»

Команде нужно дать ответ на 3 вопроса подряд. На размышление дается 20 секунд. Балл засчитывается в случае, если команда дает правильные ответы на все 3 вопроса.

Какие из названных предметов, имен и явлений в перечне лишние. Через минуту, уважаемые знатоки, выберите лишнее и дайте обоснование своему ответу.

Дмитрий Донской – Иван IV – Игорь (Игорь, т.к. был правителем Киевской Руси, а не Московского княжества)

Дреговичи – вятичи – хазары (хазары, т.к. не относятся к группе восточных славян)

Бортничество – охота – земледелие (земледелие, т.к. относится к производящему хозяйству, а не присваивающему)

2.        Конкурс – Супер-блиц

За столом остается один участник от команды. В зале идеальная тишина. Задание состоит из трех ребусов. На разгадывание каждого ребуса дается 20 секунд. Ответ засчитывается в случае, если правильно разгаданы все ребусы (см. приложение).

3.        Этот князь имел прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается сегодня. Крестное имя – Василий. Совершил 83 далеких похода. Надолго обезопасил Русь от разорительных половецких набегов. В поучении князя читаем: «Старых чтите, как отцов, молодых – как братьев. В доме своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами». Через минуту дайте ответ, о каком князе идет речь.

4.        Именно этот человек провел первую в истории Руси налоговую реформу, установив размер дани и места ее сборов; соблюдая традиции  своего времени. Жестоко отомстил за гибель близкого человека; управлял государством не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним. Через минуту дайте ответ, о каком человеке идет речь?

5.        Он был самым ярким и загадочным царем Всея Руси. Одни историки считают его передовой личностью, другие воспринимают как помешенного. Карамзин подчеркивал двойственность натуры царя: с одной стороны мудрый правитель, с другой стороны тиран и деспот. Наследовал престол в трехлетнем возрасте. Внимание вопрос. О каком правителе идет речь?

6.        Большой интерес вызывает у людей  обряд гадания.  Ни одно серьезное дело не начиналось в древности без попытки узнать  направление судьбы.  Гадали по снам, поведению животных, внутренностям животных.  У разных народов были вещие птицы–гадалки. Внимание вопрос. Какую птицу, предсказательницу по вопросам долголетия, чтили древние  Русичи? 

7.        Внимание. Картина Васнецова. (Выносится репродукция картины Васнецова «Призвание варягов на княжение»). Через одну минуту скажите, какое событие в истории Руси изображено на картине.

8.        Из года в год самые ученые мужи Древней Руси просиживали за этим занятием, которое требовало внимательности, хорошей памяти и много терпения, чтобы вы, уважаемые знатоки, могли успешно изучать историю того времени и получить хорошие оценки по истории. Чем занимались ученые мужи?

9.         Около четырех тысяч лет назад из общей группы индоевропейцев выделились известные вам племена. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Примерно в 5 веке до новой эры появились отдельные племенные группы. Они освоили территории от среднего течения Днепра до Одера. От Карпатских гор до Припяти. Внимание, вопрос: о каких племенах идет речь?

10.   Это была самая кровопролитная битва того времени. Состоялась она на реке, по названию которой князь, руководивший битвой получил прозвище, крепко закрепившееся за ним в истории. Внимание вопрос. О какой битве идет речь?

11.                 «…Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принесут жертву за свою душу, и, избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания…» Что описал в своем произведении Прокопий Кессарийский.

12.   «…И Владимир сказал…: Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг. Услышав это… пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь и бояре. На следующий день вышел Владимир с попами… на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там… попы же совершали молитвы...» Внимание вопрос. О каком событии истории Киевской Руси идет речь?

3)    Заключительное слово ведущего

 

Определение победителя, подведение итогов

Приложения ищите в прикрепленном файле

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 916 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 1029
    • DOCX 176 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Павлова Екатерина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Павлова Екатерина Сергеевна
    Павлова Екатерина Сергеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 3802
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 431 человек

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 731 человек

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 354 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 178 человек
Сейчас в эфире

Консультация эксперта в сфере высшего образования. Как подготовиться к поступлению в вуз: простые ответы на сложные вопросы

Перейти к трансляции