Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок-игра по теме "Фразеологизмы"

Урок-игра по теме "Фразеологизмы"

Скачать материал

Тема: Фразеологизмы (урок-игра). 5 класс.

Цель:

        формировать умение находить фразеологизмы в тексте;

        уметь объяснять их лексическое значение;

        использовать их в своей речи;

        развивать интерес учащихся к русскому языку.

 

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Проверка д/з: * Расскажите, что такое фразеологизмы.

III. Тема урока (работа по группам, игра).

1.      Дома вы должны были с помощью рисунков передать шуточное толкование фразеологизмов из упр. 269. Выберите в каждой группе лучший рисунок, покажите его всему классу. Чья группа первой узнает фразеологизм и объяснит его значение, получит очко (успех). Ещё один успех получит группа или группы за лучший рисунок.

2.      Расскажите происхождение предложенных вам в карточках фразеологизмов (по д/з) – 2 успеха за полный ответ, 1 – за неполный.

С каждым фразеологизмом составьте и запишите предложения. Выберите в группе лучшее и прочитайте вслух. За лучшее предложение – успех.

3.      Учёные доказали, что с одним и тем же словом существует множество фразеологизмов. Например, со словом рука их 50. Посмотрим, сколько вы знаете фразеологизмов со словами НОС, РУКА, ГЛАЗА.

Кто больше за 3 минуты?

1-2 группы – со словом НОС;

3-4 группы – со словом РУКА;

5-6 группы – со словом ГЛАЗА.

За каждый лишний фразеологизм – успех. Дополнительные успехи за объяснение лексического значения фразеологизмов.

4.      Центон.

Центон (в переводе с лат. – одежда или одеяло из лоскутов) – произведение, составленное из отрывков других произведений. Я предлагаю вам рассказ, в котором спрятались фразеологизмы.

Кто больше и правильно найдёт их, тот и выиграл (за 10 фразеологизмов – 5 успехов, за 9-7 – 4 успеха, за 6-5 – 3 успеха, за 4-3 – 2 успеха,  за 2-1 – 1 успех).

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем… Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - расстроились мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

5.      Замените слова фразеологическими оборотами (за всё – 4 успеха, за 7-6 – 3 успеха, за 5-4 – 2 успеха, 3-2 – 1 успех).

Неожиданно – (как снег на голову)

Тесно – (яблоку негде упасть; как сельдей в бочке)

Опытный – (стреляный воробей)

Молчать – (держать язык за зубами; держать рот на замке; прикусить язык)

Обманывать – (обводить вокруг пальца; водить за нос; морочить голову; втирать очки)

Бездельничать – (бить баклуши; ворон считать; сидеть сложа руки)

Плохо – (спустя рукава)

Быстро – (сломя голову; во весь дух; в два счёта)

6.      Все вы, наверное, умеете играть в лото. Сейчас мы это и сделаем. У каждой группы на столе – карта с лексическим значением фразеологизмов. Я буду называть фразеологизмы, а вы отыскиваете у себя ЛЗ этих фразеологизмов. Кто нашёл у себя, закрывает значение фразеологизмом. Потом проверим. За каждый правильный выбор – успех.

7.      Составьте свой рассказ, включая туда как можно больше фразеологизмов, подходящих по смыслу рассказа. За 3 фразеологизма – 1 успех, далее по 1 успеху за каждый фразеологизм.

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

V. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Красна птица пером, а речь – словом».


Раздаточный материал

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем… Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - расстроились мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

 

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем… Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - расстроились мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

 

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем… Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - расстроились мы.

- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.


Неожиданно -

Тесно –

Опытный –

Молчать –

Обманывать –

Бездельничать –

Плохо –

Быстро –

 

 

Неожиданно -

Тесно –

Опытный –

Молчать –

Обманывать –

Бездельничать –

Плохо –

Быстро –

 

Неожиданно -

Тесно –

Опытный –

Молчать –

Обманывать –

Бездельничать –

Плохо –

Быстро –

 

 

Неожиданно -

Тесно –

Опытный –

Молчать –

Обманывать –

Бездельничать –

Плохо –

Быстро –

 

Неожиданно -

Тесно –

Опытный –

Молчать –

Обманывать –

Бездельничать –

Плохо –

Быстро –

 

Неожиданно -

Тесно –

Опытный –

Молчать –

Обманывать –

Бездельничать –

Плохо –

Быстро –

 

 


Карточки к «Фразеологическому лото» (по одной каждой группе)

 

ОВЛАДЕВАТЬ СОБОЙ, УСПОКАИВАТЬСЯ

ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ, БЫТЬ ОСОБЕННО ЗАМЕТНЫМ

НЕДРУЖНО, В ПОСТОЯННОЙ ССОРЕ

СТАНОВИТЬСЯ БЛАГОРАЗУМНЕЕ, ОБРАЗУМЛИВАТЬСЯ

ИСПЫТЫВАТЬ ТРЕВОГУ, БЕСПОКОИТЬСЯ О КОМ ИЛИ О ЧЁМ

ВСЁ НИПОЧЁМ, НИЧЕГО НЕ ДЕЙСТВУЕТ

ВРЕМЕННО, НЕЗАКОННО

ПОСТУПАТЬ ТАК, КАК ПРЕЖДЕ, В МОЛОДОСТИ

ПРИТВОРЯТЬСЯ, ПРИКИДЫВАТЬСЯ, НЕ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ

 

ОЧЕНЬ БЛИЗКО, РЯДОМ

ПОСТЕПЕННО, НЕУКЛОННО, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО

ДОБИВАТЬСЯ ХОРОШЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В ЖИЗНИ

 

ПРИЙТИ В СОСТОЯНИЕ КРАЙНЕГО РАЗДРАЖЕНИЯ

УСИЛЕННО ДУМАТЬ НАД ТРУДНЫМ ВОПРОСОМ

ВСЁ В ПОРЯДКЕ, УСПЕШНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ

ВДОВОЛЬ, БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ

САМЫМ СЕРЬЁЗНЫМ ОБРАЗОМ

 

 

СДЕЛАТЬ ПРЕДМЕТОМ НАСМЕШКИ

ПРОПАДАЕТ ВСЯКОЕ ЖЕЛАНИЕ ЧТО-ЛИБО СДЕЛАТЬ

НЕБРЕЖНО, КОЕ-КАК

ОЧЕНЬ БЫСТРО БЕЖАТЬ, МЧАТЬСЯ

 

 

ОДНОВРЕМЕННО ГОВОРИТЬ

НАСПЕХ, БЫСТРО, ТОРОПЛИВО

ВНЕЗАПНО, НЕОЖИДАННО

 

НЕКСТАТИ, НЕВПОПАД

 

 

ЗАБЫТЬ О ЧЁМ-НИБУДЬ, ОСТАВИТЬ БЕЗ ВНИМАНИЯ

ОЧЕНЬ КРЕПКО УСНУТЬ

ОЧЕНЬ ТЕСНО, ОЧЕНЬ МНОГО

БЛИЗКО, ВПЛОТНУЮ ДРУГ С ДРУГОМ

 

 

СЛИШКОМ МНОГО

ХОРОШЕНЬКО ЗАПОМНИТЬ

НЕ ГОВОРИТЬ НИЧЕГО ЛИШНЕГО, МОЛЧАТЬ

НИКАКОГО ДЕЛА НЕ СДЕЛАЕШЬ С КЕМ-ЛИБО

 

НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ, БЕЗДЕЛЬНИЧАТЬ

БЕДНЫЙ, НИЩИЙ, НИЧЕГО НЕ ИМЕЮЩИЙ

ЗАГРУСТИТЬ, ПРИУНЫТЬ

 

 

 

 

ПРИТВОРНАЯ, ЖАЛОСТЬ, НЕИСКРЕННЕЕ СОЖАЛЕНИЕ

ХОРОШО, БОГАТО ЖИТЬ

НЕИСЧЕРПАЕМОЕ БОГАТСТВО, ДОСТАТОК

ЗАПРЕЩЁННОЕ, ЗАМАНЧИВОЕ, СОБЛАЗНИТЕЛЬНОЕ

ХОРОШО РАБОТАТЬ

 

 

 

НЕ ГОВОРИТЬ ВПУСТУЮ, НАПРАСНО

ИЗБЕЖАТЬ ЗАСЛУЖЕННОГО НАКАЗАНИЯ

СИЛЬНОЕ ЖЕЛАНИЕ ЧТО-ЛИБО СДЕЛАТЬ

БЕССЛЕДНО ИСЧЕЗНУТЬ

 

 

ОКАЗАТЬСЯ В НЕЛОВКОМ, НЕУДОБНОМ ПОЛОЖЕНИИ

РАЗГЛАШАТЬ ТО, ЧТО ВСЕМ ЗНАТЬ НЕ НАДО

ОЧЕНЬ УМНЫЙ

 

«Фишки» к карточкам (для разрезки)

 

 

БРАТЬ СЕБЯ В РУКИ

 

 

БРОСАТЬСЯ В ГЛАЗА

 

КАК КОШКА С СОБАКОЙ

 

БРАТЬСЯ ЗА УМ

 

БОЛЕТЬ ДУШОЙ

 

 

КАК С ГУСЯ ВОДА

 

НА ПТИЧЬИХ ПРАВАХ

 

ТРЯХНУТЬ СТАРИНОЙ

 

ИГРАТЬ РОЛЬ

 

 

В НЕСКОЛЬКИХ ШАГАХ

 

ШАГ ЗА ШАГОМ

 

ВЫХОДИТЬ В ЛЮДИ

 

ВЫЙТИ ИЗ СЕБЯ

 

ЛОМАТЬ ГОЛОВУ

 

 

ДЕЛО В ШЛЯПЕ

 

СКОЛЬКО ДУШЕ УГОДНО

 

НЕ НА ШУТКУ

 

 

ПОДНЯТЬ НА СМЕХ

 

РУКИ ОПУСКАЮТСЯ

 

СПУСТЯ РУКАВА

 

ВО ВСЕ ЛОПАТКИ

 

 

В ОДИН ГОЛОС

 

НА СКОРУЮ РУКУ

 

КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ

 

НИ К СЕЛУ НИ К ГОРОДУ

 

УПУСТИТЬ ИЗ ВИДУ

 

МЁРТВЫМ СНОМ

 

БИТКОМ НАБИТО

 

НОСОМ К НОСУ

 

 

ХОТЬ ОТБАВЛЯЙ

 

ЗАРУБИТЬ СЕБЕ НА НОСУ

 

ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ

 

КАШИ НЕ СВАРИШЬ

 

 

БИТЬ БАКЛУШИ

 

ГОЛ КАК СОКОЛ

 

ПОВЕСИТЬ НОС

 

 

 

КРОКОДИЛОВЫ СЛЁЗЫ

 

НА ШИРОКУЮ НОГУ

 

РОГ ИЗОБИЛИЯ

 

ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД

 

ЗАСУЧИВ РУКАВА

 

НЕ БРОСАТЬ СЛОВ НА ВЕТЕР

 

ВЫЙТИ СУХИМ ИЗ ВОДЫ

 

РУКИ ЧЕШУТСЯ

 

ПОМИНАЙ КАК ЗВАЛИ

 

ПОПАСТЬ ВПРОСАК

 

ВЫНОСИТЬ СОР ИЗ ИЗБЫ

 

СЕМИ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ

 

Ответы к лото

 

                1 группа

Овладевать собой, успокаиваться – брать себя в руки

Привлекать к себе внимание, быть особенно заметным – бросаться в глаза

Недружно, в постоянной ссоре – как кошка с собакой

Становиться благоразумнее, образумливаться – браться за ум

Испытывать тревогу, беспокоиться о ком или о чём – болеть душой

Всё нипочём, ничего не действует – как с гуся вода

Временно, незаконно – на птичьих правах

Поступать так, как прежде, в молодости – тряхнуть стариной

Притворяться, прикидываться, не быть самим собой – играть роль

Очень близко, рядом – в нескольких шагах

Постепенно, неуклонно, последовательно – шаг за шагом

Добиваться хорошего положения в жизни – выходить в люди

                2 группа

Прийти в состояние крайнего раздражения – выйти из себя

Усиленно думать над трудным вопросом – ломать голову

Всё в порядке, успешное завершение – дело в шляпе

Вдоволь, без ограничения – сколько душе угодно

Самым серьёзным образом – не на шутку

Сделать предметом насмешки – поднять на смех

Пропадает всякое желание что-либо делать – руки опускаются

Небрежно, кое-как – спустя рукава

Очень быстро бежать, мчаться – во все лопатки

Одновременно говорить – в один голос

Наспех, быстро, торопливо – на скорую руку

Внезапно, неожиданно – как снег на голову

                3 группа

Некстати, невпопад – ни к селу ни к городу

Забыть о чём-нибудь, оставить без внимания – упустить из виду

Очень крепко уснуть – мёртвым сном

Очень тесно, очень много – битком набито

Близко, вплотную друг с другом – носом к носу

Слишком много – хоть отбавляй

Хорошенько запомнить – зарубить себе на носу

Не говорить ничего лишнего, молчать – держать язык за зубами

Никакого дела не сделаешь с кем-либо – каши не сваришь

Ничего не делать, бездельничать – бить баклуши

Бедный, нищий, ничего не имеющий – гол как сокол

Загрустить, приуныть – повесить нос

              4 группа

Притворная жалость, неискреннее сожаление – крокодиловы слёзы

Хорошо, богато жить – на широкую ногу

Неисчерпаемое богатство – рог изобилия

Запрещённое, заманчивое, соблазнительное – запретный плод

Хорошо работать – засучив рукава

Не говорить впустую, напрасно – не бросать слов на ветер

Избежать заслуженного наказания – выйти сухим из воды

Сильное желание что-либо сделать – руки чешутся

Бесследно исчезнуть – поминай как звали

Оказаться в неловком, неудобном положении – попасть впросак

Разглашать то, что всем знать не надо – выносить сор из избы

Очень умный – семи пядей во лбу

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-игра по теме "Фразеологизмы""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Медиатор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный материал представляет собой конспект итогового урока в 5 классе по теме "Фразеологизмы"(программа М. М. Разумовской). Урок проводится в форме игры, учащиеся разделены на группы.

Цель урока:

  • формировать умение находить фразеологизмы в тексте;
  • уметь объяснять их лексическое значение;
  • использовать их в своей речи;
  • развивать интерес учащихся к русскому языку.

В ходе урока ребята работают с шуточными рисунками по фразеологизмам, вспоминают фразеологизмы с заданным словом, ищут фразеологизмы в центоне, играют во фразеологическое лото.

К конспекту прилагается раздаточный материал.

Предложенный материал можно использовать и в 6 классе в качестве повторения материала, изученного в 5 классе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 974 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2460
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3165
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 828
    • DOCX 24.7 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рулько Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рулько Татьяна Владимировна
    Рулько Татьяна Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 80942
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 337 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 700 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Психология и педагогика в работе с детьми: эмоциональные и зависимые расстройства

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 12 регионов

Мини-курс

Раннее развитие: комплексный подход к развитию и воспитанию детей от 0 до 7 лет.

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек