Повторение и обобщение изученного материала по теме «Древний
Восток»
Урок - игра “Умники и умницы”
Цель
урока:
- Обобщить
и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Египта и
Междуречья
- Развить
умения и навыки соотносить и сравнивать полученные знания, использовать их
при ответе на поставленные вопросы.
- Воспитание
культуры общения, умений выслушивать мнение других.
Методы: словесные,
наглядные, практические.
Тип
урока:
урок игра .
Оснащение
урока: карты
“Древний Египет ” и “Древнее Междуречье ”, плакат с кроссвордом, атлас по
древнейшей истории, учебник “История Древнего мира”, авторы А. А. Вигасин, Г.И.
Годер, И.С. Свенцицкая, бланки с заданиям и для ответов, игровые дорожки,
медали для участников.
Действующие
лица
- Cудья,
жюри (несколько самых подготовленных учеников класса )
- Учащиеся
5 класса
- Ведущий
(учитель)
Ход мероприятия
I.
Организационный момент
Перед
уроком учащиеся, заранее предупрежденные, рассаживаются в классе, получают
листочки для ответов и задания, по ходу выполнения которых будут выявлены три
участника игры. Участниками игры становятся те, кто набрал больше орденов.
Оценивает игру, проверяет работы участников жюри.
II.
Проведение урока игры
Ведущий: “Здравствуйте ребята,
гости и жюри. Все мы любим смотреть телевизор, а по нему часто показывают
различные игры: “Поле чудес”, “Счастливый случай”, “Умники и умницы”, “Что,
где, когда”. В одну из этих игр мы сегодня поиграем, а заодно проверим наши
знания и вспомним интересные факты из жизни древних египтян, вавилонян,
финикийцев и шумер. Итак, мы начинаем урок игру “Умники и умницы”. Для игры нам
необходимо выбрать трех участников, а для этого вы должны выполнить следующие
задания.
- Задание
“Напиши правильно”
Ведущий: “Я буду читать,
называть имена известных правителей, царей, фараонов, а вам необходимо
правильно их написать. Тот, кто не допустит ни одной ошибки, или сделает их
меньше всех, получает орден. Ваши работы проверяет и оценивает жюри”.
Задание
ТУТАНХАМОН,
ХАММУРАПИ, НАВУХОДОНОСОР, СОЛОМОН, АШШУРБАНИПАЛ, АШОКА, ГАУТАМА.
Ведущий: “Итак, я собираю ваши
листочки с первым заданием, и жюри начинает проверять его”.
2.
Задание “Кто чей бог”
Ведущий: “С первым заданием вы
справились, переходим ко второму. Теперь мы проверим, помните ли вы, не путаете
ли богов Египта, Вавилонии, Двуречья. Сейчас я буду называть имена богов, а вам
необходимо написать страну, где им поклонялись. Тот, кто не допустит ни одной
ошибки, или сделает их меньше всех, получает орден. Ваши работы проверяет и
оценивает жюри”.
Задание
|
Ответы
|
1. АМОН-РА
|
1.
Египет
|
2. МАРДУК
|
2.
Вавилония
|
3. БРАХМА
|
3.
Индия
|
4. ЯХВА
|
4.
Древнееврейское царство
|
5. БУДДА
|
5.
Индия
|
6. КОНФУЦИЙ
|
6.
Китай
|
7. ИШТАР
|
7.
Вавилония
|
Ведущий: “Итак, я
собираю ваши листочки со вторым заданием, а жюри скажет, кому мы вручаем ордена
за первое задание.
После
вручения жюри проверяет второе задание, а мы переходим к третьему заданию
3.
Задание “Терминология”
Ведущий: “Сейчас я буду читать,
называть термины, а вам необходимо будет написать на листочках определение этих
терминов. Тот, кто не допустит ни одной ошибки, или сделает их меньше всех,
получает орден. Ваши работы проверяет и оценивает жюри”.
Задание
- Религия.
- Каста.
- Царь.
- Джунгли.
- Иероглифы.
Ответы:
- Вера
человека в сверхъестественные силы.
- Особая
группа людей в Индии.
- Правитель
страны.
- Труднопроходимые
леса.
- Знаки
для письма у египтян и китайцев.
Ведущий: “Я собираю ваши
листочки с третьим заданием, а жюри скажет, кому мы вручаем ордена за второе
задание”.
После
вручения жюри проверяет третье задание, а класс переходит к разминке -
кроссворду, который нарисован заранее на плакате и помещен на доску.
Вопросы
- Растение,
из которого делали египтяне папирус.
- Особая
группа людей в Индии.
- Это
в Древней Персии называли “дарики”.
- Древние
китайцы построили для защиты своей страны самую высокую …
- Что
изобрели жители Древней Индии, хотя мы их называем арабскими, без чего не
было бы математики.
- Непроходимый
лес в Индии.
- До
3 тысячелетия до н.э Египет состоял из двух …
- Так
называлась самая известная правящая династия в Китае.
- Это
напиток пришел к нам из Древнего Китая, хотя первоначально китайцы
использовали его как лекарство.
- Главный
бог Индии.
Ответы
Ведущий: “Молодцы, хорошо знаете
историю, ну а теперь жюри объявит результаты третьего конкурса, и мы подведем
итоги отборочного тура”.
Если
возникает спорная ситуация для участников предлагается мини-опрос “что здесь
лишнее”
Мини-опрос “что здесь лишнее”
- Тигр,
Нил, Евфрат.
- Инд,
Гималаи, Ганг.
- Брахма,
Цинь, Будда.
- Ганг,
Инд, Хуанхэ.
- Бумага,
папирус, бамбуковые дощечки.
- Брахма
, Мардук, Будда.
- Хлопчатник,
тростник, виноград.
- слон,
крокодил, корова.
Ведущий: “Ну вот отборочный тур
завершен, у нас есть три лидера, они набрали больше всех орденов. Перед доской
у нас размещены три полосы – зелёная, желтая, красная и приглашаю тройку
лидеров пройти к доске. Как мы видим среди них тоже есть лидеры. Согласно
правилам, тот, кто набрал больше остальных орденов получает право первым
выбрать игровую дорожку, тот, у кого меньше всех орденов играет на оставшейся
дорожке.
Я
напомню правила. У нас три дорожки – зелёная (можно ошибаться два раза), жёлтая
(можно ошибиться один роз) и красная (ошибаться нельзя). Зеленая самая длинная,
красная самая короткая. Выбирайте!”
Ведущий: “Итак, дорожки
выбраны, игроки встали на позиции, и мы продолжаем игру. На доске вы видите
слова:
БОГИ
ПРАВИТЕЛИ
МИФЫ
ВЕЛИКИЕ СООРУЖЕНИЯ
КАРТА
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Каждое
слово означает раздел, который будет освещать вопрос. Вы выбираете любое слово,
и я задаю вам соответствующий вопрос. Начинает зеленая дорожка. Если ответ
правильный вы делаете шаг вперед. Затем в игру вступает другая дорожка.
Побеждает тот, кто пройдет дорожку первым. Приступаем!”.
БОГИ
- Из
губ этого бога появились жрецы, из рук этого бога появились воины, из
ребер этого бога появились земледельцы, о каком боге идет речь? (БРАХМА)
- Он
был великим мудрецом, писателем, путешественником, его учение широко
распространилось в Китае, а сам он возведен в ранг бога. Учил почитать
старших, соблюдать приличия, повиноваться правителям, о ком идет речь?
(КОНФУЦИЙ)
- В
Вавилонии она была самой любимой богиней, в ее честь строили храмы, её именем
названы одни из ворот Вавилона, она покровительствовала любви, красоте,
плодородию. О какой богине идет речь? (ИШТАР)
- У
индийцев было немного богов. Самым древним и почитаемым был бог
изображаемый на рисунках с головой слона, о каком боге идёт речь? (ГАНЕШ)
ПРАВИТЕЛИ
- Законы
этого царя были высечены на черном базальтовом столбе, правил Вавилонией.
(ХАММУРАПИ)
- Он
был самым могущественным царём Персии, покорил все Междуречье. В своей
стране ввел почтовую службу и печатал золотые монеты, названные его именем.
(ДАРИЙ I )
- Этот
царь объединил под своей властью все индийские царства в 3 веке до н.э.
(АШОКА)
- Китай
стал, единым государством в 3 веке до н.э., под властью могущественного и
сильного императора, его имя? (ЦИНЬ Шихуань)
МИФЫ
- О
этом известном боге Индии существует много легенд. Родился он принцем, жил
в прекрасном дворце. А когда вырос, стал отшельником, голодал, терпел
лишения. О каком мифе идёт речь? (МИФ О БУДДЕ)
- У
разных народов мира есть своя легенда или миф о этом событии. В Двуречье
этот миф звучит так: “Построил Утнапишти корабль и погрузил на него весь
свой скот, всю родню свою. И вот черная туча закрыла небо. Шесть дней
ночей шёл дождь. О каком мифе идет речь? (МИФ О ПОТОПЕ)
- У
древних евреев много мифов связано с именем этого правителя, так его
считали самым мудрым и справедливым, самым богатым и щедрым. О ком идет
речь? (ЛЕГЕНДА О СОЛОМОНЕ)
- Это
индийский миф. В нем говориться, что из губ этого бога Брахмы появились
жрецы, из рук появились воины, из ребер появились земледельцы, о каком мифе
идет речь? (МИФ О ПРОИСХОЖДЕНИИ КАСТ)
ВЕЛИКИЕ СООРУЖЕНИЯ
1.Чтобы
защитить себя от набегов кочевников китайцы построили это, оно было длиной 4000
метров. (ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА)
2.Самое
известное чудо света, построенное египтянами и сохранившееся до наших дней
(ПИРАМИДЫ)
3.
Одно из чудес света, не сохранившееся до сегодняшнего дня, построено в Древней
Вавилонии царём Навуходоносором (ВИСЯЧИЕ САДЫ)
4.
Самое высокое сооружение, построенное в древности в Вавилонии, стало одним из
чудес света, высота более 100 метров. Построили это в честь бога Мардука. О чем
идёт речь? (ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ).
КАРТА (показать на карте)
- Расположение
и реки Индии.
- Расположение
и реки Китая.
- Расположение
и реки Междуречья.
- Где проходила Великая Китайская стена.
ИЗОБРЕТЕНИЯ
1.
В какой стране в древности была изобретена игра в
шахматы?
2.
Был изобретён в Древнем Китае. Он был известен ещё во
времена правления Цинь Шихуан, не был похож на современный и представлял собой
ложку с длинной ручкой из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую
деревянную подставку с делениями, и они поворачивались одной стороной на юг, а
другой на север.
3.
Впервые было изобретено в Финикии. Однажды
финикийский торговый корабль, вёзший груз соды, пристал к песчаному берегу.
Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котельки, но не нашли камней,
на которые можно было их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые
с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и
перемешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости.
Эта жидкость и была ,,,,,,,,,,,,
Ведущий: “Итак, игра окончена, победитель выявлен, финалисты получают по праву
заслуженные оценки. Мы сегодня повторили большой материал, узнали много нового.
Все молодцы, спасибо за урок”.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.