Главная / Информатика / Урок-игра по теме "Кодирование информации" (5 класс)

Урок-игра по теме "Кодирование информации" (5 класс)

Урок по информатике для 5 класса по теме «Кодирование информации».

Учитель: Моисеева Мария Владимировна.

Предмет: информатика.

Класс: 5

Тема: Обобщение по теме «Кодирование информации».

Учебник: Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 184 с.: ил.

Цель: развитие познавательного интереса обучающихся к предмету, углубление, обобщение и систематизация знаний по теме, развития ассоциативного, образного и логического мышления, воображения.

Планируемые результаты.

  1. Познавательные УУД:

    • Объяснять явления, процессы, связи и отношения.

    • Классифицировать по заданным основаниям.

    • Строить логическое рассуждение.

    • Анализировать и обобщать, доказывать.

  2. Коммуникативные УУД:

    • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

    • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

    • Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

  3. Регулятивные УУД:

    • Работать по плану, сверяясь с целью.

    • Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

    • Самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Материалы:

  1. Проектор.

  2. Коробочки для посланий.

  3. Зеркальце.

  4. Бумажные пакеты.

  5. Конверты.

  6. Наборы кружков.

Источники:

  1. Всероссийский конкурс по информатике «Кит – компьютеры, информатика, технологии».
    http://konkurskit.org

  2. Информатика: 5 класс. Рабочая тетрадь / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 152 с.

  3. Электронная тетрадь по информатике для 5 класса Д. Тарасова.
    http://products.videouroki.net/t5ru/

  4. Электронный учебник «Азы информатики» А.А. Дуванова.
    http://www.botik.ru/~robot/sale/azinf.htm

Ход занятия.

Организационный момент.

На прошлых уроках мы с вами познакомились с различными способами кодирования информации. А сегодня предлагаю сыграть в игру «Секрет». Это командная игра с несколькими раундами. В ней есть задания для всей команды и для каждого участника, индивидуальные. Первое, что нужно сделать, это объединиться в команды и выбрать капитана.

Теперь можем начать игру.

Основная часть.

  1. Выбор названия команды.

Капитаны команд вытяните первое задание, которое определит название вашей команды. За правильно расшифрованное название команда получает одно очко.

    1. В каждом из примеров найдите сумму, а потом расположите ответы в порядке убывания. Если вы сделаете все правильно, сможете сказать название своей команды.

З

59 + 27

Р

61 + 35

О

92 + 6

К

36 + 15

Я

34 + 38

Н

12 + 59

М

94 + 5

А

7 + 42



Ответ: Морзянка.

    1. В каждом из примеров найдите сумму, а потом расположите ответы в порядке возрастания. Если вы сделаете все правильно, сможете сказать название своей команды.

С

27 + 8

М

6 + 55

Ы

51 + 47

О

68 + 17

Е

19 + 27

А

39 + 28

Ф

49 + 35

Р

67 + 24



Ответ: Семафоры.

  1. Выбор игрового набора.

Капитаны команд вытяните второе задание, которое определит, какой игровой набор, получит команда. Те, кто решат его быстрее и правильно получают зеленый комплект игрового набора и одно очко, а вторая команда – красный комплект.

    1. Исполнитель работает по следующему алгоритму: новое число получается приписыванием по порядку к a справа тех цифр из b, которые больше 5. Запишите, что получится в результате такой обработки:

a

326

hello_html_m67a1e6d3.png







b

59260



Ответ: 32696.

    1. Исполнитель работает по следующему алгоритму: новое число получается приписыванием по порядку к a справа тех цифр из b, которые меньше 5. Запишите, что получится в результате такой обработки:

a

286

hello_html_m67a1e6d3.png







b

55208



Ответ: 28620.

  1. Игровой набор.

Перед каждой командой находиться конверт, бумажный пакетик и колба. Не заглядывая внутрь, распределите объекты между участниками команды. Теперь вам надо справиться с заданиями.

Примечание. Участник, который получил конверт, должен пересесть за компьютер и выполнить задания в электронной тетради, указанные в письме. Участник, получивший колбу, должен расшифровать текст сообщения и дополнить его. Участник, получивший бумажный пакетик, должен самостоятельно понять, что нужно сделать с зеркалом и бумажкой. При большом количестве участников увеличивается количество конвертов. Если кто-то из команды закончил расшифровку раньше, то он может помочь другому участнику. Подсчет очков осуществляется после того, как одна из команд выполнила все три задания. Колба – два очка (одно за расшифровку, одно за дополнение), бумажный пакет – одно очко, конверт – максимум 7 очков (по числу правильно выполненных заданий минус количество ошибок).

    1. Красный набор.

      1. Колба. Декодировать и дополнить сообщение. Оно закодировано следующим способом. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число — номер столбца, второе — номер строки следующей кодовой таблицы. Например: лес – (2,1); (6,3); (3,2).


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

пробел

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

Текст сообщения: (3,3), (10,3), (4,1), (8,2), (6,3), (3,2), (4,2), (6,3), (2,2), (12,2), (12,1), (1,1), (1,3), (2,2), (4,2), (8,1), (12,3), (1,2), (1,3), (3,1), (11,1), (4,2), (10,3), (12,2), (12,1), (12,3), (12,3), (12,3).

Ответ: «Винчестер, карты памяти, …».

      1. Конверт. Участник выполняет задание за компьютером. Мои документы \ Общая \ 5 класс \ Электронная тетрадь по информатике для 5 класса \ Информация и компьютер \ Урок 13: 127, 129, 130, 132, 133, 134, 135.

      2. Пакет. Декодировать сообщение.

Текст сообщения: hello_html_m65c73153.jpg

Ответ: «Чарльз Беббидж изобрел вычислительную машину».

    1. Зеленый набор.

      1. Колба. Декодировать и дополнить сообщение. Оно закодировано следующим способом. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число — номер столбца, второе — номер строки следующей кодовой таблицы. Например: лес – (2,1); (6,3); (3,2).


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

пробел

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

Текст сообщения: (1,2), (2,1), (5,1), (4,2), (4,2), (6,3), (2,2), (12,2), (12,1), (3,1), (5,1), (4,1), (10,3), (4,2), (5,1), (2,2), (12,2), (12,1), (1,1), (5,1), (2,1), (5,1), (4,1) (1,1), (10,3), (12,2), (12,1), (12,3), (12,3), (12,3).

Ответ: «Плоттер, монитор, колонки, …».

      1. Конверт. Участник выполняет задание за компьютером.
        Мои документы \ Общая \ 5 класс \ Электронная тетрадь по информатике для 5 класса \ Информация и компьютер \ Урок 13: 127, 129, 130, 132, 133, 134, 135.

      2. Пакет. Декодировать сообщение.

Текст сообщения: hello_html_m65c73153.jpg

Ответ: «Первую женщину – программист звали Ада Лавлейс».

  1. Индивидуальный этап.

И последний этап игры «Секрет» – индивидуальный. Каждый участник выполняет в электронной тетради 10 заданий. Соответственно, максимальное количество очков, которое может принести своей команде КАЖДЫЙ участник, – 10. Игра останавливается, когда одна из команд (все ее участники) выполнила задание. Подсказывать, помогать на этом этапе запрещается.

Задание: Мои документы \ Общая \ 5 класс \ Электронная тетрадь по информатике для 5 класса:

    1. Информация и компьютер \ Урок 11: 106, 107, 108, 111

    2. Информация и компьютер \ Урок 12: 116, 117, 118, 119, 120, 123

Заключение.

Итак, подсчитываем очки. Объявляется победитель и награда. Например, все участники команды – победителя получают отметку «пять», участники другой команды по желанию получают отметку «четыре».

И в заключение. Пока вы выполняли задание за компьютерами, у вас на партах появились наборы кружочков: красные, желтые и зеленые. Это кружочки настроения. Если вам сегодняшнее занятие понравилось, то поднимите зеленый кружок; если не понравилось, то красный; если понравилось не все (например, что не выиграли), то желтый кружок. Подсчет уровня настроения.

Спасибо за урок, до свидания.

Урок-игра по теме "Кодирование информации" (5 класс)
  • Информатика
Описание:

Игра "Секрет".
Это игра является обобщающим занятием по теме "Кодирование информации", по времени рассчитан на стандартный уроктребует дополнительной подготовкиВ ходе занятия проверяются не только полученные знания и приобретенные умения шифровки и расшифровки информациино и формируются навыки командной работыумения распределять обязанности.
В работе представлен подробный ход занятия с пояснениямиа также описаны цель и планируемые результатынеобходимый материал и источники информации.

Автор Моисеева Мария Владимировна
Дата добавления 13.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1136
Номер материала 7076
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓