Главная / Технология / Урок-игра по технологии на тему "Каши" (6 класс)

Урок-игра по технологии на тему "Каши" (6 класс)



МОУ «Анишинская средняя школа имени героя Советского Союза А.С. Гостева»








Урок игра

(6 класс)




Тема: «Каша – традиционное русское блюдо»













Разработала: Чиненова Елена Николаевна

учитель технологии














2014 г.



«Самое отдаленное потомство

наследует нравы своих предков»


Н.М. Карамзин.

Тема: «Каша – традиционное русское блюдо»


Цели урока:

познакомить детей с народными тра­дициями, связанными с зерновыми культу­рами;

закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приго­товления каш.

Межпредметные связи (с литерату­рой, историей): использование малых форм народного фольклора (пословицы, по­говорки, и др.), закрепление зна­ний по истории через изучение истории про­дуктов и способов питания наших предков.

Материалы и оборудование:

Коллекция засушенных злаковых расте­ний. Коллекция круп, а также зерен бобовых (бобы, фасоль, го­рох, чечевица) в стеклянных баночках.

Самодельные жетончики, которые вручаются за правильные ответы.

Предварительная подготовка:

сварить несколько разных видов каш из круп и бобовых культур (рисовую, пшен­ную, манную, гороховую и др.);

задание детям: найти и прочитать дополнительную литературу об истории зла­ковых растений и круп, о кашах, о народных праздниках;

Разделиться на команды и нарисовать свою эмблему, придумать название команд.


ХОД УРОКА

Учитель: Традиции тульской кухни – часть русской бытовой культуры. Пища туляков раньше состояло из немногих блюд, но делалась она из здоровых продуктов, чисто и вкусно приготовленных. Самым первые и главные герои древнего кулинарного искусства – хлеб, щит да каша дожили до наших дней сравнительно благополучно, изменившись настолько, насколько это было естественно во времени и в связи с гибелью их главных помощником и союзников – русской печи, горшка

( чугунка) и ухвата.

Скажите мне, пожалуйста, а какие предметы быта из перечисленных мной хранятся в нашем музее?

Да действительно ухват и чугунок. С помощью ухвата, который в местном наречии называют рогачем хозяйка дома вынимала горшок (чугунок) с приготовленной кашей из печи.

Сегодня мы с вами окунемся в мир прошлого и узнаем, как наши предки относились к каше, какие традиции и обычаи соблюдали.

в мир прошлого и урами. занными ошником и союзников - русской зменившись настолько, насколько это было естественно во времени и

Начинаем нашу игру

Конкурс. Представление команд.

( капитаны представляют команды: название, эмблему)

Капитан первой команды рассказывает свою историю о крупах, о кашах, о народных праздниках.

Команда «Крупеничка»

В старину на Руси был праздник каши. Отмечался он в день Акулины-гречишницы, который приходится на 26 июня. По церковному календарю это праздник святой Акулины. Однако в народном созна­нии он накрепко связывался с одной из са­мых распространенных злаковых культур — гречихой. В Центральных и Южных облас­тях России букетами гречихи украшали иконы и дома, молились святой Акулине о хорошем урожае. В этот день было также принято готовить гречневую кашу для ни­щих и путешественников. Делали ее «бога­тую» — крутую с яйцами и (или) грибами, пуховую — с молоком. Кашевары соревно­вались в приготовлении каши и создании новых блюд из нее. На северо-западе Рос­сии в этот праздник варили, ели и славили овсяную кашу.

А 6 июля — накануне знаменитого праздника Ивана Купалы (7 июля) — отме­чается день Аграфены Купальницы церковном календаре день св. Агриппины, III в.). Начинался праздник так. Собирались все женщины деревни — девушки, молоду­хи, но руководили ими взрослые женщины. После бани, на закате солнца, они наряд­ные выходили за деревню, иногда объеди­нялись с женщинами из других деревень, и все вместе шествовали по дорогам вдоль полей и пели купальские песни. Они обхо­дили также деревни, дома, готовили обря­довые каши и потом совершали совместную трапезу, которая часто устраивалась прямо в полях ржи. В некоторых областях кашу варили непосредственно в поле. В других ее готовили накануне. Молодые женщины и девушки собирались у кого-ни­будь дома, толкли в ступе ячмень, варили кашу, а на следующий вечер ели ее с мас­лом и потом до ночи ходили по деревен­ским улицам и по полям, пели, водили хо­роводы. И этот праздник плавно перетекал в день Ивана Купалы.

А каша была и оста­ется главной едой во время поста. Это здо­ровая и полезная пища, дающая человечес­кому организму много энергии и здоровья.


Представление капитана второй команды.

Команда «Зернушка»

Без каши на Руси не обходились рождественские праздники, крестины, похороны и многие другие события в жизни народа. На Васильев день, перед Новым годом, во многих русских губерниях готовили кашу с соблюдением определенного ритуала. Происходило это примерно так.

Варили кашу «до света». Крупу из амбара ночью приносила в дом старшая в доме женщина, а воду из реки или колодца -старший мужчина. И воду, и крупу ставили на стол, и упаси бог кому-либо до них дотронуться, пока не истопится печь.

Но вот печь истоплена. Все семейство садится за стол, и старшая женщина начинает размешивать крупу, приговаривая: «Сеяли, растили гречу во все

лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали гречу в Царьград со князьями, с боярами, с честным овсом, золотым ячменем, ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, са­жали гречу за дубовый стол пробовать; приехала греча к нам гостевать». Вероятно, если варилась каша из другой крупы, ей тоже воздавалась хвала. Но гречиха всегда пользовалась у рус­ского народа особым уважением. Не случайно ее называли «княгиней».

После этого причитания все вставали из-за стола, и хозяйка с поклонами ставила горшок с кашей в печь. Затем семейство снова садилось за стол и ждало, когда каша сварится.

Наконец, она готова, и здесь наступал ответственный мо­мент. Со словами «милости просим к нам во двор со своим доб­ром» женщина вынимала кашу из печи и перво-наперво осмат­ривала горшок, в котором каша варилась. Не было большего не­счастья для семьи, если каша вылезет из горшка или, того хуже, горшок окажется с трещиной. Тогда открывай ворота для гря­дущих бед. Но и это не все.

Если каша получилась красная, хорошо разваренная - быть семье счастливой в новом году, с хорошим урожаем. Бледный же цвет каши - предвестник несчастий для семьи.


Учитель: Мы послушали представителей команд, которые нам рассказали много нового и интересного. А я хочу вам рассказать о том, что в древней Руси «кашей» называли свободный пир. Она была символом мира, дружбы: заключая мировой договор, наши предки варили кашу и ели ее вместе с бывшим врагом в знак дружественного союза. Если договоренность не достигалось, говорили: «С ним каши не сваришь». Отголоски этих событий дошли до нас в пословицах и поговорках.


Конкурс пословиц и поговорок.

Каждая из команд по очереди называет по одной посло­вице или поговорке, связанной с кашей или зерном, зерновым или бобовым растени­ем. Кто назовет больше — или после кого уже не будет других ответов, — тот и окажется победителем.


- Гречневая каша — матушка наша, а хлеб ржаной — отец родной.

- Каша — кормилица наша.

- Русского мужика без каши не накор­мишь.

- Горе наше, что без масла каша.

- Кашу маслом не испортишь.

- Густая каша семьи не разгонит.

- Без каши обед не в обед.

- Молод — кости гложи, стар — кашу ешь.

- Щи да каша — пища наша.

- Где щи да каша — там и наши.

- Одному у каши не споро.

- Каша-то густа, да чашка пуста.


Учитель: молодцы команды справились с заданием. А я ребята хочу рассказать вам о гурьевской каше.

Казалось бы, что может быть проще манной каши?! Доста­точно вскипятить молоко, посолить, подсластить его, аккуратно засыпать манную крупу - и через несколько минут блюдо готово.

Фантазия же и мастерство русских кулинаров позволили превратить это прозаическое кушанье в подобный шедевр, ук­рашение любого праздничного стола.

Название каши связывают с именем министра финансов Рос­сии графа

Д. Гурьева, который будто бы изобрел ее в честь по­беды над Наполеоном. Однако более достоверной представляет­ся другая история.

Однажды графа Гурьева пригласил отобедать к себе в имение майор Оренбургского драгунского полка Юрисовский. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша. Попробовав ее, граф был настолько удивлен и рас­троган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр еще никогда не ел, хотя слыл большим гурманом. Завязался торг, и вскоре граф купил крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина с семьей.

Кого только не потчевал Гурьев удивительной кашей! И всегда она вызывала у гостей неподдельное восхищение.

Постепенно эту кашу научились готовить во многих домах московской знати, а поваренные книги сделали ее известной далеко за пределам России, и везде она называлась кашей гурьевской. Имя же действительного ее изобретателя, повара Захара Кузьмина, как это часто случается, забылось.

А теперь задание для команд конкурс «Назови крупу»

Каждая команда вызывается к столу, на котором находятся пронумерованные баночки с крупой. Дети должны заполнить карточки




Крупа





Первичная обработка

Переборка


Просеивание


Мытье в теплой воде


Подсушивание или поджаривание


Замачивание


Гречневая

Рис

«Геркулес»

Пшено

Манная

Перловая







Злаковая культура

Крупа получаемая из зерна























Конкурс разгадай кроссворд.

Каждой команде предлагается по кроссворду.


По вертикали:

  1. Из какой злаковой культуры получают пшено?

  1. Вид каши.

5.Вид каши.

7. Из какой злаковой культуры варят перловую кашу?


По горизонтали:

  1. Из какой злаковой культуры получают «Геркулес»?

4.Из какой злаковой культуры получают манную крупу?

  1. Вид каши.

8. Из какой злаковой культуры варят ячневую кашу?














Конкурс «Золушка»

Участники должны рассортировать по трем тарелкам перемешанные зерна пер­ловки, гречки и риса. Побеждает тот, кто быстрее справится с работой.

Конкурс «Что за каша?»

Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Им завязывают глаза и дают попробовать кашу. Нужно угадать, из какой крупы она сварена.


Учитель: А теперь конкурс отгадайте загадки.

Отвечает тот, кто первым поднимет руку. Каждому вер­но ответившему вручается жетончик. Количе­ство жетончиков (правильных ответов) идет в зачет командам.

- Не поле, а волнуется. (Нива)

- Что две недели зеленеет, две недели колосится, две недели отцветает, две неде­ли наливает, две недели подсыхает?
(Рожь.)

- Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (Овес.)

- Мала малышка, золота кубышка.
(Просо.)

- Лежит мужичок в золотом кафтане. Подпоясан, да не поясом. Не поднимешь, так и не встанет. (Сноп.)

- Сто братьев в одну избушку собрались ночевать.

(Зерна в колосе.)

- Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
{Пшеница, стебель, колос.)

- Маленький, горбатенький, все поле обрыщет, домой прибежит — целый год пролежит. (Серп.)

Учитель: Вот и закончилась наша игра, вы отлично справились с заданием, теперь посчитаем жетончики, и определим какая же из команд победила. (подсчет очков и награждение команд)



Список литературы


  1. Тульские древности . В.В. Богуславский. Издательство «Русский лексикон» Тула – 1995г.


  1. Технология Русские традиции при изготовлении различных изделий. И.Г. Норенко. Издательство «Учитель» Волгоград.


  1. Л.П. Барылкина, С.Е. Соколова. Технология. Москва 2006г.


  1. Журнал школа и производство. № 4 2007 г.

Урок-игра по технологии на тему "Каши" (6 класс)
  • Технология
Описание:

Повторительно-обобщающий урок по технологии в 6 классе по теме "Каши" Урок проводится в виде игры. Учащиеся заранее готовятся к конкурсам: дополнительно изучают литературу по теме, придумывают эмблему и название своей команды. Все конкурсы доступны и имеют логический смысл. В ходе игры учащиеся не только соревнуются и показывают свои знания, но и получают дополнительную информацию по теме от учителя.

Конкурсные задания включают в себя: знания пословиц и поговорок по теме, умение определить крупу и назвать из каких злаков она сделана, умение определить на вкус и назвать каши, разгадывание загадок и кроссворда. Этот урок способствует закреплению ранее полученных знаний по теме.

Автор Чиненова Елена Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Технология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1453
Номер материала 2830
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓