Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок-игра по повести А.С.Пушкина

Урок-игра по повести А.С.Пушкина

Скачать материал

                                                                         Сидоренко Ирина Николаевна,  

                                                                         учитель русского языка и литературы                                                                                

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА ПО ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

 

Оформление класса: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к повести.

Предварительная подготовка: прочитать произведение;  разбить класс на группы, дать домашнее задание – подготовить выступление по заданной теме  (последний конкурс).

Можно привлечь старшеклассников в качестве жюри.

 

Ход урока:

Вступительное слово учителя.

Мы прочли ещё одно произведение А.С.Пушкина, которое было завершено им 19 октября 1836 года, в знаменательную для автора дату.

Предлагаю вновь совершить небольшое путешествие по избранным страницам «Капитанской дочки», чтобы ещё раз погрузиться в эпоху, изображенную в произведении, в художественный мир  повести и проверить себя как читателя. Убедиться, насколько вы были внимательны, наблюдательны, чутки к Пушкинскому слову. В литературную игру включены вопросы и задания, связанные со знанием и умением ориентироваться в тексте произведения.

Учащиеся разделены на  группы-команды.

Конкурс 1. Разминка «Кто быстрее».

1.       Назовите годы жизни А.С.Пушкина.

(1799-1837)

2.      Как звали няню А.С.Пушкина?

(Арина Родионовна)

3.      Кто научил А.С.Пушкина читать?

(Крепостной Никита Тимофеевич Козлов)

4.      Какое учебное заведение окончил А.С.Пушкина?

(Царскосельский Лицей, 1811-1817гг)

5.      Кто подарил А.С.Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, Великая Пятница».

(В.А.Жуковский)

6.      Как звали отца А.С.Пушкина?

( Сергей Львович)

7.      Где состоялась дуэль А.С.Пушкина с Дантесом?

( в С-Петербурге, на Черной речке, ныне Новая деревня, Коломяжское шоссе)

8.     Где находиться могила А.С.Пушкина?

(в Псковской области, у восточной алтарной стены древнего собора Святогорского монастыря)

Итоги конкурса.

Конкурс 2. «Что бы это значило?»

Команды получают по конверту, к каждом из которых находится загадочный предмет. Необходимо рассказать, как эти предметы связаны с событиями повести.

На подготовку – 1 минута.

1-й конверт – географическая карта.

2-й конверт – заячий тулуп.

3-й конверт – биллиардный стол.

4-й конверт – шпаги.

Итоги конкурса.

Конкурс 3. «Кто сказал?»

Участники  должны вспомнить, кто и при каких обстоятельствах употребил данные пословицы в речи.

На подготовку – 1 минута.

1.       «Господь не выдаст – свинья не съест»

(Иван Кузьмич)

2.      «Конь о четырех ногах, да спотыкается»

(Савельич, в  письме к отцу Гринева)

3.      «Небо с овчинку показалось».

(Пугачев – Гриневу, при первом разговоре после взятия Белогорской крепости)

4.      «С лихой собаки хоть шерсти клок»

(Савельич – Гриневу, о «милости» Пугачева – тулупе, коне, полтине)

 

Итоги конкурса.

Конкурс 4. «Портретная галерея»

Узнать героя по портретной характеристике.

1.        Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет за семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей. Голова его была выбрита; вместо бороды торчало несколько седых волос; он был малого росту, тощ и сгорблен; но узенькие глаза его сверкали еще огнем.

(пленный башкирец)

2.      Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

(вожатый)

3.       …  на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком. Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого.

(Пугачев)

4.      Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.

5.      (Екатерина 2)

Итоги конкурса.

 

Конкурс 5 «Самый внимательный»

Участники отвечают на все вопросы письменно.

На подготовку – 1 минута.

1.       Назовите имя Савельича.

(Архип)

2.      В каком городе Петр Гринев проиграл деньги Зурину?

( в Симбирске)

3.      Сколько верст было от Белогорской крепости до Оренбурга?

(40 верст)

4.      Сколько душ крестьян было у помещика Гринева?

(300 душ)

5.      Какое кушанье попадья приготовляла особенным способом?

(соленые огурцы)

 

Итоги конкурса.

 

Конкурс 6. «Вопрос – ответ»

Команды по очереди называют номер вопроса. Время на обдумывание ответа – 5 секунд.

1.       Имя отца Петра Гринева.

(Андрей Петрович)

2.      Сколько детей родилось в семье Гриневых?

( 9)

3.      Кем был зачислен в Семеновский полк Петр Гринев ещё до рождения?

(сержантом)

4.      Во сколько лет Петруша овладел грамотой?

( в 12 лет)

5.      Имя учителя-француза?

(Бопре)

6.      Кем был учитель-француз в своем отечестве?

(парикмахером)

7.      В каком возрасте уезжает Петр Гринев из дома?

( на 17-м году)

8.     Какая книга имела «сильное влияние» на батюшку Гринева?

(«Придворный календарь»)

9.      Какую сумму проиграл Петр Зурину?

(100 рублей)

10.  Назовите имя капитана Миронова.

( Иван Кузьмич)

11.   Назовите имя жены капитана Миронова.

(Василиса Егоровна)

12.  За какой проступок отправлен был в Белогорскую крепость Швабрин?

(за поединок)

13.  Именем какого императора называл себя Пугачев?

(Петра 3)

14.  Сколько лет жили в Белогорской крепости супруги Мироновы?

(22 года)

15.  Как восставшие называли избу, в которой находился Пугачев?

(дворец)

16.  Назовите имя Швабрина.

(Алексей Иванович)

 

Итоги конкурса.

Конкурс 7. Домашнее задание. Конкурс капитанов

Командам за неделю до игры было дано задание подготовить развернутый ответ на предложенную тему.

1.       Одной из основных тем повести является тема чести. Повести предшествует эпиграф «Береги честь смолоду». Однако, как понять это, когда повесть рассказывает о том, как царский офицер Гринев во время войны с врагом престола и государства Пугачевым вступает с ним в подозрительные приятельские отношения, «Дружески пирует с бунтовщиками», принимает от главного злодея подарки? Разве не погрешает Гринев против офицерской чести? Разве не правы его обвинители?

Выступите в роли адвоката Гринева.

2.      «Батюшка Петр Андреич!- шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. – Не упрямься, что тебе стоит? Плюнь да поцелуй у злод… (тьфу) поцелуй у нег ручку!»

«Что тебе стоит? – спрашивает Савельич.

Вы – Гринев. Ответьте на вопрос Савельича.

3.      Маша Миронова приезжает в Петербург, чтобы просить императрицу о милости к Петру Гриневу. Вы, конечно, понимаете, что Маше повезло: она случайно встретилась в саду с Екатериной, и , не узнав императрицу, рассказала ей всю историю. И это спасло жизнь Гриневу.

Представьте, что вы – Маша Миронова. Какова ваша просьба? Ваш рассказ в защиту Гринева.

4.      В пору, когда писалось произведение, руководителя крестьянско-казацкого восстания называли только такими словами, как «изверг», приписывали ему лишь «адскую злобу», отрицали в нем «малейшую искру добра».

Таким ли изобразил Пушкин Пугачева?

Выступите в защиту Пугачева.

 

Подведение итогов игры.

Заключительное слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-игра по повести А.С.Пушкина"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Литературная игра по повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" позволяет повторить прочитанное произведение, проверить знание текста учащимися, а так же некоторые биографические сведения об авторе. Групповая форма работы способствует развитию коммуникативных умений учащихся. К уроку дается домашнее задание: связное высказывание на предложенную тему ( от имени персонажа произведения). Различные виды заданий-конкурсов стимулируют интерес учащихся к уроку литературы и к чтению вообще.Данный урок проводится после прочтения повести "Капитанская дочка".

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 053 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 497
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 668
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 375
    • DOCX 32.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сидоренко Ирина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сидоренко Ирина Николаевна
    Сидоренко Ирина Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 26851
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 481 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Современные вызовы педагогической профессии: развитие профессионализма педагогов в контексте улучшения качества образования

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек