Главная / Русский язык и литература / Урок-игра по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" (5 класс)

Урок-игра по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" (5 класс)


Муниуипальhello_html_91d03f1.gif




















































Цели:

1) обучающие:

- закрепить и углубить сведения обучающихся о личности А.С.Пушкина;

- ввести в удивительный мир пушкинского слова.

2) развивающие:

- развить умение анализировать художественное произведение;

- развить мышление, логику, сообразительность обучающихся;

- развить речь и воображение обучающихся;

- развить умение работать с рифмами.

3) воспитательные:

- воспитать любовь к родному слову;

- воспитать у учащихся нравственность и положительные эмоции, направленные на создание стойкого читательского интереса.

Оформление:

портрет А.С.Пушкина,

свечи,

выставка различных изданий поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»,

выставка рисунков.


Оборудование:

мультимедийная презентация (приложение к уроку),

компьютер,

проектор,

экран.


Раздаточный материал:

бумажные «ромашки»,

карточки с кроссвордами для 3 команд,

карточки с лингвистическим заданием для 3 команд,

карточки с рифмами для 3 команд.

Описание игры. В литературной игре участвуют три команды, которые выбирают капитана, придумывают название, девиз и эмблему, связанные с поэмой А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Готовясь к игре, обучающиеся подробно знакомятся с биографией Пушкина и содержанием его поэмы.


Ход игры

Вступительное слово учителя.

В 1820 году А.С.Пушкин закончил начатую в Царскосельском Лицее поэму «Руслан и Людмила». Действие её отнесено к легендарному прошлому, ко временам киевского князя Владимира Красное Солнышко. В поэме тесно переплелись народные сказки и былины, переработанные творческой фантазией великого поэта. Пушкин весело перемешал разные традиции, жанры, стили, чтобы завладеть вниманием читателя.

Поэма имела успех необыкновенный. В.А.Жуковский, первый поэт того времени, подарил А.С.Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

Давайте и мы перечитаем страницы этой сказочно красивой поэмы, вспомним ключевые моменты жизни поэта и насладимся гениальным слогом А.С.Пушкина.

Итак, мы начинаем нашу литературную игру «Там чудеса..» по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Представление жюри.

Представление команд.


Первый конкурс «В начале жизни школу помню я…»

Команды по очереди отвечают на вопросы викторины. За каждый правильный ответ они получают по два балла. Если команда дает неверный ответ, право ответа передается другой команде.

  1. Назовите точную дату и место рождения А.С.Пушкина. (26 мая (6 июня) 1799 года в Москве).

  2. Сколько лет было Александру, когда он поступил в Царскосельский лицей? (12 лет).

  3. Назовите лицейское прозвище А.С.Пушкина. (Француз).

  4. Назовите самый любимый и самый нелюбимый школьный предмет А. С. Пушкина. (Любимый – словесность, нелюбимый – математика).

  5. Выпускники Лицея располагались в списке в зависимости от их успехов в учёбе. Какое место занимал в этом списке А.С.Пушкин? (Пятнадцатое).

  6. Какое стихотворение Пушкин впервые прочитал на публичном экзамене в Лицее? («Воспоминания в Царском Селе»).

  7. Назовите лицейских друзей А.С.Пушкина. (Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер)

  8. Почему выпускники Лицея называли себя «чугунниками»? ( В день выпуска каждому из них надевалось на палец чугунное кольцо, как символ крепкой дружбы).

  9. Какой чин получил Пушкин по окончании Лицея? (Коллежский секретарь 10 класса).




Второй конкурс «Вернисаж литературных героев»

Команды по очереди отвечают на вопросы викторины. За каждый правильный ответ они получают по одному баллу. Если команда дает неверный ответ, право ответа передается другой команде.

Кто это?

1. Воитель смелый,

Мечом раздвинувший пределы

Богатых киевских полей. (Рогдай)

2. Ясный вид,

Спокойный взор, брада седая,

За древней книгой он сидит. (Финн)

3. Крикун надменный,

В пирах никем не побежденный,

Но воин скромный средь мечей. (Фарлаф)

4. Он звезды сводит с небосклона,

Он свистнет – задрожит луна;

Но против времени закона

Его наука не сильна. (Черномор).

5. Старушка дряхлая, седая,

Глазами впалыми сверкая,

С горбом, с трясучей головой,

Печальной ветхости картина. (Наина)

6. На друга милого глядит,

Вздыхает, сердится, горит

И, щипля ус от нетерпенья,

Считает каждые мгновенья. (Руслан)



Третий конкурс «Собери ромашку»

Командам даются ромашки в разобранном виде: сердцевина – имя литературного персонажа, лепестки – его характеристики. К сердцевине надо правильно подобрать лепестки. Каждая команда получает две сердцевины (Черномор, Людмила; Руслан, Наина; Руслан, Людмила) и двадцать лепестков. Побеждает та команда, которая быстрее всех правильно соберет «ромашки». За каждую «ромашку» команда получает два балла.

Черномор

  1. Ему принадлежит шапка-невидимка.

  2. «В его чудесной бороде таится сила роковая».

  3. Горбатый карлик.

  4. Похититель Людмилы.

  5. Брат Головы.

Руслан

  1. Его невзлюбила Наина, так как перенесла не него досаду и злость на отвергшего её Финна.

  2. Он освободил Людмилу из плена Черномора.

  3. Он нашел на месте опрокинутой Головы меч.

  4. Им был недоволен князь Владимир, потому что он не уберёг жену.

  5. С одним из своих соперников, Рогдаем, он сразился «в чистом поле».

Людмила

  1. Отца зовут Владимир.

  2. Семнадцать лет.

  3. Блуждая в садах Черномора, решилась утонуть.

  4. Надела шапку Черномора задом наперед.

  5. Похищена безвестной силой.

Наина

  1. Она чинила препятствия поискам Руслана.

  2. Её любви много лет добивался один пылкий юноша.

  3. Превратилась в дряхлую старушку.

  4. Подстрекала Фарлафа на убийство Руслана.

  5. Финн, постигая таинства мастерства, не видел её 40 лет.



Четвертый конкурс «Угадай предмет»

Команды по очереди отвечают на вопросы викторины. За каждый правильный ответ они получают по одному баллу. Если команда дает неверный ответ, право ответа передается другой команде.

1. А девушке в семнадцать лет

Какая … не пристанет! (Шапка).

2. Лазурный, пышный …

Одел Людмилы стройный стан. (Сарафан).

3. И мёд из тяжкого …

За их здоровье выпивал. (Стакан).

4. Покрылись кудри золотые,

И грудь, и плечи молодые

, прозрачной, как туман… (Фата).

5. Но вдруг раздался глас приятный

И звонких … беглый звук. (Гусли).

6. К ногам красавицы надменной

Принёс я меч окровавленный,

, злато и жемчуг… (Кораллы).



Пятый конкурс «Там чудеса…»

Командам предлагаются одинаковые кроссворды по поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Задания к кроссворду:

  1. «Воитель смелый. Мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей».

  2. Морской залив (старое название).

  3. Сказочное существо в образе женщины, сидящей на ветвях.

  4. Сын короля.

  5. «Благоразумный наш герой тотчас отправился домой, сердечно позабыв о славе и даже о княжне младой».

  6. Место заключения сказочных героев.

  7. Помещение, в котором пировал с друзьями князь Владимир.

  8. Чародей, волшебник (синоним).

  9. Имя главной героини поэмы А.С.Пушкина.

  10. Река, на которой стояла столица Древней Руси.

  11. Имя злого волшебника, сила которого была в бороде.

  12. Имя «младого хазарского хана».

  13. Какой языческий бог свил «свадебный венец» Людмиле и Руслану.

  14. Богатырь, победивший бородатого злого волшебника.







1












2












3











4
















5











6














7













8














9














10








11













12
















13











14













Ответы на кроссворд «Руслан и Людмила»: 1. Ратмир. 2. Лукоморье. 3. Русалка. 4. Королевич. 5. Фарлаф. 6. Темница. 7. Гридница. 8. Колдун. 9. Людмила. 10. Днепр. 11. Черномор. 12. Рогдай. 13. Лель. 14. Руслан.



Шестой конкурс «Живые картины»

Команды по очереди изображают сценку из поэмы «Руслан и Людмила», не произнося ни одного слова. За выполненное задание команда получает пять баллов. Одна команда показывает сценку, а остальные должны угадать, какой эпизод из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» изобразили их соперники.

Эпизод для 1 команды:

Померкла степь. Тропою темной

Задумчив едет наш Руслан

И видит: сквозь ночной туман

Вдали чернеет холм огромный

И что-то страшное храпит.

Он ближе к холму, ближе – слышит,

Чудесный холм как будто дышит.

Руслан внимает и глядит

Бестрепетно, с покойным духом;

Но, шевеля пугливым ухом,

Конь упирается, дрожит,

Трясёт упрямой головою,

И грива дыбом поднялась.

Вдруг холм, безоблачной луною

В тумане бледно озаряясь,

Яснеет; смотрит храбрый князь –

И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним живая голова.


Эпизод для 2 команды:

Мгновенно дверь отворена;

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несет;

И входит с важностью за нею,

Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей:

Его-то голове обритой,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода.

Уж он приближился: тогда

Княжна с постели соскочила,

Седого карла за колпак

Рукою быстрой ухватила,

Дрожащий занесла кулак

И в страхе завизжала так,

Что всех арапов оглушила.

Трепеща, скорчился бедняк,

Княжны испуганной бледнее;

Зажавши уши поскорее,

Хотел бежать, но в бороде

Запутался, упал и бьется…


Эпизод для 3 команды:

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином.

Они веселье в сердце лили,

Шипела пена по краям,

Их важно чашники носили

И низко кланялись гостям.

Слилися речи в шум невнятный;

Жужжит гостей веселый круг;

Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушают Баяна;

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец.



Седьмой конкурс «Литературный словарь»

Команды должны объяснить значение некоторых слов из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». За каждое правильное объяснение команда получает по одному баллу. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее всех.

Гридница – помещение при княжеском дворце в Древней Руси, где жила гридь – младшая княжеская дружина.

Брашна – яство, пища, кушанье.

Волынка – духовой музыкальный инструмент с надувным мехом.

Перст – палец.

Яхонты – красные рубины.

Венец перловый – венчальный головной убор, украшенный жемчугом.

Наперсник – доверенный человек.

Десница – правая рука.

Лукоморье – излучина морского берега.

Стогна – улицы, площади.

Восьмой конкурс «Буриме»

Можно ли по рифмам вспомнить стихотворение? Конечно, можно, если вы его хорошо знаете. Давайте попробуем восстановить текст поэмы А.С. Пушкина по рифмам.

1) …………….заводит, Идет направо – песнь заводит,

…………….говорит. Налево – сказку говорит.

…………….бродит, Там чудеса: там леший бродит,

…………….сидит… Русалка на ветвях сидит…


2) ……………….тужит, В темнице там царевна тужит,

…………………..служит; А бурый волк ей верно служит;

………………….Ягой Там ступа с Бабою Ягой

………………….собой… Идёт, бредёт сама собой…

Задание командам: по заданным рифмам нужно создать своё стихотворение или восстановить отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Рифмы для команд:

1)…………… Людмила, Моя прекрасная Людмила,

………………….. утра, По солнцу бегая с утра,

………………. осушила, Устала, слёзы осушила,

…………………... пора! В душе подумала: пора!


2)………………… вместе; Все четверо выходят вместе;

…………………… убит; Руслан уныньем как убит;

……………………… невесте Мысль о потерянной невесте

………………….. мертвит. Его терзает и мертвит.


3)……………………… ней; Обед роскошный перед ней;

……………………… кристалла; Прибор из яркого кристалла;

………………………… ветвей И в тишине из-за ветвей

……………………… заиграла. Незрима арфа заиграла.

Итак, наша игра подошла к концу. Вы побывали в сказке. Играя на уроке, вы все получили самое важное: общение с увлекательной и поучительной книгой А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Эта литературная игра, созданная на основе знаний о любимой книге, несомненно, пойдет на пользу вам, одновременно воспитывая у вас доброту и благородство, смелость и мужество.

Пока жюри подводит итоги, мы с вами отправимся в портретную галерею.


Портретная галерея.

Кто изображён на портретах?

  1. Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал. (Прадед поэта по материнской линии).

  2. Надежда Осиповна Пушкина (Мать поэта).

  3. Арина Родионовна Яковлева/ барельеф Я.Серакова/. (Няня поэта, Арина Родионовна Яковлева).

  4. Пушкин в Юности /Худ. С.Г.Чириков/.

  5. Наталья Николаевна Пушкина (Гончарова) /Худ. К.К.Гау/. (Жена поэта).

  6. Иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила» (Финн и Наина; Людмила в плену у Черномора; Руслан и Голова; Руслан и Финн)


Подведение итогов игры, вручение призов победителям.


Литература:

  1. Пушкин А.С. Поэма «Руслан и Людмила» - М.: ЭКСМО – Пресс, 1999.

  2. Охрименко Н.В., Федина О.В. Итоговые работы по литературе .- М: Аквариум, 1997, с.154-155.

  3. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М.: «ВАКО»,2002.


Урок-игра по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок-игра по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" позволяет реализовать следующие цели:
1) обучающие:
- закрепить и углубить сведения обучающихся о личности А.С.Пушкина;
- ввести в удивительный мир пушкинского слова.
2) развивающие:
- развить умение анализировать художественное произведение;
- развить мышление, логику, сообразительность обучающихся;
- развить речь и воображение обучающихся;
- развить умение работать с рифмами.
3) воспитательные:
- воспитать любовь к родному слову;
- воспитать у учащихся нравственность и положительные эмоции, направленные на создание стойкого читательского интереса.

Автор Бородина Галина Владимировна
Дата добавления 24.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1708
Номер материала 5173
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓