Инфоурок Математика КонспектыУрок-игра по математике по теме "Производная и первообразная функции", "Показательная и логарифмическая функции".

Урок-игра по математике по теме "Производная и первообразная функции", "Показательная и логарифмическая функции".

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА-ИГРЫ

«Счастливый случай»

 

ПО ТЕМЕ: «Производная и первообразная функции».

«Показательная и логарифмическая

  функции»

ПРЕДМЕТ: АЛГЕБРА

КЛАСС: 10

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Козлова  О. К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Темы «Производная и первообразная функции», «Показательная и логарифмическая функции» являются одними из основных тем курса алгебры 10 и 11 класса. Изучив этот материал, учащиеся должны знать: понятие производной и первообразной функции, схему исследования функции, понятие показательной и логарифмической функции; должны уметь: находить производные и первообразные функций, исследовать функции с применением производной, решать показательные и логарифмические уравнения.

Разработка  представляет собой игру "Счастливый случай", которая проводится в соответствии с одноимённой телевизионной программой. Предварительно класс можно разбить на 4-5 команд, в зависимости от его численности, т. к., в дальнейшем, практические занятия можно проводить по типу «малых групп».

Конкурс состоит из 5 туров. По итогам первого тура, одна команда выбывает из конкурса, по окончании второго – вторая команда и, наконец, после третьего тура останется две команды, которые и будут участвовать в финальных турах.

На вводном инструктаже следует объяснить учащимся, что задача каждого из них, в течение урока заработать как можно больше баллов, так как, на основании этого, в конце занятия каждому будет выставлена оценка. Те учащиеся, которые к концу урока наберут 12 и более баллов, получат за урок оценку 5; 8-12 баллов – 4; 4-8 баллов – оценку 3 и менее 4 баллов – оценку 2.

Первый и второй туры проходят одновременно. Первый тур, «Кто больше», состоит в том, что каждая команда, по очереди, вытягивает карточки с двумя вопросами. Но готовиться к ответу на эти вопросы приступает только первая группа, остальные группы переворачивают карточки и открывают их только тогда, когда до них дойдет очередь. В то время как первая группа готовится к ответу, вторая принимает участие в конкурсе «Разминка». Конкурс «Разминка» заключается в том, что каждый участник второй команды, по очереди, вытягивает бочонок с номером. Ведущий задает вопрос, соответствующий этому номеру. За каждый правильный ответ участники получают по два балла. Вопросы 5, 10, 15, 20 являются «счастливыми» и баллы, полученные за правильные ответы, удваиваются. После того, как все участники второй команды, по одному разу, вытянут бочонки с номерами, заслушивается ответ первой команды (за каждый правильный ответ команда получает по 2 балла). Затем готовиться к ответам на вопросы приступает вторая команда, а третья участвует в конкурсе «Разминка». Таким образом, каждая команда примет участие и в конкурсе «Кто больше» и в конкурсе «Разминка».

После первых двух туров жюри подводит итог по командам и по каждому учащемуся отдельно, и объявляет, какие две команды, заработавшие меньше очков, соответственно в конкурсе «Кто больше» и «Разминка» выбывают из игры.

Следующий тур «Темная лошадка». Каждой команде выдаются пять заданий, которые должны быть распределены между членами команды. Таким образом, каждый участник решает по одному заданию и получает два балла за правильное решение. Итог подводится по всей группе в целом и по каждому учащемуся в отдельности.

Возможность повысить свой рейтинг предоставляется учащимся в конкурсах «Разминка» и «Ты - мне, я - тебе». Каждый правильный ответ дает право добавить к общему рейтингу студента один балл.

Конкурс «Гонка за лидером» лучше начинать с отстающей команды, а заканчивать той командой, которая опережает по рейтингу.

Необходимо строго следить за временем и обязательно оставить 5-6 мин для подведения итога, выдачи домашнего задания.

План урока:

 

Тема урока: Производная и первообразная функции. Показательная и логарифмическая функции.

Цель: Образовательная: повторить и обобщить знания по указанным темам, закрепить умения и навыки решения задач по казанным темам, подготовиться к сдаче экзамена;

Воспитательная: воспитать чувство ответственности, трудолюбия, сотрудничества, уважения друг к другу;

Развивающая: развивать умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять.

Вид занятия: урок

Тип урока: повторение и обобщение знаний

Метод: состязательный («Счастливый случай»)

Использование рейтинга, работа малыми группами.

Учащиеся должны знать: понятие производной и первообразной функции, схему исследования функций, понятие показательной и логарифмической функции, правила вычисления производных и первообразных функции, свойства показательной и логарифмической функции.

Учащиеся должны уметь: находить производную и первообразную функций, исследовать функции с применением производной, решать показательные и логарифмические уравнения.

Структурно-логические связи:

-         физика (решение задач на движение, свободное падение)

-         статистика («Средне-геометрическое отклонение»)

Методическое обеспечение (наглядные пособия): задания, таблицы для подведения итогов, «счастливчики», вспомогательный инвентарь.

Содержание занятия:

1-2 мин - Организационный момент

-  Проверка готовности кабинета к уроку

-  Заполнение журнала

3-4 мин – Инструктаж

-      Последовательность проведения урока

-      Порядок и условие проведения итогов

9-20 минОтборочный тур (командный)

Оценивается по 2 балла за каждый правильный ответ (2 устных вопроса) и 4 балла той команде, которая вытянула «счастливчик»

21-28 мин«Разминка»

Проводится в период подготовки  к ответу каждой из команд. Учитывается индивидуально по каждому студенту. Оценивается по 2 балла за правильный ответ. Выбывшим студентам предоставляется возможность повысить свою оценку, ответив на вопрос, вызвавший затруднение у участника команды.

Подводится итог разминки и отборочного тура.

29-39 минКонкурс «Темная лошадка»

Решение задач. Участники команд зарабатывают очки и себе и команде. Оценивается по 2 балла за правильно решенную задачу.

40-50 мин«Ты – мне, я – тебе».

Участники оставшихся команд задают друг другу, по очереди, по одному вопросу по теме «Первообразная функции». Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Выбывшим студентам предоставляется возможность повысить свою оценку, ответив на вопрос, вызвавший затруднение у участника команды.

61-72 «Гонка за лидером» или «Дальше, дальше…»

команды, по очереди, в течение минуты отвечают на вопросы. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.

73-77 мин – Подведение итогов, объявление рейтинга и оценки.

78-80 мин – Выдача домашнего задания: повторить материал по пройденным темам, обратив внимание на те вопросы, вызвавшие затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс «Кто больше»

Оценивается по 2 балла за каждый ответ.

 

Карточка №1

1.     Сформулируйте признак возрастания (убывания) функции.

2.     Дайте определение корня n-й степени из числа.

 

Карточка №2

1.     Какие точки называют критическими точками функции?

2.     Дайте определение степени с рациональным показателем.

 

Карточка №3

1.     Сформулируйте признак максимума (минимума) функции.

2.     Какая функция называется показательной?

 

Карточка №4

1.     Сформулируйте правило нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке.

2.     Дайте определение логарифма числа.

 

Карточка №5

Счастливый случай!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс «Разминка»

Используются бочки из «Лото». Оценивается по 2 балла за правильный ответ. Вопросы №5, 10, 15, 20 являются счастливыми, т. е. Количество баллов за эти вопросы увеличивается в 2 раза..

 

 

1.     Назовите формулу производной суммы.

2.     Назовите формулу производной произведения.

3.     Назовите формулу производной частного.

4.     Назовите производную функции f(x)=log a x.

5.     Укажите, чему равна производная функции f(x)=a x .

6.     Назовите производную функции f(x)=e x .

7.     Укажите, чему равна производная степенной функции (y=x n ).

8.     Продолжите запись свойства арифметического корня:

9.     Продолжите запись свойства арифметического корня:

10. Какие ограничения накладываются на основание а показательной функции y=a x ?

11. При каких значениях а функция y=a x является возрастающей, убывающей?

12. Назовите формулу перехода от одного основания логарифма к другому.

13. Чему равно выражение: log a a ?

14. Чему равно число е?

15. Как избавиться от знака «минус» в показателе степени ax ?

16. Назовите показатель и основание степени (x+y) 12 .

17. Как представить в виде степени произведение: b*b*b*b?

18. Замените степень с дробным показателем корнем: a ¾  .

19. Замените корень выражением с дробным показателем:

20. Сколько корней имеет уравнение y=x 2 ?

21. Чему равно выражение: log a 1 ?

22. Найдите число x: log 3 x= - 1.

23. Решите уравнение: 4 x =64.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс «Темная лошадка»

Каждый участник команды решает задание. Оценивается по 2 балла за правильный ответ.

 

Карточка №1

 

1.1   Преобразуйте выражение:

 

1.2   Найдите значение:((125/8)2/3)-1/2.

1.3   Найдите производную функции f(x)=x 2 +1 в точке xo= - 2.

1.4   Решите уравнение: 27 x =9 1/5 .

1.5   Решите уравнение: log 2 (x-15)=4

 

Карточка №2

 

2.1  Преобразуйте выражение:

 

2.2 Найдите значение: ((81) ¼)2.

2.3 Найдите производную функции f(x)=4x 3 +6x+3.

2.4 Решите уравнение: 5 x =1/25 .

2.5 Решите уравнение: log 2 (3-x)=0.

 

Карточка №3

 

3.1 Преобразуйте выражение:

 

3.2 Найдите значение: (10 –6) 1/3.

3.3 Найдите производную функции f(x)=(2x-7) 8 .

3.4 Решите уравнение: 8 –2 2 x =4 .

3.5 Решите уравнение: ln (3x-5)=0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс «Дальше, дальше…»

Оценивается по 1 баллу за правильный ответ.

 

1 команда.

1.     Укажите, чему равна производная постоянной?

2.     Какой логарифм называется натуральным?

3.     Чему равен корень 3-й степени из 27?

4.     Функция y=3 x является показательной или степенной?

5.     Назовите  производную синуса?

6.     Назовите область определения показательной функции.

7.     Укажите, чему равен логарифм произведения?

8.     Чему равна производная от 5x?

9.     Как представить 32 в виде степени с основанием 2?

10. Если две степени имеют одинаковые основания, большие 1, то какая из этих степеней меньше?

 

2        команда.

1.   Чему равна степень с нулевым показателем?

2.   Какой логарифм называется десятичным?

3.   Функция y=x 5 является показательной или степенной?

4.   Чему равен корень 3-й степени из 64?

5.   Назовите производную косинуса.

6.   Назовите область значений показательной функции.

7.   Укажите, чему равен логарифм частного?

8.   Как представить число 16 в виде степени с основанием 2?

9.   Чему равна производная от x 3?

10. Если степени имеют одинаковые основания, меньшие 1, то какая из этих степеней больше?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы.

Конкурс «Кто больше»
 
Карточка №1

1.     Если f ‘ (x)>0 в каждой точке интервала I, то функция f возрастает на I.

Если f ‘ (x)<0 в каждой точке интервала I, то функция f убывает на I.

2.     Корнем n-й степени из числа а называется такое число, n-я степень которого равна а.

 

Карточка №2

1.     Точки функции, в которых производная функции равна 0 или не существует, называются критическими точками функции.

2.     Степенью числа а>0 с рациональным показателем r=m/n, где m- целое число, а n- натуральное (n>1), называется число

 

Карточка №3

1.     Если в точке xo производная функции меняет знак с “+” на “-“, то xo – есть точка максимума.

Если в точке xo производная функции меняет знак с “-“ на “+”, то xo – есть точка минимума.

2.     Функция, заданная формулой y=a x (где a>0, a≠0), называется показательной функцией с основанием a.

 

Карточка №4

1.     Чтобы найти наибольшее и наименьшее значение функции, имеющей на отрезке конечное число критических точек, нужно вычислить значения функции во всех критических точках и на концах отрезка, а затем из полученных чисел выбрать наибольшее и наименьшее.

2.     Логарифмом числа b по основанию a называется показатель степени, в которую нужно возвести основание a, чтобы получить число b.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс «Разминка»

 

1.     (u+v) ‘=u ‘+v ‘ (производная суммы равна сумме производных).

2.     (uv) ‘=u’v+uv’

3.     (u/v) ‘=(u’v-uv’)/v2

4.     (log a x)’=1/x

5.     (a x)’=a x lna

6.     (e x)’=e x

7.     (x n)’=nx n – 1

8.      

9.      

10. a>0, a≠1

11.  при a>1 – функция возрастает, при 0<a<1- функция убывает

12. log a x=

13. log aa=1

 

14. e ≈2,7

 

15. Нужно в основание степени поставить число, обратное данному основанию

 

16. (x+y) – основание степени, 12- показатель степени

17. b*b*b*b=b4

18. a3/4=

19.  5=51/2

20. Два корня: ±x

21. Log a 1=0

22. X=3-1=1/3

23. 4x=64 → 4 x=4 3 → x=3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс «Темная лошадка»

Карточка №1

1.      

2.      

3.     f(x)=x2+1, xo = - 2

f ‘(x)=2x

f ‘(-2)=2 (-2)= -4

4.     27 x =91/5

33x=32/5

3x=2/5

x=2/15

5.     log 2 (x-15)=4

x-15=24

x-15=16

x=31

 

 
Карточка №2

1.      

2.      

3.     y=4x3+6x+3

y’=12x2+6

4.     5 x=1/25

          5x=5 – 2

       x= - 2

5.     log 2 (3-x)=0

3-x=2o

3-x=1

x=2

 

 

 
Карточка №3

1.      

2.      

3.     f(x)=(2x-7)8

f ‘(x)=8(2x-7)72=16(2x-7)7

4.     8-22x=4

2-62x=4

2-6x=22

-6x=2

x=-1/3

5.     ln(3x-5)=0

3x-5=eo

3x-5=1

3x=6

x=2

 

 
Карточка №4

1.      

2.      

3.     f(x)=(9x+5)4

f ‘(x)=4(9x+5)39=36(9x+5)3

4.     62x=1/6

62x=6-1

2x= -1

x= -1/2

5.     log 3(2x-1)=2

2x-1=32

2x-1=9

2x=10

x=5

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 


Конкурс «Дальше, дальше…»

 

1 команда

1.     0

2.     Логарифм с основанием e

3.     3

4.     Показательной

5.     Cosx

6.     Множество всех чисел

7.     Логарифм произведения равен сумме логарифмов

8.     5

9.     25

10. Та, у которой показатель степени меньше

 

 

2        команда

1.       Единице

2.       Логарифм с основанием 10

3.       Степенной

4.       4

5.       –sinx

6.       Множество всех положительных чисел

7.       Логарифм частного равен разности логарифмов

8.       24

9.       3x2

10.    Та, у которой показатель степени меньше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№1

3.     Сформулируйте признак возрастания (убывания) функции.

4.     Дайте определение корня n-й степени из числа.

 

 

 

 

 

№2

3.     Какие точки называют критическими точками функции?

4.     Дайте определение степени с рациональным показателем.

 

 

 

 

 

№3

3.     Сформулируйте признак максимума (минимума) функции.

4.     Какая функция называется показательной?

 

 

 

 

 

 

№4

3.     Сформулируйте правило нахождения наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке.

4.     Дайте определение логарифма числа.

 

 

 

 

 

 

№5

Счастливый случай!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-игра по математике по теме "Производная и первообразная функции", "Показательная и логарифмическая функции"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Разработка  представляет собой игру "Счастливый случай", которая проводится в соответствии с одноимённой телевизионной программой для учащихся 10 классов после изучения тем «Производная и первообразная функции», «Показательная и логарифмическая функции».  Предварительно класс можно разбить на 4-5 команд, в зависимости от его численности, т. к., в дальнейшем, практические занятия можно проводить по типу «малых групп».

Конкурс состоит из 5 туров. По итогам первого тура, одна команда выбывает из конкурса, по окончании второго – вторая команда и, наконец, после третьего тура останется две команды, которые и будут участвовать в финальных турах.

На вводном инструктаже следует объяснить учащимся, что задача каждого из них, в течение урока заработать как можно больше баллов, так как, на основании этого, в конце занятия каждому будет выставлена оценка. Те учащиеся, которые к концу урока наберут 12 и более баллов, получат за урок оценку 5; 8-12 баллов – 4; 4-8 баллов – оценку 3 и менее 4 баллов – оценку 2.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 248 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 721
    • DOCX 75.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Козлова Ольга Константиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Козлова Ольга Константиновна
    Козлова Ольга Константиновна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 878
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 152 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 819 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика. Сложение и вычитание

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1360 человек из 85 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 214 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания математики в среднем профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 68 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 520 человек

Мини-курс

Toolbox классического проектного менеджмента

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Эффективная самоорганизация и планирование

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек