Главная / Химия / Урок-игра по химии "Секретное производство" (9 класс)

Урок-игра по химии "Секретное производство" (9 класс)

hello_html_m72fbf16a.gifhello_html_m21a8f8fe.gifhello_html_m114bb118.gifМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГБОУ «ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ЛИЦЕЙ»



















Секретное производство

Игра – расследование

по химии в 9б классе










Разработала Хаджимурадова Х.Н.,

учитель химии высшей категории







Грозный 2013г.

Игра – расследование

Проводится после изучения темы «Щелочные и щелочноземельные металлы»

Цели урока: Проверить усвоение учащимися знаний о способах получения и химических свойствах щелочных и щелочноземельных металлов; проверить умение пользоваться периодической системой элементов Д.И.М. для определения строения атома, составлять уравнения реакций, осуществлять цепочки превращений, давать названия веществам, распознавать вещества, основываясь на их физических и химических свойствах; решать задачи на вывод формул по массовым долям элементов, продуктам сгорания, по уравнениям реакций, на массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного; развивать навыки совместной деятельности, умение распределять обязанности и планировать действия.


Подготовка к игре


На предшествующем уроке – игре учащимся предлагается разделиться на группы по 5-7 человек – «разведывательные лаборатории», придумать название своей лаборатории и сделать к следующему уроку табличку с этим названием. Учащимся кратко объясняются правила игры, возможные варианты действий лабораторий. Учитель готовит к игре подсказки в виде задач разного уровня сложности «Банк заданий» - примерно 30 расчетных задач, ответы на все задания из «Банка», таблички с надписями: «Банк заданий», «Биржа идей», жетоны, которые будут выполнять роль денег, с указанной на них ценностью (10,20,30,40,50). Всего понадобится жетонов на сумму 200*х, где х – число лабораторий.

Ход игры

Каждая «разведывательная лаборатория» занимает один или два сдвинутых рабочих стола, на стол ставят табличку со своим названием (например «Разведка США»). Команды должны быть достаточно удалены друг от друга, чтобы избежать утечки информации. На столах команды находятся ручки, бумага, калькуляторы, ПСХЭ Д.И.М., лист с грифом «ОТВЕТ».

Учитель приветствует команды и излагает сюжет игры: на территории военизированного и агрессивно настроенного государства действует секретное производство. Разведывательные лаборатории России, США, Франции получили спецзадание (записано слева на доске).

  1. Узнать, какое вещество получают на секретном производстве, какова его структурная формула (0,5 балла), название промежуточных продуктов (каждое по 0,5 балла), назначение в хозяйстве страны (0,5 балла).

  2. Узнать принципиальную схему производства, записать соответствующие уравнения реакций (по 1 баллу за каждое).


Лаборатории располагают только следующими данными: на производство в больших количествах доставляют вещество А, которое в первом цехе превращают в вещество В под действием реагента 1, во втором цехе из В получают С с помощью реагента 2, в третьем цехе из С получают Х под действием реагента 3. Вещество Х вывозят на склады.

На заводе есть человек-информатор (его роль играет учитель), готовый продать информацию о производстве. Он продает информацию сразу всем разведкам, но частями, в виде задач-подсказок. Чем информативнее подсказка, чем легче она решается, тем она дороже.


Лаборатории рассчитываются с информатором в денежных единицах его родной страны – «химонах» (их роль выполняют жетоны). Для выполнения задания каждой лаборатории выдано по 100 химонов.

Лаборатории могут зарабатывать химоны, взяв задание в «Банке заданий», решив его и сдав решение на «Биржу идей», за цену, указанную на задании. Чем сложнее задание, тем дороже за его решение заплатят на «Бирже идей».



У информатора ограниченное количество подсказок. Поэтому лаборатории могут покупать подсказки друг у друга. Получить информацию о том, кому продана подсказка, лаборатории могут у информатора. При продаже подсказок лаборатории имеют право назначить свою цену, т.е. спекулировать подсказками, но новая цена не должна превышать исходную более чем на 20 химонов. Лаборатория может не продавать подсказку, но обязана дать информацию, где находится подсказка, если она уже продана.

За 5-7до конца урока лаборатории должны написать все, что они успели узнать о секретном производстве, на листе «ОТВЕТ».


Оценивание работы команд происходит следующим образом (записано на доске справа).

  1. Если спецзадание выполнено, лаборатория получает одну отметку в соответствии с пунктом «Спецзадание».

  2. Если, кроме этого, лаборатория заработала 100 химонов, она получает дополнительно «5», если 200 химонов – две «5».

Лаборатории имеют право лишить своего сотрудника «зарплаты», частично или полностью, если он отлынивал от работы.

На доске (в центре) изображена схема секретного производства, указана стоимость подсказок:



1


2


3



А

В

С

Х

стоимость

10

20

30

20

50

30

60

подсказок

20

30

40

40

60

50

90

в химонах


30


50


70


100

G:\семинар - ноябрь 2009\урк\DSC03053.JPG

После ознакомления лабораторий с правилами, учитель предлагает им выработать стратегию: покупать одну дорогую и много дешевых подсказок; начать с первого вещества схемы; с средины или с последнего; решать каждую задачу всей командой или разделиться; начать зарабатывать деньги сразу или когда они закончатся; выбрать человека, который будет осуществлять сделки с информатором, и приступать к торгам. Для этого нужно подойти к информатору, назвать подсказку и её стоимость, оплатить покупку.



В ходе игры учитель продает подсказки, дает информацию о местонахождении проданной подсказки, проверяет решения лабораторий на «Бирже идей» и выплачивает соответствующие суммы.

Лаборатории самостоятельно выбирают задания в «Банке», решают их, разгадывают подсказки, осуществляют сделки с информатором и другими лабораториями, распоряжаются своими деньгами.


Подсказки:


Подсказка А

10 химонов: Этот металл обладает большой активностью, поэтому встречается в природе только в виде соединений: известняк, мрамор, мел, гипс, доломит, фосфорит и апатит.

20 химонов: Металл серебристо- белого цвета, с плотностью 1,55г/см3, плавится при температуре 8510С; его соединения окрашивают пламя в кирпично-красный цвет. Хранят его под слоем керосина.

30 химонов: В атоме этого простого вещества электроны распределены по энергетическим уровням согласно ряду чисел: 2,8,8,2.


Подсказка « Реагент 1»

20 химонов: Самое распространенное вещество на Земле. Бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, кипит при 1000С, замерзает при 00С. Под действием постоянного электрического тока разлагается на газообразные вещества.

30 химонов: Сложное вещество, в состав которого входят 2 атома водорода и 1 атом кислорода.


Подсказка В

30 химонов: Тонкий рыхлый порошок, обычно серого цвета, немного растворим в воде. Тестообразную смесь гашеной извести с цементом, водой и песком применят в строительстве.

40 химонов: При пропускании оксида углерода (IV) через известковую воду (В) происходит ее помутнение, образуется карбонат кальция и выделяется вода.

50 химонов: Продукт взаимодействия оксида кальция с водой.


Подсказка « Реагент 2»

20 химонов: Бесцветный газ, примерно 1,5 раза тяжелее воздуха, сравнительно хорошо растворим в воде. Всем известная газированная вода – это раствор этого газа в воде.

40 химонов: Диоксид углерода, состоит из одного атома углерода и двух атомов кислорода.


Подсказка С

50 химонов: Зарегистрирован как белый пищевой краситель (Е170).

60 химонов: Одно из самых распространенных на Земле соединений. Вам хорошо известны такие содержащие его минералы, как мел, мрамор, известняк. Самый важный из этих минералов - известняк, без которого не обходится ни одно строительство. Природный мел - представляет собой остатки раковин древних животных. Один из примеров его использования Вы хорошо знаете - это школьные мелки, зубные пасты.

70 химонов: Соль кальция и угольной кислоты.


Подсказка « Реагент 3»

30 химонов: Бесцветный газ, со слегка кисловатым запахом и вкусом. Не поддерживает дыхание и горение. Концентрация этого газа в атмосфере Земли составляет 0,038%. В твердом виде «сухой лед». Газ легко пропускает ультрафиолетовые лучи видимой части спектра, которые поступают на Землю от Солнца и обогревают ее. В то же время он поглощает испускаемые Землей инфракрасные лучи и является одним из парниковых газов, вследствие чего принимает участие в процессе глобального потепления.

50 химонов: По химическим свойствам относится к кислотным оксидам. При растворении в воде образует угольную кислоту.


Подсказка Х

60 химонов: Эта соль содержится в к ключевой воде. Такая вода не пригодна для охлаждения двигателей внутреннего сгорания и питания паровых котлов, так как при нагревании жесткой воды на стенках охладительных систем образуется накипь.

90 химонов: Продукт взаимодействия гидроксида кальция с избытком угольной кислоты.

100 химонов: CaCO3 + CO2 + H2O  X




БАНК ЗАДАНИЙ

10 химонов: Используя метод электронного баланса, определите коэффициенты в уравнении реакции, схеме которого:

Zn + H2SO4(конц)  ZnSO4 + H2S^ + H2O.

10 химонов: Используя метод электронного баланса, определите коэффициенты в уравнении реакции, схеме которого:

Ca + HNO3  Ca (NO3)2 + N2^ + H2O.

Какой ион проявляет в этой реакции окислительные свойства.

20 химонов: Используя метод электронного баланса, определите коэффициенты в схемах химических реакций:

а) Mq + CO2 MqO + C;

б) S + KClO3  KCl + SO2.

20 химонов: Вычислите объем оксида серы (IV) (н.у.), который может быть получен при сжигании 1,6 кг серы, если выход продукта составляет 80% от теоретически возможного.

20 химонов: Вычислите объем водорода (н.у.), который может быть получен при растворении в воде 120 мг кальция, если выход газа составляет 80% от теоретически возможного.

30 химонов: Запишите уравнения реакций для следующих превращений

Li Li2O LiOH LiCl;

40 химонов: Запишите уравнения реакций для следующих превращений:

Na Na2O2 Na2O NaOH Na2SO4.

1

NaNO3


Урок-игра по химии "Секретное производство" (9 класс)
  • Химия
Описание:

Урок-расследование проводится после изучения темы «Щелочные и щелочноземельные металлы»

Цели урока: Проверить усвоение учащимися знаний о способах получения и химических свойствах щелочных и щелочноземельных металлов; проверить умение пользоваться периодической системой элементов Д.И.М. для определения строения атома, составлять уравнения реакций, осуществлять цепочки превращений, давать названия веществам, распознавать вещества, основываясь на их физических и химических свойствах; решать задачи на вывод формул по массовым долям элементов, продуктам сгорания, по уравнениям реакций, на массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного; развивать навыки совместной деятельности, умение распределять обязанности и планировать действия.

Автор ХАДЖИМУРАДОВА ХАВА НАЖАДИЕВНА
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 482
Номер материала 43713
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓