Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по
теме "Лексика. Фразеология"
Цели урока:
- Закрепить понятие о лексикологии и
фразеологии как разделах русского языка.
- Формировать умение различать слова русского
языка по сфере употребления.
- Учить определять лексическое значение
фразеологизмов.
- Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли
в обогащении языка.
- Прививать интерес к изучению русского языка.
- Развивать умение работать в группах.
- Формировать умение применять на практике
полученные знания.
- Развивать познавательные процессы (память,
воображение, мышление, внимание, речь).
Тип урока:
обобщение пройденного материала.
Вид урока:
урок-игра.
Технология: на
диалоговой и игровой основе.
Оборудование:
1. мультимедийная установка
2. карточки с заданиями
Ход урока
I. Организационный
момент.
Здравствуйте,
ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок будет необычным, так как он пройдет в
форме игры. Для этого классу нужно разделиться на 3 команды.(можно играть по
колонкам, так как расставлены парты в классе)
II. Конкурсные задания и викторины.
Конкурс 1: «Викторина-разминка
Ребята, начнем мы
наш сегодняшний урок с конкурса - разминки в форме викторины.
В этом конкурсе
побеждает команда, набравшая большее количество очков. За правильный ответ
команде присуждается 1 очко. Отвечает первый поднявший руку из любой команды.
Если ответ неверный –отвечает следующий поднявший руку.
-- В каком слове
сорок гласных? (Сорока)
--В каком глаголе
сто отрицаний? (Стонет)
-- Кто написал
стихотворение “Бородино”? (М.Ю.Лермонтов)
-- Что стоит в
слове перед корнем? (Приставка)
-- Какой писатель
родился 31 февраля 1940 г. ? (Никакой)
-- Какие
местоимения мешают автотранспорту? (Ямы)
-- Что принадлежит
только тебе, но употребляется чаще другими, чем тобой самим? (Имя)
-- Сколько падежей
в русском языке? (6)
-- На какой вопрос
отвечает слово в родительном падеже? (Кого? Чего?)
-- Назовите
главного героя сказки “По щучьему веленью”? (Емеля)
-- Сколько
спряжений у глагола? (2)
-- Чем
заканчивается день и ночь?(ь)
-- Назовите автора
произведения “Муму”. (И.С.Тургенев)
-- Как называются в
русском языке такие слова, как: большой, огромный, гигантский? (Синонимы)
-- Как звали
мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)
-- Как называют
слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)
-- Печь – это
глагол или существительное? (И то и другое)
-- Кто из героев
народных сказок похож на мяч? (Колобок)
Конкурс 2: «Назови фразеологизм»
На экран
проецируются картинки. Рассмотрите их внимательно, назовите фразеологизм,
изображенный на картинке
|
Кто в лес, кто по дрова.
|
|
• Клевать носом
|
|
• Валиться из рук
|
|
• Вставлять палки в колеса
|
|
• Метать громы и молнии
|
|
Считать ворон
|
1.
Конкурс 3 :«Реши
перекресток».
В этом конкурсе
побеждает команда, которая выполнила задание быстрее всех и правильно.
(Задание проецируется на экран)
- садовый цветок
(астра).
- жвачное млекопитающее (баран)
- сочетание слов (фраза)
- осмотр войск (парад)
- одноклеточный организм (амеба)
Конкурс 4: «На
загадку дай отгадку».
- Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают,
не белье, а их развешивают. (Уши.)
- Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
- Он бывает в голове, его советуют искать в
поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
- Его рискуешь проглотить, за него тянут, на
нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
- Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают
в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
- Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее
просит дырявая обувь. (Каша.)
Конкурс 5: «Этимологический словарь».
Ребята, сейчас вы
попробуете себя в роли настоящих этимологов. Дело в том, что ваши сверстники
составили маленькие словарики из предложенных им слов. Посмотрите, что у них
получилось.(Каждая команда получает по 1-й карточке с четырьмя словами)
I
Астрология-
раздел ботаники, где рассказывается о разведении астр.
Бездарь- тот,
кому ничего не подарили.
Графин- муж
графини.
Дурман- глупый
человек.
II
Жатва- обмен
рукопожатиями.
Пломбир-
стоматолог.
Стриж-
парикмахер.
Тысячелистник-
толстый роман.
III
Хлопоты-
аплодисменты.
Четвертовать-
выставить оценки за четверть.
Этажерка-
соседка по этажу.
Противень-
мерзавец, гадкий тип.
Ваша задача - исправить
ошибки ваших сверстников и найти верное толкование слов. Победит та команда,
которая благодаря своим слаженным действиям первая выполнит задание.
Конкурс 6: «Фразеологический зверинец»
Какие животные упоминаются в следующих
фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните его смысл. Какие
еще фразеологизмы с этим животным вы знаете? (таблица
выводится на экран)
1. Пишет как … лапой
2. Делить шкуру неубитого…
3. На сердце … скребут
4. …носа не подточит
5. Лить … слезы
6. Белая…
7. Биться, как … об лед
8. Вот где … зарыта
|
9. Денег … не клюют
10. Заморить…
11. Как … языком слизала
12. Как … в воде
13. Когда … на горе свистнет
14. Купить … в мешке
15. …на смех
16. Считать…
|
Конкурс 7:«Собери
пословицу».
На экране- перепутанные пословицы. Участникам
необходимо за 1 минуту собрать пословицы.
1.
семь раз отмерь- а речь короткая.
2.
без грамоты хоть плачь - а корень свеж.
3.
веревка хороша длинная – а один раз отрежь.
4.
старый дуб – а с грамотой хоть вскачь.
5.
бояться несчастья – в лес не ходить.
6.
волков бояться- и счастья не видать.
III. Подведение итогов урока.
IV.Рефлексия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.