Главная / Русский язык и литература / Урок-игра по русскому языку в 6-м классе "Повторение по теме "Лексика.Фразеология"".

Урок-игра по русскому языку в 6-м классе "Повторение по теме "Лексика.Фразеология"".

Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология"

Цели урока:

  1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.

  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.

  5. Прививать интерес к изучению русского языка.

  6. Развивать умение работать в группах.

  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.

  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование:

1. мультимедийная установка

2. карточки с заданиями

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок будет необычным, так как он пройдет в форме игры. Для этого классу нужно разделиться на 3 команды.(можно играть по колонкам, так как расставлены парты в классе)


II. Конкурсные задания и викторины.

Конкурс 1: «Викторина-разминка

Ребята, начнем мы наш сегодняшний урок с конкурса - разминки в форме викторины.

В этом конкурсе побеждает команда, набравшая большее количество очков. За правильный ответ команде присуждается 1 очко. Отвечает первый поднявший руку из любой команды. Если ответ неверный –отвечает следующий поднявший руку.


-- В каком слове сорок гласных? (Сорока)

--В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)

-- Кто написал стихотворение “Бородино”? (М.Ю.Лермонтов)

-- Что стоит в слове перед корнем? (Приставка)

-- Какой писатель родился 31 февраля 1940 г. ? (Никакой)

-- Какие местоимения мешают автотранспорту? (Ямы)

-- Что принадлежит только тебе, но употребляется чаще другими, чем тобой самим? (Имя)

-- Сколько падежей в русском языке? (6)

-- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (Кого? Чего?)

-- Назовите главного героя сказки “По щучьему веленью”? (Емеля)

-- Сколько спряжений у глагола? (2)

-- Чем заканчивается день и ночь?(ь)

-- Назовите автора произведения “Муму”. (И.С.Тургенев)

-- Как называются в русском языке такие слова, как: большой, огромный, гигантский? (Синонимы)

-- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)

-- Как называют слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)

-- Печь – это глагол или существительное? (И то и другое)

-- Кто из героев народных сказок похож на мяч? (Колобок)


Конкурс 2: «Назови фразеологизм»

На экран проецируются картинки. Рассмотрите их внимательно, назовите фразеологизм, изображенный на картинке

hello_html_56c91f8e.png

Кто в лес, кто по дрова.

hello_html_4b182c0f.png

  • Клевать носом


hello_html_27919aa3.png

  • Валиться из рук


hello_html_m47f09d90.png

  • Вставлять палки в колеса


hello_html_m5699f291.png

  • Метать громы и молнии


hello_html_51ea414e.png

Считать ворон



  1. Конкурс 3 :«Реши перекресток».

В этом конкурсе побеждает команда, которая выполнила задание быстрее всех и правильно. (Задание проецируется на экран)

А




А


А


А




А




А


А


А




А

  1. садовый цветок (астра).

  2. жвачное млекопитающее (баран)

  3. сочетание слов (фраза)

  4. осмотр войск (парад)

  5. одноклеточный организм (амеба)


Конкурс 4: «На загадку дай отгадку».

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)

  2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)

  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)

  4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)

  5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)

  6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)


Конкурс 5: «Этимологический словарь».

Ребята, сейчас вы попробуете себя в роли настоящих этимологов. Дело в том, что ваши сверстники составили маленькие словарики из предложенных им слов. Посмотрите, что у них получилось.(Каждая команда получает по 1-й карточке с четырьмя словами)

I

Астрология- раздел ботаники, где рассказывается о разведении астр.

Бездарь- тот, кому ничего не подарили.

Графин- муж графини.

Дурман- глупый человек.

II

Жатва- обмен рукопожатиями.

Пломбир- стоматолог.

Стриж- парикмахер.

Тысячелистник- толстый роман.

III

Хлопоты- аплодисменты.

Четвертовать- выставить оценки за четверть.

Этажерка- соседка по этажу.

Противень- мерзавец, гадкий тип.


Ваша задача - исправить ошибки ваших сверстников и найти верное толкование слов. Победит та команда, которая благодаря своим слаженным действиям первая выполнит задание.


Конкурс 6: «Фразеологический зверинец»

Какие животные упоминаются в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните его смысл. Какие еще фразеологизмы с этим животным вы знаете? (таблица выводится на экран)

1. Пишет как … лапой

2. Делить шкуру неубитого…

3. На сердце … скребут

4. …носа не подточит

5. Лить … слезы

6. Белая…

7. Биться, как … об лед

8. Вот где … зарыта

9. Денег … не клюют

10. Заморить…

11. Как … языком слизала

12. Как … в воде

13. Когда … на горе свистнет

14. Купить … в мешке

15. …на смех

16. Считать…


Конкурс 7:«Собери пословицу».

На экране- перепутанные пословицы. Участникам необходимо за 1 минуту собрать пословицы.

  1. семь раз отмерь- а речь короткая.

  2. без грамоты хоть плачь - а корень свеж.

  3. веревка хороша длинная – а один раз отрежь.

  4. старый дуб – а с грамотой хоть вскачь.

  5. бояться несчастья – в лес не ходить.

  6. волков бояться- и счастья не видать.



III. Подведение итогов урока.

IV.Рефлексия.




Урок-игра по русскому языку в 6-м классе "Повторение по теме "Лексика.Фразеология"".
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 6-м классе: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология"

Цели урока:

  1. Закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.
  2. Формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
  3. Учить определять лексическое значение фразеологизмов.
  4. Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
  5. Прививать интерес к изучению русского языка.
  6. Развивать умение работать в группах.
  7. Формировать умение применять на практике полученные знания.
  8. Развивать познавательные процессы (память, воображение, мышление, внимание, речь).

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе.

Оборудование:

1. мультимедийная установка

2. карточки с заданиями

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Наш сегодняшний урок будет необычным, так как он пройдет в форме  игры. Для этого классу нужно разделиться на 3 команды.(можно играть по колонкам, так как расставлены парты в классе)

 

II. Конкурсные задания и викторины.

Конкурс 1: «Викторина-разминка

 Ребята, начнем мы наш сегодняшний урок с конкурса - разминки в форме викторины.

 В этом конкурсе побеждает команда, набравшая большее количество очков. За правильный ответ команде присуждается 1 очко. Отвечает первый поднявший руку из любой команды. Если ответ неверный –отвечает следующий поднявший руку.

 

-- В каком слове сорок гласных? (Сорока)

--В каком глаголе сто отрицаний? (Стонет)

-- Кто написал стихотворение “Бородино”? (М.Ю.Лермонтов)

-- Что стоит в слове перед корнем? (Приставка)

-- Какой писатель родился 31 февраля 1940 г. ? (Никакой)

-- Какие местоимения мешают автотранспорту? (Ямы)

-- Что принадлежит только тебе, но употребляется чаще другими, чем тобой самим? (Имя)

-- Сколько падежей в русском языке? (6)

-- На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (Кого? Чего?)

-- Назовите главного героя сказки “По щучьему веленью”? (Емеля)

-- Сколько спряжений у глагола? (2)

-- Чем заканчивается день и ночь?(ь)

-- Назовите автора произведения “Муму”. (И.С.Тургенев)

-- Как называются в русском языке такие слова, как: большой, огромный, гигантский? (Синонимы)

-- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли)

-- Как называют слова, противоположные по смыслу? (Антонимы)

-- Печь – это глагол или существительное? (И то и другое)

-- Кто из героев народных сказок похож на мяч? (Колобок)

 

Конкурс 2: «Назови фразеологизм»

На экран проецируются картинки. Рассмотрите их внимательно, назовите фразеологизм, изображенный на картинке

Кто в лес, кто по дрова.

       Клевать носом

 

       Валиться из рук

 

       Вставлять палки в колеса

 

       Метать громы и молнии

 

Считать ворон

 

 

1.      Конкурс 3 :«Реши перекресток».

В этом конкурсе побеждает команда,  которая выполнила задание быстрее всех и правильно. (Задание проецируется на экран)

 

А

 

 

 

А

 

А

 

А

 

 

 

А

 

 

 

А

 

А

 

А

 

 

 

А

  1. садовый цветок  (астра).
  2. жвачное млекопитающее (баран)
  3. сочетание слов (фраза)
  4. осмотр войск (парад)
  5. одноклеточный организм (амеба)

 

Конкурс 4: «На загадку дай отгадку».

  1. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не белье, а их развешивают. (Уши.)
  2. Его вешают, задирают и всюду суют. (Нос.)
  3. Он бывает в голове, его советуют искать в поле, на него бросают слова и деньги, после чего он свистит в кармане. (Ветер.)
  4. Его рискуешь проглотить, за него тянут, на нем что-то вертится, его держат за зубами. (Язык.)
  5. Ее толкут в ступе и носят решетом, набирают в рот, а иногда выходят из нее сухими. (Вода.)
  6. Ее заваривают, а потом расхлебывают, ее просит дырявая обувь. (Каша.)

 

Конкурс 5: «Этимологический словарь».

Ребята, сейчас вы  попробуете себя в роли настоящих этимологов. Дело в том, что ваши сверстники составили маленькие словарики из предложенных им слов. Посмотрите, что у них получилось.(Каждая команда получает по 1-й карточке с четырьмя словами)

 I

Астрология- раздел ботаники, где рассказывается о разведении астр.

Бездарь- тот, кому ничего не подарили.

Графин- муж графини.

Дурман- глупый человек.

II

Жатва- обмен рукопожатиями.

Пломбир- стоматолог.

Стриж- парикмахер.

Тысячелистник- толстый роман.

III

Хлопоты- аплодисменты.

Четвертовать- выставить оценки за четверть.

Этажерка- соседка по этажу.

Противень- мерзавец, гадкий тип.

 

Ваша задача - исправить ошибки ваших сверстников и найти верное толкование слов. Победит та команда, которая благодаря своим слаженным действиям первая выполнит задание.

 

Конкурс 6: «Фразеологический зверинец»

Какие животные упоминаются в следующих фразеологизмах? Выберите один из фразеологизмов и объясните его смысл. Какие еще фразеологизмы с этим животным вы знаете? (таблица выводится на экран)

1. Пишет как … лапой

2. Делить шкуру неубитого…

3. На сердце … скребут

4. …носа не подточит

5. Лить … слезы

6. Белая…

7. Биться, как … об лед

8. Вот где … зарыта

9. Денег … не клюют

10. Заморить…

11. Как … языком слизала

12. Как … в воде

13. Когда … на горе свистнет

14. Купить … в мешке

15. …на смех

16. Считать…

 

Конкурс 7:«Собери пословицу».

На экране- перепутанные пословицы. Участникам необходимо за 1 минуту  собрать пословицы.

1.      семь раз отмерь- а речь короткая.

2.      без грамоты хоть плачь  - а корень свеж.

3.      веревка хороша длинная – а один раз отрежь.

4.      старый дуб – а с грамотой хоть вскачь.

5.      бояться несчастья – в лес не ходить.

6.      волков бояться- и счастья не видать.

 

III. Подведение итогов урока.

IV.Рефлексия.

 

Автор Фукс Вера Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1861
Номер материала 53281
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓