Главная / Биология / Урок и презентация по теме "Паукообразные" (7 класс)

Урок и презентация по теме "Паукообразные" (7 класс)

Название документа Паукообразные.pptx

Паукообразные Выполнила: Слесаренко Марина Владимировна учитель биологии МОУ ...
Паук -крестовик Хищник. Строит ловчую сеть для своих жертв
Внутреннее строение паука
Паук серебрянка
Отряд пауки Каракурт Смертельно ядовит для человека «Черная вдова»
Многообразие пауков Сенокосцы Глаза располагаются в виде башенки сверху голов...
Тарантул Ядовит. Человека кусает редко. Укус вызывает локальную опухоль и сил...
скорпион Живет в субтропиках и пустынях , длина от 4-6 до 15 см . На конце бр...
Фаланга (сольпуга, верблюжий паук). Живут в пустынях . Укусы фаланг очень бол...
Паук -волк
Иксодовый клещ Переносчик клещевого энцефалита. Профилактика: прививки, тщате...
Первая помощь и профилактика клещевого энцефалита. Перед выходом в лес надень...
Амбарный клещ – вредитель зерна культурных злаков
Паразитические клещи Чесоточный зудень чесотка экснерт:
Общая характеристика класса паукообразных: Тело разделено на головогрудь и бр...
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Паукообразные Выполнила: Слесаренко Марина Владимировна учитель биологии МОУ «ОО
Описание слайда:

Паукообразные Выполнила: Слесаренко Марина Владимировна учитель биологии МОУ «ООШ с. Андреевка» Воскресенского района Саратовской области

№ слайда 2 Паук -крестовик Хищник. Строит ловчую сеть для своих жертв
Описание слайда:

Паук -крестовик Хищник. Строит ловчую сеть для своих жертв

№ слайда 3 Внутреннее строение паука
Описание слайда:

Внутреннее строение паука

№ слайда 4 Паук серебрянка
Описание слайда:

Паук серебрянка

№ слайда 5 Отряд пауки Каракурт Смертельно ядовит для человека «Черная вдова»
Описание слайда:

Отряд пауки Каракурт Смертельно ядовит для человека «Черная вдова»

№ слайда 6 Многообразие пауков Сенокосцы Глаза располагаются в виде башенки сверху головогр
Описание слайда:

Многообразие пауков Сенокосцы Глаза располагаются в виде башенки сверху головогруди. Когда хищник хватает за ногу, паук отбрасывает конечность и убегает. Оторванная нога продолжает двигаться- сгибаться и разгибаться «косить»

№ слайда 7 Тарантул Ядовит. Человека кусает редко. Укус вызывает локальную опухоль и сильны
Описание слайда:

Тарантул Ядовит. Человека кусает редко. Укус вызывает локальную опухоль и сильные болевые ощущения.

№ слайда 8 скорпион Живет в субтропиках и пустынях , длина от 4-6 до 15 см . На конце брюшк
Описание слайда:

скорпион Живет в субтропиках и пустынях , длина от 4-6 до 15 см . На конце брюшка имеется вздутие ( ядовитая железа) с острым крючком. Укол ядовитого жала может вызвать смерть у человека.

№ слайда 9 Фаланга (сольпуга, верблюжий паук). Живут в пустынях . Укусы фаланг очень болезн
Описание слайда:

Фаланга (сольпуга, верблюжий паук). Живут в пустынях . Укусы фаланг очень болезненны. У этих паукообразных нет ядовитых желёз, но на их хелицерах часто сохраняются гниющие остатки предыдущей жертвы, которые при укусе могут попасть в рану и вызвать воспаление

№ слайда 10 Паук -волк
Описание слайда:

Паук -волк

№ слайда 11 Иксодовый клещ Переносчик клещевого энцефалита. Профилактика: прививки, тщательн
Описание слайда:

Иксодовый клещ Переносчик клещевого энцефалита. Профилактика: прививки, тщательный осмотр после походов в лес

№ слайда 12 Первая помощь и профилактика клещевого энцефалита. Перед выходом в лес наденьте
Описание слайда:

Первая помощь и профилактика клещевого энцефалита. Перед выходом в лес наденьте головной убор, застегните рукава, заправьте рубашку в брюки, штанины брюк заправьте в носки. Осмотры всей поверхности тела каждые 20 минут. Клещи после присасывания к коже не сразу начинают питаться кровью, поэтому при быстром их обнаружении и удалении уменьшается риск быть зараженным возбудителями инфекций, которые находятся в клеще. После укуса появляется местное воспаление, нередко с нагноением и зудом. При укусе клеша необходимо в течение 14 дней (утром и вечером) измерять температуру и в случае ее повышения обратиться к врачу.

№ слайда 13 Амбарный клещ – вредитель зерна культурных злаков
Описание слайда:

Амбарный клещ – вредитель зерна культурных злаков

№ слайда 14 Паразитические клещи Чесоточный зудень чесотка экснерт:
Описание слайда:

Паразитические клещи Чесоточный зудень чесотка экснерт:

№ слайда 15 Общая характеристика класса паукообразных: Тело разделено на головогрудь и брюшк
Описание слайда:

Общая характеристика класса паукообразных: Тело разделено на головогрудь и брюшко 4 пары ног и ни одной пары усиков Паукообразные – обитатели суши, они дышат атмосферным воздухом при помощи лёгких и трахей Пауки – хищники, у которых процесс пищеварения осуществляется вне организма, в желудке и кишечнике Клещей можно отличить от пауков тем, что все членики тела срастаются между собой

Название документа Приложение 1.docx

Приложение 1

Тест

Выберите один правильный ответ .



1.Речной рак имеет

  1. Наружный скелет

  2. Внутренний скелет

  3. Не имеет скелета

2.Какое вещество составляет основу скелета?

  1. Хитин

  2. Кератин

3. Сколько ходильных ног у речного рака ?

  1. 4 пары ног

  2. 5 пар ног

  3. 3 пары ног



4.Тело рака состоит из:

  1. Головогруди и брюшка

  2. Головы, груди и брюшка

  3. Туловища, ног и головы

5.Органы дыхания речного рака:

  1. Легкие

  2. Жабры

  3. Кожа



















6.На головогруди рака находится :

  1. 1 пара усиков

  2. 2 пары усиков

  3. 3 пары усиков

7.Органы выделения рака

  1. Мальпигиевы сосуды

  2. Почки

  3. Пара зеленых желез

8. Глаза у рака:

  1. Простые

  2. Сложные

  3. Простые и сложные

9. Нервная система у рака состоит из :

  1. Окологлоточного кольца, брюшной нервной цепочки и нервов

  2. Нескольких пар ганглиев

  3. Головных нервных узлов, продольных нервных стволов, соединенных поперечными перемычками

10. В сосудах у рака циркулирует:

  1. Кровь

  2. Гемолимфа

  3. Лимфа





Название документа Приложение 2.docx

Приложение 2

Внешнее строение паука-крестовика. Паук-крестовик – типичный представитель паукообразных. Его тело ясно разделено на головогрудь и брюшко. На головогруди расположены ротовые органы и ноги. Первая пара ротовых органов – верхние челюсти – снабжена острыми, загнутыми вниз коготками.

У конца коготков открываются выводные протоки ядовитых желез. Челюсти служат пауку для нападения, умерщвления добычи и для защиты. У основания челюстей лежит вторая пара ротовых органов – ногощупальца. Они очень похожи на ходильные ноги, но значительно короче них. Ногощупальцами паук ощупывает и поворачивает жертву во время еды.

От брюшной стороны головогруди отходят четыре пары Длинных ходильных ног, покрытых чувствительными волосками. На концевом членике каждой ноги находится три коготка.

На переднем краю головогруди находится четыре пары выпуклых блестящих простых глазков.

Брюшко крупнее головогруди. Все его членики слиты вместе. На заднем конце брюшка видны три пары паутинных бородавок. В них около 500 тонких трубочек, в которые открываются паутинные железы. Выделяющееся из трубочек полужидкое вещество твердеет на воздухе, образуя паутинные нити. Паук соединяет их при помощи гребенчатых коготков задних ног в одну общую нить.

Ловчая сеть. Из паутинных нитей паук-крестовик строит большую ловчую сеть, расположенную вертикально. Ее основу образует рама в виде многоугольника, от которой протягиваются нити к середине сети. Основу паук строит из более толстых и прочных неклейких паутинных нитей. Ловчая часть сети состоит из тонкой спиральной нити, на которую паук наносит капельки липкой, не застывающей на воздухе жидкости, выделяемой паутинными железами. К такой нити прилипают попавшие в сеть мухи, мелкие бабочки и другие летающие насекомые.

Охота паука. Паук в ожидании добычи обычно находится около сети в скрытом гнезде, устроенном из паутины. От центра сети к пауку протянута сигнальная нить. Когда муха попадает в сеть и начинает в ней биться, сигнальная нить колеблется. По этому сигналу паук бросается из своего убежища на добычу и густо опутывает ее паутиной. Потом он вонзает в нее коготки своих верхних челюстей и впрыскивает внутрь тела жертвы яд. Затем паук на некоторое время оставляет добычу и укрывается в своем убежище.

Питание. Содержимое ядовитых желез не только убивает добычу, но и действует на нее как пищеварительный сок. Приблизительно через час паук возвращается и всасывает уже частично переваренное жидкое содержимое добычи. Твердую пищу паук есть не может. Таким образом, у пауков предварительное переваривание пищи происходит вне организма.

Дыхание и кровообращение. В передней части брюшка лежит пара легочных мешков, сообщающихся с внешней средой. Стенки мешков образуют многочисленные листовидные складки, внутри которых циркулирует кровь. Она обогащается кислородом воздуха, находящегося между складками. Кроме легочных мешков, у паука в брюшке есть два пучка дыхательных трубочек – трахей, открывающихся наружу общим дыхательным отверстием.

Сердце паука расположено на спинной стороне брюшка. От него отходит сосуд, открывающийся в головном отделе в полость тела. Сокращения сердца приводят кровь в движение по сосуду от его заднего конца к переднему. Обратно в брюшко кровь течет в промежутках между органами. В брюшке кровь обогащается кислородом, омывая складки легочных мешков и трахеи, а затем снова поступает в сердце.

Выделение. В брюшке паука расположена пара органов выделения, имеющих вид трубочек. Один конец каждой трубочки слепо замкнут, другой сообщается с кишкой. Из крови в трубочки через их стенки проникают вредные для организма вещества, затем они попадают в кишку и удаляются оттуда наружу.

Размножение. Самка паука-крестовика крупнее самца. Осенью она откладывает яйца в кокон, сплетенный из тонкой шелковистой паутины. Кокон она плетет в различных укромных местах: под корой пней, под камнями. К зиме самка паука-крестовика умирает, а яйца зимуют в теплом коконе. К весне из них выходят молодые паучки.

http://www.prokat-nsk.ru/zoologija/28-pauk-krestovik.html

Название документа Приложение 4.docx



Приложение 4

1.Отгадайте, о каком животном идёт речь?

Все мои друзья – на суше.
     Ну, а  я живу в пруду.
     Когда надо, дом воздушный
     Под водою заведу.

2. Паук серебрянка, как и все пауки, дышит кислородом воздуха. Но, в отличие от всех других паукообразных он живет под водой и даже там выводит потомство. Как это ему удается?

Ответ:

Пауку, живущему в воде, необходим воздух. Паук серебрянка строит в воде из паутины колокол, в который он приносит с поверхности воды пузырьки воздуха. Частично воздух в колокол поступает из воды в результате диффузии.

3.В седьмом столетии в Италии и Испании люди, укушенные этим пауком, лечились с помощью изнуряющего танца, что кончалось всегда потерей сознания. Тогда верили, что это единственное спасение от смерти. До нашего времени дошел известный испанский народный танец, названный в честь этого паука. Как называется танец и паук?

Ответ: Тарантелла. Тарантул, самки тарантулов ядовиты в конце лета и укус их неприятен.

4.Однажды при наблюдении за пауком крестовиком было замечено, что он последовательно обрывал нити своей паутины вокруг попавшего в нее насекомого. Насекомое упало на землю, освободилось от остатков паутины и улетело. Дайте объяснение этому загадочному поведению паука.

Ответ: В сети могло попасть достаточно крупное и опасное насекомое, обладающее средствами защиты и нападения, например, оса.

5. Один ювелирный магазин неоднократно подвергался кражам со взломом. Владелец магазина нашел способ положить конец нежелательным ночным визитам: он пустил в освещенную витрину крупного тарантула и написал: «Магазин охраняется по ночам тарантулами». Насколько прав владелец магазина используя подобных стражей?

Ответ: Тарантул — вид бродячих пауков, встречается в южных областях России, Западной Европы и считается ядовитым. Но укус тарантула опасности не представляет. Приобретая таких стражей, владелец магазина рассчитывал видимо, на психологический фактор, устрашающий внешний вид паука.



http://pauki.rxfly.net/project/p11aa1.html







Название документа Приложение 5.docx

Приложение 5

1.Найдите во внешнем строении паука-крестовика черты приспособленности к наземному  образу жизни.

2.Как паук добывает себе пищу?

3.Назовите характерные признаки паукообразных.

4.Какое значение имеют паукообразные в природе и жизни человека?

Название документа Приложение 6.docx



Приложение 6.

Домашнее задание §25 Задание №3 в рабочей тетради стр.26

Название документа Урок Класс Паукообразные.docx

План – конспект урока

1. Слесаренко Марина Владимировна

2. МОУ « ООШ с. Андреевка Воскресенского района Саратовской области

3. Учитель биологии

4. Биология

5. 7 класс

6. Тема: Класс Паукообразные

7. Базовый учебник: В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. «Биология. Многообразие живых организмов. М., изд.Дрофа, 2010г.

Биология Рабочая тетрадь В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2010г.

8. Цель : сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания

9. Задачи:

Образовательная: раскрыть характерные признаки класса паукообразных на примере паука- крестовика, показать особенности его строения, связанные с жизнью на суши

Развивающая : продолжить формирование умений работать с текстом учебника; развивать умение сравнивать и обобщать получаемые знания

Воспитательная :способствовать формированию информационной культуры и творческих способностей;

выяснить значение некоторых представителей паукообразных для здоровья человека; установить роль паукообразных в природе, необходимость их охраны





10. Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний

11. Необходимое техническое оборудование: ПК (в количестве необходимым для организации работы), мультимедиапроектор, экран.

Программное обеспечение: программа презентаций PowerPoint, любой Интернет-браузер.



12. Структура и ход урока:









Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организация урока

  1. Проверка готовности класса к уроку

  2. Уточняет тему, цели и задачи урока, подчёркивает значение материала изученной темы

Подготовка необходимого для проведения урока


Определяют тему урока и записывают её в тетрадь.

3 мин

Активизация знаний учащихся.








Физкультминутка

  1. Проведение опроса



2 Организация тестового контроля

Приложение 1.docx 3.Осуществление дифференцированной индивидуальной работы в рабочих тетрадях


Устные ответы на вопросы фронтальной беседы

Выполнение тестовой письменной работы



Выполнение заданий в рабочих тетрадях


13мин

Введение новых знаний

  1. Рассказ о паукообразных Приложение 2.docx


2.Демострация презентации «Многообразие пауков» Паукообразные.pptx


3.Оперирование знаниями в новых ситуациях (познавательные задачи) Приложение 4.docx

Участие в беседе;

Записи в тетради;

формулирование выводов, записи в тетради

Наблюдение за презентацией




Решение познавательных задач

18 мин

Первичное закрепление знаний

1 Организация обсуждения темы Приложение 5.docx

2.Работа в рабочей тетради

3.Интерактивный тест

Тест Пауки.xls


Ответы на вопросы, записи в тетради

Выполнение теста

7 мин

Домашнее задание

  1. Определение и разъяснение домашнего задания – Приложение 6.docx

Запись в тетради

2 мин

Рефлексия

  1. Выставление отметок


2 мин









Приложение 1

Тест

Выберите один правильный ответ

1.Речной рак имеет

  1. Наружный скелет

  2. Внутренний скелет

  3. Не имеет скелета

2.Какое вещество составляет основу скелета?

  1. Хитин

  2. Кератин

3. Сколько ходильных ног у речного рака?

  1. 4 пары ног

  2. 5 пар ног

  3. 3 пары ног



4.Тело рака состоит из:

  1. Головогруди и брюшка

  2. Головы, груди и брюшка

  3. Туловища, ног и головы

5.Органы дыхания речного рака:

  1. Легкие

  2. Жабры

  3. Кожа

6.На головогруди рака находится :

  1. 1 пара усиков

  2. 2 пары усиков

  3. 3 пары усиков

7.Органы выделения рака

  1. Мальпигиевы сосуды

  2. Почки

  3. Пара зеленых желез

8. Глаза у рака:

  1. Простые

  2. Сложные

  3. Простые и сложные

9. Нервная система у рака состоит из :

  1. Окологлоточного кольца, брюшной нервной цепочки и нервов

  2. Нескольких пар ганглиев

  3. Головных нервных узлов, продольных нервных стволов, соединенных поперечными перемычками

10. В сосудах у рака циркулирует:

  1. Кровь

  2. Гемолимфа

  3. Лимфа



Приложение 2

Внешнее строение паука-крестовика. Паук-крестовик – типичный представитель паукообразных. Его тело ясно разделено на головогрудь и брюшко. На головогруди расположены ротовые органы и ноги. Первая пара ротовых органов – верхние челюсти – снабжена острыми, загнутыми вниз коготками.

У конца коготков открываются выводные протоки ядовитых желез. Челюсти служат пауку для нападения, умерщвления добычи и для защиты. У основания челюстей лежит вторая пара ротовых органов – ногощупальца. Они очень похожи на ходильные ноги, но значительно короче них. Ногощупальцами паук ощупывает и поворачивает жертву во время еды.

От брюшной стороны головогруди отходят четыре пары Длинных ходильных ног, покрытых чувствительными волосками. На концевом членике каждой ноги находится три коготка.

На переднем краю головогруди находится четыре пары выпуклых блестящих простых глазков.

Брюшко крупнее головогруди. Все его членики слиты вместе. На заднем конце брюшка видны три пары паутинных бородавок. В них около 500 тонких трубочек, в которые открываются паутинные железы. Выделяющееся из трубочек полужидкое вещество твердеет на воздухе, образуя паутинные нити. Паук соединяет их при помощи гребенчатых коготков задних ног в одну общую нить.

Ловчая сеть. Из паутинных нитей паук-крестовик строит большую ловчую сеть, расположенную вертикально. Ее основу образует рама в виде многоугольника, от которой протягиваются нити к середине сети. Основу паук строит из более толстых и прочных неклейких паутинных нитей. Ловчая часть сети состоит из тонкой спиральной нити, на которую паук наносит капельки липкой, не застывающей на воздухе жидкости, выделяемой паутинными железами. К такой нити прилипают попавшие в сеть мухи, мелкие бабочки и другие летающие насекомые.

Охота паука. Паук в ожидании добычи обычно находится около сети в скрытом гнезде, устроенном из паутины. От центра сети к пауку протянута сигнальная нить. Когда муха попадает в сеть и начинает в ней биться, сигнальная нить колеблется. По этому сигналу паук бросается из своего убежища на добычу и густо опутывает ее паутиной. Потом он вонзает в нее коготки своих верхних челюстей и впрыскивает внутрь тела жертвы яд. Затем паук на некоторое время оставляет добычу и укрывается в своем убежище.

Питание. Содержимое ядовитых желез не только убивает добычу, но и действует на нее как пищеварительный сок. Приблизительно через час паук возвращается и всасывает уже частично переваренное жидкое содержимое добычи. Твердую пищу паук есть не может. Таким образом, у пауков предварительное переваривание пищи происходит вне организма.

Дыхание и кровообращение. В передней части брюшка лежит пара легочных мешков, сообщающихся с внешней средой. Стенки мешков образуют многочисленные листовидные складки, внутри которых циркулирует кровь. Она обогащается кислородом воздуха, находящегося между складками. Кроме легочных мешков, у паука в брюшке есть два пучка дыхательных трубочек – трахей, открывающихся наружу общим дыхательным отверстием.

Сердце паука расположено на спинной стороне брюшка. От него отходит сосуд, открывающийся в головном отделе в полость тела. Сокращения сердца приводят кровь в движение по сосуду от его заднего конца к переднему. Обратно в брюшко кровь течет в промежутках между органами. В брюшке кровь обогащается кислородом, омывая складки легочных мешков и трахеи, а затем снова поступает в сердце.

Выделение. В брюшке паука расположена пара органов выделения, имеющих вид трубочек. Один конец каждой трубочки слепо замкнут, другой сообщается с кишкой. Из крови в трубочки через их стенки проникают вредные для организма вещества, затем они попадают в кишку и удаляются оттуда наружу.

Размножение. Самка паука-крестовика крупнее самца. Осенью она откладывает яйца в кокон, сплетенный из тонкой шелковистой паутины. Кокон она плетет в различных укромных местах: под корой пней, под камнями. К зиме самка паука-крестовика умирает, а яйца зимуют в теплом коконе. К весне из них выходят молодые паучки.

http://www.prokat-nsk.ru/zoologija/28-pauk-krestovik.html



Приложение 4

Слайд 4

Паук –серебрянка сумел устроиться так, что и под водой обитает в воздушной среде. С брюшной стороны он покрыт густыми волосками: на один квадратный миллиметр поверхности его тела приходится около 1 250 волосков. Все волоски наклонены назад, одни из них длиннее, толще, посажены реже, а другие — короче, гуще, сильно опушены. Между густыми нижними волосками удерживается слой воздуха, облегающий брюшко паука. Роль длинных толстых волосков состоит в том, чтобы увеличивать толщину воздушного слоя, прилегающего к телу паука. Достигается это тем, что длинные волоски упираются в пленку поверхностного натяжения внутренней стенки пузыря и отодвигают ее от тела, увеличивая таким образом полость пузыря. У самки покров из волосков равномерно распределен по всему брюшку, у самцов часть спинной стороны брюшка голая, поэтому форма воздушного пузыря у самца и самки отличается. Чтобы волоски не слипались и хорошо выполняли свою опорную роль, серебрянка расчесывает и смазывает их, протирая тело лапками задних ног. Лежа на спине внутри колокола, паук сгибает заднюю ногу и подносит ее кончик ко рту. Хелицеры начинают работать, стимулируя выделение прозрачного секрета, который вскоре появляется изо рта. Паук смачивает в нем лапку сначала одной ноги, потом другой и протирает ими свое брюшко.

Как и все пауки, серебрянка дышит с помощью легочных мешков и всей поверхностью тела. Для того, чтобы обновить запас воздуха в полости легких, паук высовывает брюшко как можно выше над водой, чтобы оно целиком оказалось на воздухе. Провентилировав легкие и волосяной покров брюшка, серебрянка медленно опускается в воду, работая, как веслами, четырьмя парами ног и унося на волосках запас воздуха. Во время пополнения запасов воздуха паук абсолютно беззащитен, поэтому у него в процессе эволюции совершенствовались способы оставаться под водой как можно дольше. Различное строение волосков, покрывающих брюшко, способность ухаживать за ними и смазывать особым секретом, дыхание с помощью не только легких, но и всей поверхностью — все это приспособления для экономного расходования воздуха, принесенного пауком под воду и сохраняемого в виде колокола.

Слайд 5

Пауки "черные вдовы" вырабатывают нейротоксин, вызывающий у человека сильную боль, мышечные судороги и даже паралич. Их укусы очень опасны, но хотя люди, случается, гибнут от них до сих пор, уже давно созданы противоядия, позволяющие за несколько дней оправиться от яда. Зато насекомых нейротоксины парализуют так быстро, что зачастую паук приступает к трапезе, когда жертва хотя и не шевелится, но еще жива.

Большинство видов "черной вдовы" ведут себя довольно робко, предпочитая бегство нападению. Потревоженный паук нередко притворяется мертвым, поджав лапки, и пускается в бега, только если сочтет, что опасность миновала. На человека "черные вдовы" нападают только, если их раздразнить или напугать.



Слад7 Тарантул ядовит. Человека кусает редко. Укус вызывает локальную опухоль и сильные болевые ощущения. Место укуса необходимо сразу прижешь спичкой. Укусы пауков неглубокие, яд впрыскивается в кожу. При прижигании происходит термическое разложение яда. Этот метод широко распространен в средней Азии и применяется при укусах всех ядовитых пауков.

Питается этот тарантул разнообразными насекомыми, жуками, прямокрылыми и т.д. Добыча убивается ядом. Тарантул протыкает добычу хелицерами, изливая в неё пищеварительный сок, растворяющий внутренние ткани. Выступающая жидкость всасывается. Выделение сока и всасывание капель пищи чередуются, паук поворачивает жертву и обрабатывая ее с разных сторон.

Южно-русский тарантул распространён в средней Азии и по югу России включая Украину. Обитает в пустынной, степной и лесостепной зонах. Размер паука: 25-35 мм. Тело густо покрыто волосками. Окраска буро-рыжая, иногда почти черная. Бока - белесые, пушистые; низ - темный почти черный. Роет вертикальные норы, выстланной паутиной. Днем охота выглядит следующим образом: Тарантул караулит вход в норку, при появлении около норы насекомого выскакивает из норы и ловит его.



Слай10.Пауки-волки — одиночки. Они блуждают по своей территории в поисках пищи или живут в норках, окутанных внутри толстым слоем паутины, покидая их ночью для охоты на насекомых или других более мелких пауков. Непосредственно в качестве ловушек паутину эти пауки не плетут.

Пауки-волки, в основном, охотятся на жуков, но также не откажутся полакомиться мухами, более мелкими паучками, личинками насекомых и ногохвосток. Живущие в норках пауки охотятся ночью, но, сидя в норке, не прочь поймать пробегающее мимо насекомое. Бродячие виды этих пауков, настигнув добычу, прыжком набрасываются на жертву и с помощью передних лапок начинают поедать её. Прежде чем прыгнуть, паук страхуется, прикрепив паутину к месту, откуда будет совершаться прыжок

Слайд 14

Чесоточный зудень, пробуравливая эпидермис и живя в нем, производит раздражение нервных окончаний, воспринимаемое в форме сильного зуда, побуждающего к неудержимому расчесыванию пораженных мест. При энергичном расчесывании вскрываются ходы чесоточных клещей, которые заносятся руками на здоровые места кожи, где начинают заново буравить ходы. Деятельность клещей усиливается в тепле, поэтому субъективные ощущения при чесотке ощущаются ночью особенно сильно.

Чесотка сама по себе является мучительной болезнью, которая часто осложняется вторжением в расчесанные места гноеродных микробов. 
Чесоточные зудни размножаются в толще эпидермиса, где и протекает их жизнь. Оплодотворенная самка откладывает яйца кучками по две-четыре штуки, затем буравит далее ход, снова кладет яйца и т. д. За свою жизнь она откладывает обычно до 20 яиц, при максимуме в 40—50 яиц. Яйца овальные — 0,15 мм длины и 0,1 мм ширины.



Приложение 4

1.Отгадайте, о каком животном идёт речь?

Все мои друзья – на суше.
     Ну, а  я живу в пруду.
     Когда надо, дом воздушный
     Под водою заведу.

2. Паук серебрянка, как и все пауки, дышит кислородом воздуха. Но, в отличие от всех других паукообразных он живет под водой и даже там выводит потомство. Как это ему удается?

Ответ:

Пауку, живущему в воде, необходим воздух. Паук серебрянка строит в воде из паутины колокол, в который он приносит с поверхности воды пузырьки воздуха. Частично воздух в колокол поступает из воды в результате диффузии.

3.В седьмом столетии в Италии и Испании люди, укушенные этим пауком, лечились с помощью изнуряющего танца, что кончалось всегда потерей сознания. Тогда верили, что это единственное спасение от смерти. До нашего времени дошел известный испанский народный танец, названный в честь этого паука. Как называется танец и паук?

Ответ: Тарантелла. Тарантул, самки тарантулов ядовиты в конце лета и укус их неприятен.

4.Однажды при наблюдении за пауком крестовиком было замечено, что он последовательно обрывал нити своей паутины вокруг попавшего в нее насекомого. Насекомое упало на землю, освободилось от остатков паутины и улетело. Дайте объяснение этому загадочному поведению паука.

Ответ: В сети могло попасть достаточно крупное и опасное насекомое, обладающее средствами защиты и нападения, например, оса.

5. Один ювелирный магазин неоднократно подвергался кражам со взломом. Владелец магазина нашел способ положить конец нежелательным ночным визитам: он пустил в освещенную витрину крупного тарантула и написал: «Магазин охраняется по ночам тарантулами». Насколько прав владелец магазина используя подобных стражей?

Ответ: Тарантул — вид бродячих пауков, встречается в южных областях России, Западной Европы и считается ядовитым. Но укус тарантула опасности не представляет. Приобретая таких стражей, владелец магазина рассчитывал видимо, на психологический фактор, устрашающий внешний вид паука.



http://pauki.rxfly.net/project/p11aa1.html



Приложение 5

1.Найдите во внешнем строении паука-крестовика черты приспособленности к наземному  образу жизни.

2.Как паук добывает себе пищу?

3.Назовите характерные признаки паукообразных.

4.Какое значение имеют паукообразные в природе и жизни человека?



Приложение 6.

Домашнее задание §25 Задание № 3 в рабочей тетради стр.



Урок и презентация по теме "Паукообразные" (7 класс)
  • Биология
Описание:

Цель : сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания


Задачи:

Образовательная: раскрыть характерные признаки класса паукообразных на примере паука- крестовика, показать особенности его строения, связанные с жизнью на суши

Развивающая : продолжить формирование умений работать с текстом учеб­ника; развивать умение сравнивать и обобщать получаемые знания

Воспитательная :способствовать формированию информационной культуры и творческих способностей;

выяснить значение некоторых представителей паукообразных для здоровья человека; установить роль паукообразных в природе, необходимость их охраны

Автор Слесаренко Марина Владимировна
Дата добавления 23.10.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1505
Номер материала MA-061613
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓