Главная / Русский язык и литература / Урок и презентация на тему "Антонимы"

Урок и презентация на тему "Антонимы"

Название документа kalzhanova-sabira-antonimy-(sjaty).pptx

 Добро пожаловать !
Сш № 251 им М.Ауэзова Открытый урок Тема: «Антонимы» Класс: 5 Предметник: Кал...
Цели и задачи: 1. Образовательные : повторить и систематизировать понятия лек...
 1 2
Внимание! Внимание ! « Радионяня » Веселый урок Синонимы
« Угадай слово » 1. Группа специалистов,которая оценивает выступление или при...
Вывод : 		Слово – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык,...
Кроссворд « Спрятанное слово » А Горький темнота Н Начинать затишье Т Буря ле...
 Тема урока «Антонимы»
Антонимы - ( От греческого Анти – против, оним – имя). Это слова одной и той ...
Слово – дело великое. Великое потому что словом можно соединить людей , можн...
Большой (…), много (…), стакан (…), высокий (…), верблюд (…), веселый (…), до...
Вывод : Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагат...
Ранняя и поздняя осень Работа по учебнику ( стр. 53 ) Выписываем из текста сл...
Упражнение 120. Прочитайте.Определите тему текста, озаглавьте его, найдите ан...
Странный – оғаш, әдеттен тыс Поблёкшие травы – солып қалған шөптер Зацветающи...
Найти антонимы к словам: Да - … Хороший - … Зеленый -… Дерево - … Книга - … У...
Упражнение 123. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. Какие антони...
Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки. Я – антоним к слову « лето » 	В...
Эстафета 1 2 3 богатый больше да первый здоровый горький плохой мало правда у...
Работа по учебнику (стр.55 упражнение 125) Чтение диалога по ролям 2. Найдите...
( от греческого слова диалогос – «беседа» Диалог – разговор двух или нескольк...
Произведения в названиях которых есть антонимы : « Война и мир » Л.Н.Толстого...
 Произведения : ВОЙНА И МИР Толстый и тонкий
Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крыл...
Творческий диктант Легко сказать, да ( видит поперек ) Впереди беги , а ( жес...
Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая - воз...
Игра в мяч И нам с тобой пришел черед: Сыграть в игру « Наоборот ». Скажу я с...
СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ? 	Есть люди добрые и злые , храбрые и тр...
Задания на дом: 1) Упражнения 126 ,128. 2) Выучить наизусть одно стихотворен...
 Спасибо за внимание . До новых встреч !
1 из 31

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  Добро пожаловать !
Описание слайда:

Добро пожаловать !

№ слайда 2 Сш № 251 им М.Ауэзова Открытый урок Тема: «Антонимы» Класс: 5 Предметник: Калжан
Описание слайда:

Сш № 251 им М.Ауэзова Открытый урок Тема: «Антонимы» Класс: 5 Предметник: Калжанова С.

№ слайда 3 Цели и задачи: 1. Образовательные : повторить и систематизировать понятия лексич
Описание слайда:

Цели и задачи: 1. Образовательные : повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы. познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ». научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах. 2. Развивающие : развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова. развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей. Развивать сообразительность,мышление,внимание,память. 3. Воспитательные : Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность. Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары

№ слайда 4  1 2
Описание слайда:

1 2

№ слайда 5 Внимание! Внимание ! « Радионяня » Веселый урок Синонимы
Описание слайда:

Внимание! Внимание ! « Радионяня » Веселый урок Синонимы

№ слайда 6 « Угадай слово » 1. Группа специалистов,которая оценивает выступление или присуж
Описание слайда:

« Угадай слово » 1. Группа специалистов,которая оценивает выступление или присуждает премии на выставках,конкурсах,состязаниях. 2. Красная строка,отступ вправо в начале строки. 3. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях. 4. Слова,одинаковые или близкие по значению , но разные по звучанию и написанию.

№ слайда 7 Вывод : 		Слово – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не
Описание слайда:

Вывод : Слово – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав,или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то,что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях (түсіндірме сөздігінде). Синонимы – это слова, очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же предмет (дорога, путь), один и тот же признак предмета ( веселый, радостный ), одно и то же действие ( убирать, снимать урожай ).

№ слайда 8 Кроссворд « Спрятанное слово » А Горький темнота Н Начинать затишье Т Буря ленив
Описание слайда:

Кроссворд « Спрятанное слово » А Горький темнота Н Начинать затишье Т Буря ленивый О Рыхлый длинный Н Трудолюбивый плотный И Короткий кончать М Свет сладкий

№ слайда 9  Тема урока «Антонимы»
Описание слайда:

Тема урока «Антонимы»

№ слайда 10 Антонимы - ( От греческого Анти – против, оним – имя). Это слова одной и той же
Описание слайда:

Антонимы - ( От греческого Анти – против, оним – имя). Это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. – оживляют речь,делают ее выразительнее. Добрый – злой Добрый- относящийся к людям с расположением,проникнутый сочувствием к ним , готовый помочь,отзывчивый. Злой – иполненный недоброжелательства,враждебности,злобы.

№ слайда 11 Слово – дело великое. Великое потому что словом можно соединить людей , можно и
Описание слайда:

Слово – дело великое. Великое потому что словом можно соединить людей , можно и разъединить их , словом можно служить любви и миру , словом же можно служить вражде и ненависти. Л.Н.Толстой

№ слайда 12 Большой (…), много (…), стакан (…), высокий (…), верблюд (…), веселый (…), дом (
Описание слайда:

Большой (…), много (…), стакан (…), высокий (…), верблюд (…), веселый (…), дом (…), хорошо (…), часы (…), кофе (…), чай (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…), десятый (…), яблоко (…), ты (…). Игра «Смотри, не ошибись»

№ слайда 13 Вывод : Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагатель
Описание слайда:

Вывод : Нет антонимов у имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.

№ слайда 14 Ранняя и поздняя осень Работа по учебнику ( стр. 53 ) Выписываем из текста слова
Описание слайда:

Ранняя и поздняя осень Работа по учебнику ( стр. 53 ) Выписываем из текста слова, противоположные по значению.

№ слайда 15 Упражнение 120. Прочитайте.Определите тему текста, озаглавьте его, найдите антон
Описание слайда:

Упражнение 120. Прочитайте.Определите тему текста, озаглавьте его, найдите антонимы. Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка.Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно , и радостно.

№ слайда 16 Странный – оғаш, әдеттен тыс Поблёкшие травы – солып қалған шөптер Зацветающие ц
Описание слайда:

Странный – оғаш, әдеттен тыс Поблёкшие травы – солып қалған шөптер Зацветающие цветы – гүлдей бастаған гүлдер Сверкающий иней – жалтылдаған қырау Увядание и расцвет – солу мен гүлдеу Словарная работа

№ слайда 17 Найти антонимы к словам: Да - … Хороший - … Зеленый -… Дерево - … Книга - … Утро
Описание слайда:

Найти антонимы к словам: Да - … Хороший - … Зеленый -… Дерево - … Книга - … Утро - … Весело - … Пять - … Он - …

№ слайда 18 Упражнение 123. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. Какие антонимы
Описание слайда:

Упражнение 123. Прочитайте диалог, а потом разыграйте по ролям. Какие антонимы можно подобрать к выделенным словам? Быстрее - Прохладно - Грязно – Конец – Поздняя -

№ слайда 19 Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки. Я – антоним к слову « лето » 	В шу
Описание слайда:

Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки. Я – антоним к слову « лето » В шубу снежную одета , Хоть люблю мороз сама, Потому что я … ( Зима ) Я – антоним шума,стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха,для сна Называюсь … ( Тишина)

№ слайда 20 Эстафета 1 2 3 богатый больше да первый здоровый горький плохой мало правда умны
Описание слайда:

Эстафета 1 2 3 богатый больше да первый здоровый горький плохой мало правда умный вперед белый хорошо веселый лучше черный война вверх дешево радость тишина

№ слайда 21 Работа по учебнику (стр.55 упражнение 125) Чтение диалога по ролям 2. Найдите в
Описание слайда:

Работа по учебнику (стр.55 упражнение 125) Чтение диалога по ролям 2. Найдите в рассказах примеры диалога и монолога

№ слайда 22 ( от греческого слова диалогос – «беседа» Диалог – разговор двух или нескольких
Описание слайда:

( от греческого слова диалогос – «беседа» Диалог – разговор двух или нескольких лиц. ( от греческих слов моно- « один » + логос – « речь » ). Монолог – речь одного лица. Речь Диалогическая Монологическая

№ слайда 23 Произведения в названиях которых есть антонимы : « Война и мир » Л.Н.Толстого, «
Описание слайда:

Произведения в названиях которых есть антонимы : « Война и мир » Л.Н.Толстого, « Толстый и тонкий » А.П.Чехова, « Живые и мертвые » К.М.Симонова.

№ слайда 24  Произведения : ВОЙНА И МИР Толстый и тонкий
Описание слайда:

Произведения : ВОЙНА И МИР Толстый и тонкий

№ слайда 25 Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крылаты
Описание слайда:

Антонимы используются для характеристики героев в пословицах,поговорках,крылатых выражениях. Правой рукой строит,а левой разрушает. Ученье - свет,неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет

№ слайда 26 Творческий диктант Легко сказать, да ( видит поперек ) Впереди беги , а ( жестко
Описание слайда:

Творческий диктант Легко сказать, да ( видит поперек ) Впереди беги , а ( жестко спать ) Мягко стелет , да ( трудно доказать ) Смотрит вдоль , а ( назад оглядывайся )

№ слайда 27 Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая - возбуж
Описание слайда:

Тихая – громкая, быстрая – медленная, грустная – веселая, успокаивающая - возбуждающая Музыкальные отрывки :

№ слайда 28 Игра в мяч И нам с тобой пришел черед: Сыграть в игру « Наоборот ». Скажу я слов
Описание слайда:

Игра в мяч И нам с тобой пришел черед: Сыграть в игру « Наоборот ». Скажу я слово высоко , А ты ответишь … Скажу я слово далеко, А ты ответишь … Скажу я слово потерял И скажешь ты … Скажу тебе я слово трус Ответишь ты … Теперь начало я скажу Ну,отвечай …

№ слайда 29 СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ? 	Есть люди добрые и злые , храбрые и трусл
Описание слайда:

СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ? Есть люди добрые и злые , храбрые и трусливые, умные и недалекие , красивые и уродливые , здоровые и больные , веселые и угрюмые , старые и молодые , прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

№ слайда 30 Задания на дом: 1) Упражнения 126 ,128. 2) Выучить наизусть одно стихотворение,
Описание слайда:

Задания на дом: 1) Упражнения 126 ,128. 2) Выучить наизусть одно стихотворение,посвященное осени.

№ слайда 31  Спасибо за внимание . До новых встреч !
Описание слайда:

Спасибо за внимание . До новых встреч !

Название документа Урок на тему%3A -Антонимы- .doc

Тема : Антонимы


Цели и задачи : 1. Образовательные :

повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы.

познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ».

научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,

познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

2. Развивающие :

развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова.

развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.

Развивать сообразительность,мышление,внимание,память.

3. Воспитательные :

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.

Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного

Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу

Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары.

Тип урока : комбинированный

Методы : репродуктивный,метод чтения , беседа , рефлексия.

Оборудования : интерактивное, програмное обеспечение Word Power Point , плакаты « Времена года» ; иллюстрации картин , карточки.

Ход урока

I . Организационный момент

  • Приветствие

  • Мотивация.

К первому рисунку подберите синонимы –имена прилагательные, которые передавали бы настроение этого человечка. (веселый, радостный, счастливый) А этого человечка? (печальный, грустный, несчастный)

-hello_html_m18db1af8.gifhello_html_77bfecb3.gifПодберите синонимы- имена существительные –ко второму рисунку, которые бы рассказали , что случилось у этого человечка ( горе, беда, несчастье)









II. Опрос домашнего задания

  1. Упражнения 108,109

  1. Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

( синонимы )

Т.е , ребята , на прошлых уроках мы с вами говорили о лексическом значении слова и о синонимах.

Давайте обобщим эти понятия.

Слова – это строительный материал языка. Поэтому нельзя знать язык, не зная слов. Вместе все слова образуют его словарный состав, или лексику. Каждое слово имеет лексическое значение. Лексическое значение слова – это то, что обозначает данное слово. Лексическое значение слов разъясняется в толковых словарях ( түсіндірме сөздігінде) .

Синонимы – это слова , очень близкие по значению. Они могут обозначать один и тот же признак предмета ( весёлый ), один и тот же предмет ( дорога и путь ). одно и то же действие ( убирать и снимать урожай )

Русский язык необыкновенно богат и разнообразен.

А сегодня, мы с вами поговорим о таких парах слов , которыми пользуются все люди на свете. Нам то холодно, то жарко, то сытые, то голодные, то грустные, то весёлые. Мы все каждый день ложимся спать , а утром встаём. Вот о таких словах, которые имеют противоположное значение, как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем.

Кроссворд « Спрятанное слово

с

л

А

д

к

и

й

к

о

Н

ч

а

т

ь

з

а

Т

и

ш

ь

е

п

л

О

т

н

ы

й

л

е

Н

и

в

ы

й

д

л

И

н

н

ы

й

т

е

М

н

о

т

а



Горький – сладкий Трудолюбивый - ленивый

Начинать – кончать Короткий - длинный

Буря – затишье Свет – темнота

Рыхлый – плотный



Теперь записываем тему урока : « Антонимы ». Значит антонимы

( от греческого слова анти – против. оним – имя) слова одной и той же части речи с противоположным значением.

А все ли слова имеют противоположное значение?

Сейчас проверим.

Игра « Смотри , не ошибись ».

Большой ( маленький ), много ( мало ),стакан ,высокий – низкий , верблюд, весёлый

( грустный ), дом, хорошо ( плохо ), часы , кофе , чай, конец ( начало ), Аскар , яблоко ,

Анель , золотой, я , мир ( война ), пятый , Уалихан , синий , чёрный

( белый ).

Делаем вывод: Не все слова имеют антонимы.

Нет антонимов у имён собственных , местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета ( кроме белый – чёрный ),прилагательных, образованных от названия металлов .

А теперь работа по учебнику ( стр. 53 задание для развития речи ).Слайды « Ранняя и поздняя осень ».

Выписываем слова , противоположные по значению:

Высокие – низкие

Огромный – маленький

Толстый – тонкий

Словарная работа

Схожие сравнения можно найти и на этом рисунке (плакат с рисунком двух мальчиков )

  1. Толстый худой

  2. Высокий низкий

  3. Весёлый грустный

  4. Темноволосый светловолосый

  5. Добрый злой

  6. Аккуратный грязный

  7. Умный глупый

  8. Румяный бледный.



Ребята , если внимательно присмотреться к тому , что нас окружает , то можно найти очень много антонимов.

Давайте. Обратим внимание на « Времена года » и постараемся подобрать антонимические пары :

Зима – лето Жарко – холодно пасмурно – солнечно

Влажно – сухо



А теперь внимание на доску. Найти антонимы к словам

Да- … Хороший - … утро - …

Дерево - … мир - … Алия

Весело - … дом - … пятый

Немного отдохнём и на загадки дадим отгадки.



Я антоним к слову – «лето»

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я ( зима ).



Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха , для сна

Называюсь ( тишина ).



Следующая игра : « Эстафета »



( Каждому учащемуся раздаются по листку со словом , для которого надо найти антоним ).

Смысл игры заключается в быстроте и правильности

ответов.







богатый

больше

Да

первый

здоровый

Горький

плохой

мало

Правда

умный

вперёд

Белый

хорошо

весёлый

Лучше

чёрный

война

Вверх

дёшево

радость

тишина



Работа по учебнику ( стр. 55 упражнение 125 )

  1. Чтение диалога по ролям

Диалог Монолог

( беседа двух ( речь одного лица )

или нескольких

лиц )



При диалогах и монологах можно использовать антонимы.

Также есть названия произведений в основе которых есть антонимы :

- « Война и мир » Л.Н.Толстого

- « Толстый и тонкий » А.П.Чехова

- « Живые и мёртвые » К.М.Симонова

С этими произведениями мы с вами познакомимся в старших классах.

Антонимы также используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях.

Например :

Правой рукой строит, а левой разрушает

Ученье – свет , неученье – тьма.

Сытый голодного не разумеет.

А теперь внимание на доску



Творческий диктант



Легко сказать, да

( трудно доказать)

Впереди беги, а

( назад оглядывайся)

Мягко стелет . да

( жестко спать )

Смотрит вдоль , а

( видит поперёк )



Музыкальные отрывки

( тихая – громкая, быстрая – медленная , грустная – весёлая , успокаивающая – возбуждающая ).



« Игра в мяч »

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру « Наоборот ».

Скажу я слово « высоко »

А ты ответишь (низко )

Скажу я слово « далеко »,

А ты ответишь (близко )

Скажу я слово « потолок »,

А ты ответишь ( пол )

Скажу я слово « потерял »

И скажешь ты ( нашёл )

Скажу тебе я слово « трус »

Ответишь ты ( храбрец )

Теперь начало я скажу

Ну отвечай ( конец ).

IY. Обобщение и закрепление материала

Последнее обобщающее задание нашего урока:

Найти пары слов – антонимов в предложении :



Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие ,красивые и уродливые. здоровые и больные весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

А вас,ребята, я хочу видеть только добрыми, храбрыми, умными, красивыми, здоровыми, весёлыми, молодыми, прямыми и откровенными.

  • Y. Задания на дом : 1) Упражнения 126 ,128.

  • 2) Выучить наизусть одно стихотворение, посвященное осени.

YI . Выставление и комментирование оценок.







Урок и презентация на тему "Антонимы"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели и задачи : 1. Образовательные :

повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова- синонимы.

познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие « антоним ».

научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте,

познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.

2. Развивающие :

развивать навык работы со словарной статьей,умение определять лексическое значение слова.

развивать речь учащихся,обогащать словарный запас детей.

Развивать сообразительность,мышление,внимание,память.

3. Воспитательные :

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность.

Воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного

Воспитывать внимание,доброе отношение друг к другу

Воспитывать видеть и чувствовать прелести природы,беречь её дары.

Автор Калжанова Сабира Сарсенбаевна
Дата добавления 03.03.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 632
Номер материала MA-065374
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓