Главная / Химия / Урок химии в 9-м классе на тему: "Циклоалканы"

Урок химии в 9-м классе на тему: "Циклоалканы"

Урок химии в 9-м классе: "Циклоалканы"

Тема: Циклоалканы. (Циклопарафины. Нафтены.)

Цели: Изучить циклоалканы, как один из классов карбоциклических  соединений.  

ТДЦ

Образовательные:

- продолжить формирование понятия об основных классах углеводородов;
- начать формировать понятие о  карбоциклических соединениях;           
- изучить строение, номенклатуру и изомерию циклоалканов;
- рассмотреть основные способы получения и применения циклоалканов;
- изучить химические свойства циклоалканов и генетическую связь с другими классами углеводородов.

Развивающие:

 - развивать когнитивную сферу учащихся ; 
- развивать общеучебные умения и навыки учащихся; 
- развивать умения анализировать и делать самостоятельные выводы;

Воспитательные:

- прививать культуру умственного труда и сотрудничества; 
- воспитывать дисциплинированность; 
- воспитывать коллективизм и чувство ответственности; 
- способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке;

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

Методы усвоения: словесные ( рассказ, объяснение, беседа; демонстрационные, немостративные).

ФОПД: фронтальная, индивидуально-обособленная, групповая (динамические группы).

Технология: элементы технологии «Сотрудничества» и «Проблемного обучения».

Оборудование: модели молекул Стюарта-Бриглеба.


Ход урока

1. Организационный момент. Вступление. Оценка эмоционального состояния учащихся по 10-балльной шкале.

2. Изучение новой темы. По ходу объяснений учитель на доске, а учащиеся у себя в тетрадях делают опорный конспект:                                                             

Циклоалканы.

Циклоалканы относятся к карбоциклическим углеводородам.

Карбоциклическими углеводородами называют вещества, молекулы которых содержат замкнутую цепь атомов углерода (цикл).

Строение. 
Циклоалканы – это циклические углеводороды, не содержащие в молекуле кратных связей и соответствующие общей формуле http://festival.1september.ru/articles/513482/img18.gif.  (sp³- гибридизация).

Изомерия и номенклатура.

Для циклоалканов характерна структурная изомерия, связанная с размером цикла:

http://festival.1september.ru/articles/513482/img1.gif

- со взаимным расположением заместителей в кольце:

http://festival.1september.ru/articles/513482/img2.gif

-Со строением заместителя:

http://festival.1september.ru/articles/513482/img3.gif

Межклассовая изомерия.

Циклоалканы изомерны алкенам .

http://festival.1september.ru/articles/513482/img4.gif

Для циклоалканов содержащих 2 и более заместителя, возможна пространственная изомерия.

Получение.

1. Гидрирование бензола.

http://festival.1september.ru/articles/513482/img5.gif

2. Дегалогенирование дигалогенопроизводных .

http://festival.1september.ru/articles/513482/img6.gif

3. Пиролиз солей дикарбоновых кислот.

http://festival.1september.ru/articles/513482/img7.gif

Химические свойства.

Реакции присоединения.

1.  Гидрирование (при повышенной температуре):

http://festival.1september.ru/articles/513482/img8.gif

2. Галогенирование (бромирование).

http://festival.1september.ru/articles/513482/img9.gif

3. Гидрогалогенирование:

http://festival.1september.ru/articles/513482/img10.gif

Реакции замещения.

1.Галогенирование (бромирование):

http://festival.1september.ru/articles/513482/img11.gif

2.Нитрование:

http://festival.1september.ru/articles/513482/img12.gif

 

Реакции дегидрирования. (р. разложения)

http://festival.1september.ru/articles/513482/img13.gif

3. Закрепление. Ответить на вопросы 1-4, с.121.

Тест.

1.Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены ниже, являются изомерами н-гексена:

http://festival.1september.ru/articles/513482/img14.gif

2.Общая формула гомологического ряда циклоалканов:

http://festival.1september.ru/articles/513482/img15.gif

3. Сколько различных циклопарафинов соответствует молекулярной формуле http://festival.1september.ru/articles/513482/img16.gif

а) 4                                              б) 2
в) 5                                              г) 3

4.Уравнение полного сгорания циклопропана:

http://festival.1september.ru/articles/513482/img19.gif

5.Сколько  веществ соответствует молекулярной формуле http://festival.1september.ru/articles/513482/img17.gif

а) 5                                                          б) 6
в) 7                                                          г) 8

6. Тип гибридизации циклоалканов: 
а) sp³  -                                                    б) sp²  - 
в) sp –

7.Тип ковалентной связи у циклоалканов:

а) σ – связи                                              б) π - связи        
в) σ и π связи  

8. Типы изомерии у циклоалканов:
а) структурная                                        б) межклассовая   
в) геометрическая                                  г) структурная, межклассовая и геометрическая

Д/з: § 15. Самостоятельно изучить применение и генетическую связь циклоалканов с другими классами органических соединений.



Урок химии в 9-м классе на тему: "Циклоалканы"
  • Химия
Описание:

Урок химии в 9-м классе: "Циклоалканы"

Тема: Циклоалканы. (Циклопарафины. Нафтены.)

Цели: Изучить циклоалканы, как один из классов карбоциклических соединений.

ТДЦ

Образовательные:

- продолжить формирование понятия об основных классах углеводородов;
- начать формировать понятие о карбоциклических соединениях;
- изучить строение, номенклатуру и изомерию циклоалканов;
- рассмотреть основные способы получения и применения циклоалканов;
- изучить химические свойства циклоалканов и генетическую связь с другими классами углеводородов.

Автор Яцина Виктория Сергеевна
Дата добавления 26.04.2016
Раздел Химия
Подраздел Планирования
Просмотров 264
Номер материала MA-066609
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓