Класс:
8 Тема: Химические элементы, их названия,
символы.
Понятие о металлах и неметаллах.
Цели урока: 1. Образовательная:
-
знать символы и названия химических элементов;
-
уметь работать с ПСХЭ;
-
знать характеристику металлов и неметаллов,
- уметь отличать по характерным особенностям металлы от неметаллов.
2.
Развивающая: способствовать развитию у учащихся логического мышления,
мировоззрения, памяти, речи.
3.
Воспитательная: воспитать интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация,
учебник, доска, мел.
ХОД УРОКА:
Этап урока
|
Содержание учебного материала
|
МО
|
Вызов:
|
1.Орг. момент
|
Приветствие.
Проверка учащихся по списку.
|
|
2. Цели
|
Озвучивание темы и
целей урока.
Ознакомьтесь с
листами оценивания, которые находятся у вас на столах.
|
|
3. Повторение
опорных знаний
|
«Мозговой штурм» Согласны ли вы с
утверждениями?
1. Химия – это наука о живых
организмах.
2. Вещество – это, то из чего
состоят тела.
3. Смеси состоят из одного
компонента.
4. Чистые вещества состоят из
нескольких компонентов.
5. Способы очистки однородных
смесей – отстаивание и фильтрование.
6. Способы очистки неоднородных
смесей – перекристаллизация, перегонка.
7. Атомы сложные
вещества.
8. Молекулы простые вещества.
9.
Работа с рисунком
Вопросы к каждой схеме:
1.
Что изображено: смесь
или чистое вещество?
2.
Какие по составу вещества
изображены?
3.
Сколько молекул
изображено на схеме?
4.
Сколько химических
элементов участвует в образовании этих веществ?
5.
Сколько атомов показано
на схеме?
6.
Сколько веществ показано
на схеме?
|
|
Осмысление:
|
4. Объяснение
нового материала
|
Мы с вами будем говорить
особым химическим языком. В нем, как и в нашем родном, русском, мы выучим
вначале буквы – химические символы, затем научимся писать на их основе слова
– формулы и далее, с помощью последних, - предложения – уравнения химических
реакций:
1.Назовите
ученого который впервые ввел понятие о химическом элементе? (Р.Бойль).
2.Дайте
определение химическому элементу? (Химический элемент – это определенный вид атомов).
3.Что характерно
каждому химическому элементу?
(Иметь свой химический знак (символ) и название)
По предложению
Й.Берцелиуса, элемент принято обозначать одной или двумя начальными буквами
их латинского названия. Например: «Н» - Hydrogenium(водород), «О» - Oxygenium
(кислород), «Hg» -Hidrargyrum (ртуть), «Fe» - Ferrum
(железо).
4.Что обозначает
химический символ? (Химический
символ обозначает химический элемент и один его атом).
Если в химическом
элементе атомов больше, чем один, то его количество указывается перед
символом. Например: 2Н. Число химических элементов ограничено, но соединений,
образованных из их сочетаний, - огромное количество. Названия многих
элементов совпадают с названиями простых веществ.
Игра –
тренинг «Найдите элемент в ПСХЭ»
Таблица, приведенная на форзаце учебника,
называется «Периодическая система химических элементов» она предложена
великим русским ученым Д.И.Менделеевым. Из этой таблицы можно узнать названия
и символы элементов.
Интересно
знать!!!
Химические
элементы делятся на две большие группы: металлы и неметаллы.
Металлы - это
ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск,
способны проводить тепло и электрический ток.
Неметаллы - это
химические элементы. которые образуют в свободном виде простые вещества, не
обладающие физическими свойствами металлов.
Металлы
|
Неметаллы
|
1. Твердые вещества.
(кроме ртути -
Hg)
|
1. Твердые (сера
- S, фосфор красный и фосфор белый - Р4, йод - J2, алмаз и графит - С);
газообразные вещества (кислород - О2; озон - О3, азот - N2, водород Н2,
хлор - Сl2, фтор - F2, благородные газы) и жидкость (бром - Вr2)
|
2. Имеют
металлический
блеск.
|
2. Не имеют
металлического блеска (исключение составляют - J2, графит - С)
|
3. Электро- и
теплопроводны.
|
3. Большинство не
проводит электрический ток (проводниками являются, например, кремний,
графит).
|
4. Ковкие,
пластичные, тягучие.
|
4. В твердом
состоянии - хрупкие.
|
Всего 109
химических элементов: из них 87 – Ме и 22 Немет.
|
Беседа
«Инсерт»
Работа с учебник
Работа с табли
цей
Группо
вая работа
Состав
ление кластера
Запись в тетрадь
|
5.Закрепление
|
Соотнеси химический
символ элемента с его названием.
Распределите
свойства металлов и неметаллов в две колонки.
Написание
одноминутного эссе: «Представляете ли вы нашу жизнь без металлов? Почему?»
|
Самостоятельно
|
Рефлексия:
|
6. Оценивание
|
Анализ листов
оценивания.
Выставление и
комментирование отметок.
|
Диалог
|
7. Рефлексия.
|
Рефлексия «Вырасти яблоко на яблоне»
Теперь я знаю …
Теперь я могу …
У меня не
получилось …
|
|
8.Домашнее
задание
|
§ 8. Стр 19 – 22.
Упр 12 стр 22
Ответить на вопросы
в конце параграфа.
Выучить таблицу
элементов.
|
|
Карточка № 1
Задание: соедините стрелочками символ с названием
химического элемента.
|
Карточка №2
Задание: соедините стрелочками символ с названием
химического элемента.
|
N
K
Au
H
Hg
Zn
|
Цинк
Водород
Ртуть
Азот
Калий
Золото
|
Br
Fe
Si
Mn
S
H
|
Сера
Марганец
Бром
Водород
Железо
Кремний
|
Карточка № 3
Задание: соедините стрелочками символ с названием
химического элемента.
|
Карточка №4
Задание: соедините стрелочками символ с названием
химического элемента.
|
Ag
O
Cl
S
Ba
I
|
Йод
Сера
Серебро
Хлор
Барий
Кислород
|
Mg
Pb
Cu
O
K
Na
|
Кислород
Натрий
Медь
Свинец
Магний
Калий
|
Карточка №5
Задание: соедините стрелочками символ с названием
химического элемента.
|
Карточка № 6
Задание: соедините стрелочками символ с названием
химического элемента.
|
B
Al
Ca
Cu
F
P
|
Кальций
Медь
Алюминий
Бор
Фосфор
фтор
|
B
Al
C
Mg
Au
P
|
Бор
Магний
Фосфор
Углерод
Алюминий
Золото
|
Металлы
|
Неметаллы
|
Твердые вещества.
|
В трех агрегатных состояниях
|
Имеют металлический блеск.
|
Не имеют металлического блеска
|
Электропроводны
|
Большинство не проводит электрический ток
|
Теплопроводны
|
Плохо проводят тепло.
|
Ковкие
|
В твердом состоянии - хрупкие.
|
Пластичные
|
Не обладают ковкостью.
|
Металлы
|
Неметаллы
|
Твердые вещества.
|
В трех агрегатных состояниях
|
Имеют металлический блеск.
|
Не имеют металлического блеска
|
Электропроводны
|
Большинство не проводит электрический ток
|
Теплопроводны
|
Плохо проводят тепло.
|
Ковкие
|
В твердом состоянии - хрупкие.
|
Пластичные
|
Не обладают ковкостью.
|
Металлы
|
Неметаллы
|
Твердые вещества.
|
В трех агрегатных состояниях
|
Имеют металлический блеск.
|
Не имеют металлического блеска
|
Электропроводны
|
Большинство не проводит электрический ток
|
Теплопроводны
|
Плохо проводят тепло.
|
Ковкие
|
В твердом состоянии - хрупкие.
|
Пластичные
|
Не обладают ковкостью.
|
Рефлексия «Вырасти
яблоко на яблоне»
1.
Теперь я знаю
…____________________________________________________
__________________________________________________________________
2.
Теперь я могу …____________________________________________________
__________________________________________________________________
3.
У меня не получилось …_____________________________________________
__________________________________________________________________
Рефлексия «Вырасти
яблоко на яблоне»
1.
Теперь я знаю
…____________________________________________________
__________________________________________________________________
2.
Теперь я могу …____________________________________________________
__________________________________________________________________
3.
У меня не получилось …_____________________________________________
__________________________________________________________________
Рефлексия «Вырасти
яблоко на яблоне»
1.
Теперь я знаю
…____________________________________________________
__________________________________________________________________
2.
Теперь я могу …____________________________________________________
__________________________________________________________________
3.
У меня не получилось …_____________________________________________
__________________________________________________________________
Рефлексия «Вырасти
яблоко на яблоне»
1.
Теперь я знаю
…____________________________________________________
__________________________________________________________________
2.
Теперь я могу …____________________________________________________
__________________________________________________________________
3.
У меня не получилось …_____________________________________________
__________________________________________________________________
Рефлексия «Вырасти
яблоко на яблоне»
1.
Теперь я знаю
…____________________________________________________
__________________________________________________________________
2.
Теперь я могу …____________________________________________________
__________________________________________________________________
3.
У меня не получилось …_____________________________________________
__________________________________________________________________
Рефлексия «Вырасти
яблоко на яблоне»
1.
Теперь я знаю
…____________________________________________________
__________________________________________________________________
2.
Теперь я могу …____________________________________________________
__________________________________________________________________
3.
У меня не получилось …_____________________________________________
__________________________________________________________________
Оценочный лист
Ф.И.
|
Ф.И.
|
«Мозговой
штурм»
|
|
«Мозговой
штурм»
|
|
Работа
с учебником
|
|
Работа
с учебником
|
|
Обсуждение
|
|
Обсуждение
|
|
Активность
|
|
Активность
|
|
Соблюдение
правил группы
|
|
Соблюдение
правил группы
|
|
Выступление
|
|
Выступление
|
|
Оценка
ученика
|
|
Оценка
ученика
|
|
Оценка
учителя
|
|
Оценка
учителя
|
|
Оценивание
работы групп
Номер
группы
|
Сотрудничество
в группе
(распределение
и
выполнение
обязанностей)
|
Поведение (не
мешать
работе других
групп, не
отвлекаться
от выполнения
задания,
не кричать…)
|
Раскрытие
материала
задания,
темы.
|
Умение
слушать
презентации
других
групп, вопросы,
дополнения
|
Общий
балл
|
№ 1 «Металлы»
|
|
|
|
|
|
№ 2 «Неметаллы»
|
|
|
|
|
|
Ф.И.
учащегося
|
|
|
Баллы
|
«Мозговой
штурм»
|
|
Работа
с учебником
|
|
Обсуждение
|
|
Активность
|
|
Соблюдение
правил группы
|
|
Выступление
|
|
Оценка
ученика
|
|
Оценка
учителя
|
|
Оцениваем по пятибальной шкале:
4 – знает всё (сделал всё)
3 – называет определение, слабо
объясняет; знает символы и названия (принимал активное участие во всем)
2 – называет определения и
показывает символы (мало работал)
1 – может назвать элемент, незнает
его символ (соглашался со всем сказанным)
0 – ничего не знает (не работал)
Оценивание работы групп
Номер
группы
|
Сотрудничество
в группе
(распределение
и
выполнение
обязанностей)
|
Поведение (не
мешать
работе других
групп, не
отвлекаться
от выполнения
задания,
не кричать…)
|
Раскрытие
материала
задания,
темы.
|
Умение
слушать
презентации
других
групп,
вопросы,
дополнения
|
Общий
балл
|
№ 1 «Металлы»
|
|
|
|
|
|
№ 2 «Неметаллы»
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.