Главная / География / Урок географии по теме "Формирование мирового хозяйства" (10 класс)

Урок географии по теме "Формирование мирового хозяйства" (10 класс)

План урока географии 1 из 2 по программе

Дата: 17.01. 2014 Класс: 10










Все вместе мы умнее, чем каждый из нас.

Том Петзингер.

Тема урока Формирование мирового хозяйства

Ресурсы

Учебник географии для 10 класса, презентация «Мировое хозяйство», интерактивная доска, таблица “Международные организации”; политическая карта мира;

атласы по географии 10 класса, рабочие тетради

Цель:

Сформировать понятие о международном географическом разделении труда как основном понятии экономической географии и его формах; создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала, применение его в знакомой и новой учебной ситуации

Задачи:

Образовательная – способствовать усвоению новых знаний; способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства.

Развивающая способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей; на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики; развивать практическую направленность знаний и умений; показать связь с другими курсами и предметами: история (8 класс), география (7 класс).

Воспитательная способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое сообщество; воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу, умения работать коллективно.

Результаты обучения:

В конце занятия ученики смогут:

- четко определять структуру мирового хозяйства, знать и показывать региональные и отраслевые группировки по карте, приводить примеры известных ТНК.


Ключевые понятия:

мировое хозяйство, МГРТ, международная экономическая интеграция,

транснациональные корпорации


Тип урока:

урок изучения нового материала.


Структура урока.

1 Оргмомент

2. Этап вызова.

3. Этап осмысления ( 1.Актуализация знаний 2. Изучения нового материала 3. Закрепление нового материала)

4. Рефлексия. Подведение итогов.





Ход занятия


Этап урока

Задача этапа (По таксономии обра

зовательных целей Блума), сопутству

ющие задачи

Содержание

Деятельность учителя

Деятель

ность обу

чающегося форма рабо

ты.

Ресурсы

Время

Идеи 7 моду

лей


Оргмомент





























Привлечь внимания учащихся, установить положительную мотивацию, психологический климат, проверить готовность учащихся к уроку. Вовлечь учащихся

в формулирование задач урока.















  1. Приветствие.

Добрый день! Я рада встрече с вами! Наш урок начнем традиционной Музыкальной разминкой.

2.Упражнение «Музыкальная разминка». Повторяйте движения за героями видеоклипа. Если какие-то движения вам не понравятся, можете заменить их своими.

3. Деление на группы. Распределение ролей:

Спикер, наблюдатель, оценщик,

Учитель ставит проблемный вопрос.

Формулировка темы урока.









Приветствует обучающихся выполняет упражнения вместе с ними




распределяются на 3 груп

пы по 3 чело

века, внутри группы опре

деляют роль

спикера,

докладчика

наблюдателя - оценщика

Учащиеся про

сматривают предложенное учителем предложение, предполагают тему урока и формулируют задачи урока.


Учащиеся приветствуют учителя

Выполня

ют упражне

ния на создание доверительных

отношений под музыку




















Видеоклип с упражнениями

под музыку




Презентация Power Point

(слайд 1)










1 мин












2 мин

















Введение в тему.

1. Этап вызова


Определить с помощью обучающихся цель урока

Определение цели урока

знать роль мирового хозяйства в мире

уметь определять структуру мирового хозяйства

научиться показывать региональные и отраслевые группировки по карте, приводить примеры известных ТНК.


Определяет цели со словами знать, уметь, научиться

наполняют

ют слова знать, уметь, научиться

конкретными целями урока


1 мин

Реализация цели занятия

2. Этап осмысления

(Низкий )Знать, понимать

Актуализировать знания учащихся по теме.


Личное первенство: Ребята в группах определяют что такое мировое хозяйство, устанавливают основные этапы формирования мирового хозяйства. Приходят к выводу, что Это неизбежный результат развития человеческого общества. Эта неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями существуют различия:

  • во-первых, в географическом положении;

  • во-вторых, в природных условиях и ресурсах,

  • в-третьих, в социально-экономических условиях.

Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится не только к отдельным экономическим районам, но и к целым странам, которые связаны между собой международным разделением труда Результатом МГРТ выступают отрасли международной специализации, т.е. такие отрасли, которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и в первую очередь определяют лицо страны.

Групповая работа.

Компетентностно-ориентированное задание 1 уровня по Блуму.

Характеристика задания.

Компетентность: информационная

Аспект: первичная обработка (сопоставление информации)

Структура задания

Стимул: Твой знакомый попросил тебя помочь ему установить отрасли международной специализации, помоги ему справиться

Задачная формулировка: Выполнить соответствие

Источник:

  1. Лес, бумага

  2. Обувь, мотоциклы, макароны, оливковое масло, овощи

  3. Крупнейший в мире экспортер автомобилей, электроники, морских судов

  4. Финансовые услуги и производство часов

  1. Япония

  2. Швейцария

  3. Финляндия

  4. Италия

Инструмент проверки: (модельный ответ)

1. Лес, бумага – Финляндия

2. Обувь, мотоциклы, макароны, оливковое масло, овощи – Италия

3. Крупнейший в мире экспортер автомобилей, электроники, морских судов - Япония

4. Финансовые услуги и производство часов -Швейцария












Презентация в Power Рoint (слайд 2-3)





(слайд 4)












Структурная карта

Мо

дуль 1

Новые подхо

ды в обучении

диалогическое обучение

Модуль 2

ИКТ

Модуль 3

Лидерст

во


5 минут

Реализация цели урока.

Изучение нового материала

Помочь обучающимся самостоятельно изучить новую тему

Групповая работа.

Компетентностно-ориентированное задание 2 уровень

Характеристика задания.

Компетентность: информационная

Аспект: первичная обработка информации

Структура задания.

Стимул: Твои товарищи по болезни пропустили урок по теме: «Мировое хозяйство». Учитель попросил тебя объяснить им эту тему.

Задачная формулировка: Прочитай вместе с группой новый материал, составьте краткий алгоритм работы на постере. Расскажите друг другу в группе.

Перейди в соседнюю группу и расскажи им. Получи оценку «Две звезды и одно предложение». Возвратившись в свою группу, просмотрите данные вам предложения, исправьте в случае согласия или докажите свою точку зрения в случае несогласия.

Взаимообучение.

Группа 1. Что же такое МГРТ? Сделать вывод и дать определение .

Группа 2. международная экономическая интеграция и их виды

Группа 3. ТНК. Определение и выводы.

Источник: учебник географии для 10 класса, дополнительная информационная карточка от учителя

Инструмент проверки: (модельный ответ)

1. МГТРК- отрасли международной специализации , которые в большей степени ориентированы на экспорт продукции и определяют лицо страны.

2. Международная экономическая интеграция – высшая форма МГТРК, процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики, как между самими странами, так и по отношению к третьим странам. /Выделяются региональная экономическая интеграция и отраслевая.

3. ТНК - гигантские финансово-промышленные объединения интерна-

циональные по капиталу. Они построены по принципу централизован-ного планирования и управления. Отличаются от простых фирм наличием широкой сети заграничных филиалов и дочерних компаний. В мире насчитывается более 40 тысяч ТНК.


Озадачивает











Наблюдает

Помогает

Контролирует

оценивание

Читают выделяют главное

изучают статью учебника, сообщают

в группе, решают, как изобразить свой ответ, выполняют постер.

Спикер группы 1

переходит в группу 2 и рассказы

вает изучен

ный воп

рос. Груп

па 2 дает оценку на

стикере и прикрепляя

ет его к постеру

Переходят в группу 3

В тетради записыва

ют изучен

ный и про

слушанный материал

Учебник

Тетрадь

Бумага А 3

Фломастеры

Маркеры

стикеры


























(слайд 5,)






(слайд 6,7)










(Слайд 8,9)


Модуль 4

Обучение талантли

вых и одарен

ных учеников




Приём «Чтение с пометка

ми»



Прием «Две звезды и одно предложение»


Модуль 6

Оцени

вание

10 минут

















Закрепление изученного материала

(Средний) Применить

Развивать навыки диалогической речи.

Развивать навыки сотрудничества.

Отработать правило слитного написания союзов и раздельно написания синонимичного сочетания
































(Высокий)

Анализировать, обобщать





Анализ

Развитие навыков анализа, сравнения, противопоставле

ния, обобщения информации.


Развивать умение слушать друг друга, уважать мнение других.


Групповая работа.

Компетентностно-ориентированное задание 3 уровень

Характеристика задания.

Компетентность: коммуникативная и информационная

Аспект: обработка информации, письменная коммуникация

Структура задания

Стимул: Вы – известный российский бизнесмен, занимаетесь поставкой товаров из зарубежных стран. Из какой страны вы привезете следующие товары?

Задачная формулировка:Сделать соответствия

Страна

товары

Источник:

  1. Чехия

  2. США

  3. Нидерланды

  4. Швейцария

  5. Франция

  6. ФРГ

  1. "Рено", "Пежо", алюминий, медь.

  2. Бытовая техника "Bosch".

  3. Детское питание "Нестле"

  4. Живые цветы.

  5. "Шкода", бижутерия, хрусталь.

  6. Боинг”, автомобили “Бьюик”.

Инструмент проверки: (модельный ответ)

страна

товары

  1. Чехия

  2. США

  3. Нидерланды

  4. Швейцария

  5. Франция

6. ФРГ

Е

F

C

D

A

B



Групповая работа.

Компетентностно-ориентированное задание 4 уровень.

Характеристика задания.

Компетентность: самоорганизация

Аспект: планирование ресурсов, письменная коммуникация

Структура задания

Стимул: Вы получили прессу. Первое, что вас поразило, - это статья о мировом хозяйстве нашей страны

Задачная формулировка:

Составьте небольшой текст, выразите ваши за и против по мировому хозяйству Казахстана. Каждый член группы пишет одно предложение и передает по кругу.

Источник: Ключевые слова: ( мировое хозяйство, МГТРК, ТНК, интеграция)

Инструмент проверки: коллективный творческий текст

Наблюдает

при необходи

мости оказывает

помощь











Распределяют предложения на две колонки, рассуждая и доказывая свою точку зрения в группе


























Каждый член группы пишет одно предложе

ние и передает по кругу, используя

ключевые слова. Читают и корректируют получен

ный текст

Рабочая тетрадь












































Лист бумаги А 4 для написания текста-эссе

4 минуты














































5 минут




Компетентностно-ориентированное задание 5 уровень.

Характеристика задания.

Компетентность: самоорганизация

Аспект: планирование ресурсов

Структура задания

Задачная формулировка: Составь банк из 5 вопросов для дискуссии по теме:

«Мировое хозяйство»

Инструмент проверки: правильные ответы на полученные вопросы

Поясняет

контролирует

Обсужда

ют и записыва

ют 5 вопросов



Рабочая тетрадь

5 минут



Компетентностно-ориентированное задание 6 уровень. Групповая работа.

Исключите лишнее из перечисленного по условиям международной специализации:

  1. Существование стран, нуждающихся в этой продукции.

  2. Насыщение внутреннего рынка.

  3. Максимальные затраты на транспортировку.

  4. Минимальные затраты на транспортировку.



Индивидуальная работа. Контроль.

Ты сдаешь экзамен по русскому языку. Тебе необходимо возле каждой цифры поставить правильный ответ

(1) Основным фактором, определяющим необходимость участия стран мира в МГРТ, являются:

  1. различия в численности населения;

  2. различия в уровне урбанизации;

  3. различия в природных условиях и обеспеченности природными ресурсами;

  4. различия в уровне жизни населения.

2) Не являются региональными экономическими группировками...

  1. ЕС, АСЕАН

  2. ЛАИ, НАФТА

  3. НАТО, ОПЕК

  4. НАФТА, АСЕАН

3) Являются региональными экономическими группировками...

  1. НАФТА, ОПЕК

  2. ЕС, ОПЕК

  3. ОПЕК, АТЭС

  4. ЕС, АСЕАН

4) Какая из обозначенных буквами страна является членом АСЕАН? (Обозначены на карте)

  1. A

  2. B

  3. C

  4. D

hello_html_m3518a77f.jpg

5) Образование мирового хозяйства и углубление МГРТ привели к формированию...

  1. всемирных экономических отношений;

  2. международной экономической интеграции;

  3. научно-технической революции;

  4. научно-технического прогресса.

6) Гигантские финансово-промышленные объединения, являющиеся основными участниками внешнеэкономических связей и главной движущей силой объединения мировой экономики – это...

  1. транснациональные корпорации;

  2. совместные предприятия ;

  3. совместные производства;

  4. специальные (свободные) экономические зоны.

7) В каком из высказываний содержится информация о проявлении международной экономической интеграции?

  1. К началу 21 века в более чем 80 странах мира доля сферы услуг в ВВП превышала 50%

  2. По запасам природного газа в мире особо выделяются 2 региона – Зарубежная Азия и СНГ.

  3. В странах Северной Америки и Западной Европы темпы экономического роста в конце 20 века были ниже среднемировых.

  4. Страны ЕС сформировали единое экономическое пространство со свободным перемещением товаров, услуг, капитала, технологий и рабочей силы.




Ключ: 1- 3, 2- 3, 3- 4, 4- 3, 5- 2, 6-1, 7-4.

Раздает карточки с заданиями












контролирует

Считают количество правильных ответов,

обсуждают

делают выводы








Выполняют тестовое задание на проверку изученного материала

Лист бумаги А 4 для написания выводов и рассуждения










Презентация

Power Рoint

(тест)

5 минут














2 минуты

3. Рефлексия

Заключительный этап

Объяснение домашнего задания, объявление оценок.



Подвести итог урока

Оценка

Научить формулировать выводы по уроку, давать оценку выполненной деятельности, значимости приобретенных знаний и умений.

Обратите внимание на цели, которые мы ставили в начале урока. Достигли ли мы их?

Объявите конечную оценку каждому члену группы

Оценивание:

  1. ошибок – «5»

1 ошибка - «4»

2-3 ошибки - «3»

4 и более - «2»

Обращает внимание на цели урока и предлагает оценить уровень своих возможностей

Слушает оцен

ки детей и вы

ражает свое отношение к справедливости ее выстав

ления

объясняет домашнее задание

Повторяют цели урока и выража

ют мнение о достиже

нии их, что удалось, что можно было бы изменить

Слушают свои оценки, оценивают работу това

рищей и группы, урок

Оценочный лист

Модуль оценива

ние

2 минуты


Размышле

ние над обучением

Проанализировать свои ощущения на уроке

Метод «Пять пальцев»

Нарисовать руку. Мизинец –какие знания и опыт я сегодня получил? Безымянный – Чего я достиг? Средний – каким было мое преобладающее настроение? Указательный – Чем я сегодня помог другим? Большой – Каким было мое физическое состояние?


Обводят свою руку под комме

нтарий вы

сказывают письменно свое мнение.

Лист А4


Стикеры для записей рефлексии

3 минуты

Последующее задание

Дать опережающее задание для создании ситуации успеха на следующем уроке

Повторить все изученное

пар. 30

Подготовить проект: «Отрасли международной специализации Казахстана и факторы, влияющие на их развитие

Дает задание

поясняет

Записыва

ют в дневник

дневник

(слайд 10)






































  1. Общий лист оценивания группы.




Личное

первенство

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 уровень

Итог

1 группа









2 группа









3 группа











Лист оценивания внутри группы


имя

Личное

первенство

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

5 уровень

6 уровень

Итог
















































Урок географии по теме "Формирование мирового хозяйства" (10 класс)
  • География
Описание:

План урока географии для учащихся 10 класса по теме "Формирование мирового хозяйства" адресован учителям географии. При планировании урока использованы групповая работа,компетентностно-ориентированные задания, предусмотрена работа с картами, учебником, дополнительным материалом, этап рефлексии.

Задачи урока:Образовательная – способствовать усвоению новых знаний; способствовать формированию глобального мышления, масштабности современного мирового хозяйства.

Развивающая – способствовать развитию интеллектуальных познавательных способностей; на примере международной экономической интеграции показать усиление роли внешних связей и проведение странами согласованной межгосударственной политики; развивать практическую направленность знаний и умений; показать связь с другими курсами и предметами: история (8 класс), география (7 класс).

Воспитательная – способствовать формированию толерантной личности, готовой интегрироваться в мировое сообщество; воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопричастности общему делу, умения работать коллективно.
Автор Никоненко Татьяна Николаевна
Дата добавления 12.11.2015
Раздел География
Подраздел Планирования
Просмотров 1413
Номер материала MA-062230
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓