Главная / География / Урок географии "Численность населения мира"

Урок географии "Численность населения мира"

Тема: «Население мира. Численность и воспроизводство населения».

Цель: Способствовать усвоению знаний о численности и воспроизводстве населения мира.

Задачи:

1. Организовать деятельность учащихся по изучению численности населения мира, процессов воспроизводства через отработку навыков работы с разными источниками географической информации. Способствовать формированию умения вести наблюдения за процессами в жизни и объяснять их.

2. Содействовать формированию деятельностных, коммуникативных навыков.

3. Создать условия по формированию навыка самооценки на основе критерия успешной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

Предметные:  давать определение «демография». «депопуляция», «воспроизводство», давать характеристику типам воспроизводства, приводить примеры стран.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока:  комбинированный.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: политическая карта мира, географические атласы, мультимедийное оборудование статистические материалы.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная.

План урока

  1. Мотивация темы урока.

  2. Блок “Численность населения”.

  3. Блок “Воспроизводство населения”.

  4. Блок “Типы воспроизводства”.

  5. Подведение итогов.

Этапы

урока


Содержание урока

Примечание

1 этап

Мотивация учебной деятельности.

На самом первом уроке географии в 10 классе вы познакомились с полным названием предмета география. Вспомните его.

Что означает в этом названии слово “социальная”?

Почему при изучении хозяйства невозможно обойтись без знакомства с населением?

Почему население изучается даже раньше, чем хозяйство?

Из всего сказанного можно сделать вывод, что знакомство с населением на уроках экономической географии просто необходимо! Только не стоит забывать, что география изучает не население, а лишь закономерности его размещения. Поэтому на уроках по этой теме будем пользоваться знаниями и других наук, например, демографии, этнографии и др.

Вспомните, что изучает демография?

Что изучает этнография?

Итак, вы убедили себя и одноклассников, что изучение темы необходимо. С чего начать? С чего обычно начинается знакомство с населением страны, района, мира? Конечно, с численности и процессов, которые на нее влияют. Это и есть тема нашего урока.



- Тема урока: Население мира. Численность и воспроизводство населения мира.

Изучим ее по отдельным блокам (см. план урока).



- Подобную тему мы уже изучали, или она совсем новая для нас?

- Какие понятия мы будем использовать, изучая эту тему? ( Численность населения, естественный прирост, миграции и т.д.).


2 этап

Актуализация.

А сколько нас всего на планете? Просмотр видеоролика.

Это сейчас мы можем точно назвать цифру. А всегда ли так было?

Выступление учащегося (опережающее задание)

Вопрос о том, сколько населения живет в мире и сейчас кому-то может показаться праздным, несущественным. Стоит ли удивляться тому, что первые попытки ответить на него относятся лишь к XVIII веку и принадлежат английскому экономисту Уильяму Пети. Он предположил, что на Земле проживает 320 млн. человек. Как считают современные ученые, он допустил большую ошибку, так как в то время численность населения была в два раза больше. И не мудрено, ведь его предположение было основано на догадках. Что сейчас делается для того, чтобы уточнить численность населения? Переписи населения.

Первые переписи прошли только в конце XVIII века в Скандинавии, Австро-Венгрии, США, в XIX веке - в Англии, России, Латинской Америке; в Азии - после II мировой войны; в Африке - в конце 50-х годов XX века. Во многих развивающихся странах эти переписи были первыми и последними, поэтому абсолютно точных данных о численности их населения нет.

Например: в Нигерии в 1973 году проживало 79 млн. человек. По прогнозам к 1985 году население должно было увеличиться до 95 млн. человек. В реальности же и в 1991 году в стране проживало лишь 86 млн. человек. О населении Бангладеш известно, что его численность от 120 до 140 млн. человек. Погрешность в 20 млн. очень велика, что не позволяет точно определить место этой страны в десятке стран-гигантов по населению.

Из всего этого следует, что численность населения Земли известна лишь приблизительно, и по подсчетам ООН в 2004 году она составила 6,4 млрд. человек, а 31 октября 2011 года родился 7 миллиардный житель планеты. Мы воспринимаем эту цифру как данность. А чтобы понять ее, надо с чем-то сравнить. Но с чем? В Солнечной системе обитаема только наша планета, значит, сравнить население Земли можно лишь с населением Земли, только проживавшим здесь в другое историческое время. Ученые считают, что за всю историю обитания человечества на Земле прожило 89 млрд. человек, поэтому в Англии об умершем человеке говорят: “Он присоединился к большинству”. Но никогда еще на Земле не жило столько народа одновременно! И никогда оно еще не увеличивалось столь быстрыми темпами!


3 этап

Выявление места и причины затруднения.

-Итак главный вопрос урока. Какова же численность населения планеты и ее динамика.



4 этап

Построение проекта выхода из затруднения.

- Начинаем с численности населения.

- Какие источники информации помогут нам в работе? (Статистические материалы, атласы и т.д.)

- С помощью, каких приемов можно обрабатывать информацию? (Строить графики, диаграммы, сравнивать результаты и т.д.)


5 этап

Реализация

построенного проекта.

Работа по вариантам.

I вариант :

- Составьте диаграмму регионов – лидеров по численности населения по данным в учебнике. (Азия, Африка, Лат. Америка, Зар. Европа, Сев. Америка, Россия, Австралия)

- Укажите место России в этом списке. (6 из 7)



II вариант:

- Постройте график динамики численности населения земного шара



рис.1.Увеличение численности на миллиард



Динамика численности населения

Рассчитайте, сколько лет понадобилось для увеличения численности населения на каждый миллиард (начиная с 1830 года).

-О чем говорят эти цифры? Запишите ответ в тетради. (3-4 предложения).


годы



1830

1930

1960

1975

1987

2000

2011

Численность населения (в млрд. чел.)

1

2

3

4

5

6

7







Стр.62, табл.2.

Стат. материалы



Стр.62, рис.10.Стат материалы

6 этап

Первичное закрепление.

Выступление учащихся.

- Мы разобрали вопрос о численности населения мира.



- Как вы думаете, почему в 20 веке произошел такой скачок в росте численности населения? (Улучшение качества жизни).

- Какие государства по уровню развития должны давать основной прирост населения? (Развитые).



- Давайте посмотрим на диаграмму.



hello_html_m2745a1a8.png

- Мы правы?

- Как вы думаете, что нужно знать, чтобы объяснить выявленное противоречие? (Процессы воспроизводства населения).

Мы переходим ко второму блоку.

- Вспомните, определение «воспроизводство населения» формулу воспроизводства населения.

Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Определяется как разница между рождаемостью и смертностью.

Р – С = ЕП

Динамика численности населения зависит от воспроизводства населения.



































































































7 этап

Самостоятель-ная

работа с проверкой по эталону.

Работа в тетрадях (в парах).Задание 1, 2

- Рассчитайте воспроизводство населения в разных регионах мира, используя таблицу

Регион

Рождаемость

Смертность

ЕП

Северная Америка

13

8

5

Латинская Америка

21

6

15

Зарубежная Европа

9

11

-2

СНГ

13

13,5

-0,5

Зарубежная Азия

21

8

13

Африка

37

14

23

Австралия и Океания

17

8

9



- Распределите регионы в представленной таблице.

- Сравните показатели рождаемости, смертности, ЕП.



Естественная убыль или естественный прирост до 12 человек на 1000 жителей.

Естественный прирост выше 12 человек на 1000 жителей.

Сев. Америка (13-8=5)

СНГ (13-13,5=-0,5)

Австралия и Океания

(17-8=9)

Зарубежная. Европа (9-11=-2)


Латинская. Америка (21-6=15)



Африка (37-14=23)



Зар. Азия (21-8=13)




- Итак, 2 разных типа воспроизводства населения (I тип и IIтип)

Какие показатели характерны для них?(составить схему на доске и распределить регионы ).

1 тип воспроизводства

ЕП↓=Р↓-С↓ Такой тип воспроизводства приводит к депопуляции.

2 тип воспроизводства ЕП↑=Р↑- С↓ - демографический взрыв.

Демографический взрыв — это резкое увеличение численности населения в результате снижения смертности при слишком высокой рождаемости.



Задание 3. Распределите регионы по типам воспроизводства.

I тип


II тип

Сев. Америка

СНГ

Австралия и Океания

Зарубежная. Европа (9-


Латинская. Америка



Африка



Зар. Азия




















































































Работа со словарем

Стр.63

рис 13

рис14



8 этап

Включение в систему знаний и повторение.

В наши дни большинство стран мира стремится управлять воспроизводством населения. Как это можно делать?

Демографическая политика.

- Вы, наше будущее. Вы будущие родители!

- Сколько детей вы бы хотели иметь в ваших семьях? Напишите на карточках. Мы их поместим на доску. «Будущее 10 класса».

- Давайте посчитаем. Когда в будущем вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните наш урок и сделаете правильный выбор.





Работа со словарем











































9 этап

Рефлексия

учебной

деятельности

Какие задачи ставили на урок?

- Смогли решить?

- Молодцы!

- Оцените свою деятельность на уроке.





Домашнее задание:

Миниисследование:

Составить столбчатую диаграмму, показывающую количество детей в семье вашей прабабушки, в семье бабушки, в вашей семье.

-Демографы, анализируя процессы рождаемости и смертности, заметили существенные изменения за последние 200 лет. Что же произошло? Ответ на этот вопрос дает теория демографического перехода.















Выполнить в тетради.



Стр. 64 – 66

рассказать.










Урок географии "Численность населения мира"
  • География
Описание:

Конспект урока географии в 10 классе на тему: Население мира. Численность и воспроизводство населения.(ФГОС). Урок разбит на 5 блоков.

1.Мотивация темы урока.

2.Блок “Численность населения”.

3.Блок “Воспроизводство населения”.

4.Блок “Типы воспроизводства”.

5.Подведение итогов.

Каждый блок не только знакомит учащихся с информацией, но и позволяет проявить самостоятельность, умение работать с различными источниками географической информации.

Автор Креулян Светлана Александровна
Дата добавления 09.09.2015
Раздел География
Подраздел Конспекты
Просмотров 2189
Номер материала MA-060659
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓