Алматинская обдасть
Каратальский район
СШ имени Р.Кошкарбаева с ДМЦ
Урок физики
в 9 классе
«Законы движения планет – законы Кеплера.…»
учитель физики
Ким Тамара Владимировна
|
|
Тема: Законы движения планет – законы Кеплера.
Цели
урока: формирование основных законов
движения тел; создание условий для того, чтобы обучающие учились
самостоятельному поиску информации; формулированию эмпирических
закономерностей.
Задачи урока:
1.Обучающая:
ввести новые понятия: о космическом явлении – движении космических тел в
центральном поле тяготения и их траекториях; использовать решение задач для
продолжения формирования расчетных навыков о небесной механике космических
скоростях.
2. Развивающая: формировать элементы творческого поиска на основе
приёма обобщения;
развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать учебный
материал; формировать умения решать задачи на применение законов движения
космических тел и формул космических скоростей.
3. Воспитывающая:
воспитывать самостоятельность у учащихся через индивидуальную работу;
воспитывать умения и навыки коллективной работы, через работу в парах и
группах. Показать, что открытие законов Кеплера и их уточнение Ньютоном –
пример познаваемости мира и его закономерностей. Формирование научного
мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания и объяснения
причин небесных явлений, обусловленных движением космических тел;
политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических
способах применения знаний небесной механики в космонавтике.
Тип урока: комбинированный
Методы: наглядный, частично-поисковый, приемы критического
мышления, проектная деятельность.
Оборудование: карандаши, фломастеры, флипчарт, клей, ножницы,
раздаточный материал, мультимедийный комплекс.
«Одна вещь наполняет душу всегда
новым и
все более сильным удивлением и благоговением,
чем чаще и продолжительнее мы размышляем о
ней, – это звездное небо надо мной».
Иммануил Кант
Ход урока.
1.
Психологический настрой. Физминутка «Бегемотик».
2. Введение карточки
самоконтроля.
Карточка самоконтроля
__________________________________________
Определение экваториальных координат Солнца
|
Закрытый тест на знание ПКЗН
|
Проект
|
Решение задач
|
Дидактическая игра «Веришь –не веришь»
|
Оценка за урок
|
|
|
|
|
|
|
3.
Вызов.
Мозговой штурм. Повторение домашнего задания.
1. Что такое календарь?
2.
Какие виды календарей бывают?
3.
По какому летоисчислению мы живем?
4.
Для чего нужен календарь?
5.
Упр.32 ответы
1. h=90-ф+ δ 30о02/
2. ф =90- h + δ 66о08/
3. δ = -90+ф+ h 1о30/
4.
Работа в паре
1. Определение экваториальных
координат Солнца по подвижной карте звездного неба.
Определите положение
Солнца:
22 января: α= , δ=
созвездие:
22 декабря: α= , δ=
созвездие:
22 марта: α= , δ=
созвездие:
1 сентября: α= , δ=
созвездие:
2. Закрытый тест на
знание ПКЗН. (Взаимооценка.)
Критерии выставления
оценки:
«5» 9 – 11
баллов
«4» 6 – 8
баллов
«3» 4 – 5 балла
Заполнение карточки
самоконтроля.
3. Объявление
темы урока. Ребята! Все мы живем на Земле –
небольшой планете, затерянной в бескрайних просторах Вселенной. Все мы живем
под одним и тем же небом – снова и снова манящим к себе. Тысячи и тысячи лет
люди смотрят на звездное небо. Как же разобраться в этой звездной россыпи, как
установить порядок и разгадать тайны Урании – древнегреческой музы
астрономии?
- Как
вы думаете, подчиняется ли движение планет Солнечной системы законам, подобным
тем, которым подчиняется движение тел на Земле? .....
- Да,
верно! Такие законы существуют и действуют, действуют с момента начала
существования Солнечной системы.
После открытия
Коперником гелиоцентрической системы мира начались поиски закономерностей,
которым подчиняется движение планет вокруг Солнца. Датский астроном Тихо Браге,
многие годы, наблюдая за движением планет, накопил многочисленные данные, но не
сумел их обработать. Это сделал его ученик Иоганн Кеплер. Им были открыты три
закона движения планет вокруг Солнца.
5. Постановка цели урока.
Вопрос: Как вы думаете,
ребята, какова цель нашего урока?
6.
Вызов. Работа по группам.
1)Распределение учащихся по
группам.
2)Распределение обязанностей в группе
·
тайм
менеджер - контролирует время
·
репортер
– собирает информацию
·
руководитель
– оценивает работу, вносит коррективы
·
спикер
– презентует мнение всей команды
·
секретарь
– записывает мнение всех членов группы
3)Повторение правил работы в
группе.
4)Выполнение задания (выбор
темы и дополнительной информации учащимися):
Составить проект по темам:
1
группа – «1 закон Кеплера»
2
группа – «2 закон Кеплера»
3
группа – «3 закон Кеплера»
6
Законы Кеплера
Исследование движения планет показало, что это движение
вызвано силой притяжения к Солнцу. Используя тщательные многолетние наблюдения
датского астронома Тихо Браге, немецкий ученый Иоганн Кеплер в начале XVII в. установил кинематические законы движения планет — так
называемые законы Кеплера.
Первый закон Кеплера
Все планеты движутся по эллипсам, в одном из фокусов
которых находится Солнце.
Эллипсом (рис. 3.3) называется плоская замкнутая кривая,
сумма расстояний от любой точки которой до двух фиксированных точек,
называемых фокусами, постоянна. Эта сумма расстояний равна длине большой оси АВ
эллипса, т. е.
FtP + F2P = 2b,
где F1 и F2 – фокусы эллипса, а b — его большая полуось; О — центр эллипса. Ближайшая к Солнцу точка
орбиты называется перигелием, а самая далекая от него точка —
Рис. 3.3
афелием. Если Солнце находится в фокусе Fx (см. рис. 3.3). то точка А — перигелий, а
точка В — афелий.
Рассмотрим важнейшие точки и линии эллипса
а – большая полуось,
b – малая полуось,
F1, F2 – фокусы,
r – радиус вектор,
А – афелий,
П – перигелий.
Перигелий – ближайшая к Солнцу точка
орбиты, а афелий – самая удаленная от Солнца точка орбиты. Обе эти точки лежат
на большой оси орбиты по разные стороны от Солнца. Степень вытянутости эллипса
характеризуется эксцентриситетом е .
с – расстояние от центра до
фокуса, а – большая полуось.
При совпадении фокусов с центром (слайд
11) (е = 0) эллипс превращается в окружность, при е =
1 становится параболой, при е > 1 – гиперболой.
Орбиты планет – эллипсы (слайд 12), мало
отличаются от окружностей, так как их эксцентриситеты малы. Например, еЗемли=0,017,
еМарса= 0,091.
II закон Кеплера (закон равных
площадей)
Радиус-вектора
планеты за равные промежутки времени описывает равновеликие площади.
Радиус-вектор планеты – это расстояние от
Солнца до планеты.
Площади S1 и S2 равны,
если дуги описаны за одно и тоже время. Дуги, ограничивающие площади различны,
следовательно, линейные скорости движения планет будут разными. Чем ближе
планета к Солнцу, тем ее скорость больше. В перигелии скорость планеты
максимальна, а в афелии – минимальна.
Таким образом, второй закон Кеплера
количественно определяет изменение скорости движения планеты по эллипсу.
Первый и второй закон Кеплера были
опубликованы в 1608-1609 годах. Оба закона решают задачу движения каждой
планеты в отдельности. Совершенно естественно у Кеплера возникла мысль о
существовании закономерности, связывающей все планеты в единую стройную
планетную систему. Только в 1618 году Кеплер нашел и опубликовал в книге
“Гармония мира” эту закономерность, известную под названием третьего закона
Кеплера.
III закон Кеплера
Квадраты периодов
обращений планет вокруг Солнца пропорциональны кубам больших полуосей их
эллиптических орбит.
Т1, а1 – звездный
период обращения и большая полуось одной планеты, а Т2, а2 –
другой планеты Большая полуось земной орбиты принята за астрономическую единицу
расстояний: 1 а. е. = 149000000000 м. Звездный период Земли 1 год = 365 суток.
Этот закон имеет огромное значение для
определения относительных расстояний от Солнца, так как звездный период
нетрудно вычислить по известному синодическому периоду.
Кеплер лишь описал, как движутся планеты,
но не объяснил причин движения. Это удалось сделать лишь во второй половине 17
века Ньютону.
7.
Защита проектов
8. Осмысление.
Решение расчетных
задач. Рассмотрим пример решения задачи на сто.193 Индивидуальная работа
(учащиеся решают задачи самостоятельно на местах, 2 ученика за закрытой
доской).
Задача №1. Противостояния
некоторой планеты повторяются через 2 года. Чему равна большая ось ее орбиты?
Ответ: 1,59а.е.
Задача №2. Какова продолжительность
сидерического периода вращения Юпитера вокруг Солнца, если он в 5 раз дальше от
Солнца, нежели Земля?
2) Сравнивание
правильности решения задачи с решением на доске.
3) Оценивание работы.
Критерии оценивания расчетных задач
№
п/п
|
Задания
Расчетная
задача.
|
Критерии
оценивания
|
Балл
выполнения проверяемого элемента
|
Бал
за выполнение задания
|
1
|
Противостояния
некоторой планеты повторяются через 2 года. Чему равна большая ось ее орбиты?
|
Правильно составленное условие задачи
|
1 балл
|
4 баллов
|
Правильно записана формула для неизвестной величины
|
1 балл
|
Правильно записана дополнительная формула
|
1 балл
|
Правильно проведены вычисления и получен
правильный ответ
|
1 балл
|
2
|
Какова продолжительность
сидерического периода вращения Юпитера вокруг Солнца, если он в 5 раз дальше
от Солнца, нежели Земля?
|
Правильно составленное условие задачи
|
1 балл
|
4 балла
|
Правильно записана формула для неизестной
величины
|
1 балл
|
Правильно записана дополнительная формула
|
1 балл
|
Правильно проведены вычисления и получен
правильный ответ
|
1 балл
|
Общая сумма баллов: 8 баллов
|
Процент
выполнения заданий
|
Количество
баллов
|
Оценка
|
89-100%
|
7-8
|
«5»
|
72-88%
|
5-6
|
«4»
|
55-71%
|
3-4
|
«3»
|
0-54%
|
0-2
|
«2»
|
Шкала перевода баллов в
оценки
9.
Закрепление
Дидактическая игра “Веришь – не
веришь”
Учитель читает утверждение, если
ученик с ним согласен, то записывает в тетради “5”, если не согласен – “0”.
1.
Орбиты всех
планет Солнечной системы имеют общий фокус.
2.
Законы Кеплера
применимы к искусственным спутникам планет.
3.
При движении
планеты от перигелия к афелию скорость планеты возрастает.
4.
Потенциальная
энергия планеты максимальна в афелии.
5.
Отношение
кубов больших полуосей орбит двух планет равно 16. Следовательно, период обращения
одной планеты больше периода другой в 4 раза.
Проверка утверждениий (самоконтроль).
Правильные
ответы: 55055.
10. Подведение итогов
урока.
11.
Домашнее
задание.
12.
Выставление
оценок за урок. Комментирование. (Работа по карточкам самоконтроля).
14.Рефлексия. «Одним
словом». Закончите одним словом:
Сегодняшний
урок – это…
Сегодня на уроке я …
Мишень
Самоанализ урока
физики в 9 «Б» классе
учителя СШ имени
Дзержинского с ДМЦ
Ким Тамары
Владимировны
по теме «Законы движения планет –
законы Кеплера»
Цели урока: формирование
основных законов движения тел; создание условий для того, чтобы обучающие
учились самостоятельному поиску информации; формулированию эмпирических
закономерностей.
Задачи
урока:
1.Обучающая: ввести новые понятия: о космическом явлении – движении
космических тел в центральном поле тяготения и их траекториях; использовать
решение задач для продолжения формирования расчетных навыков о небесной
механике космических скоростях.
2. Развивающая: формировать элементы творческого поиска на основе приёма
обобщения;
развивать
наблюдательность, умение сравнивать и анализировать учебный материал;
формировать умения решать задачи на применение законов движения космических тел
и формул космических скоростей.
3. Воспитывающая: воспитывать самостоятельность у учащихся через индивидуальную работу;
воспитывать умения и навыки коллективной работы, через работу в парах и
группах. Показать, что открытие законов Кеплера и их уточнение Ньютоном –
пример познаваемости мира и его закономерностей. Формирование научного
мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания и объяснения
причин небесных явлений, обусловленных движением космических тел;
политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических
способах применения знаний небесной механики в космонавтике.
Тип
урока: комбинированный
Методы:
наглядный, частично-поисковый, приемы критического мышления, проектная
деятельность.
Оборудование:
карандаши, фломастеры, флипчарт, клей, ножницы, раздаточный материал, подвижная
карта звездного неба, мультимедийный комплекс.
При планировании
данного урока были учтены индивидуальные особенности учащихся, все возможности
для развития личности ребенка, его активного интеллектуального роста,
качественного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.
В начале
урока проводился психологический настрой «Макарена».
Ознакомила с
листами самоконтроля – цель - научить детей оценивать себя самостоятельно.
Получилось хорошо, так как были разработаны ко всем видам работ критерии. Дети
адекватно оценили свою деятельность на уроке.
Была применена
оперативная обратная связь с целью управления деятельностью учащихся, в ходе
которой проверялись знания, умения и навыки - фронтальный опрос проводился в
паре, который позволил выяснить умеют ли ребята определять экваториальные
координаты Солнца и работать по подвижной карте звездного неба или нет.
Всесторонняя проверка знаний позволила сделать вывод, что учащиеся затрудняются
в определении экваториальных координат. Много времени ушло на «Мозговой
штурм», нужно было уменьшить количество заданий на определение экваториальных
координат Солнца с 4 до 2.
Один из
путей формирования критического мышления - это использование метода проектов,
которые учащиеся защищали в группах. Главный акцент на уроке был сделан на
самостоятельное изучение темы урока, работу в группах. Работая самостоятельно в
группах, оценивание осуществлялась по выработанным правилам (критериям) и
распределенным обязанностям в группе. При такой методике происходит троекратное
повторение и закрепление материала изученного самостоятельно и его объяснение
ребятам в группе, которые что – то не поняли. Проекты ребятами были созданы
замечательные, использовались различные ресурсы – учебник, энциклопедия и еще
дополнительный материал. Хорошая защита проекта была у первой группы (
руководитель Хасханова Мадина). Выступления остальных, двух групп были оценены
на «хорошо», хотя в карточках самоконтроля они завысили оценки. Надо работать
над развитием грамотной устной и письменной связной речи и научить составлять
законченные смысловые ответы, применяя терминологию языка физики и астрономии.
Осмысление
законов Кеплера проходило при решении расчетных задач, для которых мною были
разработаны критерии, они позволили учащимся правильно оценить свою работу и
показать пробелы в знаниях. Один ученик за закрытой доской выполнял (решал)
задачи, а другие на местах самостоятельно, затем шло сравнение правильности
решения задач и выставления баллов.
Закрепления пройденного материала - дидактическая игра “Веришь – не веришь” (учитель
читает утверждение, если ученик с ним согласен, то записывает в тетради “5”,
если не согласен – “0”) понравилась ребятам, но им пришлось немного задуматься
над ответами.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков был
организован, как в устной, так и в письменной форме на стикерах учащиеся
отметили: «Одним словом». Закончите одним словом:Сегодняшний
урок – это…Сегодня на уроке я …
Рефлексия
проведена при использовании приема «Мишень», который понравился детям.Активно
работал, было интересно, узнал новое, было понятно – дети оценивали по 5-ти
бальной шкале свою деятельность на уроке. В основном баллы были «4»и «5» по
всем критериям, только несколько человек (Сайлауханов Кайрат, Нураков Тимур,
Дуз-оглы Ахмет, Дуз-оглы Руслан оценили свою активность на 3 балла)
Оценивание: «5» -
три, «4» - восемь, «3» - семь.
Считаю, что урок
своих целей достиг, необходимо работать над рациональностью использования
времени на уроке.
учитель физики
Т.Ким
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.