Главная / Классному руководителю / урок-экскурсия Советский тыл в ВОВ для 9 и 11 класса

урок-экскурсия Советский тыл в ВОВ для 9 и 11 класса

hello_html_648175e3.gifhello_html_648175e3.gifhello_html_648175e3.gifhello_html_648175e3.gifhello_html_648175e3.gifhello_html_648175e3.gifhello_html_648175e3.gifhello_html_648175e3.gifhello_html_648175e3.gifhello_html_648175e3.gifПатриотическое воспитание учащихся в историко-краеведческой работе как фактор формирования их гражданственности. В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учениками исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности ученика, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет индивидуальная краеведческая работа, это способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважение к опыту предыдущих поколений. Одна из главных особенностей нашей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. В своей практике мы используем для решения такой серьезной задачи метод привлечения школьников к самостоятельной деятельности

Я однажды предложила учащимся поинтересоваться историей близлежащих окрестностей, самого места, где расположена наша школа. Для себя ребята сделали открытие. Они узнали, что на месте, где сейчас стоит наша школа, был пустырь, на котором располагалась зенитная батарея для охраны завода.

Продуктом такой деятельности стала творческая работа «Улицы помнят…»

Она положила начало созданию туристических маршрутов района, где находится наша школа.

Таких насчитываются уже - три.

Данные работы используются на уроках истории и географии, как виртуальные, так и уроки-экскурсии, которые проводят ученики 10-11 классов.

Практическая направленность изучения исторического краеведения способствует изменению отношения учащегося к обучению, помогает установить связь теории с практикой, ощутить себя причастным к истории, тем самым закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма




Улицы помнят…











http://cs411420.vk.me/v411420117/8abb/M0-rK80uyu8.jpg













Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3

  1. Все для фронта, все для победы!

1.1. История школы………………………………………………. ..4-5

1.2. Судьба завода………………………………………………… 5-10

II. Улицы, ведущие к Победе!

2.1. Проезд 9 Мая……………………………………………….…..11-12

2.2.Переулок Карякина……………………………………….12- 13

2.3. Улица Советской Армии………………………………….... .13

2.4. Улица Промышленности………………………………....13-14

2.5. Улица Аэродромная………………………………………14-15

III. Парк 30-летия Победы

3.1. Подвиг генерала……………………………………………... 16

3.2. Памятники Победы…………………………………………...17

3.3. День Победы………………………………………………17-18

Заключение. …………………………………………………………… 19

Список литературы …………………………………………………….20

Приложение………………………………………………………….21-31






















История школы.

Машстрой, район, где незадолго до войны началось сооружение машиностроительного завода (до сих пор этот район люди по привычке называют «Машстроем»).

История школы № 107 непосредственно связана с трагическими и одновременно героическими годами в истории нашего государства - годами Великой Отечественной войны.

На месте, где сейчас стоит школа, был пустырь, на котором располагалась зенитная батарея для охраны завода.

По замыслу Советского правительства, и нашу школу, и Проезд 9 Мая, и ул. Победы строили военнопленные во искупление вины перед страной, которая понесла наибольшие потери в годы Второй Мировой войны[6]. Так на открытом пространстве вместо зенитной батареи выросло двухэтажное здание с большими светлыми окнами – школа № 107.

1 сентября 1950 года Мужская семилетняя школа Молотовского района города Куйбышева впервые распахнула двери навстречу 725 ученикам. Директором был назначен Коваленков А.А., 13 июня 1951 года выданы первые 47 свидетельств об окончании школы.

В 1952 году школа получила статус Мужской средней школы. И только в 1954 году она стала именоваться Средней школой, в ней зазвучали звонкие девичьи голоса.

Школа построена в 40-50-х г.г. ХХ в., в стиле советского неоклассицизма. Здание кирпичное, двухэтажное, «П»- образной формы. Фасады оштукатурены и окрашены с выделением декоративных элементов (облицовки, резных украшений, карнизов, колонн, пилястр, лепнины) белым цветом. Центральная часть главного фасада акцентирована широким двухступенчатым ризалитом. Основная часть ризалита в три оси отмечена парадным входом и треугольным фронтом у завершения. Парадный вход с раскрытым прямоугольным проемом в здание, решен в виде массивного крыльца с широкой центральной и симметричными от центральной оси одномаршевыми лестницами, крупными бетонными шарами на базах. Дверной проем декорирован профилированными наличниками и десюдепортом. Рельефная композиция над дверным проемом имеет ряд элементов в виде «S»- образных завитков, кистей с лентами и профилированной рамы с полуциркульного дугой у основания, в центре которой имеется пятиконечная небольшая звезда. Междуэтажное пространство парадного входа отмечено розетками с орнаментом. [рис 2,3,4]

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ и Законом Самарской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области» от 08.12.2008 школу №107 объявили объектом культурного наследия и в соответствии с требованиями действующего законодательства является предметом охраны и подлежит сохранению и реставрации.[ 17 ]

В 1941 году был эвакуирован из Тулы в город Куйбышев «Завод стрелкового вооружения №525, администрация которого впоследствии многие годы оказывала шефскую помощь нашей школе.


Судьба завода

История завода «Металлиста» и типична, и в то же время имеет свою особенность. Типична она потому, что этапы «биографии» завода были общими для многих предприятий, эвакуированных в военные годы из прифронтовой полосы в глубокий тыл. Особенность же рождения и становления «Металлиста» в том, что его основу составило не одно предприятие, как в большинстве случаев. Работники и оборудование десятков заводов из разных городов страны — Москвы, Тулы, Коврова, Винюково — вливались в новый коллектив, чтобы здесь, в Куйбышеве стать знаменитым «Металлистом»[8]

А начиналось все в донбасском городе Артемовске. Здесь в марте 1941 года развернулось строительство завода, которому был присвоен номер 525. Стены четырех корпусов уже были выведены под крышу, когда началась Великая Отечественная война. [12]

По решению правительства строительство завода в Артемовске было законсервировано. Весь личный состав строителей, автомобильный и гужевой транспорт, оборудование, металлоконструкции и дефицитные материалы — все было погружено в 4 железнодорожных эшелона и отправлено в Куйбышев.

Артемовские строители прибыли в наш город 10 июля 1941 г. Им пришлось осваивать площадку, где незадолго до этого началось сооружение машиностроительного завода .Несколько бараков и недостроенных домов пришлось взрывать, так как они не соответствовали проектам будущих корпусов, и закладывать новые. На самых срочных объектах работали круглосуточно, по несколько дней не оставляя рабочих мест. Никто не жаловался на трудности. Люди понимали, что работают для победы.

Строить надо было параллельно и завод, и поселок. Монтаж крыши и установка оборудования корпуса № 1 велись почти одновременно. Монтажники И. Зубков, С. Лавров, Л. Мазанов, М. Кочканов под руководством Н. Беляева устанавливали металлические фермы, бетонщики И. Костенко, А. Шаповал, Г. Гунин укладывали железобетонные плиты, заделывали цементом. Внизу под ними в корпусе работали люди, заливали бетонные полы, устанавливали станки. В любую минуту могла сорваться железобетонная плита. Но исключительная осторожность, точный расчет, большое напряжение сил позволили завершить работу без осечек.

Строительство корпуса для кузнечного цеха заканчивалось зимой, в сорокаградусный мороз. Арматурщики Н.Золотухин и А.Каторгин, бетонщики бригады И.Костенко устраивали фундаменты под батарейные молоты. Механизмов не было, все делалось вручную. Но люди отдавали все. силы работе. Дело было настолько срочным, что гл. инженер строительства Л. Я. Абрамов 10 суток не покидал объекта. Из командного пункта у котлована он руководил всей стройкой.

Из прифронтовой полосы начали прибывать эшелоны с оборудованием и людьми Тульского завода, предприятий Винюкова, Коврова, Москвы. Ноябрь 1941 г. Зима уже вступила в свои права. На станцию Безымянка прибывает новое пополнение. На левую и правую сторону железнодорожного полотна выгружаются станки, ящики с приборами, инструментами. А рабочие и служащие уже торопятся завозить оборудование в недостроенные корпуса. Автокран «Январец» был единственным подъемным механизмом. Он в основном использовался на строительстве завода. Взявшись за веревки или стальные канаты, под команду: «Раз-два, взяли», - развозили оборудование по местам.

Враг подходил к Москве. Люди были полны решимости быстрее построить завод, запустить производство. На совещании у первого директора завода принято решение: немедленно организовать выпуск продукции для фронта. Был издан приказ: «Работать круглосуточно. Всему руководящему составу завода запрещается оставлять рабочие места без особого разрешения».[5]

Особая задача была поставлена перед энергетиками. Им предстояло срочно обеспечить завод электроэнергией, теплом, в первую очередь - электроэнергией для пуска станков.

Ускоренными темпами шел монтаж трансформаторов, питающих кабелей, линий передач, распределительных пунктов и щитов. Работали в холодных корпусах, у разложенных костров или жаровен с зажженным коксом, ночью - при коптилках и факелах. В столовую электриков Г. Белкова, А. Бездельгина, В. Лебедева, Н. Царева, Г. Ковалевского и других директор завода водил строем. Их обслуживали без промедления, и они тут же строем возвращались на рабочие места. Все понимали, как дорога каждая потерянная минута.

Наконец был включен разъединитель на щите. Приборы показали: есть напряжение. Во втором, недостроенном, без крыши, корпусе рабочие ставили станки прямо на лед, подключали их и начинали работать. В декабре 1941 г. завод № 525 выдал первую партию пулеметов «ДШК». В ноябре—декабре 1941 г. было выпущено 1836 единиц ДШК. Они получили высокую оценку в войсках. По просьбам военных моряков на основе ДШК завод освоил выпуск сначала морских турельных, а затем и тумбовых установок для малых кораблей. Советские моряки вели из них огонь по самолетам противника, по легко-бронированным морским и береговым целям.[рис.5,6,7,8,9]

Чуть больше месяца понадобилось заводчанам, чтобы на фронт начали поступать авиапулеметы «ШКАС». Он делал 1800 -1900 выстрелов в минуту - сплошная нить летящего свинца. Этот пулемет был освоен еще в Туле, а после эвакуации Тульского оружейного завода производство пулемета развернули в Куйбышев на заводе № 525.

Когда советские войска разгромили врага и, заняв Берлин, вошли в рейхсканцелярию, среди трофеев увидели странный предмет. Прибывшие для осмотра специалисты с удивлением обнаружили под стеклом авиапулемет «ШКАС» 7,62 мм и находящийся при нем приказ Гитлера, гласивший, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такое же мощное оружие для авиации Германии. Чего, как известно, фашистам добиться так и не удалось.

Пулеметов требовалось все больше. Для увеличения выпуска продукции нужно было продолжать строительство завода и осуществлять ввод новых объектов - кузницы, литейного цеха и т.д. Очень быстро, в начале 1942 года, был пущен кузнечный цех, а до этого теплосиловой.

Завод получил пар. Паровые молоты, абразивные прессы, нагревательные печи устанавливались в недостроенном здании без крыши. Первый полуторатонный молот заработал под брезентовой кровлей.

Дефицит тепловой энергии решался в первые дни особенным образом. Потребовалось немедленно дать тепло-энергию в хромировочное отделение первого корпуса. По указанию зам. наркома Н.Д. Агеева были выделены 2 паровоза. Они своим ходом прибыли на территорию завода и были подключены к тепловым сетям. Вся «теплоэнергетическая» операция проведена за сутки, и цех начал давать продукцию.

Таких проявлений смекалки, оперативности, самоотверженного отношения к работе было немало. Рождался новый трудолюбивый коллектив, главным богатством которого были люди.

В июне 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР группа рабочих и руководителей производства, особенно отличившихся на трудовом фронте, была награждена орденами и медалями.

Эта радостная весть быстро облетела все цеха. Работа пошла еще интенсивнее. К концу дня огромное число производственников выполнило сменные задания на 200-600 процентов.

Значительную часть заводского коллектива в военные годы составляла молодежь. 14-15-летние подростки заменили ушедших на фронт отцов и старших братьев и стали к станкам. Многие из них были так малы ростом, что не доставали рукояток и им делали специальные подставки.[11]Ребята выполняли норму на 400 процентов.

Один из участников тех событий В.З. Яцука вспоминает: «Иной раз только придешь после 11-часовой смены к себе в землянку, только чуть согреешься и уснешь, а тебя будят. Смотришь, пришел начальник цеха или комсорг с просьбой поработать еще. Не хочется подниматься, тяжело, но кто-нибудь вскакивает и говорит: «Ребята, подъем!». И все, как один, снова в цехе. Работали столько, сколько нужно было...»[18]

В 1944 году с завода на фронт было отправлено 16910 пулеметов ДШК. Более чем в 12 раз за годы войны выросло и производство ШКАСов.

Трудовой героизм рабочего класса и пуск новых предприятий позволили увеличить выпуск промышленной продукции в Куйбшевской области в 1942 году по сравнению с 1940 годом в 5,1 раза, а по Куйбышеву – в 7,4 раза . патриотический подъем народа , его героический труд и самоотверженность создавали условия для превращения нашего края в могучий военно-промышленный арсенал.

Самоотверженный труд предприятия получил высокую оценку правительства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 г. завод был награжден орденом Ленина. Большая группа работников - орденами и медалями. За успехи, достигнутые в социалистическом соревновании в период Великой Отечественной Войны, заводу оставлено на вечное хранение Переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.



Улицы, ведущие к Победе!

Проезд Машстрой

Территория завода располагается на улице, которая с 28 августа 1952года стала называться Проезд 9 Мая. Его застройка проходила параллельно возведению корпусов завода. Жить приехавшим было негде. Пришлось начинать с забот о жилье. В короткий срок вырос городок на 120 палаток. Здесь и поселились строители. Еще труднее стало, когда наступила осень. Пошли дожди. Вся территория Машстроя превратилась в сплошное месиво непролазной грязи. От проходной будущего завода до Нижнего поселка (там, где сейчас клуб «Заря») сделали из досок деревянные тротуары. Приближалась зима. Спешно были построены 54 большие двух- трехъярусные землянки, строились бараки, шлакоблочные дома.[рис. 10,11]

А уже после войны, в 1946 году рабочие завода напишут письмо: «На «Машстрое» практически не заботятся о создании нормальных бытовых условий для трудящихся. План капитального строительства жилищного фонда в 1946 был сорван, общежития ремонтируются некачественно, подсобное хозяйство работает плохо. Не ясно ли, что директор завода проявляет к нуждам рабочих бездушное отношение, а партком и его секретарь Шишкин не выполняют своих прямых обязанностей, не прилагают усилий, чтобы положить конец небольшевистскому отношению к запросам трудящихся.» [10]

И тогда было принято решение о застройки Проезда 9 мая, используя труд военнопленных. Дома, которые были ими построены, можно видеть и по сей день.

Еще одно воспоминание о «Машстрое» оставил бывший председатель Кировского райисполкома г. Куйбышева Николай Суруганов: «Если ехать по проспекту имени Гагарина, то по левую руку в просветах между современными многоэтажками можно видеть убогие домики… В октябре 1941 года они были единственными жилыми постройками поселка. Тут ютились семьи рабочих и инженеров-оружейников тульских и серпуховских заводов. В них эвакуированные размещались в каморках по 2-3 семьи. Память… сохранила дробный стук скорострельных авиапушек и крупнокалиберных пулеметов. Так проверялась продукция завода «Металлист». Подземного тира еще не было, а предприятие размещалось в непосредственной близости от Нижнего и Верхнего поселков Машстроя».[18]

Переулок Карякина в Самаре.

Переулок Карякина до 1995 года носил название Сад-Совхозный переулок. В годы войны здесь, от Машстроя до старого Безымянского рынка, зеленели Черновские сады. Сад-Совхозный переулок был переименован в честь генерального директора завода “Металлист” Бориса Ивановича Карякина (годы жизни: 1924-1988).

Борис Иванович родился в многодетной семье (четверо сыновей и две дочери), в селе Елшанка Николаевского района (ныне это Ульяновская область). Отец Бориса был первым председателем колхоза, когда решили объединить три маленьких колхоза в один, в знак уважения к своему председателю, новый колхоз назвали – “Карякин Стан”. Борис был старшим из сыновей. Он закончил семилетку, затем ФЗО, стал столяром-краснодеревщиком. Вскоре получает направление в артиллерийско-минометное училище в ПриВО. Весной 1943 года Карякин едет на Южный фронт. Борис Карякин, в то время уже ставший лейтенантом, прибывает в 486-й минометный полк резерва Главного Командования. Война закончилась для Карякина под Берлином. После войны Борис Иванович с отличием закончил авиационный техникум в Куйбышеве, а в 1958 году, после окончания вечернего отделения КуАИ, работал заместителем начальника цеха, потом начальником цеха завода имени Фрунзе. С января 1963 года возглавил партийную организацию этого завода.[3]

В 1964-1969 гг. Борис Карякин на посту секретаря Кировского РК КПСС. С марта 1969 года занимал пост директора завода “Металлист”. Успехи Б. И. Карякина отмечены правительственными наградами: двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, Государственной премией. [рис.12]

Улица имени Советской Армии- армии победительницы

Улицы с таким названием существуют во многих городах, и не случайно, что улица с таким названием есть в нашем городе в районе Машстроя, история которого начинается в годы Великой Отечественной войны.

Связь фронта и тыла неразрывна, и наш город не только «ковал оружие Победы», но и отправил на фронт лучших своих сынов. В июле 1941 года в куйбышевской области началось формирование народного ополчения, сыгравшего огромную роль в пополнении Красной Армии (с 1946 года Советской) в первые месяцы войны. В пригородах Куйбышева, каким тогда был Молотовский (ныне Советский) район, формировались воинские части, которые отправлялись потом на фронт. Каждый 3-й офицер РККА был выпускником одного из 160-ти военных училищ или курсов, работающих тогда в области. В запасных частях, дислоцированных в области, подготовлено 13500 маршевых подразделений численностью около 2 млн. человек, сформировано 2500 объединений, соединений и частей, среди них 85 ОМСБ (отдельная морская стреловая бригада )[13]

7-я Самарская дивизия участвовала в Сталинградской битве, 75-летие которой мы отмечали в феврале 2013 года. В разное время в ней служили великие полководцы Победы: маршал Советского Союза Г. К. Жуков, маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. [2]

Улица Промышленности.

Как правило, решение о присвоении того или иного названия улице, принимается местными органами самоуправления с учетом ее особенностей: по профессии большинства людей, живущих на этой улице (улица Строителей, Фабричная), или по расположению относительно других частей города (Вокзальная, Центральная). Нетрудно догадаться, почему улица Промышленности носит такое название.

Руководство завода «Металлист», выпускающего промышленное оборудование, заботясь о своих рабочих, давало задание строить для них дома недалеко от завода, поэтому все жители этой улицы раньше были работниками завода, отсюда и название – улица Промышленности.

Но это после войны, а во время войны новое место еще не было подготовлено. Только-только закончилось строительство первого корпуса, у второго возведены лишь стены. Люди, эвакуированные из оккупированных районов страны, оказались в тяжелейших условиях. Из воспоминаний ветерана: «Зима 41 года выдалась суровой. Постоянно жгли костры, из пустых бочек делали «буржуйки», отогревались – и опять к станкам. Дневной паек – 500 граммов хлеба. Зачастую спали прямо в цехах, вповалку. Расквартированных в городе рабочих перевозили в вагонах-теплушках, причем набивалось людей столько, что они ехали стоя, тесно прижавшись друг к другу.» [11]

Улица Аэродромная

Улица Аэродромная названа так потому, что до середины прошлого века на этой территории располагался аэродром ОСАВИАХИМа (ДОСААФ). В годы ВОВ здесь садились самолеты иностранных делегаций.

В октябре 1941 года ГК Обороны принял решение учредить в Куйбышеве «запасную столицу» и эвакуировать в наш город правительство страны и иностранные дипломатические миссии. Посольства прибыли в Куйбышев 20 октября 1941 года. Городские власти предоставили посольствам лучшие старинные особняки в центре города. [1]

Норвежский посол в 1942 году в одном из своих писем говорил, что время, проведенное в «симпатичном, но столь далеком Куйбышеве» явился главой в жизни, смешавшей «печальные и радостные события» [16].

Дипломатический корпус оставался в Самаре до августа 1943 года. Только после битвы на Курской дуге, когда окончательно определилась наша победа, иностранные представительства стали покидать Самару. А Самара продолжала жизнь обычного провинциального русского города военной поры. Впрочем, не совсем обычного: она оставалась важнейшим арсеналом фронта. [8]



























Парк Победы.

Подвиг генерала!

Парк Победы был заложен в 1977 году и занимает в настоящее время площадь примерно в 13 га. Парк расположен в Советском районе городского округа Самара в пределах улиц Аэродромная, Энтузиастов, Мориса Тореза и Карбышева. Улица Карбышева (бывший 8-й проезд) переименована в 1965 году в честь легендарного генерала-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева. [3]

В августе 1941 года, пробиваясь из окружения, будучи контуженным, он попал в плен к фашистам. Коменданту концлагеря «Шталаг-324» поступил приказ Гиммлера склонить Карбышева к службе рейху, но генерал отверг это предложение. За три с половиной года он прошел сквозь ад тринадцати лагерей смерти, в том числе Освенцим, Майданек, Заксенхаузен. Старый генерал не только не сдался, но и вел активную подпольную работу, разработав даже «Правила поведения советских людей в фашистском плену».

Железная стойкость советского генерала бесила фашистов. Враги боялись его авторитета среди заключенных. В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года фашистские изверги вывели 65-летнего генерала раздетым на площадь Маутхаузена и обливали его холодной водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную статую. [7]

В 1946 году Карбышеву было посмертно присвоено звание «Герой Советского Союза». А в лагере смерти Маутхаузен установлен ему памятник «Непокоренный». Память героя увековечена и в парке Победы.[рис.13,14,15]

Памятник генералу Д.М. Карбышеву, Вечный огонь, памятник участникам ВОВ, а также Монумент Участников Парада Победы в Москве 1945 года, составляют мемориальный комплекс Героев СССР.

Памятники победы.

На территории парка постоянно действует выставка боевой техники, ее символом стала военная гаубица времен ВОВ - любимая игрушка всех детей.

Недалеко от центрального входа в парк в 2007 году была построена на средства ветеранов и инвалидов часовня в честь русских святых мучеников Бориса и Глеба. А рядом 26 октября 2007 года был открыт монумент в честь малолетних узников фашистских концлагерей.

В мае 2000 года было принято решение о строительстве Дворца ветеранов на месте пустыря в парке Победа. Торжественное открытие Дворца ветеранов состоялось в 9 мая 2001 года. Дворец ветеранов - является первым в России, как по своему названию, так и по назначению. На базе Дворца ветеранов и его филиалов осуществляют свою деятельность 23 некоммерческих ветеранских общественных организаций. Пенсионеры и ветераны города Самары имеют уникальную возможность участия во всех мероприятиях - просветительских акциях – в творческих встречах с известными людьми, в выставках, в торжественных мероприятиях, концертах и праздниках Дворца ветеранов на благотворительной основе.[рис 16,17,18,19,20,21,]

Популярность парка, насыщенного символами и образами времен Великой Отечественной войны, свидетельствует о целесообразности создания тематического парка, посвященного Великой Отечественной войне. Об этом же свидетельствуют и предложения жителей Самары, считающих, что следует сохранить мемориальный облик и военно-историческую направленность парка культуры и отдыха имени 30 лет Победы.

Каждый год 9 мая на территории парка проходят торжественные мероприятия, посвященные празднованию Великой Победы. [22,23]

День Победы!

Его ждали все, от мала до велика, ловя из репродуктора незабываемый голос Левитана, читая на станицах газет «сводки» о взятии новых городов. И всем сердцем желая только одного – сообщения о Победе. И все-таки … оно пришло неожиданно и обрушилось на головы людей «счастьем со слезами на глазах».[14]А мы перелистываем страницы «Волжской коммуны» и останавливаемся на том самом дне – 9 Мая 1945 года.

«В тот тихий предрассветный час раздался голос Москвы. Левитан торжественно и взволнованно возвестил миру о Победе. И мгновенно город проснулся, ожил. Люди выбегали на улицы, обнимались, целовались, плакали и смеялись от счастья. <…> Раскрываются окна, люди кричат на улицу:

- Победа, враг разбит!

- Победа! Слава Красной Армии! Слава Сталину!

Город ликует. Всенародный праздник начался». [ 15 ].

Все спешили на заводы, в родной коллектив, где проведено столько бессонных ночей, где столько пережито. И на заводе «Металлист» по случаю Великой Победы тоже состоялся многолюдный митинг. С вдохновением выступали на нем заводчане. В каждом их слове звучало торжество, радость, гордость за нашу страну, за армию-победительницу, за наш великий народ.

Народ, конечно, знал и ведал

И тайной мыслью жил одной,

Что, если уж придет Победа,

То обязательно весной.

Евгений Чепурных












Заключение.

Прикоснувшись к истории моего района так близко, я понимаю, что им можно и нужно гордиться! Здесь создавалось оружие Победы. История Машстроя — это страницы трудовой славы моего города, повествующие о нелегком, но таком необходимом промышленном прорыве, совершенном в годы Великой Отечественной войны.

Познакомившись с историей завода, улиц и парка Победы, изучив литературные и газетные материалы, можно сделать вывод о том, что поставленные перед нами задачи выполнены. Подводя итоги и обобщая результаты исследовательской работы, можем сказать, что цель достигнута.

Знакомство с историко-культурными памятниками Советского района дает мощный эмоциональный заряд нравственного и духовного возрождения.

Нашим районом можно и нужно гордиться, любоваться, восхищаться. Достойны этого его история, облик и, в первую очередь, люди, которые создали всю эту красоту.

 Шагая в ногу со временем, наш район с каждым годом  становится все уютнее и краше. Мне нравится, что он растёт, преображается, облагораживается, становится таким красивым и современным.











Список литературы

1 Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. Самарская область. Учебное пособие. Самара,1998г.

2 Г.К.Жуков, Воспоминания и Размышления, Москва, 1990

3А.М.Липатова Самарских улиц имена. Самара, 2003

4 А.И. Михайлов, Герои Земли Самарской. Самара 2002г

5Е.Медведев, М. Виданов Край родной, навек любимый. Куйбышевское книжное издательство. 1975Г.

6 Я.Г. Пылявского, Самара Куйбышев, Хроника событий, Куйбышевское книжное издательство, 1985г.

7 Е.Г. Решин, Генерал Карбышев, Москва Издательство ДОСААФ. 1987г.

8 Л.В. Храмков, Н.П. Храмкова, Край Самарский, Куйбышевское книжное издательство, 1988г.

9 Волжская коммуна от 11.12.2004.

10 Волжская коммуна от 20.02.2007

11 Волжская коммуна от 16.04.2005

12 Волжская коммуна от 22.11. 1941

13. Волжская коммуна от 15.09. 1942

14. Волжская коммуна от 08.05. 1945

15. Волжская коммуна от 09.05. 1945

16. Волжская коммуна от 11.01.2003

17. Охранное обязательство №50-11/1774 Пользователя объекта культурного наследия. Министерство культуры Самарской области.

18. http://www.metallist-s.ru/







Приложение

Рисунок №1

112


Рисунок №2

http://mou107-samara.narod.ru/olderfiles/1/shkola_v_1950.jpg

Рисунок №3

http://mou107-samara.narod.ru/olderfiles/1/shkola_v_1954.jpg

Рисунок №4

http://cs411420.vk.me/v411420117/8abb/M0-rK80uyu8.jpg



Рисунок №5

http://m-vremya.ru/wp-content/uploads/2012/04/f2-519x220.jpg

Рисунок №6

http://www.metallist-s.ru/pic/history/1.gif

Рисунок №7

http://metallist-s.ru/pic/history/6.gif


Рисунок №8

http://metallist-s.ru/pic/history/2.gif

Рисунок №9

http://metallist-s.ru/pic/history/4.gif






Рисунок №10

IMG_2872

Рисунок №11

IMG_7030


Рисунок №12

фото Б. И. Карякина

Рисунок №13

http://regions.kidsreview.ru/sites/default/files/imagecache/oww/04/28/2013_-_1819/park_im._30_let_pobedy_samara.jpg


Рисунок №14

C:\Users\Наталья\Desktop\1344848163_7613321_80d756d0.jpg

Рисунок №15

http://samara.psati.ru/pamyat/5/5-4/5-4-2/5-4-2.JPG

Рисунок №16

C:\Users\Наталья\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0020.jpg

Рисунок №17

http://samara.psati.ru/park/pobed/21/21.JPG

Рисунок №18

http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/kolb-anastasia.b/0_62058_2dc89c1b_XL.jpg

Рисунок №19

http://ic.pics.livejournal.com/kan_kendarat/16881020/44608/44608_900.jpg



Рисунок №20

http://samara.psati.ru/park/pobed/07/07.JPG

Рисунок №21

http://img-fotki.yandex.ru/get/3905/smet-el.3/0_1bf42_5c3a843_XL


Рисунок №22

http://samara.psati.ru/pamyat/8/8-1/8-1-18/3/3.JPG

Рисунок №23

http://stat19.privet.ru/lr/0d13edeb1a6f04839e185496d2567ed5















Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3

  1. Все для фронта, все для победы!

1.1. История школы………………………………………………. ..4-5

1.2. Судьба завода………………………………………………… 5-10

II. Улицы, ведущие к Победе!

2.1. Проезд 9 Мая……………………………………………….…..11-12

2.2.Переулок Карякина……………………………………….12- 13

2.3. Улица Советской Армии………………………………….... .13

2.4. Улица Промышленности………………………………....13-14

2.5. Улица Аэродромная………………………………………14-15

III. Парк 30-летия Победы

3.1. Подвиг генерала……………………………………………... 16

3.2. Памятники Победы…………………………………………...17

3.3. День Победы………………………………………………17-18

Заключение. …………………………………………………………… 19

Список литературы …………………………………………………….20

Приложение………………………………………………………….21-31


















Введение

Мы — дети Машстроя. Так о себе может сказать больше половины жителей Советского района. Почему мой район носит такое название? Что мы знаем об улицах, расположенных в нем? Чье имя они носят и когда был их день рождения?

Впервые я задалась этим вопросом в 2010 году, когда моя школа торжественно отмечала 60-летний юбилей. Именно тогда я услышала историю о том, что в годы Великой Отечественной войны на месте школьного сада располагалась зенитная батарея, а район назывался Машстроем. Данный факт меня очень взволновал, и я решила выяснить, какой вклад внесли жители моего района в Великую Победу. Это было непросто. Многое было утеряно, забыто, многих свидетелей тех событий уже нет рядом с нами. Тем больше значимость и важность проведенных поисков.

Результатом проделанной работы стала собранная информация о заводе, улицах и парках, и составлен доклад, посвященный предстоящему 75-летнему юбилею Победы.

Итак, цель данного исследования заключается в выяснении, какую роль сыграл Машстрой в истории Великой Отечественной войны


История школы.

Машстрой, район, где незадолго до войны началось сооружение машиностроительного завода (до сих пор этот район люди по привычке называют «Машстроем»).

История школы № 107 непосредственно связана с трагическими и одновременно героическими годами в истории нашего государства - годами Великой Отечественной войны.

На месте, где сейчас стоит школа, был пустырь, на котором располагалась зенитная батарея для охраны завода.

По замыслу Советского правительства, и нашу школу, и Проезд 9 Мая, и ул. Победы строили военнопленные во искупление вины перед страной, которая понесла наибольшие потери в годы Второй Мировой войны[6]. Так на открытом пространстве вместо зенитной батареи выросло двухэтажное здание с большими светлыми окнами – школа № 107.

1 сентября 1950 года Мужская семилетняя школа Молотовского района города Куйбышева впервые распахнула двери навстречу 725 ученикам. Директором был назначен Коваленков А.А., 13 июня 1951 года выданы первые 47 свидетельств об окончании школы.

В 1952 году школа получила статус Мужской средней школы. И только в 1954 году она стала именоваться Средней школой, в ней зазвучали звонкие девичьи голоса.

Школа построена в 40-50-х г.г. ХХ в., в стиле советского неоклассицизма. Здание кирпичное, двухэтажное, «П»- образной формы. Фасады оштукатурены и окрашены с выделением декоративных элементов (облицовки, резных украшений, карнизов, колонн, пилястр, лепнины) белым цветом. Центральная часть главного фасада акцентирована широким двухступенчатым ризалитом. Основная часть ризалита в три оси отмечена парадным входом и треугольным фронтом у завершения. Парадный вход с раскрытым прямоугольным проемом в здание, решен в виде массивного крыльца с широкой центральной и симметричными от центральной оси одномаршевыми лестницами, крупными бетонными шарами на базах. Дверной проем декорирован профилированными наличниками и десюдепортом. Рельефная композиция над дверным проемом имеет ряд элементов в виде «S»- образных завитков, кистей с лентами и профилированной рамы с полуциркульного дугой у основания, в центре которой имеется пятиконечная небольшая звезда. Междуэтажное пространство парадного входа отмечено розетками с орнаментом. [рис 2,3,4]

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ и Законом Самарской области «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области» от 08.12.2008 школу №107 объявили объектом культурного наследия и в соответствии с требованиями действующего законодательства является предметом охраны и подлежит сохранению и реставрации.[ 17 ]

В 1941 году был эвакуирован из Тулы в город Куйбышев «Завод стрелкового вооружения №525, администрация которого впоследствии многие годы оказывала шефскую помощь нашей школе.


Судьба завода

История завода «Металлиста» и типична, и в то же время имеет свою особенность. Типична она потому, что этапы «биографии» завода были общими для многих предприятий, эвакуированных в военные годы из прифронтовой полосы в глубокий тыл. Особенность же рождения и становления «Металлиста» в том, что его основу составило не одно предприятие, как в большинстве случаев. Работники и оборудование десятков заводов из разных городов страны — Москвы, Тулы, Коврова, Винюково — вливались в новый коллектив, чтобы здесь, в Куйбышеве стать знаменитым «Металлистом»[8]

А начиналось все в донбасском городе Артемовске. Здесь в марте 1941 года развернулось строительство завода, которому был присвоен номер 525. Стены четырех корпусов уже были выведены под крышу, когда началась Великая Отечественная война. [12]

По решению правительства строительство завода в Артемовске было законсервировано. Весь личный состав строителей, автомобильный и гужевой транспорт, оборудование, металлоконструкции и дефицитные материалы — все было погружено в 4 железнодорожных эшелона и отправлено в Куйбышев.

Артемовские строители прибыли в наш город 10 июля 1941 г. Им пришлось осваивать площадку, где незадолго до этого началось сооружение машиностроительного завода .Несколько бараков и недостроенных домов пришлось взрывать, так как они не соответствовали проектам будущих корпусов, и закладывать новые. На самых срочных объектах работали круглосуточно, по несколько дней не оставляя рабочих мест. Никто не жаловался на трудности. Люди понимали, что работают для победы.

Строить надо было параллельно и завод, и поселок. Монтаж крыши и установка оборудования корпуса № 1 велись почти одновременно. Монтажники И. Зубков, С. Лавров, Л. Мазанов, М. Кочканов под руководством Н. Беляева устанавливали металлические фермы, бетонщики И. Костенко, А. Шаповал, Г. Гунин укладывали железобетонные плиты, заделывали цементом. Внизу под ними в корпусе работали люди, заливали бетонные полы, устанавливали станки. В любую минуту могла сорваться железобетонная плита. Но исключительная осторожность, точный расчет, большое напряжение сил позволили завершить работу без осечек.

Строительство корпуса для кузнечного цеха заканчивалось зимой, в сорокаградусный мороз. Арматурщики Н.Золотухин и А.Каторгин, бетонщики бригады И.Костенко устраивали фундаменты под батарейные молоты. Механизмов не было, все делалось вручную. Но люди отдавали все. силы работе. Дело было настолько срочным, что гл. инженер строительства Л. Я. Абрамов 10 суток не покидал объекта. Из командного пункта у котлована он руководил всей стройкой.

Из прифронтовой полосы начали прибывать эшелоны с оборудованием и людьми Тульского завода, предприятий Винюкова, Коврова, Москвы. Ноябрь 1941 г. Зима уже вступила в свои права. На станцию Безымянка прибывает новое пополнение. На левую и правую сторону железнодорожного полотна выгружаются станки, ящики с приборами, инструментами. А рабочие и служащие уже торопятся завозить оборудование в недостроенные корпуса. Автокран «Январец» был единственным подъемным механизмом. Он в основном использовался на строительстве завода. Взявшись за веревки или стальные канаты, под команду: «Раз-два, взяли», - развозили оборудование по местам.

Враг подходил к Москве. Люди были полны решимости быстрее построить завод, запустить производство. На совещании у первого директора завода принято решение: немедленно организовать выпуск продукции для фронта. Был издан приказ: «Работать круглосуточно. Всему руководящему составу завода запрещается оставлять рабочие места без особого разрешения».[5]

Особая задача была поставлена перед энергетиками. Им предстояло срочно обеспечить завод электроэнергией, теплом, в первую очередь - электроэнергией для пуска станков.

Ускоренными темпами шел монтаж трансформаторов, питающих кабелей, линий передач, распределительных пунктов и щитов. Работали в холодных корпусах, у разложенных костров или жаровен с зажженным коксом, ночью - при коптилках и факелах. В столовую электриков Г. Белкова, А. Бездельгина, В. Лебедева, Н. Царева, Г. Ковалевского и других директор завода водил строем. Их обслуживали без промедления, и они тут же строем возвращались на рабочие места. Все понимали, как дорога каждая потерянная минута.

Наконец был включен разъединитель на щите. Приборы показали: есть напряжение. Во втором, недостроенном, без крыши, корпусе рабочие ставили станки прямо на лед, подключали их и начинали работать. В декабре 1941 г. завод № 525 выдал первую партию пулеметов «ДШК». В ноябре—декабре 1941 г. было выпущено 1836 единиц ДШК. Они получили высокую оценку в войсках. По просьбам военных моряков на основе ДШК завод освоил выпуск сначала морских турельных, а затем и тумбовых установок для малых кораблей. Советские моряки вели из них огонь по самолетам противника, по легко-бронированным морским и береговым целям.[рис.5,6,7,8,9]

Чуть больше месяца понадобилось заводчанам, чтобы на фронт начали поступать авиапулеметы «ШКАС». Он делал 1800 -1900 выстрелов в минуту - сплошная нить летящего свинца. Этот пулемет был освоен еще в Туле, а после эвакуации Тульского оружейного завода производство пулемета развернули в Куйбышев на заводе № 525.

Когда советские войска разгромили врага и, заняв Берлин, вошли в рейхсканцелярию, среди трофеев увидели странный предмет. Прибывшие для осмотра специалисты с удивлением обнаружили под стеклом авиапулемет «ШКАС» 7,62 мм и находящийся при нем приказ Гитлера, гласивший, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такое же мощное оружие для авиации Германии. Чего, как известно, фашистам добиться так и не удалось.

Пулеметов требовалось все больше. Для увеличения выпуска продукции нужно было продолжать строительство завода и осуществлять ввод новых объектов - кузницы, литейного цеха и т.д. Очень быстро, в начале 1942 года, был пущен кузнечный цех, а до этого теплосиловой.

Завод получил пар. Паровые молоты, абразивные прессы, нагревательные печи устанавливались в недостроенном здании без крыши. Первый полуторатонный молот заработал под брезентовой кровлей.

Дефицит тепловой энергии решался в первые дни особенным образом. Потребовалось немедленно дать тепло-энергию в хромировочное отделение первого корпуса. По указанию зам. наркома Н.Д. Агеева были выделены 2 паровоза. Они своим ходом прибыли на территорию завода и были подключены к тепловым сетям. Вся «теплоэнергетическая» операция проведена за сутки, и цех начал давать продукцию.

Таких проявлений смекалки, оперативности, самоотверженного отношения к работе было немало. Рождался новый трудолюбивый коллектив, главным богатством которого были люди.

В июне 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР группа рабочих и руководителей производства, особенно отличившихся на трудовом фронте, была награждена орденами и медалями.

Эта радостная весть быстро облетела все цеха. Работа пошла еще интенсивнее. К концу дня огромное число производственников выполнило сменные задания на 200-600 процентов.

Значительную часть заводского коллектива в военные годы составляла молодежь. 14-15-летние подростки заменили ушедших на фронт отцов и старших братьев и стали к станкам. Многие из них были так малы ростом, что не доставали рукояток и им делали специальные подставки.[11]Ребята выполняли норму на 400 процентов.

Один из участников тех событий В.З. Яцука вспоминает: «Иной раз только придешь после 11-часовой смены к себе в землянку, только чуть согреешься и уснешь, а тебя будят. Смотришь, пришел начальник цеха или комсорг с просьбой поработать еще. Не хочется подниматься, тяжело, но кто-нибудь вскакивает и говорит: «Ребята, подъем!». И все, как один, снова в цехе. Работали столько, сколько нужно было...»[18]

В 1944 году с завода на фронт было отправлено 16910 пулеметов ДШК. Более чем в 12 раз за годы войны выросло и производство ШКАСов.

Трудовой героизм рабочего класса и пуск новых предприятий позволили увеличить выпуск промышленной продукции в Куйбшевской области в 1942 году по сравнению с 1940 годом в 5,1 раза, а по Куйбышеву – в 7,4 раза . патриотический подъем народа , его героический труд и самоотверженность создавали условия для превращения нашего края в могучий военно-промышленный арсенал.

Самоотверженный труд предприятия получил высокую оценку правительства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1945 г. завод был награжден орденом Ленина. Большая группа работников - орденами и медалями. За успехи, достигнутые в социалистическом соревновании в период Великой Отечественной Войны, заводу оставлено на вечное хранение Переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны.



Улицы, ведущие к Победе!

Проезд Машстрой

Территория завода располагается на улице, которая с 28 августа 1952года стала называться Проезд 9 Мая. Его застройка проходила параллельно возведению корпусов завода. Жить приехавшим было негде. Пришлось начинать с забот о жилье. В короткий срок вырос городок на 120 палаток. Здесь и поселились строители. Еще труднее стало, когда наступила осень. Пошли дожди. Вся территория Машстроя превратилась в сплошное месиво непролазной грязи. От проходной будущего завода до Нижнего поселка (там, где сейчас клуб «Заря») сделали из досок деревянные тротуары. Приближалась зима. Спешно были построены 54 большие двух- трехъярусные землянки, строились бараки, шлакоблочные дома.[рис. 10,11]

А уже после войны, в 1946 году рабочие завода напишут письмо: «На «Машстрое» практически не заботятся о создании нормальных бытовых условий для трудящихся. План капитального строительства жилищного фонда в 1946 был сорван, общежития ремонтируются некачественно, подсобное хозяйство работает плохо. Не ясно ли, что директор завода проявляет к нуждам рабочих бездушное отношение, а партком и его секретарь Шишкин не выполняют своих прямых обязанностей, не прилагают усилий, чтобы положить конец небольшевистскому отношению к запросам трудящихся.» [10]

И тогда было принято решение о застройки Проезда 9 мая, используя труд военнопленных. Дома, которые были ими построены, можно видеть и по сей день.

Еще одно воспоминание о «Машстрое» оставил бывший председатель Кировского райисполкома г. Куйбышева Николай Суруганов: «Если ехать по проспекту имени Гагарина, то по левую руку в просветах между современными многоэтажками можно видеть убогие домики… В октябре 1941 года они были единственными жилыми постройками поселка. Тут ютились семьи рабочих и инженеров-оружейников тульских и серпуховских заводов. В них эвакуированные размещались в каморках по 2-3 семьи. Память… сохранила дробный стук скорострельных авиапушек и крупнокалиберных пулеметов. Так проверялась продукция завода «Металлист». Подземного тира еще не было, а предприятие размещалось в непосредственной близости от Нижнего и Верхнего поселков Машстроя».[18]

Переулок Карякина в Самаре.

Переулок Карякина до 1995 года носил название Сад-Совхозный переулок. В годы войны здесь, от Машстроя до старого Безымянского рынка, зеленели Черновские сады. Сад-Совхозный переулок был переименован в честь генерального директора завода “Металлист” Бориса Ивановича Карякина (годы жизни: 1924-1988).

Борис Иванович родился в многодетной семье (четверо сыновей и две дочери), в селе Елшанка Николаевского района (ныне это Ульяновская область). Отец Бориса был первым председателем колхоза, когда решили объединить три маленьких колхоза в один, в знак уважения к своему председателю, новый колхоз назвали – “Карякин Стан”. Борис был старшим из сыновей. Он закончил семилетку, затем ФЗО, стал столяром-краснодеревщиком. Вскоре получает направление в артиллерийско-минометное училище в ПриВО. Весной 1943 года Карякин едет на Южный фронт. Борис Карякин, в то время уже ставший лейтенантом, прибывает в 486-й минометный полк резерва Главного Командования. Война закончилась для Карякина под Берлином. После войны Борис Иванович с отличием закончил авиационный техникум в Куйбышеве, а в 1958 году, после окончания вечернего отделения КуАИ, работал заместителем начальника цеха, потом начальником цеха завода имени Фрунзе. С января 1963 года возглавил партийную организацию этого завода.[3]

В 1964-1969 гг. Борис Карякин на посту секретаря Кировского РК КПСС. С марта 1969 года занимал пост директора завода “Металлист”. Успехи Б. И. Карякина отмечены правительственными наградами: двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской Революции, Государственной премией. [рис.12]

Улица имени Советской Армии- армии победительницы

Улицы с таким названием существуют во многих городах, и не случайно, что улица с таким названием есть в нашем городе в районе Машстроя, история которого начинается в годы Великой Отечественной войны.

Связь фронта и тыла неразрывна, и наш город не только «ковал оружие Победы», но и отправил на фронт лучших своих сынов. В июле 1941 года в куйбышевской области началось формирование народного ополчения, сыгравшего огромную роль в пополнении Красной Армии (с 1946 года Советской) в первые месяцы войны. В пригородах Куйбышева, каким тогда был Молотовский (ныне Советский) район, формировались воинские части, которые отправлялись потом на фронт. Каждый 3-й офицер РККА был выпускником одного из 160-ти военных училищ или курсов, работающих тогда в области. В запасных частях, дислоцированных в области, подготовлено 13500 маршевых подразделений численностью около 2 млн. человек, сформировано 2500 объединений, соединений и частей, среди них 85 ОМСБ (отдельная морская стреловая бригада )[13]

7-я Самарская дивизия участвовала в Сталинградской битве, 75-летие которой мы отмечали в феврале 2013 года. В разное время в ней служили великие полководцы Победы: маршал Советского Союза Г. К. Жуков, маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский. [2]

Улица Промышленности.

Как правило, решение о присвоении того или иного названия улице, принимается местными органами самоуправления с учетом ее особенностей: по профессии большинства людей, живущих на этой улице (улица Строителей, Фабричная), или по расположению относительно других частей города (Вокзальная, Центральная). Нетрудно догадаться, почему улица Промышленности носит такое название.

Руководство завода «Металлист», выпускающего промышленное оборудование, заботясь о своих рабочих, давало задание строить для них дома недалеко от завода, поэтому все жители этой улицы раньше были работниками завода, отсюда и название – улица Промышленности.

Но это после войны, а во время войны новое место еще не было подготовлено. Только-только закончилось строительство первого корпуса, у второго возведены лишь стены. Люди, эвакуированные из оккупированных районов страны, оказались в тяжелейших условиях. Из воспоминаний ветерана: «Зима 41 года выдалась суровой. Постоянно жгли костры, из пустых бочек делали «буржуйки», отогревались – и опять к станкам. Дневной паек – 500 граммов хлеба. Зачастую спали прямо в цехах, вповалку. Расквартированных в городе рабочих перевозили в вагонах-теплушках, причем набивалось людей столько, что они ехали стоя, тесно прижавшись друг к другу.» [11]

Улица Аэродромная

Улица Аэродромная названа так потому, что до середины прошлого века на этой территории располагался аэродром ОСАВИАХИМа (ДОСААФ). В годы ВОВ здесь садились самолеты иностранных делегаций.

В октябре 1941 года ГК Обороны принял решение учредить в Куйбышеве «запасную столицу» и эвакуировать в наш город правительство страны и иностранные дипломатические миссии. Посольства прибыли в Куйбышев 20 октября 1941 года. Городские власти предоставили посольствам лучшие старинные особняки в центре города. [1]

Норвежский посол в 1942 году в одном из своих писем говорил, что время, проведенное в «симпатичном, но столь далеком Куйбышеве» явился главой в жизни, смешавшей «печальные и радостные события» [16].

Дипломатический корпус оставался в Самаре до августа 1943 года. Только после битвы на Курской дуге, когда окончательно определилась наша победа, иностранные представительства стали покидать Самару. А Самара продолжала жизнь обычного провинциального русского города военной поры. Впрочем, не совсем обычного: она оставалась важнейшим арсеналом фронта. [8]



























Парк Победы.

Подвиг генерала!

Парк Победы был заложен в 1977 году и занимает в настоящее время площадь примерно в 13 га. Парк расположен в Советском районе городского округа Самара в пределах улиц Аэродромная, Энтузиастов, Мориса Тореза и Карбышева. Улица Карбышева (бывший 8-й проезд) переименована в 1965 году в честь легендарного генерала-лейтенанта Дмитрия Михайловича Карбышева. [3]

В августе 1941 года, пробиваясь из окружения, будучи контуженным, он попал в плен к фашистам. Коменданту концлагеря «Шталаг-324» поступил приказ Гиммлера склонить Карбышева к службе рейху, но генерал отверг это предложение. За три с половиной года он прошел сквозь ад тринадцати лагерей смерти, в том числе Освенцим, Майданек, Заксенхаузен. Старый генерал не только не сдался, но и вел активную подпольную работу, разработав даже «Правила поведения советских людей в фашистском плену».

Железная стойкость советского генерала бесила фашистов. Враги боялись его авторитета среди заключенных. В ночь с 17 на 18 февраля 1945 года фашистские изверги вывели 65-летнего генерала раздетым на площадь Маутхаузена и обливали его холодной водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную статую. [7]

В 1946 году Карбышеву было посмертно присвоено звание «Герой Советского Союза». А в лагере смерти Маутхаузен установлен ему памятник «Непокоренный». Память героя увековечена и в парке Победы.[рис.13,14,15]

Памятник генералу Д.М. Карбышеву, Вечный огонь, памятник участникам ВОВ, а также Монумент Участников Парада Победы в Москве 1945 года, составляют мемориальный комплекс Героев СССР.

Памятники победы.

На территории парка постоянно действует выставка боевой техники, ее символом стала военная гаубица времен ВОВ - любимая игрушка всех детей.

Недалеко от центрального входа в парк в 2007 году была построена на средства ветеранов и инвалидов часовня в честь русских святых мучеников Бориса и Глеба. А рядом 26 октября 2007 года был открыт монумент в честь малолетних узников фашистских концлагерей.

В мае 2000 года было принято решение о строительстве Дворца ветеранов на месте пустыря в парке Победа. Торжественное открытие Дворца ветеранов состоялось в 9 мая 2001 года. Дворец ветеранов - является первым в России, как по своему названию, так и по назначению. На базе Дворца ветеранов и его филиалов осуществляют свою деятельность 23 некоммерческих ветеранских общественных организаций. Пенсионеры и ветераны города Самары имеют уникальную возможность участия во всех мероприятиях - просветительских акциях – в творческих встречах с известными людьми, в выставках, в торжественных мероприятиях, концертах и праздниках Дворца ветеранов на благотворительной основе.[рис 16,17,18,19,20,21,]

Популярность парка, насыщенного символами и образами времен Великой Отечественной войны, свидетельствует о целесообразности создания тематического парка, посвященного Великой Отечественной войне. Об этом же свидетельствуют и предложения жителей Самары, считающих, что следует сохранить мемориальный облик и военно-историческую направленность парка культуры и отдыха имени 30 лет Победы.

Каждый год 9 мая на территории парка проходят торжественные мероприятия, посвященные празднованию Великой Победы. [22,23]

День Победы!

Его ждали все, от мала до велика, ловя из репродуктора незабываемый голос Левитана, читая на станицах газет «сводки» о взятии новых городов. И всем сердцем желая только одного – сообщения о Победе. И все-таки … оно пришло неожиданно и обрушилось на головы людей «счастьем со слезами на глазах».[14]А мы перелистываем страницы «Волжской коммуны» и останавливаемся на том самом дне – 9 Мая 1945 года.

«В тот тихий предрассветный час раздался голос Москвы. Левитан торжественно и взволнованно возвестил миру о Победе. И мгновенно город проснулся, ожил. Люди выбегали на улицы, обнимались, целовались, плакали и смеялись от счастья. <…> Раскрываются окна, люди кричат на улицу:

- Победа, враг разбит!

- Победа! Слава Красной Армии! Слава Сталину!

Город ликует. Всенародный праздник начался». [ 15 ].

Все спешили на заводы, в родной коллектив, где проведено столько бессонных ночей, где столько пережито. И на заводе «Металлист» по случаю Великой Победы тоже состоялся многолюдный митинг. С вдохновением выступали на нем заводчане. В каждом их слове звучало торжество, радость, гордость за нашу страну, за армию-победительницу, за наш великий народ.

Народ, конечно, знал и ведал

И тайной мыслью жил одной,

Что, если уж придет Победа,

То обязательно весной.

Евгений Чепурных












Заключение.

Прикоснувшись к истории моего района так близко, я понимаю, что им можно и нужно гордиться! Здесь создавалось оружие Победы. История Машстроя — это страницы трудовой славы моего города, повествующие о нелегком, но таком необходимом промышленном прорыве, совершенном в годы Великой Отечественной войны.

Познакомившись с историей завода, улиц и парка Победы, изучив литературные и газетные материалы, можно сделать вывод о том, что поставленные перед нами задачи выполнены. Подводя итоги и обобщая результаты исследовательской работы, можем сказать, что цель достигнута.

Знакомство с историко-культурными памятниками Советского района дает мощный эмоциональный заряд нравственного и духовного возрождения.

Нашим районом можно и нужно гордиться, любоваться, восхищаться. Достойны этого его история, облик и, в первую очередь, люди, которые создали всю эту красоту.

 Шагая в ногу со временем, наш район с каждым годом  становится все уютнее и краше. Мне нравится, что он растёт, преображается, облагораживается, становится таким красивым и современным.











Список литературы

1 Дмитриева Э.Я., Кабытов П.С. Самарская область. Учебное пособие. Самара,1998г.

2 Г.К.Жуков, Воспоминания и Размышления, Москва, 1990

3А.М.Липатова Самарских улиц имена. Самара, 2003

4 А.И. Михайлов, Герои Земли Самарской. Самара 2002г

5Е.Медведев, М. Виданов Край родной, навек любимый. Куйбышевское книжное издательство. 1975Г.

6 Я.Г. Пылявского, Самара Куйбышев, Хроника событий, Куйбышевское книжное издательство, 1985г.

7 Е.Г. Решин, Генерал Карбышев, Москва Издательство ДОСААФ. 1987г.

8 Л.В. Храмков, Н.П. Храмкова, Край Самарский, Куйбышевское книжное издательство, 1988г.

9 Волжская коммуна от 11.12.2004.

10 Волжская коммуна от 20.02.2007

11 Волжская коммуна от 16.04.2005

12 Волжская коммуна от 22.11. 1941

13. Волжская коммуна от 15.09. 1942

14. Волжская коммуна от 08.05. 1945

15. Волжская коммуна от 09.05. 1945

16. Волжская коммуна от 11.01.2003

17. Охранное обязательство №50-11/1774 Пользователя объекта культурного наследия. Министерство культуры Самарской области.

18. http://www.metallist-s.ru/







Приложение

Рисунок №1

112


Рисунок №2

http://mou107-samara.narod.ru/olderfiles/1/shkola_v_1950.jpg

Рисунок №3

http://mou107-samara.narod.ru/olderfiles/1/shkola_v_1954.jpg

Рисунок №4

http://cs411420.vk.me/v411420117/8abb/M0-rK80uyu8.jpg



Рисунок №5

http://m-vremya.ru/wp-content/uploads/2012/04/f2-519x220.jpg

Рисунок №6

http://www.metallist-s.ru/pic/history/1.gif

Рисунок №7

http://metallist-s.ru/pic/history/6.gif


Рисунок №8

http://metallist-s.ru/pic/history/2.gif

Рисунок №9

http://metallist-s.ru/pic/history/4.gif






Рисунок №10

IMG_2872

Рисунок №11

IMG_7030


Рисунок №12

фото Б. И. Карякина

Рисунок №13

http://regions.kidsreview.ru/sites/default/files/imagecache/oww/04/28/2013_-_1819/park_im._30_let_pobedy_samara.jpg


Рисунок №14

C:\Users\Наталья\Desktop\1344848163_7613321_80d756d0.jpg

Рисунок №15

http://samara.psati.ru/pamyat/5/5-4/5-4-2/5-4-2.JPG

Рисунок №16

C:\Users\Наталья\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\DSC_0020.jpg

Рисунок №17

http://samara.psati.ru/park/pobed/21/21.JPG

Рисунок №18

http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/kolb-anastasia.b/0_62058_2dc89c1b_XL.jpg

Рисунок №19

http://ic.pics.livejournal.com/kan_kendarat/16881020/44608/44608_900.jpg



Рисунок №20

http://samara.psati.ru/park/pobed/07/07.JPG

Рисунок №21

http://img-fotki.yandex.ru/get/3905/smet-el.3/0_1bf42_5c3a843_XL


Рисунок №22

http://samara.psati.ru/pamyat/8/8-1/8-1-18/3/3.JPG

Рисунок №23

http://stat19.privet.ru/lr/0d13edeb1a6f04839e185496d2567ed5



урок-экскурсия Советский тыл в ВОВ для 9 и 11 класса
  • Классному руководителю
Описание:

Патриотическое воспитание учащихся в историко-краеведческой работе как фактор формирования их гражданственности. В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учениками исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности ученика, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение. Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет индивидуальная краеведческая работа, это способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважение к опыту предыдущих поколений. Одна из главных особенностей нашей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. В своей практике мы используем для решения такой серьезной задачи метод привлечения школьников к самостоятельной деятельности

Я однажды предложила учащимся поинтересоваться историей близлежащих окрестностей, самого места, где расположена наша школа. Для себя ребята сделали открытие. Они узнали, что на месте, где сейчас стоит наша школа, был пустырь,  на котором располагалась зенитная батарея для охраны завода.

Продуктом такой деятельности стала творческая работа «Улицы помнят…»

Она  положила начало созданию туристических маршрутов района, где находится наша школа.

Таких насчитываются уже - три.

Данные работы используются на уроках истории и географии, как виртуальные, так и уроки-экскурсии, которые проводят ученики 10-11 классов.

 

Практическая направленность изучения исторического краеведения способствует изменению отношения учащегося к обучению, помогает установить связь теории с практикой, ощутить себя причастным к истории, тем самым закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма

Автор Мишина Галина Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 550
Номер материала 36823
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓