Главная / Русский язык и литература / Урок чтения А.П. Чехов «Хамелеон»

Урок чтения А.П. Чехов «Хамелеон»

Урок по чтению А.П. Чехов «Хамелеон»

Учитель: Фоминых Г.Я.

Цели: Познакомить учащихся с жизнью писателя, рассказом «Хамелеон», раскрыть смысл его названия.

Развитие навыков самоанализа художественного произведения, техники чтения.

Коррекция устной речи учащихся.

Воспитание интереса к предмету, стремления к чтению, чувства юмора.

Ход урока:

  1. Орг. момент

А) Психолого-педагогический настрой:

Давайте будем беречь друг друга

От неприятностей и от недугов.

Я желаю тебе добра сегодня,

Ты желаешь мне сегодня любви.

Если будет трудно тебе одному,

Я тебе, как смогу, помогу.

Б) Сообщение темы и целей урока:

Знать:

  • Биографию А.П. Чехова

  • Что такое юмор и сатира

  • Кто такой хамелеон

Уметь:

  • Инсценировать

  • Анализировать рассказ

  • Выразительно читать по ролям

  1. Основная часть

А) Эпиграф

Не тот человек, кто себя лишь блюдет

А тот, кто о людях исполнен забот.

Не в том, чтобы вещи копить, благодать,

А в том, чтобы душу за ближних отдать. (Юсуф Баласагунский)

- Как вы понимаете эти слова?

- В чем смысл жизни человека?

Б) Логоминутка (чтение по 1 строчке)

В) Проверка домашнего задания.

  • Кто были родители Чехова?

  • Почему Антону рано пришлось начать работать?

  • Кем он был после университета?

  • Какую сценку изображал с братом Антон?

Г) Вывод: Обратимся к словам великих.

М.Горький писал: «В каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно, человеческого сердца» (показ портрета Чехова)

Д) Слово учителя: одним из рассказов Чехова мы сегодня познакомимся. Рассказ называется «Хамелеон»

Е) Опережающее задание: Хамелеон (таблица – лексическое значение, иллюстрация – ящерица хамелеон)

Хамелеон - ящерица, которая отличается умением быстро менять свой цвет, подгоняя окраску в тон окружающему фону. Можно смотреть на хамелеона в упор и не видеть его. Пальцы на длинных ногах срослись в клешню – удобно держаться на ветке. Глаза смотрят в разные стороны, независимо друг от друга. Хвост закручивается спиралью. Длина языка хамелеона может превышать длину его тела, он им ловит насекомых.

Ж) Словарная работа: надзиратель, городовой, конфискованный крыжовник, мировой.

З) Чтение рассказа учителем.

И) Физминутка

Для здоровья, для порядка

Дружно сделаем зарядку:

Головою два кивка

И в ладоши два хлопка,

Вот мы к лампе потянулись,

Вот присели. Разогнулись.

Вправо – влево наклонились

И на месте покружились.

На носок, потом на пятку – вот и сделали зарядку!

К) Слово учителя: Сегодня мы не раз уже слышали, что рассказы Чехова юмористические. Что такое юмор? (таблица)

Юмор необходимо отличать от сатиры. (таблица) А сейчас мы перенесемся на базарную площадь и посмотрим что же там происходит. (сценка)

Автор: Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руках. За ним шагает городовой с решетом в руках.

Хрюкин: Так ты кусаться, окаянная? Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться!

Очумелов: По какому это случаю тут? Почему тут? Кто кричал?

Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю. И вдруг подлая тварь ни с того ни с чего хвать за палец. Я человек, который работающий, пущай мне заплатят.

Очумелов: Хорошо. Чья собака? Я покажу вам, как собак распускать!

Голос: Это, кажись, генерала Жигалова.

Очумелов: Генерала Жигалова? Сними – ка Елдырин с меня пальто. Как она могла тебя укусить?

Голос: Он, ваше благородие, цегаркой ей в харю для смеха, а она не будь дуррой, и тяпни.

Голос: Нет, это не генеральская!

Очумелов: Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие. А эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида, подлость одна только.

Голос: А может и не генеральская. На харе у неё не написано.

Очумелов: Наденька, брат Елдырин, на меня пальто. Знобит. Ты отведешь её к генералу, скажешь, что я прислал.

Автор: Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада. Очумелов, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

Л) Индивидуально – дифференцированные задания по карточкам. (красная – 1 тг, желтая – 2 тг, зеленая – 4тг)

1. Сколько раз Очумелов меняет свое решение и что он говорит о собаке? (кр).

2. От чего зависит принятие Очумеловым столь разных решений? (кр).

3. Имели для Очумелова значение правда и справедливость? (жел)

4. Найдите описание Хрюкина, Прочитайте. Что можно о нем сказать? (зел)

5. Кто виноват в происшествии собака или сам Хрюкин? Обоснуй. (жел)

6. Что из себя представляют жители – толпа? (жел)

7. Составить по жанровым рисункам рисованный фильм. (кр).

М) Гимнастика для глаз

3. Итог урока

4.Домашнее задание: Индивидуально – дифференцированно по вопросам учебника.



Урок чтения А.П. Чехов «Хамелеон»
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели: Познакомить учащихся с жизнью писателя, рассказом «Хамелеон», раскрыть смысл его названия.

Развитие навыков самоанализа художественного произведения, техники чтения.

Коррекция устной речи учащихся.

Воспитание интереса к предмету, стремления к чтению, чувства юмора.

Ход урока:

  • 1.Орг. момент

А) Психолого-педагогический настрой:

Давайте будем беречь друг друга

От неприятностей и от недугов.

Я желаю тебе добра сегодня,

Ты желаешь мне сегодня любви.

Если будет трудно тебе одному,

Я тебе, как смогу, помогу.

Б) Сообщение темы и целей урока
Автор Фоминых Галина Яковлевна
Дата добавления 25.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 944
Номер материала 59701
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓