Урок по
чтению А.П. Чехов «Хамелеон»
Учитель:
Фоминых Г.Я.
Цели:
Познакомить учащихся с жизнью писателя, рассказом «Хамелеон», раскрыть смысл
его названия.
Развитие навыков
самоанализа художественного произведения, техники чтения.
Коррекция устной
речи учащихся.
Воспитание
интереса к предмету, стремления к чтению, чувства юмора.
Ход урока:
1.
Орг.
момент
А)
Психолого-педагогический настрой:
Давайте будем
беречь друг друга
От неприятностей и
от недугов.
Я желаю тебе добра
сегодня,
Ты желаешь мне
сегодня любви.
Если будет трудно
тебе одному,
Я тебе, как
смогу, помогу.
Б) Сообщение темы
и целей урока:
Знать:
·
Биографию
А.П. Чехова
·
Что
такое юмор и сатира
·
Кто
такой хамелеон
Уметь:
·
Инсценировать
·
Анализировать
рассказ
·
Выразительно
читать по ролям
2.
Основная
часть
А) Эпиграф
Не тот человек,
кто себя лишь блюдет
А тот, кто о людях
исполнен забот.
Не в том, чтобы
вещи копить, благодать,
А в том, чтобы
душу за ближних отдать. (Юсуф Баласагунский)
- Как вы
понимаете эти слова?
- В чем смысл
жизни человека?
Б) Логоминутка (чтение
по 1 строчке)
В) Проверка
домашнего задания.
·
Кто
были родители Чехова?
·
Почему
Антону рано пришлось начать работать?
·
Кем
он был после университета?
·
Какую
сценку изображал с братом Антон?
Г) Вывод:
Обратимся к словам великих.
М.Горький писал:
«В каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий
вздох чистого, истинно, человеческого сердца» (показ портрета Чехова)
Д) Слово учителя:
одним из рассказов Чехова мы сегодня познакомимся. Рассказ называется
«Хамелеон»
Е) Опережающее задание:
Хамелеон (таблица – лексическое значение, иллюстрация – ящерица хамелеон)
Хамелеон -
ящерица, которая отличается умением быстро менять свой цвет, подгоняя окраску в
тон окружающему фону. Можно смотреть на хамелеона в упор и не видеть его.
Пальцы на длинных ногах срослись в клешню – удобно держаться на ветке. Глаза
смотрят в разные стороны, независимо друг от друга. Хвост закручивается
спиралью. Длина языка хамелеона может превышать длину его тела, он им ловит
насекомых.
Ж) Словарная
работа: надзиратель, городовой, конфискованный крыжовник, мировой.
З) Чтение рассказа
учителем.
И) Физминутка
Для здоровья, для
порядка
Дружно сделаем
зарядку:
Головою два кивка
И в ладоши два
хлопка,
Вот мы к лампе
потянулись,
Вот присели.
Разогнулись.
Вправо – влево
наклонились
И на месте
покружились.
На носок, потом на
пятку – вот и сделали зарядку!
К) Слово учителя:
Сегодня мы не раз уже слышали, что рассказы Чехова юмористические. Что такое
юмор? (таблица)
Юмор необходимо
отличать от сатиры. (таблица) А сейчас мы перенесемся на базарную площадь и
посмотрим что же там происходит. (сценка)
Автор: Через
базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с
узелком в руках. За ним шагает городовой с решетом в руках.
Хрюкин: Так ты кусаться,
окаянная? Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться!
Очумелов: По
какому это случаю тут? Почему тут? Кто кричал?
Хрюкин: Иду я,
ваше благородие, никого не трогаю. И вдруг подлая тварь ни с того ни с чего
хвать за палец. Я человек, который работающий, пущай мне заплатят.
Очумелов: Хорошо.
Чья собака? Я покажу вам, как собак распускать!
Голос: Это,
кажись, генерала Жигалова.
Очумелов: Генерала
Жигалова? Сними – ка Елдырин с меня пальто. Как она могла тебя укусить?
Голос: Он, ваше
благородие, цегаркой ей в харю для смеха, а она не будь дуррой, и тяпни.
Голос: Нет, это не
генеральская!
Очумелов: Я и сам
знаю. У генерала собаки дорогие. А эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида,
подлость одна только.
Голос: А может и
не генеральская. На харе у неё не написано.
Очумелов:
Наденька, брат Елдырин, на меня пальто. Знобит. Ты отведешь её к генералу,
скажешь, что я прислал.
Автор: Прохор
зовет собаку и идет с ней от дровяного склада. Очумелов, запахиваясь в шинель,
продолжает свой путь по базарной площади.
Л) Индивидуально –
дифференцированные задания по карточкам. (красная – 1 тг, желтая – 2 тг,
зеленая – 4тг)
1. Сколько раз
Очумелов меняет свое решение и что он говорит о собаке? (кр).
2. От чего зависит
принятие Очумеловым столь разных решений? (кр).
3. Имели для
Очумелова значение правда и справедливость? (жел)
4. Найдите
описание Хрюкина, Прочитайте. Что можно о нем сказать? (зел)
5. Кто виноват в
происшествии собака или сам Хрюкин? Обоснуй. (жел)
6. Что из себя
представляют жители – толпа? (жел)
7. Составить по
жанровым рисункам рисованный фильм. (кр).
М) Гимнастика для
глаз
3. Итог
урока
4.Домашнее
задание:
Индивидуально – дифференцированно по вопросам учебника.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.