Инфоурок Литература КонспектыУрок чтения А.П. Чехов «Хамелеон»

Урок чтения А.П. Чехов «Хамелеон»

Скачать материал

Урок по чтению А.П. Чехов «Хамелеон»

 Учитель: Фоминых Г.Я.

Цели: Познакомить учащихся с жизнью писателя, рассказом «Хамелеон», раскрыть смысл его названия.

Развитие навыков самоанализа художественного произведения, техники чтения.

Коррекция устной речи учащихся.

Воспитание интереса к предмету, стремления к чтению, чувства юмора.

Ход урока:

1.                  Орг. момент

А) Психолого-педагогический настрой:

Давайте будем беречь друг друга

От неприятностей и от недугов.

Я желаю тебе добра сегодня,

Ты желаешь мне сегодня любви.

Если будет трудно тебе одному,

Я  тебе, как смогу, помогу.

Б) Сообщение темы и целей урока:

Знать:

·                    Биографию А.П. Чехова

·                    Что такое юмор и сатира

·                    Кто такой хамелеон

Уметь:

·                    Инсценировать

·                    Анализировать рассказ

·                    Выразительно читать по ролям

2.                  Основная часть

А) Эпиграф

Не тот человек, кто себя лишь блюдет

А тот, кто о людях исполнен забот.

Не в том, чтобы вещи копить, благодать,

А в том, чтобы душу за ближних отдать. (Юсуф Баласагунский)

 - Как вы понимаете эти слова?

- В чем смысл жизни человека?

Б) Логоминутка (чтение по 1 строчке)

В) Проверка домашнего задания.

·                    Кто были родители Чехова?

·                    Почему Антону рано пришлось начать работать?

·                    Кем он был после университета?

·                    Какую сценку изображал с братом Антон?

Г) Вывод: Обратимся к словам великих.

М.Горький писал: «В каждом из юмористических рассказов Антона Павловича я слышу тихий, глубокий вздох чистого, истинно, человеческого сердца» (показ портрета Чехова)

Д) Слово учителя: одним из рассказов Чехова мы сегодня познакомимся. Рассказ называется «Хамелеон»

Е) Опережающее задание: Хамелеон (таблица – лексическое значение, иллюстрация – ящерица хамелеон)

Хамелеон  - ящерица, которая отличается умением быстро менять свой цвет, подгоняя окраску в тон окружающему фону. Можно смотреть на хамелеона в упор и не видеть его. Пальцы на длинных ногах срослись в клешню – удобно держаться на ветке. Глаза смотрят в разные стороны, независимо друг от друга. Хвост закручивается спиралью.  Длина языка  хамелеона может превышать длину его тела, он им ловит насекомых.

Ж) Словарная работа: надзиратель, городовой, конфискованный крыжовник, мировой.

З) Чтение рассказа учителем.

И) Физминутка

Для здоровья, для порядка

Дружно сделаем зарядку:

Головою два кивка

И в ладоши два хлопка,

Вот мы к лампе потянулись,

Вот присели. Разогнулись.

Вправо – влево наклонились

И на месте покружились.

На носок, потом на пятку – вот и сделали зарядку!

К) Слово учителя:  Сегодня мы не раз уже слышали, что рассказы Чехова юмористические. Что такое юмор? (таблица)

Юмор необходимо отличать от сатиры. (таблица) А сейчас мы перенесемся на базарную площадь и посмотрим что же там происходит. (сценка)

Автор: Через базарную площадь  идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руках. За ним шагает городовой с решетом в руках.

Хрюкин: Так ты кусаться, окаянная? Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться!

Очумелов: По какому это случаю тут? Почему тут? Кто кричал?

Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю. И вдруг подлая тварь ни с того ни с чего хвать за палец. Я человек, который работающий, пущай мне заплатят.

Очумелов: Хорошо. Чья собака? Я покажу вам, как собак распускать!

Голос: Это, кажись, генерала Жигалова.

Очумелов: Генерала Жигалова? Сними – ка  Елдырин с меня пальто. Как она могла тебя укусить?

Голос: Он, ваше благородие, цегаркой ей в харю для смеха, а она не будь дуррой, и тяпни.

Голос: Нет, это не генеральская!

Очумелов: Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие. А эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида, подлость одна только.

Голос: А может и не генеральская. На харе у неё не написано.

Очумелов: Наденька, брат Елдырин, на меня пальто. Знобит. Ты отведешь её к генералу, скажешь, что я прислал.

Автор: Прохор зовет собаку и идет с ней от дровяного склада. Очумелов, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади.

Л) Индивидуально – дифференцированные задания по карточкам. (красная – 1 тг, желтая – 2 тг, зеленая – 4тг)

1. Сколько раз Очумелов меняет свое решение и что он говорит о собаке? (кр).

2. От чего зависит принятие Очумеловым столь разных решений? (кр).

3. Имели для Очумелова значение правда и справедливость? (жел)

4. Найдите описание Хрюкина, Прочитайте.  Что можно о нем сказать? (зел)

5. Кто виноват в происшествии собака или сам Хрюкин? Обоснуй. (жел)

6. Что из себя представляют жители – толпа? (жел)

7. Составить по жанровым рисункам рисованный фильм. (кр).

М) Гимнастика для глаз

3. Итог урока

4.Домашнее задание: Индивидуально – дифференцированно по вопросам учебника.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок чтения А.П. Чехов «Хамелеон»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели: Познакомить учащихся с жизнью писателя, рассказом «Хамелеон», раскрыть смысл его названия.Развитие навыков самоанализа художественного произведения, техники чтения.Коррекция устной речи учащихся.Воспитание интереса к предмету, стремления к чтению, чувства юмора.Ход урока: 1.Орг. моментА) Психолого-педагогический настрой: Давайте будем беречь друг другаОт неприятностей и от недугов.Я желаю тебе добра сегодня,Ты желаешь мне сегодня любви.Если будет трудно тебе одному,Я тебе, как смогу, помогу. Б) Сообщение темы и целей урока

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 964 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2020 160
    • DOCX 34.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лутохина Мария Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лутохина Мария Ивановна
    Лутохина Мария Ивановна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 96343
    • Всего материалов: 210

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 200 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 313 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 367 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы классической механики

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе