Главная / Биология / урок биологии "Жизнедеятельность клеток"

урок биологии "Жизнедеятельность клеток"

Дата

Предмет биология

Класс 6 Урок 7


Название занятия

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.

Лабораторная работа № 4.

Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.

Общие цели

Цель

Знать основные процессы, происходящие в растительной клетке.

Знать процессы, происходящие в цитоплазме.

Знать, как питается и дышит клетка растения.

Знать, как происходит деление растительной клетки.

Уметь сравнивать растительные клетки кожицы лука и элодеи.. Делать выводы.

Уметь работать с микроскопом и готовить микропрепараты.

Результат обучения

Актуализация ЗУН

Знают основные процессы, происходящие в растительной клетке.

Знают процессы, происходящие в цитоплазме.

Знают, как питается и дышит клетка растения.

Знают, как происходит деление растительной клетки.

Умеют сравнивать растительные клетки кожицы лука и элодеи.. Делать выводы.

Умеют работать с микроскопом и готовить микропрепараты.

Приобретают навыки работы в составе малых групп.

Применят свои творческие способности при выполнении заданий.

Ключевые идеи

Жизнедеятельность клеток. Движение цитоплазмы. Рост, деление, дыхание, фотосинтез, питание.

Источники

Учебник химии 6 класса § 7

Электронный учебник «Биология 6 класс»

Материалы и оборудование

ИКТ. Компьютер, проектор, экран, презентация.

Электронный учебник « Биология 6 класс». Опорные схемы.

Раздаточный материал: маркеры, стикеры, ватман, фломастеры.

Таблицы «Строение клетки»

Оборудование: микроскоп, лук, зеленый лист элодеи. Пипетка, препаровальная игла, пинцет, предметное и покровное стекла, вода, фильтровальная бумага.

Ход занятия


Этапы проведения занятия

Время –


Действия учителя и действия учеников

1. Организационный момент.

2. Мотивация.


3 мин.



Подготовка к уроку. Приветствие. Краткое, сообщение плана урока.

Распределение по группам. Правила работы в группе, распределение ролей.

Продолжаем изучать тему «Клеточное строение растений (5 часов)».

3. Актуализация


10 мин

Биологический диктант

  1. Прозрачное, полужидкое вещество клетки – (цитоплазма)

  2. Накапливает вещества, регулирует давление клеточной жидкости (вакуоль)

  3. Участвует в образовании органических веществ, придает растению различную окраску (пластиды)

  4. Участвует в размножении (ядро)

  5. Защищает клетку от повреждений (оболочка)

  6. Осуществляется обмен веществ между клетками (поры)

  7. Придает клетке форму и прочность (оболочка)

  8. Пребывает в беспрерывном движении (цитоплазма)

  9. Полость в цитоплазме, заполненная клеточным соком (вакуоль)

  10. Контролирует все жизненные процессы клетки (ядро)

4. Формирование новых знаний и способов действия

КМ «Мозговой штурм»

Рассказ с элементами беседы










Составление схемы


15 мин.

Стадия вызова

Мозговой штурм

  1. Для чего питаются живые организмы?

  2. Чем отличается питание животных от питания растений?

  3. Какие газы поглощаются и выделяются при дыхании?

Стадия осмысления

Чем отличаются тела живой природы от тел неживой природы? Из чего состоят организмы? Нам необходимо доказать, что клетки живые. Как осуществляются жизненно важные процессы в клетке?

Записываем тему урока.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.

Лабораторная работа № 4.

Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.

Основные процессы жизнедеятельности клетки (рассказ учителя).

Предположите, как клетки питаются?

Клетки связаны между собой цитоплазматическими мостиками. Межклеточное вещество связывает клетки между собой. Цитоплазма в клетке движется и, поэтому питательные вещества, газы от пор и оболочки поступают ко всем органоидам. В цитоплазме происходят процессы питания и дыхания.

Межклетники – пространство между клетками - образуются в результате его разрушения и округления клеток. Они заполняются воздухом.

Какой можно сделать вывод из рассказа?

Вывод. Цитоплазма – основная часть клетки. В цитоплазме происходят процессы питания и дыхания.

Питание клетки. В клетках растения много пластидов зеленого цвета. Они осуществляют фотосинтез. В ходе этого процесса в растительных клетках образуются питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Но чтобы клетки растений могли их производить. необходимы вода и растворенные в ней минеральные вещества, свет, углекислый газ.

Вывод. В клетках растения много пластидов зеленого цвета. Они осуществляют фотосинтез.

Дыхание растений. При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Дышат растения через оболочку клеток и через специальные приспособления в покровах листьев, стеблей, веток.

Деление клетки (рассказ с использованием дидактического материала).

Обратить внимание:

Хромосомы – цилиндрические тельца ядра, передающие наследственные признаки.

Число хромосом при делении клетки не меняется!

Дочерние клетки несут столько же хромосом, что и материнская.

Старые клетки отличаются от молодых по размерам и количеству вакуолей.

Каждая клетка изменяется в процессе жизнедеятельности, растет, старее, размножается или погибает. Рост и восстановление поврежденных частей растения происходит за счет размножения клеток.

5.Физкультминутка


6. Применение. Формирование умений и навыков.




Работа в тетрадях

выполнение лаб. работы по инструктивной карточке в группах


2 мин.


12 мин.

Выполнение физических упражнений под музыку.

  1. Лабораторная работа № 4

Изучение растительной клетки на примере кожицы лука, листа элодеи.

Цель : научиться сравнивать различные клетки растений, выявлять их сходство и отличие.

Ход работы:

  1. Сделайте в тетради зарисовки препарата из кожицы лука, рассмотренного под микроскопом.

  2. Напишите названия частей клетки.

  3. Снимите кожицу с нижней стороны зеленого листа элодеи. Приготовьте микропрепарат.

  4. Рассмотрите клетку зеленого листа. Зарисуйте и подпишите все ее части.

5. Сравните рассмотренные клетки между собой. В чем их отличия?

ОдО и СО

1 мин.

Свод оценок по листу оценивания. Подведение итогов по уроку.

Объявление результатов формативного оценивания.

7. Информация о домашнем задании.

1мин.

Учитель информирует о домашнем задании, дает консультацию.

Учебник § 7 рабочая тетрадь часть 1 «Строение и жизнедеятельность растений».

Ответить на вопросы стр. 28 учебника

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

1 мин.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вызвало затруднение?

Как вы оцениваете работу своей группы. На стикерах напишите свои пожелания и поместите «Мое настроение»

Секретарь даст оценку работе каждого в группе по оценочному листу.

Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы.







урок биологии "Жизнедеятельность клеток"
  • Биология
Описание:

Дата

Предмет биология

Класс 6 Урок 7

Название занятия

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.

Лабораторная работа № 4.

Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.

Общие цели

Цель

Знать основные процессы, происходящие в растительной клетке.

Знать процессы, происходящие в цитоплазме.

Знать, как питается и дышит клетка растения.

Знать, как происходит деление растительной клетки.

Уметь сравнивать растительные клетки кожицы лука и элодеи.. Делать выводы.

Уметь работать с микроскопом и готовить микропрепараты.

Результат обучения

Актуализация ЗУН

Знают основные процессы, происходящие в растительной клетке.

Знают процессы, происходящие в цитоплазме.

Знают, как питается и дышит клетка растения.

Знают, как происходит деление растительной клетки.

Умеют сравнивать растительные клетки кожицы лука и элодеи.. Делать выводы.

Умеют работать с микроскопом и готовить микропрепараты.

  • Приобретают навыки работы в составе малых групп.
  • Применят свои творческие способности при выполнении заданий.

Ключевые идеи

Жизнедеятельность клеток. Движение цитоплазмы. Рост, деление, дыхание, фотосинтез, питание.

Источники

Учебник химии 6 класса § 7

Электронный учебник «Биология 6 класс»

Материалы и оборудование

ИКТ. Компьютер, проектор, экран, презентация.

Электронный учебник « Биология 6 класс». Опорные схемы.

Раздаточный материал: маркеры, стикеры, ватман, фломастеры.

Таблицы «Строение клетки»

Оборудование: микроскоп, лук, зеленый лист элодеи. Пипетка, препаровальная игла, пинцет, предметное и покровное стекла, вода, фильтровальная бумага.

Ход занятия

Этапы проведения занятия

Время –

Действия учителя и действия учеников

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

3 мин.

Подготовка к уроку. Приветствие. Краткое, сообщение плана урока.

Распределение по группам. Правила работы в группе, распределение ролей.

Продолжаем изучать тему «Клеточное строение растений (5 часов)».

3. Актуализация

10 мин

Биологический диктант

  • 1.Прозрачное, полужидкое вещество клетки – (цитоплазма)
  • 2.Накапливает вещества, регулирует давление клеточной жидкости (вакуоль)
  • 3.Участвует в образовании органических веществ, придает растению различную окраску (пластиды)
  • 4.Участвует в размножении (ядро)
  • 5.Защищает клетку от повреждений (оболочка)
  • 6.Осуществляется обмен веществ между клетками (поры)
  • 7.Придает клетке форму и прочность (оболочка)
  • 8.Пребывает в беспрерывном движении (цитоплазма)
  • 9.Полость в цитоплазме, заполненная клеточным соком (вакуоль)
  • 10.Контролирует все жизненные процессы клетки (ядро)

4. Формирование новых знаний и способов действия

КМ «Мозговой штурм»

Рассказ с элементами беседы

Составление схемы

15 мин.

Стадия вызова

Мозговой штурм

  • 1.Для чего питаются живые организмы?
  • 2.Чем отличается питание животных от питания растений?
  • 3.Какие газы поглощаются и выделяются при дыхании?

Стадия осмысления

Чем отличаются тела живой природы от тел неживой природы? Из чего состоят организмы? Нам необходимо доказать, что клетки живые. Как осуществляются жизненно важные процессы в клетке?

Записываем тему урока.

Жизнедеятельность клеток. Рост и деление клеток. Дыхание и питание клеток. Движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клеток от условий окружающей среды.

Лабораторная работа № 4.

Изучение строения растительной клетки на примере листа элодеи, кожицы листа.

Основные процессы жизнедеятельности клетки (рассказ учителя).

Предположите, как клетки питаются?

Клетки связаны между собой цитоплазматическими мостиками. Межклеточное вещество связывает клетки между собой. Цитоплазма в клетке движется и, поэтому питательные вещества, газы от пор и оболочки поступают ко всем органоидам. В цитоплазме происходят процессы питания и дыхания.

Межклетники – пространство между клетками - образуются в результате его разрушения и округления клеток. Они заполняются воздухом.

Какой можно сделать вывод из рассказа?

Вывод. Цитоплазма – основная часть клетки. В цитоплазме происходят процессы питания и дыхания.

Питание клетки. В клетках растения много пластидов зеленого цвета. Они осуществляют фотосинтез. В ходе этого процесса в растительных клетках образуются питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Но чтобы клетки растений могли их производить. необходимы вода и растворенные в ней минеральные вещества, свет, углекислый газ.

Вывод. В клетках растения много пластидов зеленого цвета. Они осуществляют фотосинтез.

Дыхание растений. При дыхании растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ. Дышат растения через оболочку клеток и через специальные приспособления в покровах листьев, стеблей, веток.

Деление клетки (рассказ с использованием дидактического материала).

Обратить внимание:

Хромосомы – цилиндрические тельца ядра, передающие наследственные признаки.

Число хромосом при делении клетки не меняется!

Дочерние клетки несут столько же хромосом, что и материнская.

Старые клетки отличаются от молодых по размерам и количеству вакуолей.

Каждая клетка изменяется в процессе жизнедеятельности, растет, старее, размножается или погибает. Рост и восстановление поврежденных частей растения происходит за счет размножения клеток.

5.Физкультминутка

6. Применение. Формирование умений и навыков.

Работа в тетрадях

выполнение лаб. работы по инструктивной карточке в группах

  • 2 мин.
  • 12 мин.
Выполнение физических упражнений под музыку. 1.Лабораторная работа № 4 Изучение растительной клетки на примере кожицы лука, листа элодеи. Цель : научиться сравнивать различные клетки растений, выявлять их сходство и отличие. Ход работы:
  1. Сделайте в тетради зарисовки препарата из кожицы лука, рассмотренного под микроскопом.
  2. Напишите названия частей клетки.
  3. Снимите кожицу с нижней стороны зеленого листа элодеи. Приготовьте микропрепарат.
  4. Рассмотрите клетку зеленого листа. Зарисуйте и подпишите все ее части.

5. Сравните рассмотренные клетки между собой. В чем их отличия?

ОдО и СО

  • 1 мин.
Свод оценок по листу оценивания. Подведение итогов по уроку. Объявление результатов формативного оценивания.

7. Информация о домашнем задании.

  • 1мин.

Учитель информирует о домашнем задании, дает консультацию.

Учебник § 7 рабочая тетрадь часть 1 «Строение и жизнедеятельность растений».

Ответить на вопросы стр. 28 учебника

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

  • 1 мин.
Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение? Как вы оцениваете работу своей группы. На стикерах напишите свои пожелания и поместите «Мое настроение» Секретарь даст оценку работе каждого в группе по оценочному листу. Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы.
Автор Ланцова Валентина Ивановна
Дата добавления 13.05.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1658
Номер материала MA-066905
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓