Аннотация: Урок
природоведения в 5 классе ( учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов, издательство
Вента- Граф) предполагает организацию познавательной деятельности учащихся при
которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и
практических действий каждого учащегося. Активное восприятие материала
обеспечивает эмоциональную насыщенность урока, исследования в которых они
участвуют вызывает интерес у учащихся. Терминологическая работа
способствует более качественному усвоению учащимися тех понятий, которые
обозначены определенными терминами.
Тема урока: Чем различаются физические и химические явления»
Цели урока: через организацию
исследовательских заданий с использованием проблемного, интегрированного
подходов и познавательной деятельности сформировать у обучающихся осознанное
понимание сути физических и химических явлений .
Задачи обучения:
- обеспечить
осмысление понятий «физическое явление» и «химическое явление»;
- сформировать
у учеников умение определять химические явления по характерным признакам;
- способствовать
приобретению учащимися общеучебных и интеллектуальных умений работать с текстом,
оформлять результаты наблюдений способствовать формированию
взаимосвязанных основных естественнонаучных понятий.
Задачи развития:
- развивать
познавательный интерес учащихся, их творческие способности через
интегративный подход к содержанию обучения;
- развивать
у школьников умение выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать,
обнаруживать логические связи, существенные признаки понятий;
- способствовать
приобретению учащимися навыков исследовательской деятельности.
Задачи воспитания:
- обеспечить
условия свободного развития личности;
- содействовать
воспитанию гражданственности, гуманности, толерантности;
- продолжить
работу по формированию научного мировоззрения.
Тип урока: Комбинированный
Межпредметные связи: физика, география,
химия.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная,
коллективная, работа в парах.
Оборудование: оборудование и реактивы для
исследовательской работы ( медная пластинка, железная пластинка, фольга,
хлорид меди, серная кислота, пробирки, хлорид железа(III),
роданид калия, гидроксид натрия, нитрат аммония, магний, серная кислота,
йодид калия, нитрат свинца, бихромат аммония, шарик пластилина, кусочек мела, алюминиевая
пластинка, медная
проволока, свёрнутая в спираль, пробирки, химические
стаканы, пинцет, ступка и пестик, новый и ржавый держатель пробирок,
фарфоровая чашечка.
Этапы урока
1. Мотивация, формулировка ключевого вопроса урока.
Вводное слово учителя: - Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами
необычный урок – урок-исследование. Какие науки изучают природу нашей планеты?
(физика, география, химия)
Нас
окружает бесконечно многообразный мир веществ и явлений. С позиции этих наук, мы попытаемся рассмотреть, какие изменения
непрерывно происходят в окружающем мире.
- Работа с терминами: природа, солнце,
бабочка, живая, слон, снежинка, неживая, явления, таяние льда, сверкание
молнии. Установите соответствие между словами
Учитель: Вспомните: 1.
Что такое тело?
2.Из чего состоят
тела?
3.Остаются ли
вещества неизменными?
Вопрос – проблема: Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд
означает данное слово?
Так что же такое явления природы?
А
сейчас внимательно прослушайте стихотворения.
1. Унылая пора! Очей
очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и золото одетые леса.
(А.С.Пушкин)
2. И трещат сухие
сучья,
Разгораясь жарко.
Освящая тьму ночную
Далеко и жарко!
(И Суриков.)
3. В декабре, в
декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз…
(С.Я.Маршак)
4. А если медь в печи
нагреть.
То станет тяжелее медь
С окалиною вместе.
Не верите – так взвесьте…
(Е. Ефимовский)
5. Что за звездочки
резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(Е. Благинина)
Учащиеся называют явления, описанные в
стихотворении.
Так что же такое явления природы?
Целеполагание
Учитель: Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Сформулируйте основной (
ключевой) вопрос урока, исходя из разнообразия названных явлений.
На
доске – ключевой вопрос, на который предстоит ответить учащимся по ходу урока.
Учащиеся
называют и записывают в тетрадях тему урок, формулируют цель: выявить
чёткие различия между физическими и химическими явлениями; о признаках и
условиях протекания химических реакций.
Учитель: Итак, сегодня мы должны:
определить сущность явлений, происходящих с веществами, выявить их признаки
2.Операционно-исполнительный этап.
а) выполнение исследовательской работы.
Учитель: Сейчас вам предлагается выполнить самостоятельно исследовательскую
работу по определению явлений.
Учащиеся выполняют
опыты, демонстрирующие различные явления, по технологическим картам (
Приложение 1)
К демонстрационному столу приглашаются учащиеся, каждый
выполняет поставленную задачу, комментируя увиденное:
-
согнуть алюминиевую пластинку (изменилась форма);
-
расплющить шарик пластилина (изменилась форма);
-
выпрямить спираль медной проволоки (изменилась
форма);
-
растереть кусочек мела в порошок в ступке
(изменилась форма).
Что произошло с телами в данных опытах? Образовались ли
новые вещества?
Такие явления относят к физическим.
Попытайтесь дать определение физическим явлениям.
Физическое явление – явление,
которое не сопровождается образованием новых веществ, оно проявляется в
изменении формы тела или агрегатного состояния вещества.
Физкультминутка. Ученики
выполняют упражнения для снятия усталости глаз, упражнения пальчиковой
гимнастики
Химические явления
Продемонстрировать классу нормальный и ржавый держатель
пробирок.
Чем отличаются данные предметы?
Один из держателей покрылся ржавчиной, на его поверхности
образовалось новое вещество.
Химические явления – это
явления, в результате которых из одних веществ образуются другие вещества.
Каковы признаки химических реакций? Определим опытным
путем.
Опыты: (проводятся совместно с
учителем)
1.
Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия (кроваво-красное окрашивание).
2.
Взаимодействие йодида калия с нитратом свинца
(выпадает жёлтый осадок йодида свинца (PbI2);
3.
Взаимодействие хлорида аммония NH4Cl и гидроксида
натрия NaOH (появляется запах аммиака NH3);
4.
Взаимодействие стружек Mg с
серной кислотой H2SO4 (выделяются пузырьки газа – водорода H2);
5.
Разложение бихромата аммония (выделение теплоты и
света).
.
б) анализ результатов исследовательской
работы и формирование практических навыков.
Учитель: Подведем
итоги проделанной работе.
Анализируем: произошли ли изменения с веществами в ходе
экспериментов? Если произошли, то какие конкретно?
Учитель: Назовите
признаки химических явлений? Почему данные явления отнесены к химическим? Сформулируйте
вывод.
3. Этап закрепления и обобщения знаний.
Учитель: В русском
народном творчестве в потешках, пословицах, загадках мы встречаемся с
физическими и химическими явлениями. О каких явлениях идет речь?
«В
мороз лежит, в тепло – бежит, прозрачна – а не стекло, пригреешь – собрать не
успеешь.»
«Мучки
насейте – пирожки затейте, пирожки на дрожжах, их не удержишь на вожжах.»
«Куй
железо пока горячо».
Как
вы понимаете смысл этих пословиц?
Пословицы,
поговорки – это кладезь народной мудрости. Русский народ очень мудрый. Мы
должны гордиться своими корнями, принадлежностью к великой нации.
4.
Оценочно-рефлексивный этап
Учитель обращает
внимание на поставленные задачи в начале урока.
Учитель: Справились ли мы с поставленными задачами?
Какие явления происходят вокруг нас?
Учитель: Любой
исследователь должен иметь прочные знания. Вам предлагается диктант, который
позволит выяснить насколько успешно и плодотворно вы провели свое исследование.
(Приложение 2)
Рефлексия: Составить синквейн к слову
«явления»
.
5.
Дом. Задание. §8
Творческие задания, дифференцированные по сложности:
Составить
кроссворд по данной теме.
Написать
сочинение «Мой день» с указанием всех химических и физических явлений.
Учитель: Урок окончен. Спасибо за урок!!!
Приложение № 1
Технологическая карта исследовательской работы
Учтите, что описывать свойства вещества – это значит указать:
А) в каком состоянии
находится вещество: твердое, жидкое или газообразное;
Б) цвет вещества;
В) запах вещества,
если он есть;
Г)
растворимо ли вещество в воде
Нюхать вещество
следует очень осторожно!
Опыт№1
Поместите в ступку
кусочек мела и тщательно разотрите его пестиком.
Согните алюминиевую
пластину
Выпрямите спираль
медной проволоки
Наблюдения
Что наблюдали при
дроблении и растирании мела, сгибании пластины, выпрямлении спирали медной проволоки?
|
Опыт№2 Взаимодействие хлорида железа (III) с роданидом калия .
Наблюдения
Что наблюдаете?
Изменяется ли при
этом вещество?
Признак этого
явления – изменение____________
|
Опыт№3 Взаимодействие йодида калия с нитратом
свинца.
Наблюдения
Что наблюдаете?
Изменяется ли при
этом вещество?
Признак этого
явления – изменение____________
|
Опыт№4 Взаимодействие хлорида аммония и
гидроксида натрия .
Наблюдения
Изменяется ли при
этом вещество?
Признак этого
явления – изменение____________
Опыт№5
Взаимодействие стружек Mg
с серной кислотой.
Наблюдения
Что наблюдаете?
Изменяется ли при
этом вещество?
Признак этого
явления – изменение____________
|
Приложение 2
Диктант «Определи явления»
1.Горение
сечи
2.
Сушка белья
3.
Ржавление железа
4.
Испарение воды
5.
Протухание яйца
6.
Таяние льда
7.
Плавление свечи
8.
Гниение древесины
9.Образование
инея
10.
Горение дров
11.
Ковка металла
12.
Образование тумана
13.
Почернение серебряной ложки
14.
Действие уксуса на соду
15.
Образование снежинок
16.
Изгибание стеклянной трубки
17.
Прокисание сока
18.
Скисание молока
19.
Свечение электрической лампочки
20.
Квашение капусты
• Из перечня явлений
выписать номера, под которыми указаны
Вариант 1 –
физические явления
Вариант 2 –
химические явления
• Взаимопроверка и
выставление оценок ( 1 правильный ответ – 1 балл)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.