Главная / Биология / Урок биологии по теме "типы мышц, строение и значение

Урок биологии по теме "типы мышц, строение и значение

Биология урок №26 3.12.14. 8 класс

Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

Цели урока:

Продолжить формирование знаний об опорно-двигательной системе, повторить функции поперечно-полосатой и гладкой мышечной тканей.

Раскрыть особенности функции мышц антагонистов и синергистов.

Познакомить с основными группами мышц человеческого тела.

Продолжить развивать умения работать с учебником, решать проблемные вопросы в ходе самостоятельной работы.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний:

работа по карточкам (тесты, таблицы, рисунки);

устный опрос.

III. Изучение новой темы:

Типы мышц.

Строение скелетной мышцы.

Мышцы головы.

Мышцы туловища.

Мышцы конечностей.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Работа по карточкам:

Карточка № 1

При травмах конечностей применяют шину для того, чтобы

Кости правильно срослись.

Избежать новых повреждений при транспортировке

Установите последовательность оказания помощи при открытом переломе конечности:

а) шинирование;
б) остановка кровотечения;
в) обработка раны;
г) наложение стерильной повязки.

а, б, в, г

в, г, б, а

б, в, г, а

г, в, б, а

Первая помощь при растяжении связок

Забинтовать сустав и обратиться в травмпункт.

Наложить шину и обратиться в травмпункт.

Забинтовать сустав, охладить и обратиться в травмпункт.

Наложить холод и обратиться в травмпункт.

Для снятия боли при вывихе используется

Шина.

Повязка.

Пакет со льдом.

Ничего, надо ждать врача.

При подозрении на перелом позвоночника потерпевшего следует транспортировать

Сидя.

Лежа на спине.

Лежа на животе.

Если он может.

Карточка № 2

Определите, в какой последовательности надо оказать первую доврачебную помощь при вывихе сустава (ответ запищите в виде последовательности букв).

А) Доставить в больницу.

Б) Наложить холод.

В) Наложить фиксирующую повязку.

Г) Обездвижить конечность.

Карточка № 3

Определите, в какой последовательности надо оказать первую доврачебную помощь при закрытом переломе бедренной кости (ответ запищите виде последовательности букв).

А) Доставить в больницу.

Б) Наложить шину.

В) Наложить фиксирующую повязку.

Г) обложить конечность мягким материалом.

Устный опрос у доски:

Определение травм. Первая помощь при растяжении связок. Что следует делать при вывихе?

Каким способом можно зафиксировать травмированную руку или ногу?

Что надо делать при травмировании позвоночника, головы, ребер?

Определение типа мышечной ткани под микроскопом.

III. Изучение новой темы

Какие виды мышечной ткани вы знаете? (Показ слайда № 1 из пособия 1С: Образование – микрофотографии разных видов мышечной ткани в виде презентации).

Приложение

Мышц в организме человека 600, они разнообразны по строению, форме, свойствам и функциям. Название “мышца” произошло от слова “мускулюс” – мышь, это связано с тем, что анатомы заметили, мышцы под кожей перемещаются, как мыши.

Следовательно, в нашем организме три типа мышц, где они располагаются и какова их функция? Какое основное свойство их объединяет? Прочитайте, пожалуйста, в учебнике на странице 52 второй и третий абзац сверху. Сократимость, основное свойство мышечной ткани.

Сокращение мышечных волокон (flach-анимация из 1С: Образование)

Рассмотрим строение всех типов мышечной ткани и подумайте, какие мышцы будут быстро сокращаться, а какие медленно?

Строение поперечно-полосатой, гладкой и сердечной мышечной ткани (flach-анимация из 1С: Образование)

А теперь выполним работу № 35 в рабочей тетради, используя рисунок 27, текст, второй и третий абзац сверху, на странице 51 учебника.

Сделаем вывод: Как функционально можно разделить мышцы? На произвольные (скелетные) и непроизвольные (гладкие).

Основные группы скелетных мышц. 1 группа учащихся изучает мышцы головы страница 52 и выполняет в рабочей тетради работу 36, 2 группа – мышцы туловища, вид спереди (стр. 53 работа 37), 3-я группа – мышцы туловища, вид сзади (стр. 53 работа 37). По окончании работы учащиеся каждой группы докладывают результаты, используя слайд презентации (показ слайда № 1, 2, 3).

Приложение

Учитель делает обобщение: Мышцы туловища не всегда располагаются там, где прилагается их сила. Так, большая грудная мышца и широчайшая мышца спины могут действовать и как синергисты (при опускании руки вниз), и как антагонисты (грудная мышца поворачивает ключицу и плечо вперед, широчайшая мышца – назад). О различии мышц по выполняемой работе мы поговорим на следующем уроке. В связи с прямохождением, у человека, наиболее сильны мышцы, обеспечивающие эту способность: трапециевидная мышца, поддерживающая голову; глубокие мышцы спины, разгибающие позвоночник; ягодичная и четырехглавая мышцы, обеспечивающие движения бедра; икроножные.

Мышцы, участвующие в дыхании: наружные и внутренние межреберные, диафрагма и мышцы живота.

Мышцы конечностей: бицепс и трицепс плеча, сгибатели и разгибатели пальцев, четырехглавая и двуглавая бедра, икроножная.

IV. Закрепление изученного материала. Работа в индивидуальной тетради.

V. Домашнее задание. Доделать задание в индивидуальной тетради.


Урок биологии по теме "типы мышц, строение и значение
  • Биология
Описание:

Данный урок предназначен для учителей биологии в 8 классе. Изучается данная тема в разделе "Опорно-двигательный аппарат". Урок имеет определенную структуру, отвечающую всем требованиям современного урока.

На уроке используется достаточное количество дополнительного материала, проводится урок с использованием интерактивного оборудования.


Автор Дутбаева Светлана Альбаевна
Дата добавления 14.10.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1033
Номер материала MA-061283
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓