Инфоурок ИЗО, МХК Другие методич. материалыУрок-беседа по изобразительному искусству "История строительства и разрушения храма-памятника". 6 класс.

Урок-беседа по изобразительному искусству "История строительства и разрушения храма-памятника". 6 класс.

Скачать материал

Данные об авторе

Автор:

Вьюгина Наталья Юрьевна

Место работы, должность:

МБОУ «СОШ №4» г.Касимов, учитель изобразительного искусства  и черчения

Регион: Рязанская область

Вид ресурса: текстовый документ с презентацией

Краткое описание: урок-беседа знакомит учащихся с  краеведческими историческими фактами и материалами истории храма Христа Спасителя в г.Москве. Урок  сопровождается демонстрацией презентации.

Урок-беседа по изобразительному искусству.  6 класс                                                        «История строительства и разрушения храма-памятника»

Цели и задачи урока:

·      Содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся.

·      Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.

·      Знакомство с краеведческими историческими фактами и материалами (история храма Христа Спасителя в г.Москве).

·      Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России.

·      Формирование эмоционально-личностного отношения к культурологическим и историческим фактам, сообщаемым на уроке.

·      Формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.

Оборудование и материалы к уроку:

·      Мультимедийный проектор.

·      Экран для просмотра слайдов.

·      Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.

·      Диск с материалами урока.

·      Комплект открыток с изображением храмов России.

·      Подборка книг о храме Христа Спасителя для оформления выставки.

·      Индивидуальный раздаточный материал:  фото с изображением  храма Христа Спасителя.

1. Организационный момент.
Приветствие.
Организационное слово учителя.

2. Беседа по актуализации знаний.

 Мы с вами продолжаем говорить о храме - месте, вокруг которого была сосредоточена вся жизнь русского человека. На прошедшем уроке мы увидели, как разнообразны православные храмы. И ещё один удивительный вывод мы сделали: жизнь храма можно сравнить с жизнью человека. Почему? (Ответы детей).

3.   Раскрытие темы урока.

Рассказ учителя о Храме Христа Спасителя, сопровождающийся показом слайд-шоу.

Учитель: Описание жизни человека называется биографией. У каждого человека она своя. И у каждого храма своя биография. С древнейших времен на Руси был обычай — в знак благодарности Богу за дарование победы в войнах или решающих битвах ставить часовни, строить храмы, воздвигать монастыри. В них постоянно и особенно усердно поминались воины, «на поле брани за Веру и Отечество живот свой положившие», как гласит заупокойная молитва об убиенных и от ран скончавшихся воинах. Собор в Коломне, церкви Всех Святых на Кулишках и Рождества Богородицы в Старом Симонове - в честь Куликовской победы; Покровско-Троицкий собор (храм Василия Блаженного) - в память взятия Казани; сооружение в ознаменование освобождения от польско-литовского нашествия Казанский собор на Красной площади...  И сколько еще и в Москве, и по всей Святой Руси поставлено было храмов и часовен благодарными согражданами погибшим воинам, которые почитались как павшие за веру мученики.

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

  25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест  о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ» Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25,  в воспоминание «избавления Церкви и Державы российских от нашествия галлов (т.е.французов)...».

По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:
«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...
... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!».

  Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.
  Высказанная в царском Манифесте идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.

 XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной и  исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем храма Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

В связи с   созданием храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д.Кваренги, А.Воронихин, А.Мельников, А. Витберг, В.Стасов. Во втором  - К.Тон, Ф.Шестаков, А.Татищев, А.Кутепов, И.Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.

На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л.Витбергом.

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя на  Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

 10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения храма Христа Спасителя на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по строительству нового храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового храма.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичами в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи храма.

Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено генерал-губернатору Москвы князю Д.В.Голицыну и возглавляемой им комиссии по построению храма.

Над созданием храма по проекту К.А.Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В.Суриковым, бароном Т.Неффом, Н.Кошелевым, Г.Семирадским, И.Крамским, В.П.Верещагиным, П.Плешановым, В.Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П.Клодт, Н.Рамазанов, А.Логановский. Врата храма были исполнены по моделям графа Ф.Толстого.

Скульптурное и живописное убранство храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на  мраморных досках ,  расположенных в нижней галерее храма.

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

13 декабря 1880 года новому храму присвоено наименование кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение храма, совпавшее с днем священного коронования на всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя  св.Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел храма - во имя св.Александра Невского.

С этого времени в храме начались регулярные Богослужения.

С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А.Архангельский и П.Г.Чесноков. Звучали в храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д.Кастальского. В храме звучали голоса Ф.И.Шаляпина и К.В.Розова.

Весной 1912 года в сквере возле храма установили памятник императору Александру III  - произведение профессора архитектуры А.Н.Померанцева и скульптора А.М.Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

  В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник — Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
15 августа 1917 года, в тревожное для России время, в храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха: им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.

Благодаря тому, что в штат храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 года, когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф.Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное время стали проводиться экскурсии по храму специально для рабочих.
В проведении памятных дат активную помощь духовенству оказывало учрежденное при храме Христа Спасителя общество хоругвеносцев, пользовавшееся большим авторитетом у москвичей.
Пожертвования, постоянно собираемые в храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым.                              
В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти  «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»  храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство храма Христа Спасителя,  ставившее себе целью поддержание благолепия храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность.

5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы, главный храм России был варварски уничтожен. Одним из оснований для этого послужила резолюция Комитета по делам культуры при Президиуме ВЦИК.

Неизвестным автором в то время было написано стихотворение:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный Храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал.

По гениальной мысли Тона,
Ты был в величии простой,
Твоя алмазная корона
Горела солнцем над Москвой…

Венчанных славою героев
Россия отдала векам,
Христу Спасителю построив
В сердцах нерукотворный Храм.

Сообщение ученика.  Взрыв.

 Сразу же после публикации в «Известиях» постановления о конкурсе проектов по созданию Дворца Советов, началась подготовка к разборке храма Христа Спасителя.

Разборке храма предшествовала, продолжавшаяся в течении месяца работа. В итоге был составлен очень небольшой список подлежащий сохранению памятников. Наибольшее внимание в нём уделено скульптуре и живописи.

18 августа 1931 года начались работы по  разборке  храма Христа Спасителя .

Сначала были сняты четыре малые главы храма. Затем настала очередь центральной. Около храма можно было увидеть надломленную верхушку главы, лишённой позолоченной облицовки, с покосившимся крестом; гигантский металлический остов купола; сброшенная на землю от собственной тяжести колокольня с умолкнувшими навеки колоколами; огромные каменные блоки; лишившиеся ступеней лестницы, валяющиеся на земле скульптур с затянутым на шее канатом; мраморные доски, содержащие летопись Отечественной войны 1912 года, выломанные из стен и подготовленные к отправке на склады.

Ровно в двенадцать часов дня 5 декабря 1931 года раздался первый взрыв: рухнул один из пилонов, на которых держался большой купол здания. Через полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а ещё через четверть часа и остальные. Последующими взрывами были обрушены внутренние стены и часть наружных.

Сообщение ученика. После взрыва.

.... « Минута в минуту раздался удар взрыва, над храмом поднялась вверх громадная красно-чёрная туча пыли, гари и мелкого щебня, скрывая собою всё; она медленно, большими клубами, колеблясь, вздымалась кверху, постепенно расходилась в небе громадным зонтом над всей площадью. Постепенно под ним просветилось чистое пространство: а где же храм? - Поверженный, он лежал громадной горой битого щебня и огромных обломков стен, столбов и сводов, переброшенных с места на место невероятной силой взрывной волны. Над этой горой битого кирпича одиноко валялся угол соборной стены с не обвалившейся каким-то чудом частью углового купола, как бы срезанного острым ножом.....».

Учитель:

 Как строительство всероссийской святыни, так и ее разрушение имело глубокое символическое значение. Вместо выдающегося памятника отечественной истории над Москвой должен был вознестись Дворец Советов — гигантское строение высотой более 400м. Новое здание, по словам наркома просвещения А.В.Луначарского, должно было напоминать своим видом «вавилонские башни» и быть символом «штурма высот снизу». Но этот проект осуществить не удалось.

 Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную «оттепель» появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач «строителей коммунизма». А упоминания о храме Христа Спасителя надолго исчезли из справочников и путеводителей по столице.

 В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание  храма Христа Спасителя. 

 В 1989 году Фонд восстановления храма Христа Спасителя обратился к жертвователям со словами: «Всем народом создавался этот храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в память воинов, погибших за свободу и независимость России. На века, для памяти и назидания был создан собор, но через полвека был взорван вместе с тысячами других церквей, дворцов и архитектурных ансамблей. Время пришло собирать камни, собирая народы. <…> Возродим в Москве, собирательнице земель русских, храм Христа Спасителя — храм ратной славы и национальной духовности!»

Как это бывало в древние времена, восстанавливали храм — как и строили в свое время — всем миром. Несколько лет православные граждане Москвы собирались для молитвы под открытым небом у бассейна «Москва» — на месте, где прежде стоял храм.

  В 1994 году появилось постановление правительства Москвы «О воссоздании храма Христа Спасителя в г.Москве», а к началу 1996 года храм уже стоял в центре столицы, точно восстановленный в прежнем виде и размерах.

  В 1997 году, в дни празднования 850-летия Москвы, под стенами возрожденного Храма, с торжественным салютом, в исполнении сводного оркестра вновь прозвучала увертюра П.И.Чайковского «1812 год».

 Вершиной празднования 2000-летия Рождества Христова в России стало полное освящение в августе 2000 года воссозданного храма Христа Спасителя — храма в честь Христова Рождества. Освящение храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Так Россия возродила одну из главных своих святынь — величайший памятник отечественной истории и культуры.

Вот Храм Христа-Спасителя сияет:
Кристалл растит для золотых времён.
Лучом нарядным в алтаре играет:
В века пишет книгу из родных имён.

Православные празднуют событие,
Сегодня льётся им чудо-благодать.
Храма главного, Христового, открытие
О будущем России позволило сказать.                                              

 

  История храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий храм - главный храм Русской Православной Церкви, храм-памятник, храм-мученик - храм Христа Спасителя.

  Нашему поколению выпало счастье увидеть воскресение величественных золотых куполов восстановленной святыни России. Глядя на ее великолепие, хочется верить, что отныне сбудутся слова императора Александра I: «Да простоит сей храм многие века и да курится в нем пред Святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков».

Ученик читает стихотворение Чуваковой Дарьи  «Храму Христа Спасителя» .

Стоишь ты над Москвой-рекой,

Высокий, величавый.

И восхищаюсь я тобой,

О храм минувшей славы.

Ты память верную хранишь

О тех, кто пал когда-то,

В колокола о них звонишь.

А звон летит куда-то…

И растворяясь в синеве,

Как голубок, порхая,

Несет он радость всей земле

И беды отгоняет.

Так будем помнить, братья, тех,

Кто за свою Отчизну

Для наших с вами вот утех

Пожертвовали жизнью,

В чью честь воздвигли этот храм

И как Христа назвали.

Так нужно помнить, братья, нам

Солдат, что жизнь за нас отдали.

 

Стоишь ты над Москвой-рекой,

Высокий, кроткий, мирный.

И восхищаюсь я тобой,

О храм всея России!                           

Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель: Мы с вами услышали  историю только одного храма. Времена изменились. Полуразрушенные храмы восстанавливаются. Если продолжить сравнение с жизнью людей, то можно сказать, что долго болевшие храмы выздоравливают и снова зовут к себе людей,  снова помогают  людям прийти к Богу.

Какие чувства возникли  у вас при  прослушивании  рассказа об истории храма Христа Спасителя?  (Ответы детей).                         

Домашнее  задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнили на уроке

- узнать  историю и особенности  храма  нашего города

Индивидуальное:

- нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты

- подобрать и выучить стихотворение о храме.

- самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашего города, области, страны.

Литература

1. А.Буторов. Храм Христа Спасителя. - М.: Юный художник, 1992. - С.4-6; 8-15; 37-46.

2.  Кириченко Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели 1813—1931. Сост. Г.А.Иванова. М. 1992.

3. Храм Христа Спасителя как памятник воинской славы // Христолюбивое воинство: Православная традиция русской армии. 2-е изд., испр. и доп. М., 2006, 419—432 (Российский военный сборник, 12).

4. Молева Н. Храм // «Наше наследие», 1988, №3, с. 39–50. (74{Библиотека}).

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-беседа по изобразительному искусству "История строительства и разрушения храма-памятника". 6 класс."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

Урок-беседа по изобразительному искусству «История строительства и разрушения храма-памятника». 6 класс.

Цели и задачи урока:

  • Содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся.

  • Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.

  • Знакомство с краеведческими историческими фактами и материалами (история храма Христа Спасителя в г.Москве).

  • Формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России.

  • Формирование эмоционально-личностного отношения к культурологическим и историческим фактам, сообщаемым на уроке.

  • Формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Мультимедийный проектор.

  • Экран для просмотра слайдов.

  • Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.

  • Диск с материалами урока.

  • Комплект открыток с изображением храмов России.

  • Подборка книг о храме Христа Спасителя для оформления выставки.

  • Индивидуальный раздаточный материал: фото с изображением храма Христа Спасителя.

1. Организационный момент.
Приветствие.
Организационное слово учителя.

2. Беседа по актуализации знаний.

Мы с вами продолжаем говорить о храме - месте, вокруг которого была сосредоточена вся жизнь русского человека. На прошедшем уроке мы увидели, как разнообразны православные храмы. И ещё один удивительный вывод мы сделали: жизнь храма можно сравнить с жизнью человека. Почему? (Ответы детей).

3. Раскрытие темы урока.

Рассказ учителя о Храме Христа Спасителя, сопровождающийся показом слайд-шоу.

Учитель: Описание жизни человека называется биографией. У каждого человека она своя. И у каждого храма своя биография. С древнейших времен на Руси был обычай — в знак благодарности Богу за дарование победы в войнах или решающих битвах ставить часовни, строить храмы, воздвигать монастыри. В них постоянно и особенно усердно поминались воины, «на поле брани за Веру и Отечество живот свой положившие», как гласит заупокойная молитва об убиенных и от ран скончавшихся воинах. Собор в Коломне, церкви Всех Святых на Кулишках и Рождества Богородицы в Старом Симонове - в честь Куликовской победы; Покровско-Троицкий собор (храм Василия Блаженного) - в память взятия Казани; сооружение в ознаменование освобождения от польско-литовского нашествия Казанский собор на Красной площади... И сколько еще и в Москве, и по всей Святой Руси поставлено было храмов и часовен благодарными согражданами погибшим воинам, которые почитались как павшие за веру мученики.

Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал «Высочайший Указ» Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание «избавления Церкви и Державы российских от нашествия галлов (т.е.французов)...».

По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:
«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа...
... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!».

Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.
Высказанная в царском Манифесте идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.

XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной и исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем храма Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.

В связи с созданием храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д.Кваренги, А.Воронихин, А.Мельников, А. Витберг, В.Стасов. Во втором - К.Тон, Ф.Шестаков, А.Татищев, А.Кутепов, И.Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи.

На первый конкурс было представлено 20 вариантов проекта храма. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л.Витбергом.

12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.

10 апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения храма Христа Спасителя на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по строительству нового храма. Алексеевский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить храм Христа Спасителя, были разрушены, монастырь переведен в Сокольники. 10 сентября 1839 года состоялась торжественна закладка нового храма.

Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году - сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1860 году наружные леса были разобраны, и храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичами в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари. К этому времени подошли к концу работы по внутренней росписи храма.

Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям Императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику Святых постоянного члена Святейшего Синода митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено генерал-губернатору Москвы князю Д.В.Голицыну и возглавляемой им комиссии по построению храма.

Над созданием храма по проекту К.А.Тона трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени. Уникальная роспись создавалась художниками Российской Академии Художеств В.Суриковым, бароном Т.Неффом, Н.Кошелевым, Г.Семирадским, И.Крамским, В.П.Верещагиным, П.Плешановым, В.Марковым. Авторами фасадных скульптур стали барон П.Клодт, Н.Рамазанов, А.Логановский. Врата храма были исполнены по моделям графа Ф.Толстого.

Скульптурное и живописное убранство храма Христа Спасителя представляло собой редкое единство, выражающее все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство в течение девяти веков, а также те пути и средства, которые Господь избрал для спасения людей, начиная от сотворения мира и грехопадения до искупления рода человеческого Спасителем. Поэтому на всех стенах храма были помещены фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю, тех отечественных деятелей, кто потрудился для утверждения и распространения веры православной, а также князей русских, положивших свои жизни за свободу и целостность России. Храм являлся живой летописью борьбы русского народа с завоевателем Наполеоном, и имена доблестных героев, через которых Бог явил спасение народу русскому, были начертаны на мраморных досках , расположенных в нижней галерее храма.

Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.

13 декабря 1880 года новому храму присвоено наименование кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось Торжественное освящение храма, совпавшее с днем священного коронования на всероссийский Престол Императора Александра III. 12 июня того же года совершилось освящение придела во имя св.Николая Чудотворца, а 8 июля был освящен и второй придел храма - во имя св.Александра Невского.

С этого времени в храме начались регулярные Богослужения.

С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Он насчитывал 52 человека, а среди регентов соборного хора выделялись знаменитые композиторы А.А.Архангельский и П.Г.Чесноков. Звучали в храме и произведения их современника, также крупного церковного композитора А.Д.Кастальского. В храме звучали голоса Ф.И.Шаляпина и К.В.Розова.

 Весной 1912 года в сквере возле храма установили памятник императору Александру III - произведение профессора архитектуры А.Н.Померанцева и скульптора А.М.Опекушина (памятник просуществовал всего шесть лет и был разрушен в 1918 году).

В храме торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Н.В. Гоголю. Престольных праздников в Храме было несколько, но главный престольный праздник — Рождество Христово - до 1917 года отмечался всей православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
15 августа 1917 года, в тревожное для России время, в храме Христа Спасителя состоялось открытие Поместного Собора, на котором Россия, после 200-летнего перерыва, вновь обрела своего Патриарха: им был избран Святейший Патриарх Тихон, ныне причисленный Русской Православной Церковью к лику Святых.

Благодаря тому, что в штат храма принимались опытные вероучители и проповедники, в общественной жизни страны он очень скоро превратился в центр просвещения: была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, постоянно проводились экскурсии, а с 1902 года, когда, по инициативе московского обер-полицмейстера Д.Ф.Трепова были созданы общеобразовательные курсы для рабочих, во внебогослужебное время стали проводиться экскурсии по храму специально для рабочих.
В проведении памятных дат активную помощь духовенству оказывало учрежденное при храме Христа Спасителя общество хоругвеносцев, пользовавшееся большим авторитетом у москвичей.
Пожертвования, постоянно собираемые в храме, шли на оказание материальной помощи бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым.
В начале 1918 года в связи с гонениями на Церковь и изданием Декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство храма Христа Спасителя, ставившее себе целью поддержание благолепия храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность.

5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы, главный храм России был варварски уничтожен. Одним из оснований для этого послужила резолюция Комитета по делам культуры при Президиуме ВЦИК.

Неизвестным автором в то время было написано стихотворение:

Прощай, хранитель русской славы,
Великолепный Храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал.

По гениальной мысли Тона,
Ты был в величии простой,
Твоя алмазная корона
Горела солнцем над Москвой…

Венчанных славою героев
Россия отдала векам,
Христу Спасителю построив
В сердцах нерукотворный Храм.

Сообщение ученика. Взрыв.

Сразу же после публикации в «Известиях» постановления о конкурсе проектов по созданию Дворца Советов, началась подготовка к разборке храма Христа Спасителя.

Разборке храма предшествовала, продолжавшаяся в течении месяца работа. В итоге был составлен очень небольшой список подлежащий сохранению памятников. Наибольшее внимание в нём уделено скульптуре и живописи.

18 августа 1931 года начались работы по разборке храма Христа Спасителя .

Сначала были сняты четыре малые главы храма. Затем настала очередь центральной. Около храма можно было увидеть надломленную верхушку главы, лишённой позолоченной облицовки, с покосившимся крестом; гигантский металлический остов купола; сброшенная на землю от собственной тяжести колокольня с умолкнувшими навеки колоколами; огромные каменные блоки; лишившиеся ступеней лестницы, валяющиеся на земле скульптур с затянутым на шее канатом; мраморные доски, содержащие летопись Отечественной войны 1912 года, выломанные из стен и подготовленные к отправке на склады.

Ровно в двенадцать часов дня 5 декабря 1931 года раздался первый взрыв: рухнул один из пилонов, на которых держался большой купол здания. Через полчаса другим взрывом был обрушен второй пилон, а ещё через четверть часа и остальные. Последующими взрывами были обрушены внутренние стены и часть наружных.

Сообщение ученика. После взрыва.

.... « Минута в минуту раздался удар взрыва, над храмом поднялась вверх громадная красно-чёрная туча пыли, гари и мелкого щебня, скрывая собою всё; она медленно, большими клубами, колеблясь, вздымалась кверху, постепенно расходилась в небе громадным зонтом над всей площадью. Постепенно под ним просветилось чистое пространство: а где же храм? - Поверженный, он лежал громадной горой битого щебня и огромных обломков стен, столбов и сводов, переброшенных с места на место невероятной силой взрывной волны. Над этой горой битого кирпича одиноко валялся угол соборной стены с не обвалившейся каким-то чудом частью углового купола, как бы срезанного острым ножом.....».

Учитель:

Как строительство всероссийской святыни, так и ее разрушение имело глубокое символическое значение. Вместо выдающегося памятника отечественной истории над Москвой должен был вознестись Дворец Советов — гигантское строение высотой более 400м. Новое здание, по словам наркома просвещения А.В.Луначарского, должно было напоминать своим видом «вавилонские башни» и быть символом «штурма высот снизу». Но этот проект осуществить не удалось.

Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную «оттепель» появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач «строителей коммунизма». А упоминания о храме Христа Спасителя надолго исчезли из справочников и путеводителей по столице.

В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание храма Христа Спасителя.

В 1989 году Фонд восстановления храма Христа Спасителя обратился к жертвователям со словами: «Всем народом создавался этот храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года, в память воинов, погибших за свободу и независимость России. На века, для памяти и назидания был создан собор, но через полвека был взорван вместе с тысячами других церквей, дворцов и архитектурных ансамблей. Время пришло собирать камни, собирая народы. <…> Возродим в Москве, собирательнице земель русских, храм Христа Спасителя — храм ратной славы и национальной духовности!»

Как это бывало в древние времена, восстанавливали храм — как и строили в свое время — всем миром. Несколько лет православные граждане Москвы собирались для молитвы под открытым небом у бассейна «Москва» — на месте, где прежде стоял храм.

В 1994 году появилось постановление правительства Москвы «О воссоздании храма Христа Спасителя в г.Москве», а к началу 1996 года храм уже стоял в центре столицы, точно восстановленный в прежнем виде и размерах.

В 1997 году, в дни празднования 850-летия Москвы, под стенами возрожденного Храма, с торжественным салютом, в исполнении сводного оркестра вновь прозвучала увертюра П.И.Чайковского «1812 год».

Вершиной празднования 2000-летия Рождества Христова в России стало полное освящение в августе 2000 года воссозданного храма Христа Спасителя — храма в честь Христова Рождества. Освящение храма совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Так Россия возродила одну из главных своих святынь — величайший памятник отечественной истории и культуры.

Вот Храм Христа-Спасителя сияет:
Кристалл растит для золотых времён.
Лучом нарядным в алтаре играет:
В века пишет книгу из родных имён.

Православные празднуют событие,
Сегодня льётся им чудо-благодать.
Храма главного, Христового, открытие
О будущем России позволило сказать.

История храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской православной Церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий храм - главный храм Русской Православной Церкви, храм-памятник, храм-мученик - храм Христа Спасителя.

Нашему поколению выпало счастье увидеть воскресение величественных золотых куполов восстановленной святыни России. Глядя на ее великолепие, хочется верить, что отныне сбудутся слова императора Александра I: «Да простоит сей храм многие века и да курится в нем пред Святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков».

Ученик читает стихотворение Чуваковой Дарьи «Храму Христа Спасителя» .

Стоишь ты над Москвой-рекой,

Высокий, величавый.

И восхищаюсь я тобой,

О храм минувшей славы.

Ты память верную хранишь

О тех, кто пал когда-то,

В колокола о них звонишь.

А звон летит куда-то…

И растворяясь в синеве,

Как голубок, порхая,

Несет он радость всей земле

И беды отгоняет.

Так будем помнить, братья, тех,

Кто за свою Отчизну

Для наших с вами вот утех

Пожертвовали жизнью,

В чью честь воздвигли этот храм

И как Христа назвали.

Так нужно помнить, братья, нам

Солдат, что жизнь за нас отдали.

Стоишь ты над Москвой-рекой,

Высокий, кроткий, мирный.

И восхищаюсь я тобой,

О храм всея России!

Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель: Мы с вами услышали историю только одного храма. Времена изменились. Полуразрушенные храмы восстанавливаются. Если продолжить сравнение с жизнью людей, то можно сказать, что долго болевшие храмы выздоравливают и снова зовут к себе людей, снова помогают людям прийти к Богу.

Какие чувства возникли у вас при прослушивании рассказа об истории храма Христа Спасителя? (Ответы детей).

Домашнее задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнили на уроке

- узнать историю и особенности храма нашего города

Индивидуальное:

- нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты

- подобрать и выучить стихотворение о храме.

- самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашего города, области, страны.

Литература

1. А.Буторов. Храм Христа Спасителя. - М.: Юный художник, 1992. - С.4-6; 8-15; 37-46.

2. Кириченко Е.И. Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели 1813—1931. Сост. Г.А.Иванова. М. 1992.

3. Храм Христа Спасителя как памятник воинской славы // Христолюбивое воинство: Православная традиция русской армии. 2-е изд., испр. и доп. М., 2006, 419—432 (Российский военный сборник, 12).

4. Молева Н. Храм // «Наше наследие», 1988, №3, с. 39–50. (74{Библиотека}).


 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 249 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 523
    • DOCX 59 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вьюгина Наталья Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вьюгина Наталья Юрьевна
    Вьюгина Наталья Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 31281
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 297 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 428 человек

Курс повышения квалификации

Изобразительное искусство: анализ и интерпретация произведений

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 47 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 86 человек