Главная / Русский язык и литература / урок "Архаизмы, историзмы и заимствованные слова

урок "Архаизмы, историзмы и заимствованные слова

Урок русского языка в 6 классе Дата

Тема: Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы). Заимствованная лексика

Цель урока: научиться различать устаревшие слова, неологизмы и заимствованные слова, работать в группе, самостоятельно добывать знания по теме, составлять коллаж, уметь употреблять данные слова в речи, составлять предложения и тексты с ними, проверить свои знания по теме.

Предполагаемый результат: учащиеся могут различать устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова; работают в группе, самостоятельно добывают знания по теме, составляют коллаж, уметь употребляют данные слова в речи, составляют предложения и тексты с ними, работают со словарем и в интернете; проверить свои знания по теме.

Ход урока:

  1. Вводно-мотивационный этап урока. Разминка с мячом «Пожелай другу»

  2. Этап проверки домашнего задания.

  1. Презентация «Словаря профессиональных слов родителей».

  2. Модуль «Оценивание». Задание классу: оценить словарики одноклассников, «купив» за деньги всего 2 словарика.

  3. Стратегия «Домино». Проверка теоретического материала по предыдущему уроку.

  1. Стадия вызова. Модуль «Критическое мышление». Экскурсия в музей слов. А каких слов попробуйте догадаться?

  1. И царица налетела

На Чернавку: «Как ты смела

Обмануть меня? И в чем?»

Та призналася во всем:

Так и так. Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Положила иль не жить,

Иль царевну погубить.

- Что за рогатка? Найдите в словаре слово.(в старину ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам)

- Дождь шел по авеню. Он играл гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи.

- Какие слова вам незнакомы. Найдите их в словаре. Какие пометы стоят у данных слов?

  1. Работа в группах: Модуль «Новые подходы» («Диалогическое обучение», «Обучение тому, как учиться»).

1 группа – архаизмы

2 группа – историзмы

3 группа – неологизмы

4 группа – заимствованные слова

Задание: Изучить полностью материал, составить коллаж, эстетично и грамотно его оформив. Лидер готовит экскурсию по музею, т.е. выступает с защитой коллажа. Остальные члены группы дополняют его.

  1. Презентация работы. Задание другим группам: разделить тетрадь на 4 колонки и записывать примеры слов, которые приводят одноклассники. С любыми 3 словами составить предложения.

  1. Стадия осмысления. Практическая работа

Задания выполняются в группах.

Задание 1

Найдите в словаре и в интернете значение слов и составьте с ними предложения.

Шоу – (англ.) пышное сценическое зрелище с участием артистов эстрады.

Консенсус – (лат.) общее согласие по спорным вопросам.

Коммуникабельный – (лат.) склонный к установлению контактов, с которым легко общаться.

Позитивный – (лат.) утвердительный, положительный.

Менталитет – (лат.) мировосприятие, определяющееся народно-национальными обычаями, образом жизни.

Интегрировать – (лат.) объединять части в одно целое.

Имидж – (англ.) представление о чьём-нибудь внутреннем и внешнем облике, образе.

Санкция – (лат.) утверждение чего-нибудь высшей инстанцией, разрешение.

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

 Задание: Определите стиль и тип речи. О чем говорится в тексте?

Какова главная мысль данного отрывка?

(Весь народ поднялся на защиту Отечества.)

 О событиях какого времени идет повествование?

(о давнем, о прошлом, ушедшем в историю)

- По каким словам вы это определили?

(холопы, кафтаны, кольчуги, латы, боярин)

Продуктивное (творческое) задание 3

Синтез  в использовании языковых средств в тексте и в умениях и навыках учащихся.

И все же есть время суток, когда мы все становимся иностранцами, причем говорим сразу на нескольких языках.
– Когда?
 (Утром, за завтраком.)
– Мы произносим слова:
 чай (китайский), кофе (французский), кекс (английский), какао (американских индейцев),  мармелад (португальский).
– Составьте диалог на тему «За завтраком», обязательно включив  данные слова и слова исконно русские:
 спасибо, пожалуйста.

Контроль знаний. Проверочный тест.

  1. Этап информирования о домашнем задании:

1 уровень – составить «Домино» по теме урока.

2 уровень – выполнить задание по карточке. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словариком.

Еда:




Посуда:




Одежда:




Женские головные уборы:



Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.


3 уровень – составить рассказ «путешествие на машине времени2, используя устаревшие и заимствованные слова и неологизмы (не менее 10 слов из урока)

  1. Рефлексия «Укрась торт»:

На уроке я узнал…

Урок для меня показался…

Материал урока мне был…






























Шоу –


Консенсус


Коммуникабельный


Позитивный –


Менталитет –


Интегрировать –


Имидж –


Санкция –


Гусляр- 

Ланиты-

Уста-



Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.

Задание 2

Алешка шел рядом с с…нями, в которых с…дели трое холопов в военных колпаках и кафтанах с высок…ми в…ротниками. Это были работники Василия Волкова. На к…льчуги денег у боярина не хватило, одел их в кафтаны. Их обг…няло много дворян и боярских детей в к…льчугах и латах, и весь уезд с…езжался на площадь.













Картридж ─ это устройство для заправки чернилами принтер

Консалтинг ─ деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов

Бонус ─ вознаграждение

Спам ─ сообщение, массово рассылаемое людям, не дававшим согласие на их получение

Хранение денежных средств клиентов в сейфовом депозитарии банка с указанием в договоре их суммы.

Дресс-код ─ форма одежды, требуемая для посещения определенных мероприятий.

Инаугурация ─ церемония вступления в должность

Иллюминация-освещение, 

Коммюнике- официальное правительственное сообщение о переговорах

Беспристрастный- справедливый

Вентиляция-проветривание 

Винегрет- уксусный салат

Пейджер- электронное средство связи 

Рента- регулярно получаемый доход с капитала

Электорат- совокупность избирателей 

Поручник- ходатай, поверенный















hello_html_m7ec17605.gif

















  • Грант– субсидия, выдаваемая на научные исследования и образование

  • Жалюзи– оконные шторы из деревянных, металлических или пластмассовых узких пластинок

  • Кастинг– публичный просмотр; отбор, подбор актеров, часто на конкурсной основе

  • Логотип– буквенный символ, фирменная надпись, являющаяся эмблемой, торговой маркой фирмы-производителя

  • Ноутбук – портативный персональный компьютер, обладающий программной и аппаратной совместимостью

  • Слоган– рекламная формула в виде броской, легко запоминающейся короткой фразы

  • Спам – незапрашиваемая информация рекламного характера, рассылаемая адресатам по электронной почте

  • Фитнес - деятельность, направленная на повышение уровня здоровья.

  • Шопинг - посещение магазина с целью покупки















hello_html_201f7d67.jpg

hello_html_5ae7b03c.png





10


урок "Архаизмы, историзмы и заимствованные слова
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока: научиться различать устаревшие слова, неологизмы и заимствованные слова, работать в группе, самостоятельно добывать знания по теме, составлять коллаж, уметь употреблять данные слова в речи, составлять предложения и тексты с ними, проверить свои знания по теме.

Предполагаемый результат: учащиеся могут различать устаревшие слова, неологизмы, заимствованные слова; работают в группе, самостоятельно добывают знания по теме, составляют коллаж, уметь употребляют данные слова в речи, составляют предложения и тексты с ними, работают со словарем и в интернете; проверить свои знания по теме.

Автор Суслова Римма Анатольевна
Дата добавления 20.12.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1008
Номер материала MA-063319
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓