Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок- путешествие по теме "Причастие" ( 7 класс)

Урок- путешествие по теме "Причастие" ( 7 класс)

Скачать материал

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Даньковская основная общеобразовательная школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок – путешествие

по теме «Причастие»

(7 класс)

 

 

 

 

 

                                                                                        Урок составила и провела

                                                                                        Ковалёва Наталья Михайловна

 

 

 

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Х. Красюковский, 2014г.

 

Цели урока:

1) обобщение и расширение сведений о причастии как о части речи, повторение орфограмм, связанных  с  изучением причастий;

2) способствовать развитию логического мышления и речи учащихся;

3) формирование любви к природе и родному слову.

 

Оборудование урока: таблица действительных и страдательных причастий, карта путешествия, раздаточный материал, презентация.

                                                                  

Ход урока

 

1.     Орг. момент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Целевая установка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Инсценировка сказки о причастии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Путешествие по городу Причастинску

 

«Аллея страдательных и действительных причастий»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Замок причастного оборота»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Шоссе орфограмм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

 

«Фабрика слов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Река Жемчужная»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Парк «Сказочный»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Подведение итогов урока

 

 

 

 

 

6.     Выставление оценок

 

7.      Домашнее задание

 

 

-Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие (слайд 1).

Но путешествовать мы будем не сами, а с нашими новыми друзьями, с которыми мы познакомились в этом учебном году. Мы узнаем их, когда отгадаем загадку:

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я,  как прилагательное.

На все вопросы его  отвечаю,

Глагол по значению напоминаю (причастие).

 

Эпиграфом к нашему  уроку служат слова В. И. Даля:  «Причастие  - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного».

- Как вы понимаете эти слова?  

 

- Ребята, а как вы думаете, какие  цели нашего урока?

 

- Итак, мы отправляемся в путешествие по городу Причастинску, рассмотрим все его достопримечательности. Заблудиться в этом городе нам не даст карта, а роль экскурсовода я беру на себя.
Сначала давайте вспомним, как появилась на свет  эта удивительная часть речи, которая украшает и делает интересным и увлекательным любой рассказ, любое описание.

 

Сказка о причастии (слайд 2).
В давние-давние времена на берегу Словарного океана, среди высоких Орфографических гор в стране Грамматике жили одинокие суффиксы –ущ-, -ющ-, –ящ-, -вш-, -ш-, -нн-, -енн-, -ённ-, -им-, -ем-, -ом-, –т-. Скучно им было жить на белом свете, и решили они  пожаловаться на свое одиночество серьёзному Глаголу, который всегда был чем-то занят
Говорит им Глагол: «Подарю я вас самое дорогое, что у меня есть, - основу». «Спасибо!»- ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам - получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.
- Возьмите мои окончания, они вам помогут.
- Спасибо, доброе Прилагательное!
И суффиксы, взяв подарки, довольные и счастливые, отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из них предложил:
- Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.
Согласились остальные, очень уж хотелось побыть беззаботными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом. Возмутились части речи, и решили они наказать ни к чему не причастных бездельников.

Глагол сказал: «Называться теперь вы будете Причастиями. А за ваши проказы оставляю вам всего два времени – прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и еще, так и быть, оставлю два вида - совершенный и несовершенный».
«А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменятся по родам и числам», - сказало Прилагательное. 
Погрустили Причастия да делать нечего - надо трудиться. Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их. Прощать – то тоже надо уметь. С тех пор все Причастия живут в одном городе, и именуется  он Причастинском

 (слайд 3).

- Но, как мы видим, вход в город закрыт на замок, и откроет его  тот,  кто сможет назвать правильное определение причастия.

- Мы в Причастинске!  Сначала прогуляемся по Аллее страдательных и действительных причастий (слайд 4).
А теперь давайте заполним таблицу, которая поможет нам вспомнить,  с  помощью каких суффиксов образуются причастия.  У каждого из вас  есть суффиксы, которые нужно поместить в нужное место таблицы.

 

Действительные

Страдательные

Настоящее время

 

 

Прошедшее время

 

 

 

 

Суффиксы: -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -вш-, -ш-, -ом-, -им-,  -ем-, -енн-, -нн-, -т-.

 

А теперь заполним таблицу примерами. Вам даны слова, из которых нужно выбрать причастие и поместить его  в таблицу.

ОСВЕЩАЕМЫЙ

КРАСИВ

 

ПОЖЕЛТЕВШИЙ

ЗОЛОТОЙ

 

РАСКРАШЕННЫЙ

ОСЕНЬЮ

 

ОПАВШИЙ

ШЕЛЕСТИТ

 

НАПОЛНЕННЫЙ

ОСЕННИЙ

 

ИГРАЮЩИЙ

ПОЭТИЧЕСКИЙ

- Приближаемся к Замку причастного оборота

(слайд 5).

- Как вы думаете, кто живёт в этом замке?


- Вот какое задание приготовили нам жители замка. Образуйте  
от глаголов причастия, другие слова поставьте в нужную форму и запишите полученные предложения.

1. Расшить, золото, ковёр.

2. Деревья, одеть, нарядный убор.

3. Опалить, дыхание осени, кусты.

4. Осины, трепетать, ветер.

5. Листья, ветерок, колебать.

6. Усыпать, багровая  листва, аллея.

 

Расшитый золотом ковёр. Деревья, одетые в нарядный убор. Опалённые дыханием осени кусты. Осины, трепещущие на ветру. Листья, колеблемые ветром. Усыпанная багровой листвой аллея.


          - Давайте вспомним, в каких случаях причастный оборот на письме выделяется запятыми?
 

- Далее движемся по «Шоссе орфограмм» (слайд 6) к «Фабрике слов».

- Давайте составим график нашего пути с помощью графического диктанта. Если в слове пишется одна буква «н», то ставится точка напротив этой буквы и т.д. Затем  эти точки соединяются, и получается график пути.

                    -Н-                      -НН-

            .

                            .  

            .        

                            .

Сеяные травы, собранный урожай, пути запутаны, таинственная тишь, лишённые листвы, грибы собраны, расчищенная дорожка, сорванные с деревьев, взволновано ветром, кованый забор, крашеные скамейки, деревянная беседка.

А теперь мы пройдём этот путь, танцуя (слайд 7).                 

 

- Итак, мы с вами на «Фабрике слов» (слайд 8- 11).

- Рабочие фабрики приготовили для вас задание «Найди лишнее и объясни».

 

 1.(не)освещённый

 2.(не)доумевающий

 3. (не)навидящий

 

1. (не)освещён

2. (не)осыпан

3. (не)прекращающийся

 

1.(не)зеленеющие, а желтеющие 

2. (не)опавшие, но жёлтые

3. (не)опавшие, а оборванные

 

1.(не)утихший после ветра

2. (не)облетевшие ветки

3. (не)тронутые увяданием

 

Следующую остановку мы совершим на берегу Жемчужной реки (слайд 12).

- Как вы думаете, почему она так называется?

 - Что это? А что можно найти в раковине? (ЖЕМЧУЖИНУ).

В языке тоже есть жемчужины, их называют жемчужинами народной мудрости. Наш ловец жемчуга расскажет о своих находках.

Сообщение учащегося.

Я работал со сборниками пословиц и поговорок, искал пословицы, в которых есть причастия или отглагольные прилагательные. Мне удалось найти несколько жемчужин:

·         Что написано пером, того не вырубишь топором. Здесь употреблено краткое причастие «написано».

·         Человек неучёный, что топор неточёный. Здесь есть два отглагольных прилагательных: неучёный и неточёный.

·         Легко добыто, легко и прожито. В этой пословице - два кратких страдательных причастия: добыто и прожито.

·         Незваный гость хуже татарина. Отглагольное прилагательное «незваный».

·         Сила, не знающая цели, - мать лени. В этой пословице - действительное причастие «не знающая».

·         Заработанная копейка дорого стоит. В этом предложении употреблено полное страдательное причастие «заработанная».

·         Дружба, построенная на выгоде, не бывает прочной. Здесь употреблён причастный оборот «построенная на выгоде».

·         Съеденный до работы хлеб делает лентяев. В этом предложении - причастие «съеденный».

Когда я искал пословицы, то  заметил, что причастия и отглагольные прилагательные употребляются редко, гораздо реже, чем прилагательные, потому что пословицы – это произведения устного народного творчества, а причастия употребляются в речи письменной.

                  

- Теперь мы отправляемся в осенний парк, который выглядит поистине сказочным(слайд 13). Гуляя по усыпанным листьями тропам, вглядываясь в красоту осенних красок, мы встречаем наших друзей -  причастия. Когда мы входим в осенний парк, душа переполнена чувствами, хочется говорить не односложно, а оформляя свои мысли в красочные предложения, украшая их причастными оборотами. Приглядитесь, здесь столько волшебства! Это все чародейка-осень постаралась! Оглянитесь вокруг.

- Что нас окружает?

- Что происходит в природе?

- Какие известные вам стихотворения подойдут  для описания этой картины?

- Опишите парк, употребляя в своём мини-сочинении причастия (работа в парах).

Ученики зачитывают сочинения.

 

- На этом наше путешествие заканчивается. Как вы думаете, удалось нам реализовать цели, которые мы поставили в начале урока?

- Понравилось вам наше путешествие?

- Подумайте, что вам нужно сделать дома, чтобы быть готовым к проверочной работе по теме «Причастие»?

- Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку. (Комментарий учителя).

 

(Слайд 14)

1) Повторить теорию по теме «Причастие».

2) Составить рассказ «Портрет причастия» или нарисовать рисунок «Родословная причастия».

(Слайд 15)

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок- путешествие по теме "Причастие" ( 7 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Данный урок разработан для повторения  теоретических знаний по теме "Причастие", а также для закрепления  умения использовать полученные знания  в практической творческой деятельности.

   В течение урока  повторяется правописание  -н- и -нн- в кратких и полных  причастиях и прилагательных, слитное и раздельное написания не- с причастиями, знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

   Одной из целей является наблюдение за употреблением этой части речи в художественном стиле, в пословицах и поговорках. 

 

  Задания разнообразны, увлекательны, способствуют развитию творческих способностей учащихся. В форме путешествия  дети   активно вовлекаются  в учебный процесс.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 490 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.12.2014 684
    • DOCX 42 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ковалёва Наталья Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ковалёва Наталья Михайловна
    Ковалёва Наталья Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 23368
    • Всего материалов: 32

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 20 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 42 регионов

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Идеи эпохи Просвещения: педагогическое значение для современности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции