Главная / Начальные классы / Урок- путешествие " Умельцы России"

Урок- путешествие " Умельцы России"

Тема урока: «Умельцы России»

Форма урока: урок-путешествие.

Методы:

Объяснительно-иллюстративного обучения – беседа;

Репродуктивного обучения – практикум;

Коммуникативные методы обучения – диалог, презентации;

Имитационно-ролевые методы обучения – имитационные упражнения

Цель: формирование социокультурной компетенции обучающихся, воспитанников на основе погружения в произведения русских народных промыслов.

Обучающие:

-познакомить учащихся с русскими народными промыслами, учиться понимать художественно-выразительные особенности языка декоративно-прикладного искусства;

Развивающие:

развивать понимание того, что творчество дает возможность самовыразиться и самореализоваться каждому человеку;

Воспитывающие

-воспитывать у учащихся чувство осознанного понимания того, что они являются носителями русской национальной культуры, способствовать формированию художественного вкуса учащихся, прививать любовь и уважение к произведениям искусства мастеров малой родины.

Оборудование: натюрморты с изделиями Хохломы, Гжели, Семикаракорска, аудиозапись с мелодиями русских народных песен





Ход урока

I. Орг. момент

Упражнение в начале урока упражнение, которое дает настрой на урок: «Я, ты, мы». Дети становятся в круг, приседают и, сидя на корточках держа друг друга за руки, тихо говорят «Я», немного приподнявшись, чуть громче говорят «Ты» посмотрев друг на друга, и встав на носочки, подняв руки вверх, громко говорят «Мы»

Повернитесь к нашим гостям, подарите им свои улыбки.

Пусть эти улыбки у вас не сойдут с лица целый день.



II. Актуализация опорных знаний.

Задача: создать комфортную психологическую и диалоговую среду и обеспечить мотивацию к новому педагогическому опыту.

У нас сегодня урок – человек.

А чему мы будем учиться? Математике?

- Нет.

Грамматике?

- Нет.

Может чтению?

-Нет.

Эти уроки всегда интересны. На уроках мы говорим о взаимосвязи человека и природы, о здоровье человека, о человеке и обществе. Послушайте четверостишье и вы узнаете тему нашего урока.

По России мастеров немало Слайд 2

Тех, чьи руки чудо создают,

В ремеслах свою Россию славят

И по миру славу ей несут!

Тема нашего урока « Народные ремесла России» Слайд 3

- Мне бы хотелось, чтобы мы с вами разобрали название темы по частям. Начнем с последнего, но главного слова «Россия». Вспомните, пожалуйста, стихи о России. (Дети читают стихи) Какие задушевные слова! Они льются из самого сердца. Певуче, плавно, нежно.



А теперь составим ассоциативный ряд к слову «Россия». Итак, когда мы слышим слово Россия, какие ассоциации у нас возникают?



Россия. Государство. Родина. Береза. Матрешка. Праздник. Народные ремесла и другие. Слайд 4.



III. Формирование знаний, умений и навыков.

Народные ремесла– это произведения искусства, сделанные руками человека.

Наш народ всегда был богат на таланты. Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы - он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лен, железо - все становилось предметом творчества. «От добрых рук ничего не уходит», - говорит пословица. Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки, из глины лепилась замечательная посуда, из рога мастерили гребешки, из овечьей шерсти - платки, из льна - полотна и кружева. Все делалось руками: ткались половики, скатерти, полотенца, платья и рубахи. Руки мастеров превращали сугубо бытовые вещи в произведения искусства. И это сочетание утилитарного и художественного - вершина развития народного искусства.



-Ребята, я предлагаю всем вместе совершить путешествие в мир увлекательных творений народных умельцев.

Поможет нам цветик – семицветик. Слайд 5.

Говорим хором.

Лети, лети лепесток Эти слова в цветке на слайде 5.

Через север на восток.

Через запад, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли.

Быть по-моему вели.

Вели нам вернуться в холодную зиму.

Белым снегом замело

Луг и лес, и всё кругом.

И, замёрзнув, речка стала,

Скованная синим льдом

Голубые тени на белом снегу нашли отклик в творчестве русских мастеров.

Поговорим о гжельской росписи.

слайд №6

Гжель

Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин.

Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор. Он воспроизводит сценки народной жизни или цветочные композиции и выполнен в русской национальной манере.

слайд №7 Традиционные изделия гжельских мастеров

Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки. 

слайд №8 Использование гжельской росписи для украшения предметов обихода

В наши дни очень модно украшать гжельской росписью самые неожиданные предметы: валенки, кроссовки, ноутбуки и, даже, мотоцикл

Продолжаем наше путешествие с помощью цветика – семицветика. Слайд 9 как слайд 5 цветик – семицветик со словами.

Мы с вами попадаем в лето.

"Мир волшебной хохломы"



Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Чёрно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы.

(Б. Дубровский)

Учащиеся подготовили стихи.

Хохломская роспись,

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.



Рощи, перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы.



У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.



Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд?

(П. Синявский)



Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво?", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут

Сказка.

Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку справил, посуду деревянную вырезал. Художником мужичок тот был. Прилетела как раз к его порогу птица Жар. Он угостил её пшеном. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей и стала чашка золотой. Подивился чуду мужичок, да и лёг спать. А во сне явилась ему эта птица и поведала секрет, как он сам деревянное золото может сделать. Встал утром мужичок, натёр посуду тонким слоем глины, чтобы все поры в дереве сгладить, потом льняным маслом покрыл. Когда высохло, покрыл оловянным порошком, который придаёт серебристый цвет. Поверх серебряного слоя нанёс узор. Расписал посудину ягодами и цветами. Потом несколько раз ещё покрыл конопляным маслом и поставил в печь. От жары масло пожелтело, а олово из-под него стало похоже на золото. И словно солнце в его избе поселилось, нельзя глаз оторвать от чашек и ложек! Слава о мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди полюбоваться его мастерством. Многие селились рядом. Дошла слава мастера и до грозного царя. И захотел он, чтобы только в его палатах дивная посуда золотом сияла. И велел царь стрельцам найти мастера. Но быстрее стрелецких ног разнеслась народная молва. Узнал мастер о своей беде - закручинился. Любил он своё мастерство, но вольную жизнь ещё больше. Собрал он людей и раскрыл им секрет своего ремесла. А утром, когда пришли царские странники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как искали, нигде не нашли. Исчез мастер, но не исчезло его ремесло. Подхватили его односельчане, и живёт оно на Руси несколько столетий. И долго ещё жить будет.



(Далее рассказ ведется с демонстрацией изделий Хохломы) Слайд 10



- Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)



- Стулья, доски и полати, Слайд 11.

И кроватки и кровати,

Расписала нам сама

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)



- Нет наряднее раскраски,

Будто к нам пришла из сказки,

Где цари и терема,

Золотая Хохлома!

(Л. Куликова)

Вопрос: Какие цвета используют мастера?

Ответ: Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки.

Вопрос: Какие узоры вы видите на посуде?

Ответ: Листики, ягодки, завитки, точечки.

Вопрос: А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют?



Ответ: У природы - веточки, листки, травка.



Учитель: Правильно! Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике - всяким плодам, цветам и травам раздолье.



Самый любимый у хохломских художников это "травный узор" или "травка", которая отдалённо напоминает осоку. Часто среди "травки" изображается цветок, птица, рыбка. Самые затейливые узоры называются "кудрина" : травка, превращается в крупные кудри – завитки.

Травинка - это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Нажим кисточки приходится на самую широкую часть травинки.

"Кудрина" - это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

.



Вот ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки используют печатку-тычок (ватную палочку). А вот крыжовник, клубничку и малинку рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды "разживляют" желтым цветом.

Листочек - это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов

Физкультминутка.



Вот мы взяли краски в руки

И не стало в доме скуки.

Чтобы было веселей

Ярких красок не жалей.



Это правда! Это правда!

Ну, чего же тут скрывать.

Дети любят, дети любят,

Дети любят рисовать.



На бумаге, на бумаге

На асфальте

На стекле

И в трамвае на окне.

Продолжаем наше путешествие с помощью волшебного цветика – семицветика. Слайд 12

Учитель:

Вели оказаться в нашей Донской земле.

Земля былинная моя!



Люблю тебя до сладкой боли

И эту степь, и это поле,

И эту песню соловья.

Чем, земля Донская, ты украшена?

Да садами буйными, да пашнями,

Лучшими красавицами нашими,

Звонкими трезвонами весны!

Чем, земля Донская, ты уставлена?

Куренями с крашеными ставнями,

Лучшими поэтами прославлена,

Песнями, что радостью полны.

По над речкой стоит донской городок, Казаки и казачки на работу там скоры. И название города ярко и звонко, Как журчание Дона - Семикаракоры.

Семикаракорские мастера в своих работах придерживаются традиций донского искусства, наполненного свободолюбивым духом казачества.

Применяется при изготовлении фаянса только ручная роспись. Произведения искусства семикаракорских мастеров отличаются оригинальными формами, но очень чётко прослеживаются черты донской посуды.

Фаянс известен не только в Ростовской области, но и далеко за её пределами. Изделия побывали на многочисленных художественных выставках и ярмарках в нашей стране и за рубежом.

Но не все из вас, наверное, знают, что у нас на Дону живут удивительные люди, которые своими руками создают замечательные, порой уникальные произведения искусства.

Кружевоплетение - искусство старинное.

Но по сравнению с такими древними ремеслами, как ткачество и вышивка, оно молодо. Ему несколько сот лет.

Русское кружево плетут на специальных палочках-коклюшках. Главные центры этого промысла - Вологда и Елец.

В рисунках кружевных изделий сохраняются традиционные особенности плетения, часто используются старинные мотивы. Не просто метры кружева для отделки, а круглые скатерти, салфетки, воротнички, пелерины выходят из-под коклюшек мастериц. Кружева выходят такие, что глаз не отвести. Кипенно-белые, прозрачные, тонкие. Или строгие, черные, торжественные. Любой самый скромный наряд способны они сделать неповторимо праздничным.

Вся эта кружевная красота создается многие часы терпением и умением кружевниц. Поэтому и стоят кружева ручной работы недешево, потому как ценятся они во всем мире.

Эту песню поют уже несколько десятилетий:

В этот вьюжный, неласковый вечер,

Когда снежная мгла вдоль дорог,

Ты накинь, дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый платок.

Поэт Виктор Боков, композитор Григорий Пономаренко прославили на весь мир мастерство оренбургских пуховязалыциц.

Искусство оренбургских мастериц стоит того. Их белоснежные паутинки, легко проходящие в обручальное кольцо, и платки из серого козьего пуха, которым не страшны никакие морозы, вот уже несколько веков радуют женщин, удивляют своей красотой и теплом. Каждая мастерица выдумывает, вывязывает платок не похожий на другие. И сегодня каждый платок - это «лицо» мастерицы.

Конечно, в данном обзоре мы вспомнили лишь небольшую часть народных промыслов, имеющих вековую историю. Россия богата и центрами вышивального искусства. Несмотря на то, что многие виды изделий народного творчества пытаются выпускать, используя промышленные технологии, лишь творения, созданные с помощью архаичных технологий, относят к категории искусства.

IV. Упражнения для кисти и пальцев рук.

Игра « Чайник».

Чайничек (Левую руку выставить в кулаке перед собой)

С крышечкой (Открытой ладошкой правой руки прикрыть кулачок)

Крышечка (Вновь повторить второе движение)

С шишечкой (Кулачок левой поставить на «крышечку»)

Шишечка (Повторить предыдущее движение)

С дырочкой (Правой рукой сложить большой и указательный палец в кольцо и показать «дырочку»)

Из дырочки (Повторить предыдущее движение)

Пар идет (Указательным пальцем правой руки показать винтовым движением вверх, как идет пар)





V Практическая работа.

Сегодня мы с вами будем расписывать тарелку золотой хохломской росписью.

Какие цвета используют хохломские мастера при росписи изделий?

(желтый, красный, черный, реже зеленый)

Какое значение имеет красный цвет?

( Красный символизирует огонь, любовь, преданность).

Какое значение имеет золотистый цвет?

( Золотистый –свет, солнце).

Какое значение имеет черный цвет?

(Черный символизирует торжественность. На черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета).

Почему хохломскую роспись называют «золотой»?

(преобладает желтый цвет).

Ребята, давайте вспомним элементы хохломской росписи (кистевая роспись, узор «тычком»).

Что же больше всего любят изображать хохломские художники?

(Художники любят рисовать на поверхностях своих изделий малину, земляничку, клубнику, крыжовник, чёрную и красную смородину, рябину).

Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - и вот тот же самый мотив заговорит с нами по-новому.

Как раз в этом и проявляется богатство творческого воображения художника, его мастерство, и его наблюдательность.























Как называется узор из цветов, трав и ягод?

Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орнамента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше - кустиком.

Каким цветом обычно пишется травка?

Травка обычно пишется красным и черным цветом.

Какой элемент росписи обязательная часть любого растительного орнамента?

"Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди кустиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка.

Давайте вспомним, хохломские узоры: Слайд 12

Трава – мурава:

  • -пишем кончиком кисти;

  • -нажимаем на кисточку сильнее;

  • -пишем кудринки справа и слева;

  • -делаем оживку.

  • -Молодцы! Очень хорошо, что вы это всё запомнили.

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

-А теперь давайте поработаем как хохломские мастера. Постарайтесь расписать тарелку используя хохломские мотивы. Так как мы только учимся, мы в отличие от хохломских художников, сделали лёгкий карандашный рисунок узора.Для работы в цвете используйте кисти теры, тычки.



VI.Рефлексия.



Задача: создание условий для завершения законченного этапа и анализа того, что было осуществлено на уроке.





VII.Заключительное слово учителя:



Богато творчество русского народа. Сегодня мы познакомились с малой его частицей. Теплоту своих рук и щедрость сердец вкладывали мастера в свои поделки. За каждой из них кроется тайна. Народ любил, высоко ценил мастеров-умельцев, потому что народные промыслы - зеркало жизни народа.

Сегодня мы как бы заглянули в прошлое, перед нами ожили картины из жизни русского народа.

Мы, русский народ, - народ талантливый и трудолюбивый

VIII. Итог урока

- Зачем в современной жизни нужны знания о народных промыслах?

( важно помнить о национальных корнях)

- Храните дух, эпоху,

Предметы старины,

Что нам как выдох вдоху

Предшествовать должны







Урок- путешествие " Умельцы России"
  • Начальные классы
Описание:

   Урок нацелен на формирование  социокультурной компетенции обучающихся, воспитанников на основе погружения в произведения русских народных промыслов.

  Основная цель- воспитание  у учащихся чувство осознанного понимания того, что они являются носителями русской национальной культуры, способствовать формированию художественного вкуса учащихся, прививать любовь и уважение к произведениям искусства мастеров малой родины.

  Воспитание патриотизма на основе ознакомления с произведениями ремесленников- кустарей помогает приблизить к пониманию понятия духовного единства и сопричастности к национальному достоянию.

 

Автор Бекетова Ирина Михайловна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 699
Номер материала 13219
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓