Главная / Русский язык и литература / урок- мастерская построения знаний

урок- мастерская построения знаний

Мастерская построения знаний ( литература 8 класс)

Тема: «Человек светлой мечты».


Цель: Сформировать у учащихся представления о творчестве А. Грина, как представителя символического романтизма в русской литературе XX века. Подвести учащихся к выводу о том, что одним из составляющих факторов становления личности человека, и конкретно личности А. Грина, может быть мечта, что главным в творчестве писателя была попытка соединить в создаваемом образе воображаемое (мечту) и реальное начала.

Задачи:

Образовательные: - формировать умения строить речь в определённой композиционной форме;

- учить находить отличительные черты во внешности конкретной личности;

Развивающие: - развивать интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла;

- развивать способность к воображению;

- развивать умения и навыки анализа, выделения главного, обобщения созданных образов в таблицу;

- активизировать творческие способности участников мастерской;

- развивать коммуникативные способности, умение вести дискуссию, уважительно относиться к мнению другого, умение распределить деятельностные позиции и удержать их во время выполнения заданий, умения сделать выбор, сменить роль в ходе работы, умение предъявить результат своей работы;


Воспитательные: - подвести учащихся к осмыслению филосовско - нравственных понятий «смысл жизни», «мечта»;

- способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности, терпения.



Оборудование :






















Технологическая карта мастерской


Тема, план мастерской

«Человек светлой мечты».

  1. Организационный момент (0,5 минут)

  2. Ситуация (индуктор) (1 минута)

  3. Объявление темы (0,5 минут)

  4. Словарная работа + дневник (1,5 минут)

  5. Работа с материалом: а)самоконструкция (1 минута)

  • создание ассоциативного ряда путём игры со словом, поиском созвучных и смысловых ассоциаций фамилии Грин

  • создание устной зарисовки «Воображаемый портрет А. Грина»

б) социоконструкция ( 2 минуты)

  • работа в группе по анализу информации

  • обсуждение

  • составление таблицы

в) социализация (1,5 минуты)

  • презентация составления таблицы


  1. Презентация «Дом Грина» (2 минуты)

  2. Рефлексия

  • корабль (1 минута)

  • игра (2 минуты)

8. Домашнее задание (2 минуты)

Методы и формы организации учебной деятельности

1.Проблемно – поисковый, диалогический методы

2. Форма урока – мастерская построения знаний (система малых групп + мастерская)

Источники информации:

Учебник «Литература 8 класс». Кутузов А.Т. М; 2000

Методическое пособие для учителя к учебнику «Литература 8 класс»

Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И. М; 1998

Энциклопедия для детей «Литература XX века» М; «Аванта плюс»; 1995

«Педагогическая мастерская» // ж. «Уроки литературы», 2002 №1

«Литература» // приложение к г.»1 сентября», 2004 №1

Дом Грина. Тарасенко Н.Ф. , Симферополь, 1976

Жизнь Грина. Паустовский К. М., 1960



План мастерской:


1.Организационный момент:

  • Здравствуйте! Я очень рада возможности с вами познакомиться, так как считаю, что любой опыт взаимодействия с людьми очень полезен. Жаль, что время нашего взаимодействия очень ограничено. Всего 20 минут, а успеть за эти 20 минут мы должны многое. Перейдём к работе, а каждый из её этапов будем отслеживать с помощью песочных часов.

2 Проблемная ситуация: - Отец любил рассказывать сыну мифы и легенды о героях Гомера, о могуществе Трои, сожженной и разрушенной. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная пламенем Троя. «Где находится этот город?» - спросил мальчик. « Никому ещё не удавалось найти его», - ответил отец. «Когда я вырасту большой, я найду Трою и сокровища царей!» - воскликнул сын. Отец ответил на это: «К сожалению, это только мечты».

Это не красивая легенда: мечта, возникшая в семилетнем возрасте, «сделала сказку былью». С 14 лет он – ученик в лавке, затем – юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного банка. За 2, 5 года он овладел 9 – ю языками. Потом русским – за 6 недель! Становится миллионером. Внезапно в 46 лет всё бросает и погружается в археологию. Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы на воплощения мечты. Он трудился без сна и отдыха. Переворошил 250 тысяч кубометров земли, там, где указал Гомер. И мечта стала действительностью. Руки Германа Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшее в земле…

Поверьте мне, это не единственный случай того, когда мечта рождает в человеке страстное желание её исполнения, до каких бы сказочных высот она ни поднималась. Примеров можно привести очень много, но сегодня мне бы хотелось познакомить вас с Александром Грином, писателем начала XX века, которого в своё время называли «человеком светлой мечты».

Это определение и будет темой нашей мастерской: « Александр Грин – человек светлой мечты».

Обращаясь однажды к своим читателям, Грин сказал: « Тренируйте воображение и лелейте мечту». Возьмём это высказывание за эпиграф к нашей мастерской.

Из того, насколько часто слово мечта встречается рядом с фамилией Грин можно сделать предположение, что этот человек знал, что за сила заложена в загадочном явлении, которое обозначено коротким словом «мечта». - А что по- вашему значит слово мечта?

Словарь Ожегова даёт нам такое толкование этого слова: (см.пр.)


Есть ли место мечте, в жизни современного человека, какое место занимает мечта вашей жизни?

Поиск ответов на эти вопросы, используя в качестве примера творческую биографию А. Грина – вот цель нашей совместной деятельности сегодня на занятии.

Прежде, чем перейти к работе, я хотела бы подарить каждому из вас дневник, в котором вы найдёте полезные для себя материалы, а по ходу занятия, может быть, внесёте понравившиеся вам мысли. В конце занятия мы подведём итого нашего поиска с помощью вот этого символа гриновской мечты – кораблика с алыми парусами.

3. Практическая часть:

а) самоконструкция.

  • Обратите внимание на портреты и фотографии писателя. Произнесите несколько раз необычную и запоминающуюся фамилию Грин. Вашему воображению помогут несколько фраз, написанных на доске. Выберите из них слово, словосочетание деталь характера, которые «зацепили» ваше воображение, стали впечатлением от портрета ( первое впечатление от портретов и фотографий оформляется в виде зарисовки «Воображаемый портрет»).

  • Предъявление результата вслух.

-Итак, ребята, нами был составлен воображаемый портрет писателя, как вы думаете, этого достаточно для того, что бы понять человека со всеми его личностными особенностями, его смысл жизни и творчества?

-Действительно, наш воображаемый портрет необходимо сравнить с реальной биографией А. Грина.

Биографические материалы для сравнения вы найдёте на столе. Изучите их, подготовьте фактические дополнения к воображаемому портрету, выявите, есть ли сходства с реальным и воображаемым.

(Каждой группе выдаётся пакет материалов, в котором ученики могут найти ответы на свой информационный запрос.) Ученики читают, находят ответы, обмениваются информацией и заполняют таблицу:

Новое в моих знаниях о Грине

Совпадение реальных фактов с воображаемым



Предъявление учащимися результатов работы, комментирующая фраза учителя после выступления каждой группы:

1) «Воображение, мечта, надежда помогают стать творцом своей судьбы и сквозь горести, препятствия».

2) « Грин писал почти все свои произведения в «оправдание мечты». Мы благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать…»

3) «Неповторимое обаяние рассказов Грина тревожит и заставляет страстно желать исполнения мечты».

4) «Грин силой своего воображения придумал «живую метафору», которая вырвалась из контекста феерии и стала символом мечты и веры в её исполнение».


-Очень продуктивно поработали группы. Спасибо. Я тоже хочу внести вклад в общее дело. Я приготовила небольшую экскурсию по музеям Грина и приглашаю вас, её совершить (просмотр компьютерной презентации «Дом Грина»).


-Прочитав, предложенные произведения вы поймете, как у Грина романтическое и реальное сближаются и переплетаются… Одно является продолжением другого и наоборот. Так Грин настойчиво и последовательно готовит сознание читателя к тому, что «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни».

Автор убеждает читателя, что если труд будет одухотворен мечтой – он станет творчеством.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

-Мы плавно подошли к ответу на вопрос, который был поставлен в начале занятия «Есть ли место мечте в современном мире?»

-А какое место занимает мечта в вашей жизни…(выразите отношение к своей работе и определите ее перспективы, свои мечты, заканчивая фразу: см. корабль)


- А для того , чтобы на собственных ощущениях понять значимость мечты в вашей жизни проделаем следующее упражнение:


5. Домашнее задание: прочитайте «Автобиографическую повесть».

(см. дневник).


6. Итак , слово найдено, это мечта.

Язык Грина звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот мир с помощью мечты и произведений Грина!







МЕЧТА –

  1. нечто созданное воображением;


  1. предмет желаний и стремлений;


  1. о чём нибудь очень хорошем, не вещь;



урок- мастерская построения знаний
  • Русский язык и литература
Описание:
                        Мастерская построения знаний ( литература 8 класс)

                  Тема:       «Человек светлой мечты».

 

Цель: Сформировать у учащихся представления о творчестве А. Грина, как  представителя символического романтизма в русской литературе XX века. Подвести учащихся к выводу о том, что одним из составляющих факторов становления личности человека, и конкретно  личности А. Грина, может быть мечта, что главным в творчестве писателя  была попытка соединить в создаваемом образе воображаемое (мечту) и реальное начала. 

Задачи:

Образовательные:  - формировать умения строить речь в определённой композиционной         форме;

- учить находить отличительные черты во внешности конкретной личности;

Развивающие:          - развивать интерес  учащихся к предметам гуманитарного цикла;                                                   

- развивать   способность к воображению;

- развивать умения и навыки анализа, выделения главного, обобщения созданных образов в таблицу;

- активизировать творческие способности участников мастерской;

- развивать коммуникативные способности, умение вести дискуссию, уважительно относиться к мнению другого, умение распределить деятельностные позиции и удержать их во время выполнения заданий, умения сделать  выбор, сменить роль в ходе работы, умение предъявить результат своей работы;

 

Воспитательные:      - подвести учащихся к осмыслению филосовско - нравственных понятий «смысл жизни», «мечта»;

 

- способствовать воспитанию у учащихся самостоятельности, терпения.

Автор куприянова елена павловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 498
Номер материала 31512
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓