Главная / Русский язык и литература / Урок- лаборатория по русской литературе на тему ««Погружение» в слово Цветаевой» (11 класс)

Урок- лаборатория по русской литературе на тему ««Погружение» в слово Цветаевой» (11 класс)

Урок

Урок- лаборатория, урок- мастерская. ««Погружение» в слово Цветаевой»

Справка. Художественное слово многофункционально: слово- символ; слово- знак; слово- метафора; слово- жизнь, бытие. Отметим сразу, что у Цветаевой преобладает существительное предмет:

лес- колыбель, лес- могила, мир- колыбель, мир- могила, золотые знамена, мечи, ключи, псы; крыльцо; жених, жена и так далее.

Каждое существительное- носитель какой-то конкретной сущности реалии и одновременно- символ.

Давайте попробуем вместе определить содержание( смысловое) этих существительных:

лес

природа

(какая?)

естественная,

колыбель

начало, рождение, исток,

первозданная, органичная

( Вспомним « Олесю» А.И. Куприна: лес- колыбель Олеси- создал ее, определил ее сущность- свобода).

Ученики делают самостоятельно выводы:

Катерина Островского- мечта о воде- Волга, простор;

пушкинский Узник- туда, где белеет гора…

Мцыри Лермонтова- свобода- природа.

-А колыбель? В колыбели качают, убаюкивают, сказки рассказывают, познают мир, плачут, находят успокоение, утешение.

Объединим: лес- качал, убаюкивал, рассказывал.

Следовательно, лес- начало мое. Тогда понятен следующий образ: ! лес- могила»- это конец мой.

Начало и конец- лес. Это значит: я не изменю своей природы; какой пришла, такой уйду; я не изменюсь.

- ключи закину…

псов прогоню…

9 вспомним Катерину(« Гроза»)- ключ от калитки), ключ- дом, уют, покой, тепло, очаг, счастье.

( А.С. Пушкин: «счастье только на обычных путях»)

псы- стража, охрана, защита от чужих, преданность, верность( « лес и красные собаки» из сна Базарова).

Таким образом, « ключи», «псы»- слова- представители определенных возможностей лирической героини в борьбе за него.

Следующая часть урока- самостоятельная творческая работа по группам. Каждая группа получает существительные для их» расшифровки».

  1. знамена, мечи.

  2. 2. последний спор;

  3. крылья, эфир;

  4. мир- колыбель, мир- могила.

  5. Работы сдаются и оцениваются учителем.



Урок- лаборатория по русской литературе на тему ««Погружение» в слово Цветаевой» (11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок

Урок- лаборатория,  урок- мастерская. ««Погружение» в слово Цветаевой»

Справка. Художественное слово многофункционально:  слово- символ;  слово- знак; слово- метафора; слово- жизнь,  бытие. Отметим сразу, что у Цветаевой преобладает существительное предмет:

лес- колыбель, лес- могила, мир- колыбель, мир- могила, золотые знамена, мечи, ключи, псы; крыльцо; жених, жена и так далее.

Каждое существительное- носитель какой-то конкретной сущности реалии и одновременно- символ.

Давайте попробуем вместе определить содержание( смысловое)  этих существительных:

лес

природа

(какая?)

естественная,

колыбель

начало, рождение, исток,

первозданная, органичная

( Вспомним « Олесю» А.И. Куприна: лес- колыбель Олеси- создал ее, определил ее сущность- свобода).

Ученики делают самостоятельно выводы:

Катерина Островского- мечта о воде- Волга, простор;

пушкинский Узник- туда, где белеет гора…

Мцыри Лермонтова- свобода- природа.

-А колыбель? В колыбели качают, убаюкивают, сказки рассказывают, познают мир, плачут, находят успокоение, утешение.

Объединим: лес- качал, убаюкивал, рассказывал.

Следовательно, лес- начало мое. Тогда  понятен следующий образ: ! лес- могила»- это конец мой.

Начало и конец- лес. Это значит: я не изменю своей природы;   какой пришла, такой уйду;  я не изменюсь.

- ключи закину…

псов прогоню…

9 вспомним Катерину(« Гроза»)- ключ от калитки), ключ- дом, уют, покой, тепло, очаг, счастье.

( А.С. Пушкин: «счастье только на обычных путях»)

псы- стража, охрана, защита от чужих, преданность, верность( « лес и красные собаки» из сна Базарова).

Таким образом, « ключи», «псы»- слова- представители определенных возможностей лирической героини в борьбе за него.

Следующая часть урока- самостоятельная  творческая работа по группам. Каждая группа получает существительные для их» расшифровки».

1.     знамена, мечи.

2.     2. последний спор;

3.     крылья, эфир;

4.     мир- колыбель, мир- могила.

5.     Работы сдаются и оцениваются учителем.

 

 

Автор Борзикова Ольга Владимировна
Дата добавления 30.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 421
Номер материала 58915
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓