Урок
Урок-
лаборатория, урок- мастерская. ««Погружение» в слово Цветаевой»
Справка.
Художественное слово многофункционально: слово- символ; слово- знак; слово-
метафора; слово- жизнь, бытие. Отметим сразу, что у Цветаевой преобладает
существительное предмет:
лес-
колыбель, лес- могила, мир- колыбель, мир- могила, золотые знамена, мечи,
ключи, псы; крыльцо; жених, жена и так далее.
Каждое
существительное- носитель какой-то конкретной сущности реалии и одновременно-
символ.
Давайте
попробуем вместе определить содержание( смысловое) этих существительных:
лес
природа
(какая?)
естественная,
колыбель
начало,
рождение, исток,
первозданная,
органичная
(
Вспомним « Олесю» А.И. Куприна: лес- колыбель Олеси- создал ее, определил ее
сущность- свобода).
Ученики
делают самостоятельно выводы:
Катерина
Островского- мечта о воде- Волга, простор;
пушкинский
Узник- туда, где белеет гора…
Мцыри
Лермонтова- свобода- природа.
-А
колыбель? В колыбели качают, убаюкивают, сказки рассказывают, познают мир,
плачут, находят успокоение, утешение.
Объединим:
лес- качал, убаюкивал, рассказывал.
Следовательно,
лес- начало мое. Тогда понятен следующий образ: ! лес- могила»- это конец мой.
Начало
и конец- лес. Это значит: я не изменю своей природы; какой пришла, такой
уйду; я не изменюсь.
-
ключи закину…
псов
прогоню…
9
вспомним Катерину(« Гроза»)- ключ от калитки), ключ- дом, уют, покой, тепло,
очаг, счастье.
( А.С.
Пушкин: «счастье только на обычных путях»)
псы-
стража, охрана, защита от чужих, преданность, верность( « лес и красные собаки»
из сна Базарова).
Таким
образом, « ключи», «псы»- слова- представители определенных возможностей
лирической героини в борьбе за него.
Следующая
часть урока- самостоятельная творческая работа по группам. Каждая группа
получает существительные для их» расшифровки».
1.
знамена,
мечи.
2.
2.
последний спор;
3.
крылья,
эфир;
4.
мир-
колыбель, мир- могила.
5.
Работы
сдаются и оцениваются учителем.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.