Главная / Русский язык и литература / Урок- КВН «Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова» (10 класс)

Урок- КВН «Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова» (10 класс)

#WORK###################################################W#O#R#K#########M#i#n#g#L#i#U###S#i#m#S#u#n#####D#o#t#u#m#####�#g##�a#####p###�v;9####�E#9####��;9�#######
Урок- КВН «Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова» (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок- КВН «Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова»

 

       Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Можно ли вообще построить обучение на уроке так, чтобы ученика не покидало чувство новизны от услышанного и увиденного на  занятии? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания? Учитель, сталкиваясь с этими проблемами, пытается найти оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.

       Один из таких приемов— игровой  урок. Правильно организованная игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра— один из приемов преодоления пассивности учеников. В составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. Что является актуальным в образовательной системе, ведь не секрет, что ученики старших классов большей частью пассивны  и требуются определенные усилия, чтобы втянуть их в работу. По этой причине я решила провести в 10 классе урок-КВН на тему «Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова»

 

 Цели: 1.Углубить знания учащихся о пословицах ,поговорках, крылатых словах, афоризмах;  научить выявлять роль пословиц, крылатых выражений в формировании русской языковой картины мира в сравнении с казахской и другими языковыми картинами;

2.Формировать умение разграничивать крылатые слова и афоризмы, пословицы и поговорки; развивать логическое мышление, выразительную речь и актерские способности;

3.Воспитывать интерес к изучению предмета через игру;  формировать  чувство ответственности за коллектив.

 

 Тип: урок-КВН

Методы: словесный, игра, конкурс.

Наглядность: слайды

                                Ход урока

             I.      Организационный момент

 

          II.      Повторение

 

1.Повторяется материал предыдущего урока.

-Дайте определение фразеологизму(ответ проверяется на слайде 2-3)

 

2.Проверим домашнее задание!(слайд 4) Упражнение 292(к данным фразеологизмам подобрать фразеологизмы-антонимы )

 

Засучив рукава- спустя рукава

Хоть пруд пруди- как кот наплакал

Ума палата- без царя в голове

Выйти из себя – глазом не ведет

 

       III.      Новый материал

1.Слово учителя

Помимо фразеологизмов вам знакомы и другие выражения, обладающие воспроизводимостью и образностью: пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения. Давайте посмотрим ,что же они представляют.

Слайды 5(крылатые слова)  6 (поговорка) 7 (афоризм)

 

 

2. Слайд 8 (Сократ)

«Я знаю только то, что ничего не знаю»

 

Один из самых известных афоризмов Сократа . В параллель ему можно привести слова Л.Н.Толстого (слайд 9)

«Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости».

 

И если сегодня вы поймете, что чего-то не знаете, не считайте это поражением , у вас появится лишний повод поработать над собой.

 

3.Итак,мы начинаем КВН (слайд 10)

Мы начинаем КВН для чего?

Для того, чтоб не осталось в стороне никого...

 

1)Разминка (слайд 11)

Из названий каких букв можно приготовить блюдо? ( У- ха, ка -ша )

Какие овощи состоят из одних местоимений? (вы-мы-ты)

В каком глаголе100 отрицаний? (стонет)

На какой вопрос нельзя ответить «нет», если не солгать?  и  др.

 

2) Конкурс капитанов

Вам нужно произнести скороговорки по 3 раза ( слайд 13 )

 

Проворонила ворона вороненка.

Сшила Саша Саше шапку.

Уже ужи в луже.

Раз дрова, два дрова, три дрова.

 

3)Конкурс «Немая сценка» (слайд 14)

Фразеологизмы, которые вы получили, вам нужно изобразить самим

 

                                     1 команде

Сидеть у отца на шее.

Втирать очки.

Обвести вокруг пальца.

 

                                     2 команде

Работать спустя рукава.

Переливать из пустого в порожнее.

Намылить шею.

 

4) Конкурс «Закончи пословицу с цифрой 7» (слайд 14 )

У семи нянек …….. (дитя без глаза)

Семь бед …….. (один ответ ) и др.

 

 

 

5)Конкурс «Подбери синоним » (слайд 16 )

 

Екі кошқардың басы бір қазанға сыймайды.

Головы двух баранов в одном котле не сваришь.

Синоним : Два медведя в одной берлоге не уживаются.

 

Бір құмалақ бір қарын майды шірітеді.

Гнилая редька портит всю кучу.

Синоним :Паршивая овца все стадо портит

 

6) Конкурс «С головы на ноги» (слайд 17 )

Подберите антоним к каждому слову и тогда получится известная пословица

 

С безделья не загонишь птичку в небо.

(Без труда не вынешь рыбку из пруда ).

 

На летящее облако лед попадает.

(Под лежащий камень вода не течет).  и др.

 

7)Команда на команду (слайд 19)

Тема : Я и мой друг

 

-Вам необходимо организовать дискуссию на данную тему.

 

Позиция А

Скажи мне , кто твой друг , и я скажу , кто ты .

 

Позиция Б

Никогда не судите о человеке по его друзьям (У Иуды они были безупречны)

 

8)Найди автора (слайд 20)

-Определите автора известных крылатых слов.

 

Попрыгунья Стрекоза (Крылов )

Отцы и дети (Тургенев)

Читай не так ,как пономарь , а с чувством , с толком ,с расстановкой. (Грибоедов)

Кукушка хвалит петуха за то , что хвалит он кукушку. (Крылов)

Рожденный ползать летать не может . (Горький)

Счастливые часов не наблюдают. (Грибоедов)

 

9)Конкурс «Веселый композитор» (слайд 21)

На стихи известных поэтов исполнить песню

-в темпе вальса

-в темпе марша

-в темпе рэпа

 

Жюри подводит итоги

 

Заключительное слово учителя

Не случайно я выбрала тип урока-КВН. Ведь многие известные люди считали,что именно при помощи игры легче усваивается материал (слайд 22)

 

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.                    В.А.Сухомлинский    и  др.

 

       IV.      Итоги урока

Называется победитель, выставляются оценки.

 

 

 

Автор Штарк Марина Павловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1652
Номер материала 25124
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓