Главная / Начальные классы / Урок- конференция 4 класс окружающий мир

Урок- конференция 4 класс окружающий мир

Урок - конференция по окружающему миру

Тема: «Лес- природное сообщество: значение, влияние человека, охрана.»

Продолжительность урока: 45 минут

Класс: 4

Цель урока: формирование понятия леса- природного сообщества, влияние на лес хозяйственной деятельности человека, охрана лесов.

Проблема: раскрыть экологические проблемы окружающего мира и расширить представления детей о необходимости охраны природы.

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать понятие ласа как природного сообщества, яруса леса

- показать, почему необходимо беречь и охранять природу родного края

Воспитательные:

- воспитывать уважение и любовь к родной природе;

- воспитывать доброту, сострадание ко всему живому.

Развивающие:

- развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность у обучающихся, умение работать в парах и группой.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята! Я рада вас видеть. Поприветствуйте друг друга. Садитесь. Сегодня мы проводим урок окружающего мира в необычной форме. В форме конференции. А кто из вас знает, что такое конференция? (на доске появляется табличка со словом «конференция», дети смотрят значение слова в словаре)

- Конференция – это собрание, совещание каких-либо групп людей, где обсуждается какая-то проблема.

Обратите внимание на интеллект карту, созданную нами в начале раздела большой темы: «НАШ КРАЙ». К какой теме мы подошли.

- Сообщества.

-Что такое сообщества. ( СЛОВАРЬ ДОСКА)

- С каким сообществом вы познакомитесь на конференции?

- На конференции мы познакомимся с сообществом лес.

-Какова тема конференции?

-Тема конференции «Лес- природное сообщество: значение, влияние людей, охрана»(слайд №2)?

- Определите цели конференции:

- понятие леса- природного сообщества,

- влияние на лес хозяйственной деятельности человека,

- охрана лесов.

-Вы определили тему, цели урока. Теперь заполните таблицу ЗХУ графы: Знаю и хочу узнать.

-Что вы написали в графе знаю, а что хотели бы узнать?

-В конференции должны принимать участие специалисты, хорошо знающие растительный, животный мир леса и умеющие рассказать об охране лесов. Определите с помощью словаря в тетрадях, какие это специалисты?

- Ботаники- изучают растительный мир и взаимосвязи в нем.

- Зоологи- изучают животный мир и взаимосвязи животных

_Экологи- изучают влияние человека на природу, охраняют природу.

- В конференции принимают участие группа- ботаников, группа-зоологов, группа-экологов. Вы все специалисты в своей области- младшие научные работники.

С вашего разрешения, я буду организатором данного мероприятия.

- Чтобы начать конференцию необходимо принять повестку дня. Я предлагаю следующую

Повестку дня: (Слайд№3)

1.Выступление Ботаников и Зоологов по теме: «Лес- природное сообщество нашего края»- 10 мин.

2.Физ пауза 3 мин

3.Страничка: «Это интересно!!!» 5 мин

4. Выступление Экологов по проблеме: «Значение леса, влияние на лес хозяйственной деятельности человека» 5 мин

5. Работа в группах по проблеме: « Я и охрана лесов» - 7 мин.

6. Подведение итогов работы конференции. Принятие решения.5 мин

Прошу голосование кто за данную повестку дня.

2. Актуализация знаний. Повторение изученного.

(Слайд №4) - Предоставляется слово по теме: «Лес- природное сообщество нашего края» первой группе. Выступление с презентацией подготовили Зеленов Н. и Юрова М. остальные внимательно слушают, заполняют интеллект-карту на основе услышанного. Обратите внимание при заполнении карты, вам необходимо делать записи только в рамочках зеленого цвета.

Выступление участника №1

А бывали ли вы в лесу?

-Как вы понимаете, что такое лес? Слайд №5 - Верно: лес – это обширная территория покрытая деревьями и кустарниками.

-Рассмотрите внимательно деревья, которые вы видите на экране. На какие группы вы можете их разделить? (слайд № 6)

- Лиственные и хвойные деревья

-Какие деревья относятся к лиственным?

- Лиственные деревья – дуб, береза, ясень, клен.

-Какое лиственное дерево является символом России? (берёза)

-Какие деревья относятся к хвойным?

- К хвойным деревьям относятся- ель, сосна, кедр.

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (слайд № 7 )

У лиственных деревьев листочки, которые деревья сбрасывают осенью, а у хвойных огрубевшие листочки- они называются хвоинки, которые сменяются постепенно в течение нескольких лет и поэтому деревья всегда зеленые.

Слайд № 8 - Как называются такие леса, посмотрите на картинки?

Хвойные леса и лиственные леса

Слайд №9 -А теперь давайте «перемешаем» лиственные и хвойные деревья. Как называется лес в котором растут хвойные и лиственные деревья? ( Щ) Рассмотрите внимательно картину на экране. (Щ)

-Это смешанные леса.

-Но в лесу растут не только деревья. А вот какие ещё растения можно встретить в лесу. Внимательно посмотрите и назовите.(слайд №10)

- крапива, малина, мох, ландыш

-Посмотрите внимательно на картинки. На какие группы можно разделить эти растения?

- Травы, кустарники, мхи.

-Какие растения относятся к травянистым? (слайд № 11 ) Щ

- Крапива и ландыш

-А какие растения можно отнести к кустарникам? (Щ )

- малина

-Как называется третья группа растений?

-мхи и лишайники (Щ )

-Так какие же растения растут в лесу и как располагаются вы узнаете, прочитав текст в учебнике на странице 178. (Слайд № 12- вопрос)

-Правильно, ребята, растения в лесу располагаются ярусами. А почему растения в лесу располагаются ярусами?

Всем растениям в лесу необходимо определенное количество света. Щ

- Итак: 1 ярус- деревья, им нужно больше света, 2 ярус- кустарники, 3 ярус- травы, а 4 ярус- мхи и лишайники.

(Слайд №13) Раменский район находится в пределах лесной полосы и лесостепной зон. Леса занимают свыше 40 % территории региона. В области располагается зона смешанных и широколиственных лесов. ( Слайд № 14)

- В смешанных лесах нашего края прослеживаются 7 ярусов леса.

Деревья:  - дуб , ясень, береза, клен, ель ,

Кустарники: рябина, черемуха, жимолость.

Травы: сныть , ветреница , копытень

Вы видели эти растения в лесу. Какие из них вам неизвестны?

Вопрос от класса: Я не знаю таких растений?

- Коллеги мы предлагаем вам поработать с атласом определителем растений и пособием «Зеленые странички»

Слайд № 15- Так выглядят жимолость- кустарник, а это ветреница – трава, растущая в наших лесах.

Группа ботаников подводит итог выступления: Слайд №16

- Проверим как нужно было заполнить интеллект-карту. участники группы располагают растения леса по этажам на доске. На доске появляются неизвестные ранее растения.

- На этом наше выступление закончено. У кого есть вопросы? Спасибо за внимание.


Поблагодарим представителей от группы Ботаников. Вы помогли вспомнить и систематизировать знания о лесе и понятно и интересно рассказали о лесах нашего края.

Гимнастика для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Посмотреть вдаль (считать до5). Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).

Учитель:

Слайд №17 - Предоставляется слово по теме: «Лес- природное сообщество нашего края» второй группе. Выступление с презентацией подготовил Матюшов С. и Атланов Д. остальные внимательно слушают, продолжают заполнять интеллект карту, только в коричневые рамки.

Выступление участника №2


Слайд №18 -А кого вы видели, когда бывали в наших лесах?

(Слайд №19) В настоящее время в Московской области обитает около 60 видов млекопитающих, 18 видов пресмыкающихся и земноводных. Около 300 видов птиц .

Кто это? Щ 4 картинки.

-Почему эти животные могут жить в лесу?

- Это дикие животные

-А теперь о некоторых животных подробнее.

Слайд№ 20 . Интересно, что у лесных птиц размах крыльев гораздо меньше, чем у других. Это помогает им без проблем летать даже в густых зарослях леса. Перед вами обитатели наших лесов : снегирь, дрозд-рябинник, зарянка.

Слайд №21 Еще один интересный житель леса. Вспомните сказку про те­ремок.

-С кем жил в теремке еж? (С мышкой-норушкой и лягушкой-квакушкой.)

-На самом деле такое бывает? ( Ежик бы съел мышку и лягушку)

-Им втроем нико­гда не ужиться: съел бы ежик своих соседок - и мышь, и лягушку. Да и в теремке он бы ни за что не поселился. Ежи даже норками не обзаводятся. Осенью натаскает еж на своих колючках сухих листь­ев в какую-нибудь ямку между корней, зароется и спит всю зиму. Мал ежик, да никто ему не страшен. Свернется в клубок, растопы­рит иголки - попробуй тронь.

Слайд. №22 Соседка ежа – лесная мышь. живет на участках старого леса с преобладанием широколиственных деревьев. Активна она ночью. Убежищем ей служат норы под корнями деревьев. Питается лесная мышь семенами липы, лесными орехами, желудями, ест ягоды и даже насекомых. Осенью собирает запасы, чаще желуди, складывая их в дупла, под пни и в камеры нор.

Слайд№23 Насекомое нашего леса.- дубовый шелкопряд. Личинки этого насекомого очень прожорливы. Они поедают листья и древесину молодых деревьев.

Слайд № 24.Зима — наиболее трудный период в жизни кабанов. Зимой кабаны добывают корневища и клубни диких растений, выбирают на полях оставленные при уборке корнеплоды, а в урожайные годы собирают в лесах орехи и желуди.. Местные сторожилы рассказывали, что 20 лет назад кабаны часто встречались в лесах вблизи санатория, но сейчас они покинули наши леса из-за деятельности человека.

- Все заселили этажи леса названными животными. У кого есть вопросы?

Проверим вашу работу. ( Зоологи размещают животных по этажам леса).

- Задание группам. Предложите цепь питания, которая возможна в этом лесу. Можно использовать других животных и растения леса.

Проверка выполнения задания. ( растения- мышь- еж, растения-шелкопряд- иволга)

-На этом наше выступление закончено. Спасибо за внимание. Слайд № 25

Поблагодарим представителей от группы Зоологов. Вы помогли вспомнить и систематизировать знания о лесе и понятно и интересно рассказали о животных нашего края.

Физкультурная пауза.

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

2.И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.

Страничка: «Это интересно!!!»


Внимание! Страничку «Это интересно!!!» сегодня представляет…………

Я хочу задать вопрос - ТРУТОВИК это что такое? Время – 5 минуты

Поиски в справочниках, в интернете, у взрослых.

Нашли!! Трутовик- это гриб. Слад – страничка- трутовик.

- Не просто на этой страничке оказался гриб. Лес еще не настоящий! Чего не хватает? (грибы)

- Зачем грибы в лесу? Работа групп по учебнику на стр. 178..

Проверка – фронтально.

- Грибы- помогают корням деревьев впитывать влагу,

- Пища для человека и животных- лекарство,

- Способствуют разложению растительных остатков.

- Грибы каждой группе - определяем по атласу определителю.

- Грибы разделитесь на две группы- съедобные и несъедобные. Крепим грибы на доску.

- Вот и солнышко показалось. Настоящий лес получился. Но не все в нашем лесе благополучно. Послушайте… топор стучит, трактор землю распахивает земли, машина приехала и и строительный мусор свалила под елочкой. Что человек делает в лесу?


Выступление участника №3


- Предоставляется слово по теме: «Значение леса, влияние на лес хозяйственной деятельности человека» третьей группе. Выступление с презентацией подготовили Данелия М.

Слайд №27 Что дарит нам природа?

Слайд № 28 ) Верно. Лес это-место отдыха для человека, аптека – лекарственные растения, источник чистой воды и пищи, источник топлива, источник древесины, дом для растений, животных, грибов, защитник воздуха, водоёмов, почв, красота. Значение леса в жизни человека велико. Мы не должны забывать, что мы часть природы. Однако человек часто, пользуются дарами природы и приносит ей вред, создавая проблемы.

Слайд № 29 - Посмотрите на экран. Какая это проблема? (Вырубка лесов.)

- Почему люди вырубают леса? ( нужна древесина)

- Как же разрешить эту проблему? (Не надо рубить деревья)

- Иногда вырубка леса полезна. Лес – как колодец с водой. Если не брать воду, происходит ее ухудшение. Так и у леса. Поэтому старые деревья необходимо вырубать и сажать молодые.

- Информация для любознательных: Слайд №30

1 гектар придорожного елового леса задерживает 30 тонн пыли в год, соснового бора – 38 тонн, а дубравы – 54 тонны. Задумайтесь!

Слайд № 31- Кто назовет следующую проблему? ( Браконьерство)

- Тоже серьезная проблема. Зачем люди убивают животных? ( Мясо, Развлечение)

- Продуктов питания в настоящее время человеку хватает. Многие просто получают от этого удовольствие. Из-за неумеренной охоты многие животные стали редкими.

- Как человек решает эту проблему? (Запретить охоту)

- Животные лесов находятся под защитой государства. В нашей стране приняты законы, запрещающие самовольное истребление животных. Многие животные занесены в Красную книгу. Создаются заповедники, заказники и национальные парки, где запрещено убивать животных, люди занимаются разведением редких видов.

Слайд № 32 Так на территории Московской области, в Серпуховском районе, располагаются Приокско-Террасный биосферный заповедник (охраняются зубр и одна из самых северных популяций степных растений).

Слайд № 33 В Подмосковье расположен национальный парк «Лосиный остров», заповедно-охотничье хозяйство Завидово, несколько заказников федерального значения.(слайд№28)

- Слайд№.34. Какая это проблема? ( пожары)

- Пожар – это тоже очень серьезная проблема.

- По чьей вине возникают пожары?

- Большая часть пожаров возникает по вине человека.

- Чем опасны пожары? (уничтожают все живое и животных и растения)

- Охрана лесов – обязанность государства. Но не только! Каждый из нас должен помнить, что от одной маленькой спички, может случиться большая беда!!!

Слайд№ 35 Еще одна проблема. ( Люди выбрасывают мусор)

Мусор – это тоже проблема. Назовем ее «захламлением». Люди оставляют мусор всюду, не задумываясь о последствиях.

Задумайся! Слайд №36

Для того чтобы в природной среде разложилась бумага, потребуется от 2-х до 10 лет,

консервная банка – 90 лет,

фильтр от сигареты – 100 лет,

полиэтиленовый пакет – 200 лет,

пластмасса – 500 лет,

стекло – более 1000 лет.

- А теперь вспомните свалку вблизи населенного пункта Сафоново. Посчитайте сколько сотен лет потребуется природе, чтобы справиться с таким захламлением. Часто, посетив лес, люди оставляют горы мусора. Мы должны помнить, что жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения.

- Какие правила поведения в лесу мы должны выполнять?( не оставлять горящий костер, не бросать сор, не шуметь, не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не ловить бабочек, стрекоз.

- Видите, ребята, сколько у леса проблем (обращается внимание на схему). Слад №37

вырубка

Проблемы незаконная охота

леса захламление

пожар

Слайд №38 - Каждый из нас должен задуматься над проблемой охраны окружающей среды. Мы предлагаем создать свод правил по охране лесов нашего края.

4 Этап.

Подведение итогов. Принятие решений.

Работа класса. Экологи будут наблюдателями они приготовили для вас задание.. Работаем над составлением свода правил по теме « Я и охрана наших лесов» .

Итак решение конференции.

( Зачитывает ученик) - Мы, участники конференции « Лес- природное сообщество: значение, влияние человека и охрана» провели анализ данной темы, составили свод правил охраны наших лесов и обязуемся их выполнять. Официальная подпись под данным решением.

- кто за принятие данного решения прошу голосовать.

- Конференция подошла к концу. Вы выполнили поставленные задачи.

Ответьте на последние вопросы урока (таблица ЗХУ).

- Что нового вы узнали на уроке.

- Что больше всего понравилось7

- В какой форме прошел урок? Вам понравилось? Вы хотите попробовать другую форму деловой игры?

. Как вы оцениваете свою работу на уроке? ( заполняются оценочные карты)

-Что хотели бы узнать еще?

-Как вы думаете, какой будет следующая тема урока? Обратите внимание на нашу интеллект карту. « Природное сообщество-луг».

Слайд №39Д.З. Вспомните, о чем говорили на уроке, заполните до конца интеллект карту по теме: «Лес- природное сообщество». Изучите материал учебника стр.179-181

Группам нарисовать плакаты на тему: «Лес- наше богатство»

Слайд №40



Урок- конференция 4 класс окружающий мир
  • Начальные классы
Описание:

Урок - конференция по окружающему миру

Тема: «Лес- природное сообщество: значение, влияние человека, охрана.»

Продолжительность урока: 45 минут

Класс: 4

Цель урока:  формирование понятия леса- природного сообщества, влияние на лес хозяйственной деятельности человека, охрана лесов.

 Проблема:     раскрыть экологические проблемы окружающего мира и расширить представления детей о необходимости охраны природы.

Задачи урока:

Образовательные:

- формировать понятие ласа как природного сообщества, яруса леса

- показать, почему необходимо беречь и охранять природу родного края

Воспитательные:

- воспитывать уважение и любовь к родной природе;

- воспитывать доброту, сострадание ко всему живому.

Развивающие:

- развивать внимание, наблюдательность, познавательную активность у обучающихся, умение работать в парах и группой.                           

Автор Жданова Екатерина Федоровна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 632
Номер материала 20255
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓