Форма
проведения урока:
Деловая
игра «Пресс – конференция».
Цели урока:
Образовательная
– актуализация, проверка и закрепление знаний учащихся по теме « Работа,
внутренняя энергия. Виды теплопередачи».
Развивающая
– развитие умений и навыков применять теоретические знания для объяснения
явлений, которые могут встретиться в повседневной жизни, в будущей
профессиональной деятельности.
Воспитательная
– воспитание культуры устной речи учащихся, любознательности,
самостоятельности, навыков поведения в незнакомой ситуации. Приблизить учебный
предмет к реальной жизни.
Имитационная модель игры:
Деловая
игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию
возможной жизненной ситуации. В данном случае этот урок имитирует проходящие в
жизни пресс – конференции: когда представители прессы отвечают на вопросы
читателей.
Ход
урока
1. Организационный момент
Каждый учащийся выбирает себе издание, которое он
будет представлять.
- журнал «Сад и огород»;
- журнал «Моделист-конструктор»;
- «Литературная газета»;
- газета «Комсомольская правда»;
- журнал «Архитектор»;
- журнал
«Работница».
Если
в группе несколько учащихся, то выбирается главный редактор (капитан)
2.
Вступительное слово учителя
Представьте себе один день работы редакции. Вы работаете в известных
изданиях.Вам предстоит ответить на вопросы читателей или срочно собраться в
командировку, решить предложенные вопросы и проблемы. Но сначала проверим, как
вы усвоили теоретический материал.
3.
Актуализация знаний.
Учащиеся
берут билет и отвечают на него без подготовки.
БИЛЕТЫ
- Что такое внутренняя энергия?
- Приведите примеры способов изменения внутренней энергии.
- Приведите примеры видов теплопередачи.
- Что такое теплопроводность? Как происходит передача энергии по
металлической проволоке?
- Что такое конвекция? Почему конвекция невозможна в твердых телах?
- Каким способом передается энергия от Солнца к Земле? Дайте
определение этому виду теплопередачи.
4. Выполнение практических заданий
1 Группа
1. На приэкваториальных территориях, где климат
жаркий, цвет кожи у людей более темный, чем у живущих в холодном климате.
Почему?
В северных широтах живут белые медведи, а в южных -
бурые. Почему?
На севере обитает заяц-беляк (белый цвет шерсти), в
более южных районах - заяц-русак (шерсть серого цвета). Почему?
2.Какую роль играет сезонное изменение длины и густоты шерсти у
животных: летом шерсть короче и рыхлее, а зимой длиннее и гуще?
(Ответ: шерсть, пух, мех и
другие пористые тела в промежутках между волокнами содержат воздух и поэтому
обладают плохой теплопроводностью, они защищают тело животных от охлаждения.
Учитель после ответа может привести в качестве примера статью В.Пескова
«Холод - не тетка»
[«Комсомольская правда», 17 ноября 1995
г.]:
«Так голод, холод - не
тетка. Ворона, сидящая на столбе, точно укажет, откуда дует морозный ветер. Она
всегда обра щепа к нему клювом - так, чтобы ветер обтекал, а не ворошил перья.
В погоду тихую, но морозную птицы «взбивают» свои перины, превращаются в рыхлые
шарики... Надежно тепло держит мех. Он у многих животных к зиме обновляется...
Холод стимулирует рост меха. Знаю это по ослику, привезенному в Подмосковье из
Средней Азии. В первую зиму сшили ему из старой овчины что-то вроде жилетки. А
теперь к зиме ослик становится похожим на пушистое чудище - родия из теплых
краев его бы не сразу узнала».
3.Из русской сказки: «Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу
домишко, а сам не умеет. Одну-то ночь всего надо пережить... "Эх, -
подумал он, - куда ни шло!" И - бултых в снег! В снегу и ночевал. Ничего!
Тепло было. Поутру рано встал, по вольному свету полетел куда надо». Что спасло
тетерева от холода во время ночевки в лесу?
2 Группа
1.Не разводите сады в низинах. Почему?
(Ответ: холодный воздух
более плотный, поэтому он скапливается внизу; в низких местах чаще бывают
заморозки.)
2.Не допускайте, чтобы растения покрывались ледяной коркой. Почему?
(Ответ', теплопроводность
льда в 20 раз больше, чем снега, поэтому растения вымерзают.)
3.Перед заморозками разрыхлите почву. Почему?
(Ответ: при рыхлении
теплопроводность почвы уменьшается.)
4.Весной, когда возможность заморозка весьма вероятна, выучите
наизусть и как можно чаще повторяйте стихи русского писателя И.А.Бунина
«Холодная весна».
Бесцветный запад чист -
жди к полночи мороза.
И соловьи всю ночь
поют из теплых гнезд
В дурмане голубом дымящего навоза,
В серебряной пыли
туманно ярких звезд.
Почему
наблюдается такая совокупность явлений?
(Ответ: при безоблачном
небе земля сильно охлаждается за счет излучения.)
3 Группа
Прокомментируйте с точки зрения физики отрывки из художественных произведений.
1.Из сказки В.Гауфа «О мнимом принце»: «Никто не смел сказать, что
Лабакап неискусно владеет иглой, наоборот: он умел выполнять очень тонкую
работу... Он часами шил, не отрываясь, так что игла накалялась у него в руке
и начинала дымиться нитка, а работа получалась лучше, чем у кого угодно...»
2.Из русской сказки «Лисичка-сестричка и волк»: «Волк пошел на реку,
опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: "Ловись, рыбка, и мала, и
велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!" Вслед за ним и лиса явилась;
ходит около волка да причитывает: "Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни,
мерзни, волчий хвост!" Хвост и замерз».
3.Из русской сказки «Зимовье зверей»: «Пришли к быку в хлев гусь и
петух, хором говорят: "Пусти, браг, к себе погреться". Бык
отвечает: "Нет, не пущу! У вас по два крыла, одно постелишь, другим оденешься,
так и прозимуете!" "Не пустишь, - говорит гусь, - так я весь мох из
твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет".
4 Группа
Редакция журнала «Архитектор» отвечает на вопросы для викторины.
1.В каком доме теплее - в деревянном или кирпичном? Почему?
(Ответ: в деревянном, т.к.
дерево имеет меньшую теплопроводность.)
2.Почему строители применяют пористые материалы - пористый кирпич, войлок,
стекловату?
3.Для чего делают двойные рамы?
4.Почему батареи отопления в помещении располагают внизу?
5 Группа
Журнал «Моделист-конструктор» предлагает читателям принять участие в
создании космической ракеты, которая в качестве топлива использует жидкий
водород. Но где же его хранить, ведь температура кипения жидкого водорода -253
°С? Хранить в обычном баке - все равно что сунуть кастрюлю с водой в доменную
печь! Бак для жидкого водорода должен быть таким, чтобы в него не проникало
снаружи тепло. В результате рассуждений группа приходит к выводу, что этот
бак должен представлять собой термос.
Разъясняют принципы работы термоса. Можно ли в этом сосуде хранить горячий
чай?
6 Группа
Членам редакции журнала «Работница» предстоит выехать
в командировки.
1.Одна группа отправляется на далекий Север и берет с
собой теплые шубы и шапки. Физики утверждают, что выражение «шуба греет»
неверно. А вы как думаете?
2.Вторая группа летит на юг, к морю. Какую одежду -
светлую или темную -им следует взять? Почему моряки предпочитают выходить в
море ночью?
5. Обобщение знаний
Заполнение таблицы
Название
способов теплопередачи
|
Как
осуществляется перенос энергии
|
Среда,в
которой возможен данный способ теплопередачи
|
|
|
|
6. Подведение итогов. Выставление оценок.
МОУ СОШ с. Пружинки
Урок-деловая игра
в 8 классе
«Внутренняя энергия. Работа. Виды теплопередачи»
Подготовила и провела
Жаворонкова Н. В.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.