Главная / Физика / Урок- игра по физике в 8 классе"Виды теплопередачи"

Урок- игра по физике в 8 классе"Виды теплопередачи"

Форма проведения урока:

Деловая игра «Пресс – конференция».

Цели урока:

Образовательная – актуализация, проверка и закрепление знаний учащихся по теме « Работа, внутренняя энергия. Виды теплопередачи».

Развивающая – развитие умений и навыков применять теоретические знания для объяснения явлений, которые могут встретиться в повседневной жизни, в будущей профессиональной деятельности.

Воспитательная – воспитание культуры устной речи учащихся, любознательности, самостоятельности, навыков поведения в незнакомой ситуации. Приблизить учебный предмет к реальной жизни.

Имитационная модель игры:

Деловая игра — это активная учебная деятель­ность по имитационному моделированию возможной жизненной ситуации. В данном случае этот урок имитирует проходящие в жизни пресс – конференции: когда представители прессы отвечают на вопросы читателей.

Ход урока

1. Организационный момент

Каждый учащийся выбирает себе издание, которое он будет представлять.

  • журнал «Сад и огород»;

  • журнал «Моделист-конструктор»;

  • «Литературная газета»;

  • газета «Комсомольская правда»;

  • журнал «Архитектор»;

  • журнал «Работница».

Если в группе несколько учащихся, то выбирается главный редактор (капитан)

2. Вступительное слово учителя

Представьте себе один день работы редакции. Вы работаете в известных изданиях.Вам предстоит ответить на вопросы читателей или срочно собрать­ся в командировку, решить предло­женные вопросы и проблемы. Но сначала проверим, как вы усвоили теоретический материал.

3. Актуализация знаний.

Учащиеся берут билет и отвечают на него без подготовки.


БИЛЕТЫ

  • Что такое внутренняя энергия?

  • Приведите примеры способов изме­нения внутренней энергии.

  • Приведите примеры видов теплопе­редачи.

  • Что такое теплопроводность? Как происходит передача энергии по металли­ческой проволоке?

  • Что такое конвекция? Почему кон­векция невозможна в твердых телах?

  • Каким способом передается энергия от Солнца к Земле? Дайте определение это­му виду теплопередачи.

4. Выполнение практических заданий


1 Группа

1. На приэкваториальных территори­ях, где климат жаркий, цвет кожи у людей более темный, чем у живущих в холодном климате. Почему?

В северных широтах живут белые медведи, а в южных - бурые. Почему?

На севере обитает заяц-беляк (бе­лый цвет шерсти), в более южных райо­нах - заяц-русак (шерсть серого цвета). Почему?


2.Какую роль играет сезонное измене­ние длины и густоты шерсти у животных: летом шерсть короче и рыхлее, а зимой длиннее и гуще?

(Ответ: шерсть, пух, мех и другие пористые тела в промежутках между во­локнами содержат воздух и поэтому обла­дают плохой теплопроводностью, они за­щищают тело животных от охлаждения.

Учитель после ответа может привес­ти в качестве примера статью В.Песко­ва «Холод - не тетка» [«Комсомольская правда», 17 ноября 1995 г.]:

«Так голод, холод - не тетка. Ворона, сидящая на столбе, точно укажет, откуда дует морозный ветер. Она всегда обра щепа к нему клювом - так, чтобы ветер обтекал, а не ворошил перья. В погоду тихую, но морозную птицы «взбивают» свои перины, превращаются в рыхлые шарики... Надежно тепло держит мех. Он у многих животных к зиме обновляется... Холод стимулирует рост меха. Знаю это по ослику, привезенному в Подмосковье из Средней Азии. В первую зиму сшили ему из старой овчины что-то вроде жилетки. А теперь к зиме ослик становится похо­жим на пушистое чудище - родия из теп­лых краев его бы не сразу узнала».

3.Из русской сказки: «Некому выст­роить тетереву в зимнюю стужу домишко, а сам не умеет. Одну-то ночь всего надо пережить... "Эх, - подумал он, - куда ни шло!" И - бултых в снег! В снегу и ноче­вал. Ничего! Тепло было. Поутру рано встал, по вольному свету полетел куда надо». Что спасло тетерева от холода во время ночевки в лесу?


2 Группа

1.Не разводите сады в низинах. По­чему?

(Ответ: холодный воздух более плот­ный, поэтому он скапливается внизу; в низких местах чаще бывают заморозки.)

2.Не допускайте, чтобы растения по­крывались ледяной коркой. Почему?

(Ответ', теплопроводность льда в 20 раз больше, чем снега, поэтому растения вымерзают.)

3.Перед заморозками разрыхлите по­чву. Почему?

(Ответ: при рыхлении теплопровод­ность почвы уменьшается.)

4.Весной, когда возможность замороз­ка весьма вероятна, выучите наизусть и как можно чаще повторяйте стихи русского писателя И.А.Бунина «Холодная весна».

Бесцветный запад чист -

жди к полночи мороза.

И соловьи всю ночь

поют из теплых гнезд

В дурмане голубом дымящего навоза,

В серебряной пыли

туманно ярких звезд.

Почему наблюдается такая совокуп­ность явлений?

(Ответ: при безоблачном небе земля сильно охлаждается за счет излучения.)



3 Группа

Прокомментируйте с точки зрения фи­зики отрывки из художественных произ­ведений.

1.Из сказки В.Гауфа «О мнимом прин­це»: «Никто не смел сказать, что Лабакап неискусно владеет иглой, наоборот: он умел выполнять очень тонкую работу... Он ча­сами шил, не отрываясь, так что игла на­калялась у него в руке и начинала дымиться нитка, а работа получалась лучше, чем у кого угодно...»

2.Из русской сказки «Лисичка-сестрич­ка и волк»: «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: "Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!" Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да при­читывает: "Ясни, ясни на небе звезды! Мерзни, мерзни, волчий хвост!" Хвост и замерз».

3.Из русской сказки «Зимовье зверей»: «Пришли к быку в хлев гусь и петух, хо­ром говорят: "Пусти, браг, к себе погреть­ся". Бык отвечает: "Нет, не пущу! У вас по два крыла, одно постелишь, другим оде­нешься, так и прозимуете!" "Не пустишь, - говорит гусь, - так я весь мох из твоих стен повыщиплю, тебе же холоднее будет".


4 Группа

Редакция журнала «Архитектор» отвечает на вопросы для викторины.

1.В каком доме теплее - в деревянном или кирпичном? Почему?

(Ответ: в деревянном, т.к. дерево име­ет меньшую теплопроводность.)

2.Почему строители применяют пори­стые материалы - пористый кирпич, вой­лок, стекловату?

3.Для чего делают двойные рамы?

4.Почему батареи отопления в поме­щении располагают внизу?


5 Группа


Журнал «Моделист-конструктор» пред­лагает читателям принять участие в созда­нии космической ракеты, которая в каче­стве топлива использует жидкий водород. Но где же его хранить, ведь температура кипения жидкого водорода -253 °С? Хра­нить в обычном баке - все равно что су­нуть кастрюлю с водой в доменную печь! Бак для жидкого водорода должен быть таким, чтобы в него не проникало снару­жи тепло. В результате рассуждений груп­па приходит к выводу, что этот бак дол­жен представлять собой термос. Разъяс­няют принципы работы термоса. Можно ли в этом сосуде хранить горячий чай?

6 Группа

Членам редакции журнала «Работница» предстоит выехать в командировки.

1.Одна группа отправляется на дале­кий Север и берет с собой теплые шубы и шапки. Физики утверждают, что выраже­ние «шуба греет» неверно. А вы как дума­ете?

2.Вторая группа летит на юг, к морю. Какую одежду - светлую или темную -им следует взять? Почему моряки предпочи­тают выходить в море ночью?

5. Обобщение знаний

Заполнение таблицы

Название способов теплопередачи

Как осуществляется перенос энергии

Среда,в которой возможен данный способ теплопередачи





6. Подведение итогов. Выставление оценок.



























МОУ СОШ с. Пружинки











Урок-деловая игра

в 8 классе

«Внутренняя энергия. Работа. Виды теплопередачи»











Подготовила и провела

Жаворонкова Н. В.















Урок- игра по физике в 8 классе"Виды теплопередачи"
  • Физика
Описание:
Форма проведения урока: Деловая игра «Пресс – конференция». Цели урока:

Образовательная – актуализация, проверка и закрепление знаний учащихся по теме « Работа, внутренняя энергия. Виды теплопередачи».

Развивающая – развитие умений и навыков  применять теоретические знания для объяснения явлений, которые могут встретиться в повседневной жизни, в будущей профессиональной деятельности.

 Воспитательная – воспитание культуры устной речи учащихся, любознательности, самостоятельности, навыков поведения в незнакомой ситуации. Приблизить учебный предмет к реальной жизни.

Имитационная модель игры:

 

            Деловая игра — это активная учебная деятель­ность по имитационному моделированию возможной жизненной ситуации. В данном случае этот урок имитирует проходящие в жизни пресс – конференции: когда представители прессы отвечают на вопросы читателей.

Каждый учащийся выбирает себе издание, которое он будет представлять.

  • журнал «Сад и огород»;
  • журнал «Моделист-конструктор»;
  • «Литературная газета»;
  • газета «Комсомольская правда»;
  • журнал «Архитектор»;
  • журнал «Работница».

 

Если в группе несколько учащихся, то выбирается главный редактор  (капитан).

 

Автор Жаворонкова Наталия Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 913
Номер материала 29230
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓