Тайна ключа Катерины

Из опыта нравственного воспитания на уроках литературы


Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1988, №9, с. 34.


...Лицо этой женщины выражало растерянность. С воспалёнными глазами, готовая разрыдаться, она взволнованно рассказывала о своих отношениях с дочерью, о тяжком несогласии в семье.

На первый взгляд, ситуация из ряда обычных: Оля поругалась с ро­дителями. Мы, классные руководители, столько выслушиваем от взрос­лых сетований по этому поводу, что уж кому, как не нам, с наибольшей отчётливостью видна большая, многотрудная и многогранная проблема «отцов и детей».

В данном случае дело обстояло не совсем просто.

То, что родители переусердствовали в опеке над дочерью, было оче­видным. Пятнадцатилетнему человеку не давали и шагу ступить без со­ответствующей корректировки. Вновь пришлось стыдиться за взрослых людей, которые с первых «осмысленных» шагов старшеклассника пре­пятствуют ему найти свой, с пробами и ошибками, выстраданный, но всё- таки отвечающий его интересам и потому верный путь. Как правило, позже та же мама удивляется, почему её чадо выросло таким никчёмным, не стало личностью. А что для этого требуется? Больше доверять детям в таком возрасте, тоньше, конструктивнее вести воспитание, что, разуме­ется, нелегко: необходимо работать над собой. Большие дети требуют большого педагогического мастерства. До пятнадцатилетнего возраста нашего ребёнка мы все талантливые воспитатели, а подходит эта роко­вая для нас черта, - и даже самые выдающиеся мамы хватаются за голову.

Наша Оля не просто «не нашла общего языка» с родителями. Она бросила им в лицо ключ от квартиры, хлопнула дверью, - и вот, как ока­залось, не ночевала дома...

«Родили, прожили с ребёнком пятнадцать лет, а найти путь к его сердцу не могут. Если благополучно в семье, - в школу их не затащишь. А пришла беда в дом - за помощью сразу же сюда, как будто здесь ре­шатся все проблемы!»... По крайней мере, такое не раз приходилось слы­шать от горе-педагогов, без смущения высказывающихся подобным об­разом даже на педсоветах.

И созываются родительский комитет, ученический актив класса, совет общественности, порой необдуманно поднимаем вопрос на педсо­вете, чтобы поставить на место нерадивого ученика. И совершенно забы­ваем об одном мощнейшем оружии, которое дала нам в руки наша спе­циальность, - уроке литературы!

Речь идёт об использовании богатейших воспитательных возможностей уроков, смещении на отдельных из них акцента именно на конкретный воспитательный потенциал изучаемого материала.

...Я ждал Олю. И не ошибся: она пришла. Но состояние ёе было таким, что видно, к примирению с домом она не готовится. А скоро дол­жен начаться мой урок. Всего сорок пять минут. Больше мне не отпуще­но. Но - сейчас или никогда.

А. Н. Островский. «Гроза». Хорошо знакомое моим ученикам произ­ведение. На сегодняшнем уроке поговорим о его потрясающей жизненной правде и художественном совершенстве, огромном общественном значе­нии. Каждый ещё ближе к сердцу воспримет трагический образ Катери­ны, истории её жизни в доме свекрови-ханжи, которая нищих оделяет, а домашних заела совсем. Все, надеюсь, глубоко проникнутся централь­ным конфликтом драмы - столкновением героини, отстаивающей свои человеческие права, с миром «тёмного царства».

- Как жилось Катерине в доме Кабанихи? - спрашиваю первым делом ребят. - Легко ли?

- Нет. Очень тяжело, - отвечают они. И дают мне понять, что зна­ют всё о губивших её притеснениях,— Это не жизнь, а каторга!

- Хотела она вырваться оттуда?

- Да!..

Иногда приходится слышать незаслуженные упрёки за такие вот «простые и наивные» ответы учеников. Но ответы ли это? В уроке, ко­торый отстаиваю и условно называю универсально-воспитательным, они - начало, ступеньки самой работы, которая в итоге должна привести к апофеозу проводимой учителем мысли. И нужен ли сейчас развёрну­тый, глубокий ответ?..

Всматриваемся с ребятами в жизнь Катерины в доме свекрови. Го­ворим о молодой женщине, о её стремлении вырваться на свободу. «От­чего люди не летают так, как птицы?..» - задумывается она.

...Тяжело было Катерине. Сочувствуем ей всей душой. Ставим себя на её место и с разных точек зрения смотрим на её положение. Но вот однажды, когда муж Тихон, вообще-то неплохой, но безвольный и неда­лёкий человек, уехал, дочь Кабановой Варвара даёт Катерине ключ от калитки. Там, в саду, её ждет Борис, человек, которого она, непонятая, униженная и оскорблённая дома, действительно полюбила.

- Непонятно, - обращаюсь к ребятам, - почему Катерина вдруг так заволновалась? Чего испугалась? Ведь у неё наконец-то появилась возможность обрести счастье...

Вопрос... Серия дискуссионных вопросов... Это та ниточка, за кото­рую учителю нужно уметь вовремя потянуть, чтобы распутать клубок писательских раздумий о жизни.

- Этот ключ как бы жжёт ей руку, - продолжаю я. - А если бы в подобной ситуации, когда нужно сделать решительный выбор, в руке у Катерины оказался ключ от дома Кабановой?..

- Она выбросила бы его, даже не раздумывая... Не испугалась бы и в лицо ей его швырнуть! — после некоторой паузы всё-таки прозвучала необходимая мне мысль;

И сразу же стараюсь разобраться, какие обстоятельства движут по­ступками такого человека? Ведь это не так-то просто бросить ключ от дома в лицо тому, кто его хозяин и с кем сам же и живёшь...

Смотрю на Олю. Слушает ли? Это - её момент!

Совершая с ребятами в связи с изучением итогового произведения Островского своеобразный исторический экскурс в ярко изображённое и беспощадно заклеймённое им «тёмное царство», много говорим о гос­подствовавшем в нём социальном неравенстве, унижении человека, его бесправии, о деспотизме, косности, мракобесии, жестокости...

«Оля, Оля... - звучит во мне внутренний голос. - Дорогой ты мой человек, отвечают ли современные обстоятельства, твои родители всему этому набору отрицательных характеристик?! Катерина ли ты?! Нет, ко­нечно!!! У тебя дома любовь к тебе стоит на первом месте, только слиш­ком много её...»

У кое-кого из моих коллег может возникнуть опасение: не в ущерб ли анализу художественного текста такой урок литературы? Вместе с передовыми педагогами и методистами готов возразить: не псевдоакамический, равнодушный, отвлечённый разбор произведений классиче­ской литературы, а глубинная связь с нашей современностью, учёт инте­ресов, симпатий, пристрастий учащихся делают его целенаправленным, усиливают целостное восприятие художественной литературы.

На подобных уроках, предусматривающих, конечно, обстоятельнейшее знание текста художественного произведения, в живой дискуссии с классом каждому предоставляется возможность сформулировать своё мнение, даже «поспорить» и с учителем, и с признанным критиком, поз­наётся не только всё необходимое, указанное программой, но и сам рас­тущий человек, его душа, о которой (чего греха таить!) мы часто забы­вали последние годы. Такие уроки как раз и обладают той самой гиб­костью и ёмкостью, о которой заботилось не одно поколение корифеев отечественной педагогики.

Давайте вспомним В. Сухомлинского и прочитаем в его книге «Павлышская средняя школа»: «У такого учителя знания, приобретаемые учащимися, выступают как инструмент, с помощью которого ученик соз­нательно осуществляет новые шаги в познании окружающего мира... Пе­ренос усвоенных методов познания на новые объекты становится в таком случае закономерностью мыслительной деятельности учащихся: в даль­нейшем они уже самостоятельно исследуют причинно-следственные связи новых явлений, процессов, событий...» (Глава «Сущность умственного воспитания и его задачи»).

Но вернёмся к пьесе А. Н. Островского и нашему уроку.

- И всё-таки, почему же так волнуется Катерина с ключом в руке? Почему он так жжёт ей руку? - задаю я опять вопрос, но не жду ответа.

Здесь главное - не переусердствовать, вовремя навести учеников на правильную мысль.

Вынимаю из кармана свою небольшую связку ключей и спрашиваю:

- От чего этот ключ?

- От квартиры, - отвечают весело все.

- Что с вами сделаешь... Он действительно от квартиры, - под­тверждаю. И уже с оттенком таинственности в голосе продолжаю: - А этот ключ, такой маленький?

- От почтового ящика!

Ещё бы им не догадаться: не только ключи, но и дома наши напоми­нают сейчас собой друг друга.

- Да... Он действительно от почтового ящика, - вслух размыш­ляю я. - Но вот подойдёт к концу наш урок, все мы отправимся домой. Я весь день, как и вы, не видел маму, ещё соскучился по сынишке, та­ком забавном и каждый раз удивляющим чем-то новым... Что я буду чувствовать, открывая вот этим ключом свою квартиру?

- Радость встречи с дорогими людьми... Любовь...

Они правы, мои ребята.

- Но бывает, что находишься далеко от дома, подобным ключом открываешь подобную квартиру... Почувствую ли я всё то, о чём вы мне сейчас сказали?

- Нет! - отвечают ребята, и вижу по глазам, что догадка их осе­нила.

- Так от чего же этот ключ? От квартиры? - спрашиваю уже тре­бовательным голосом.

- Нет-нет! - хором кричат ученики. - Этот ключ - символ чело­веческой привязанности, любви.

- А этот ключ от чего, от почтового ящика?

- Нет. Ведь там могут быть письма...

- Так в чём же вся тайна ключа Катерины? Почему он жжёт ей руку?

- Она как бы сжигает за собой все мосты... - начинают рассуждать мои питомцы. - Она решается навсегда уйти из ненавистного дома Ка­бановой... Она знает, что пощады ей после этого не будет... Это её вы­зов... Этот ключ - от её судьбы...

Так нарастает напряжение в классе и рождается выстраданная ито­говая мысль.

Ради этого работаю в школе. Никогда не был сторонником бездуш­ных, вызубренных по учебнику «пятёрочных» ответов.

- Катерина не выбросила ключ от калитки, а открыла им её, - после некоторой паузы говорю я классу. - Правильно, на это надо было решиться... Сразу такие поступки не совершаются... И тот ключ от дома Кабановой, символический, она ведь всё-таки бросила ей в лицо... И как прекрасна была потом! Не отступилась, доказала «тёмным силам», что и сама не слаба... Не отступись, человек, если сделал серьёзный шаг! Умей доказать, что прав, отстоять свою правоту! А если не можешь ещё, то бойся, что потом, когда над тобой будут смеяться, окажешься жалок... Никогда не делай необдуманных поступков, а если сделал и не поздно исправить, - не раздумывай! Иначе я тебя уважать перестану!

Считанные минуты остались до конца урока. Они - для другой ра­боты. Но всё ли я сделал? Ведь давал этот урок не только для Оли. Ка­терина стала ребятам ближе: она сейчас в их сознании живой человек.

Оля не принимала участия в уроке. Да я её и сам не стал спраши­вать. Нужно уметь понимать человека. Главное, что она в этот же день вернулась домой. Я не сомневался в этом и без урока. Но она не просто вернулась, душа её поняла «что-то», об этом говорили долго её глаза в последующие дни. А это самая большая и дорогая благодарность учителю.

И хочется напомнить справедливо отмеченное С. Т. Шацким в его книге «Бодрая жизнь»: «Воспитание прежде всего дело жизни, очень глу­бокой и разнообразной, а поэтому оно не укладывается в определённые рамки, да и нельзя быть достаточно опытным в этом деле: ...иначе полу­чится остановка и уничтожение жизненности, работа перейдёт в шаблон, в повторение того, что было раньше, замкнётся в определённые, непод­вижные формы»..

Утверждая динамичную форму воспитательно-универсального урока, своей целью ставлю не навязывание её, а рекомен­дацию опробованного опыта.

О. И. Любимов,

учитель СШ № 2 г. Воронеж

3


  • Технология
Описание:

Литература. 10 класс

Уроки №№11-12

Тема: РР Классное сочинение по проблематике изученной темы.

Темы сочинений и проблемные вопросы

1.Город Калинов и его обитатели.

2.Русская провинция накануне великой реформы в пьесах А. Н.Островского.

3.Современны ли пьесы А.Н.Островского?

4.Могла ли быть "Гроза" сейчас? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза".)

5.Сила или слабость проявилась в поступке Катерины? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза")

6.В чем "решительность" драмы А. Н. Островского "Гроза"?

7.В чем истоки характера Катерины? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза".)

8.Можно ли считать Кулигина положительным героем? (По пьесе А. Н. Остров-ского "Гроза".)

9.В чем А. Н. Островский - мастер речевой характеристики? (По пьесам "Гроза" и «Свои люди – сочтемся».)

10. В чем истоки характера Катерины? (По пьесе А. Н. Островского "Гроза".)

11. Можно ли считать Кулигина положительным героем? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза".)

12. Кто более неприятен автору: Дикой или Кабаниха? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза".)

13. Чем страшен облик "темного царства"? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза".)

14. Имеют ли столпы "темного царства" своих двойников в пьесе А.Н.Островского "Гроза"?

15. Какой смысл имеет деление героев пьесы А. Н. Островского "Гроза" на "хозяев" и "жертв"?

Тематика сочинений из экзаменационного перечня

1.Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского.

2.Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н.Островского "Гроза".

3.Образ Кулигина в пьесе А.Н.Островского "Гроза".

4.Борис и Тихон в пьесе А.Н.Островского "Гроза".

5.Свидание Катерины с Борисом. (Анализ 3-го явления сцены второй третьего действия пьесы А.Н.Островского "Гроза".)

6.В чём причина драмы Катерины в пьесе А.Н.Островского "Гроза"?

7.Разговор Катерины с Варварой. (Анализ 2-го явления второго действия пьесы А. Н. Островского "Гроза".)

8.Какие образы пьесы А.Н.Островского "Гроза" можно назвать символическими?

Автор Ермуханов Ержан Кайыркельдинович
Дата добавления 04.05.2015
Раздел Технология
Подраздел Конспекты
Просмотров 342
Номер материала 58875
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓