Литература. 10 класс

Урок №2

Тема урока: Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе А.Н.Островского «Свои люди – сочтемся!» («Банкрот», 1847 - 49 гг).

Цель урока: раскрыть своеобразие комедии «Свои люди - сочтёмся!» в изображении быта и нравов замоскворецкого купечества

Оборудование: текст первых двух явлений первого действия комедии в распечатке, иллюстрации П. Боклевского.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания:

а) письменно рассказать «А.Н. Островский как создатель русского нацио­наль-ного театра» (2 ученика).

б) устно назвать основные этапы жизни и творчества А.Н. Островского (1 отвечает - 1 рецензирует и дополняет ответ).

в) проверка знания сюжета комедии «Свои люди - сочтёмся!»

2. Оформление тетрадей.
Тема, эпиграф.

Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ре­визор». На «Банкроте» я ставлю номер четвёртый.

В.Ф. Одоевский (писатель, журналист, философ, искусствовед).

План:

  1. История написания комедии. Название.

  2. Быт и нравы замоскворецкого купечества.


Вступительное слово учителя.

А.Н. Островский начал писать ещё в студенческие годы. Его литера­турные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала исторического пути объявил себя приверженцем реа­листической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

В 1847 году в газете «Московский городской листок» были напеча­таны две сцены из комедии «Несостоятельный должник» - первого варианта комедии «Свои люди - сочтёмся!», - комедия «Картина семейного счастья» и очерк «Записки замоскворецкого жителя», правдиво изобразившие жизнь и быт купеческо-мещан-ского Замоскворечья. В 1849 г. Островский закончил работу над первой большой комедией «Свои люди - сочтёмся!», за которую он, как писал Н.А. Добролюбов в статье «Тёмное царство», «немедленно все­ми признан был писателем необычайно талантливым, лучшим после Гоголя представителем драматического искусства в русской литературе». 4 декабря этого же года Островский, чередуясь с артистом Провом Садовским, читал свою пьесу в доме М.П. Погодина, издателя журнала «Москвитянин». Слуша­тели приняли её с восторгом. Присутствовавший на чтении Н.В. Гоголь тут же написал одобрительный отзыв и передал его автору. Первое название пье­сы «Банкрут» (в современном языке - банкрот - разорившийся делец, не спо­собный уплатить свои долги. В переносном смысле человек, потерпевший духовно крушение). Общее впечатление о ней выразил тонкий ценитель лите­ратуры писатель В.Ф. Одоевский: «Я считаю на Руси три трагедии (трагедия здесь в значении: подлинно высокое драматическое произведение): «Недо­росль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я ставлю номер четвёртый».

В заголовок комедии вынесены слова одного из героев, Подхалюзина: «Свои люди - сочтёмся!» Раскройте смысл названия комедии.

Найдите в пье­се сцену, где содержатся слова, подкрепляющие это название. Возрастает ли смысл пьесы из заглавия - пословицы или опровергает её? Какие фрагменты текста четвёртого действия проявляют это? Прокомментируйте их.

  1. Содержание комедии.

Комедия отличается правдивостью изображения жизни, типичностью образов, яркостью бытовых картин. Драматург показал - и это было шагом вперёд в истории драматического искусства, - как общественное и имущест­венное положение людей определяет их психологию и поведение. Деньги дают и власть, и силу, и почёт - этому учит всех окружающих пример Большова. Страсть к наживе развращает людей, развивает в них хитрость и лице­мерие. В этом обществе царствует закон: «человек человеку - волк». И изде­вательской иронией звучат слова Подхалюзина, вынесенные в заголовок ко­медии: «Свои люди - сочтёмся!» Пьеса о купце, попавшем в «яму», не свелась к изображению картин купеческого быта: она превратилась в обличение об­щественных отношений, основанных на имущественном неравенстве и жажде наживы, в сатиру на самодурство, порождаемое самодержавно - крепостниче­скими порядками.

4. Работа с текстом.

а) Представьте гостиную в доме богатого купца Большова. Дочка его Олимпиада Самсоновна – Липочка, мечтает выйти замуж. С какой целью? Как это она объясняет? (чтение отрывка)

б) Вот наконец, переругавшись с матерью и выпросив у нее в знак примирения дорогой подарок, она беседует со свахой Устиньей Наумовной о женихах. Послушаем их беседу.

У.Н.: Пожалуй, уж коли тебе такой апекит, найдём тебе и благородного. Какого тебе: посолидней али поподжаристей?

Л: Ничего и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж рослого, чем какого нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, бес­пременно чтобы был брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному..

У.Н.: А есть у меня теперь жених, вот точно такой, как ты, бралиянтовая, расписываешь: и благородный, и рослый, и брюле».

Как речь героини харак­теризует её?

Несколько реплик - и перед нами вырисовываются характеры действующих лиц. Островский, как и его великие предшественники, - мастер речевой харак­теристики. Он наделяет своих персонажей речью, которая удивительно ясно раскрывает их психологию, взгляды на жизнь, идеалы. Липочка щеголяет иностранными словечками «натурально», «формально», «видимый резон» и т.д., но часть искажает и употребляет не к месту. О женихе она говорит: «Чем не капидон?», о себе: «Так вот и рябит меланхолия в глазах». Но наряду с «благородными» словами Липочка говорит и «али», «пуще», «беспременно». Совсем «не по-деликатному» разговаривает она с маменькой: «Подите вы со своими советами!», «Что ж мне, потакать вашим глупостям!» Пустое и неве­жественное существо, Липочка убеждена, что она «гораздо других образован­нее». Её затаённая мечта - потанцевать с военным: «Ах, прелесть! Восхище­ние. И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками». Её представление о счастье - выйти замуж «не за мужчину какого-нибудь», а за «благородного». Данная сцена подтверждает слова Островского, сказанные Н.Я. Соловьеву: «У меня нет не только ни одного характера или положения, но нет и ни одной фразы, которая бы строго не вытекала из идеи». И мы ви­дим, что в «Банкруте» осмеиваются не отдельные лица, а уродливые общест­венные отношения и порождённые им характеры. Смешное в этой комедии, как и в реальной жизни, неотделимо от трагического.

Домашнее задание: стр.146-149.

1. Сочинение-рассуждение (миниатюра) на 6 вариантов.

1) После появления комедии «Свои люди - сочтёмся!» в литературном мире за Островским утвердилась слава «Колумба Замоскворечья» или «Пржевальского внутренней Азии». Как вы думаете, почему?

2) Почему комедия из жизни купечества приобретает общечеловеческое звучание?

3) Отражает ли название комедии сущность её основного конфликта?

4) Какие нравственные проблемы поднимает А.Н. Островский в коме­дии?

5) Вызывает ли кто-либо из персонажей комедии ваши симпатии?

6) Почему комедия «Свои люди - сочтёмся!» имела шумный успех?

2. Индивидуальное задание: составить тест (10 вопросов с вариантами ответов) на проверку знания текста коме­дии - 5 учеников на листочках.

3. Опережающее задание: прочитать пьесы «Гроза», «Лес»


3


  • Другое
Описание:

Литература. 10 класс

Уроки №№11-12

Тема: РР Классное сочинение по проблематике изученной темы.

Темы сочинений и проблемные вопросы

1.Город Калинов и его обитатели.

2.Русская провинция накануне великой реформы в пьесах А. Н.Островского.

3.Современны ли пьесы А.Н.Островского?

4.Могла ли быть "Гроза" сейчас? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза".)

5.Сила или слабость проявилась в поступке Катерины? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза")

6.В чем "решительность" драмы А. Н. Островского "Гроза"?

7.В чем истоки характера Катерины? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза".)

8.Можно ли считать Кулигина положительным героем? (По пьесе А. Н. Остров-ского "Гроза".)

9.В чем А. Н. Островский - мастер речевой характеристики? (По пьесам "Гроза" и «Свои люди – сочтемся».)

10. В чем истоки характера Катерины? (По пьесе А. Н. Островского "Гроза".)

11. Можно ли считать Кулигина положительным героем? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза".)

12. Кто более неприятен автору: Дикой или Кабаниха? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза".)

13. Чем страшен облик "темного царства"? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза".)

14. Имеют ли столпы "темного царства" своих двойников в пьесе А.Н.Островского "Гроза"?

15. Какой смысл имеет деление героев пьесы А. Н. Островского "Гроза" на "хозяев" и "жертв"?

Тематика сочинений из экзаменационного перечня

1.Образ "жестокого мира" в драматургии А.Н.Островского.

2.Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н.Островского "Гроза".

3.Образ Кулигина в пьесе А.Н.Островского "Гроза".

4.Борис и Тихон в пьесе А.Н.Островского "Гроза".

5.Свидание Катерины с Борисом. (Анализ 3-го явления сцены второй третьего действия пьесы А.Н.Островского "Гроза".)

6.В чём причина драмы Катерины в пьесе А.Н.Островского "Гроза"?

7.Разговор Катерины с Варварой. (Анализ 2-го явления второго действия пьесы А. Н. Островского "Гроза".)

8.Какие образы пьесы А.Н.Островского "Гроза" можно назвать символическими?

Автор Ермуханова Гульмира Тимержановна
Дата добавления 04.05.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 2217
Номер материала 58874
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓