Главная / Начальные классы / Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. Обучение выборочному списыванию.

Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. Обучение выборочному списыванию.

Обучение грамоте

Тема: Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чте­нии. Обучение выборочному списыванию.


Цели:

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений;

формируем умение списывать с печатного образца;

формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

формируем умение анализировать текст;

формируем умение наблюдать над значением слова.


Оборудование: схемы предложений.

Символы:

hello_html_6ad8e2db.pnghello_html_m1c2cf0d3.pnghello_html_2291702e.pnghello_html_15b40834.png


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний. Повторение


hello_html_6ad8e2db.pnghello_html_2291702e.pngЯ произнесу звук, а вы отгадайте, что он вам напоминает. Где мог­ли его слышать? С-с-с. (Когда кипит чайник, начинает свистеть.)

Произнесите [с], [с’] – губы растягиваются в улыбке.

Дайте характеристику этих звуков, дорисуйте схему-«человечка» в «Букваре» на с. 88.


Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Произнесите, как шипит змея.

Дайте характеристику звука [ш], дорисуйте схему.


Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить работу?

Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Ещё раз внимательно посмотрите на верхнюю строчку «Бук­варя», с. 88.

Как вы думаете, какая будет тема урока? Как вы догадались?

Давайте составим план сегодняшнего урока.

Составление плана урока.

План (примерный) 3 2

  1. Чтение слов.

  2. Составление слов в таблице.

  3. Чтение предложений.

  4. Списывание текста.

  5. Работа с текстами.

Что мы сейчас делали? (Составляли план урока, т.е. организовывали свою деятельность.)

hello_html_73285ae3.gifКаким кружком мы можем отметить умение организовать свою деятельность?



hello_html_m1c2cf0d3.png1. Работа в «Букваре». 1 2 5

Посмотрите в «Буквари» на с. 88.

Какое задание вы бы хотели сделать первым?

Дети выбирают задание.

1) – Составление и чтение слов, отличающихся звуками [с] и [ш].

Определите, где место [с], а где [ш]. Подчеркните вставленную букву.

Какой цвет выбрали?

Прочитайте слова, в которых вставили букву С, букву Ш.

А есть ли слова, в которые можно вставить и С, и Ш? (Каска – кашка.)

Что обозначает слово опушка? Составьте устно предложения. (Лесная опушка – край леса. У пальто меховая опушка – меховая об­шивка по краю одежды.)

Сравните последнюю пару слов по звучанию и по смыслу: крыши, крысы.

Какими звуками отличаются эти пары слов? ([ш], [с].)

2) Работа в парах. 4

Составьте устно предложения со словами крыши, крысы.

3) Чтение предложений и работа над чёткостью произношения, над интонацией. Наблюдение над звукописью.

Просмотрите все предложения.

Можно ли их назвать текстом? Почему?

Как звали ослика?

Кого пас Прошка?

А что было в крынках?

Кого нашла лиса?

С чем была окрошка?

Что делал старик?

У кого была пустышка?


К какому предложению подходит схема?

На доске учитель показывает схему предложения, по которому не задано вопроса.

Где кормушка?

Про какое предложение я не спросила?

Какой звук придаёт предложениям выразительность? ([ш])

Прочитайте выразительно ещё раз предложения с восклицатель­ным знаком.

Теперь предложения с вопросительным знаком.

Заметили ли вы, какие звуки повторяются?

Какую роль они играют в этих предложениях? (Вывод: повтор звуков, которые придают предложению, тексту вы­разительность, называют звукописью, от слов «писать звуками»).

4) Работа в парах. 4

Выберите одно предложение. Превратите его в текст. (Добавим ещё 1–2 предло­жения.) Например:

а) Папа Карло прогнал крысу Шушару. (Крыса Шушара шуршала. Папа Карло из-за шума прогнал крысу.)

б) В тиши шуршали камыши: «Ш-ш-ш!» (Камыши шуршали. В ти­шине слышалось: «Ш-ш-ш!» Этот звук успокаивал, убаюкивал.)

Проверка.

Скажите свой текст. Докажите, что вы составили текст.

Что мы сейчас делали?

Какое умение формировали?

hello_html_5be9b05d.gifКаким кружком отметим это умение?

Назовите ещё раз имена, которые встретились в предложениях.


hello_html_15b40834.png2. Работа в прописи. 7 2

1) – Посмотрите в прописи на с. 6.

Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

Проверка умения читать текст.

Как вы думаете, о чём будет текст?

Прочитайте текст на с. 6.

Приготовьтесь подписать имена детей под рисунками.

Сколько девочек, мальчиков?

Какую ошибку можно допустить, записывая имена?

Подпишите имена детей.

Проверка.

Отметьте уголком первую букву каждого имени.

Какие буквы по­требовались?

2) Проверка умения списывать с печатного образца.

Прочитайте первые два предложения текста.

Подготовьтесь к само­стоятельному списыванию. Какие правила нужно будет помнить при записи предложений?

Дети называют все правила записи предложения: подсчёт количества слов, оформление предложения, известные орфограммы…

Спишите предложения без ошибок.

Самопроверка.

Перечитайте предложения.

Сравните их с образцом.

Получилось ли у вас выполнить задание?

Нашли ли у себя ошибки?

В чём испытали затруднения?

В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями в прописях.

Как оценили свою работу? Почему?

hello_html_5be9b05d.gifЧто мы сейчас делали? Какое умение формировали? Каким кружком отметим это умение?

Посмотрите на план. Какой пункт плана мы ещё не выполнили?


hello_html_m1c2cf0d3.pnghello_html_2291702e.png3. Работа в «Букваре». 1 1 2 7

Чтение текста В. Берестова «Злое утро» (с. 89). 5

1) До чтения.

Кто написал текст?

Прочитайте название текста.

Рассмотрите иллюстрацию.

А как это утро может быть злым? Что вы предполагаете?

2) Чтение текста по предложениям, развитие умения задавать во­просы автору текста по ходу чтения.

1-е предложение:

Как просыпается лес? Как услышал это В. Берестов? (Шелестит, журчит, шумит, поёт, говорит: «Доброе утро!»)

Оживите свои воспоминания: какие звуки, запахи леса вы слы­шали ранним утром? Представьте эту картину.

Кто проснётся сразу, как только оживёт лес и вся природа? (Жи­вотные.)

Проверим – прочитаем дальше. (Просыпаются и волчата у себя в норе.)

Обратите внимание, какие волчата. (Маленькие, но воспитан­ные.)

Читаем дальше.

Родители хмурятся…

Задайте вопрос по тексту. (Почему?)

Какие были мечты у родителей? А что рассказал нам текст? Проверим – читаем.

Утро не всегда бывает добрым.

Что заставило волчицу ворчать?

А нормальное ли это поведение для волков?

Дочитываем до конца.

Какая важная мысль спрятана в тексте? (Дети-волчата настоль­ко милые, что даже злые волки-родители перестали злиться.)

В стихах и сказках В. Берестова много света и тепла. Он обладает даром возвращать взрослых в мир детства, а детям открывать тайны природы, характеры лесных зверей.

3) Самостоятельное чтение текста про себя, подготовка к вырази­тельному чтению.

      1. 4) Выразительное чтение.

Что мы сейчас делали?

hello_html_m1f36cb5.gifКакое умение формировали?

Каким кружком отметим это умение?

hello_html_5d6faf1c.gifА когда вы отвечали на мои вопросы, составляли небольшое высказывание, какое умение вы формировали? (Умение строить речевое высказывание.)


Работа в тетради для печатания. С. 26 (по усмотрению учителя) или работа по образованию слов на с. 88 «Букваря».


Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.






ТООУ







Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.
















Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.












Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.







ТООУ








Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙ. Домашнее задание (по желанию)

      1. Творческое задание. Вспомните героев из других книг, которые были маленькими, но очень симпатичными и добрыми. Нарисуйте их.



ΙΙΙ. Итог

Какие новые слова узнали на уроке?

Какие задания вам больше всего понравилось выполнять? 4

Что повторили?

Что нового узнали?

Какие умения формировали?



Что у вас получилось лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Как бы оценили своё настроение после урока?

Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.








ТООУ



Рекомендации по оцениванию достижений учащихся


Актуализация знаний

Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно заполнили схемы-«человечки».

* Отметить учеников, которые правильно читали слова, вставляли буквы, заполняли таблицу.

Работа в прописи


* Отметить учеников, которые правильно записали имена детей.

Работа в «Букваре».

* Отметить учеников, которые правильно читали предложения и отвечали на вопросы учителя.

Работа в «Букваре».

* Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы по тексту.



hello_html_m7b72b6df.jpg

8



Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. Обучение выборочному списыванию.
  • Начальные классы
Описание:

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Автор Рачева Марина Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 448
Номер материала 46569
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓