Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУпражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. Обучение выборочному списыванию.

Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. Обучение выборочному списыванию.

Скачать материал

Обучение грамоте

Тема: Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чте­нии. Обучение выборочному списыванию.

 

Цели:

формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов, предложений;

формируем умение списывать с печатного образца;

– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;

– формируем умение анализировать текст;

– формируем умение наблюдать над значением слова.

 

Оборудование: схемы предложений.

Символы:

                  

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний. Повторение

 

 

   – Я произнесу звук, а вы отгадайте, что он вам напоминает. Где мог­ли его слышать? С-с-с. (Когда кипит чайник, начинает свистеть.)

– Произнесите [с], [с’] – губы растягиваются в улыбке.

– Дайте характеристику этих звуков, дорисуйте схему-«человечка» в «Букваре» на  с. 88.

 

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 – Произнесите, как шипит змея.

– Дайте характеристику звука [ш], дорисуйте схему.

 

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 – Ещё раз внимательно посмотрите на верхнюю строчку «Бук­варя», с. 88.

– Как вы думаете, какая будет тема урока? Как вы догадались?

– Давайте составим план сегодняшнего урока.

Составление плана урока.

План (примерный)  3  2

1.     Чтение  слов.

2.     Составление слов в таблице.

3.     Чтение предложений.

4.     Списывание текста.

5.     Работа с текстами.

– Что мы сейчас делали? (Составляли план урока, т.е. организовывали свою деятельность.)

– Каким кружком мы можем отметить умение организовать свою деятельность?

 

 

       1. Работа в «Букваре».  1   2   5

– Посмотрите в «Буквари» на с. 88.

– Какое задание вы бы хотели сделать первым?

Дети выбирают задание.

1) – Составление и чтение слов, отличающихся звуками [с] и [ш].

– Определите, где место [с], а где [ш]. Подчеркните вставленную букву.

Какой цвет выбрали?

Прочитайте слова, в которых вставили букву С, букву Ш.

– А есть ли слова, в которые можно вставить и С, и Ш? (Каска – кашка.)

Что обозначает слово опушка? Составьте устно предложения. (Лесная опушка – край леса. У пальто меховая опушка – меховая об­шивка по краю одежды.)

Сравните последнюю пару слов по звучанию и по смыслу: крыши, крысы.

Какими звуками отличаются эти пары слов? ([ш], [с].)

2) Работа в парах.   4

 – Составьте устно предложения со словами крыши, крысы.

3) Чтение предложений и работа над чёткостью произношения, над интонацией. Наблюдение над звукописью.

Просмотрите все предложения.

– Можно ли их назвать текстом? Почему?

Как звали ослика?

Кого пас Прошка?

А что было в крынках?

Кого нашла лиса?

С чем была окрошка?

Что делал старик?

У кого была пустышка?

 

К какому предложению подходит схема?

На доске учитель показывает схему предложения, по которому не задано вопроса.

Где кормушка?

Про какое предложение я не спросила?

Какой звук придаёт предложениям выразительность? ([ш])

Прочитайте выразительно ещё раз предложения с восклицатель­ным знаком.

– Теперь предложения с вопросительным знаком.

– Заметили ли вы, какие звуки повторяются?

– Какую роль они играют в этих предложениях? (Вывод: повтор звуков, которые придают предложению, тексту вы­разительность, называют звукописью, от слов «писать звуками»).

4) Работа в парах. 4

– Выберите одно предложение. Превратите его в текст. (Добавим ещё 1–2 предло­жения.) Например:

а) Папа Карло прогнал крысу Шушару. (Крыса Шушара шуршала. Папа Карло из-за шума прогнал крысу.)

б) В тиши шуршали камыши: «Ш-ш-ш!» (Камыши шуршали. В ти­шине слышалось: «Ш-ш-ш!» Этот звук успокаивал, убаюкивал.)

Проверка.

– Скажите свой текст. Докажите, что вы составили текст.

– Что мы сейчас делали?

– Какое умение формировали?

– Каким кружком отметим это умение?  

 – Назовите ещё раз имена, которые встретились в предложениях.

 

    2. Работа в прописи.   7   2

1) – Посмотрите в прописи на с. 6.

– Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

Проверка умения читать текст.

– Как вы думаете, о чём будет текст?

Прочитайте текст на с. 6.

– Приготовьтесь подписать имена детей под рисунками.

Сколько девочек, мальчиков?

– Какую ошибку можно допустить, записывая имена?

– Подпишите имена детей.

Проверка.

– Отметьте уголком первую букву каждого имени.

– Какие буквы по­требовались?

2) Проверка умения списывать с печатного образца.

– Прочитайте первые два предложения текста.

– Подготовьтесь к само­стоятельному списыванию. Какие правила нужно будет помнить при записи предложений?

Дети называют все правила записи предложения: подсчёт количества слов, оформление предложения, известные орфограммы…

– Спишите предложения без ошибок.

Самопроверка.

– Перечитайте предложения.

– Сравните их с образцом.

– Получилось ли у вас выполнить задание?

– Нашли ли у себя ошибки?

– В чём испытали затруднения?

– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились сегодня с заданиями в прописях.

– Как оценили свою работу? Почему?

 – Что мы сейчас делали? Какое умение формировали? Каким кружком отметим это умение?  

– Посмотрите на план. Какой пункт плана мы ещё не выполнили?

 

         3. Работа в «Букваре». 1   1    2   7

Чтение текста В. Берестова «Злое утро» (с. 89).      5

1) До чтения.

– Кто написал текст?

– Прочитайте название текста.

– Рассмотрите иллюстрацию.

– А как это утро может быть злым? Что вы предполагаете?

2) Чтение текста по предложениям, развитие умения задавать во­просы автору текста по ходу чтения.

1-е предложение:

Как просыпается лес? Как услышал это В. Берестов? (Шелестит, журчит, шумит, поёт, говорит: «Доброе утро!»)

Оживите свои воспоминания: какие звуки, запахи леса вы слы­шали ранним утром? Представьте эту картину.

Кто проснётся сразу, как только оживёт лес и вся природа? (Жи­вотные.)

–  Проверим – прочитаем дальше. (Просыпаются и волчата у себя в норе.)

– Обратите внимание, какие волчата. (Маленькие, но воспитан­ные.)

–  Читаем дальше.

–  Родители хмурятся…

Задайте вопрос по тексту. (Почему?)

Какие были мечты у родителей? А что рассказал нам текст? Проверим – читаем.

Утро не всегда бывает добрым.

– Что заставило волчицу ворчать?

– А нормальное ли это поведение для волков?

– Дочитываем до конца.

– Какая важная мысль спрятана в тексте? (Дети-волчата настоль­ко милые, что даже злые волки-родители перестали злиться.)

– В стихах и сказках В. Берестова много света и тепла. Он обладает даром возвращать взрослых в мир детства, а детям открывать тайны природы, характеры лесных зверей.

3)  Самостоятельное чтение текста про себя, подготовка к вырази­тельному чтению.

4) Выразительное чтение.

Что мы сейчас делали?

– Какое умение формировали?

– Каким кружком отметим это умение?  

– А когда вы отвечали на мои вопросы, составляли небольшое высказывание, какое умение вы формировали? (Умение строить речевое высказывание.)

 

Работа в тетради для печатания. С. 26 (по усмотрению учителя) или работа по образованию слов на с. 88 «Букваря».

 

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

 

 

 

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙ. Домашнее задание (по желанию)

Творческое задание. Вспомните героев из других книг, которые были маленькими, но очень симпатичными и добрыми. Нарисуйте их.

 

 

ΙΙΙ. Итог

Какие новые слова узнали на уроке?

Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?  4

– Что повторили?

– Что нового узнали?

– Какие умения формировали?

 

 

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

– Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

 

Актуализация знаний

Работа в «Букваре»

* Отметить учеников, которые правильно заполнили схемы-«человечки».

* Отметить учеников, которые правильно читали слова, вставляли буквы, заполняли таблицу.

Работа в прописи

 

* Отметить учеников, которые правильно записали имена детей.

Работа в «Букваре».

* Отметить учеников, которые правильно читали предложения и отвечали на вопросы учителя.

          Работа в «Букваре».

                    * Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы по тексту.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Упражнения в чтении. Формирование навыка различения звуков [с] и [ш] при чтении. Обучение выборочному списыванию."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 105 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 240
    • DOCX 710 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рачева Марина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рачева Марина Владимировна
    Рачева Марина Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 1753
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация системы внутришкольного контроля качества образования на уровне начального общего образования

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 251 человек

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 14 регионов