Главная / Физкультура / "Упражнения по совершенствованию элементов техники волейбола"

"Упражнения по совершенствованию элементов техники волейбола"

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Государственное бюджетное образовательное

учреждение среднего профессионального

образования Республики Марий Эл

"Аграрно-строительный техникум"







А.С. Коновалов

"Упражнения по совершенствованию

элементов техники волейбола"

Методические рекомендации















с. Вятское

2015 год

Автор-составитель - Коновалов А. С., руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, ГБОУ СПО РМЭ "Аграрно-строительный техникум", "Мастер спорта России".

"Упражнения по совершенствованию элементов техники волейбола". Методические рекомендации.



Рецензенты:

Полевщиков М. М., кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета физической культуры, спорта и туризма Марийского Государственного университета, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации


Куликов Г. Г., руководитель физического воспитания ГБОУ СПО РМЭ "ТТК", преподаватель высшей категории, председатель ФСО "Юность России" РМЭ






Методические рекомендации раскрывают возможность использовать предложенные автором упражнения для более эффективного усвоения программного материала по теме "волейбол" для юношей и девушек разного уровня подготовленности.

Методические рекомендации адресованы преподавателям и тренерам

при организации занятий в учреждениях профессионального образования и в спортивных секциях и клубах.








© ГБОУ РМЭ "Научно-методический центр профессионального

образования"

© ГБОУ СПО РМЭ "Аграрно-строительный техникум"

А. С. Коновалов

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 3

ПРЕДИСЛОВИЕ 4

ВВЕДЕНИЕ 6

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
ТЕХНИКИ ВОЛЕЙБОЛА 8

1.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРЕДАЧ 8

1.1 Упражнения для работы в шеренгах 8

1.2 Упражнения для работы по станциям: 8

2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА
И ПРИЁМА МЯЧА СНИЗУ 11

2.1 Упражнения только для работы по станциям: 11

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПОСТАНОВКИ БЛОКА 21

3.1 Упражнения для обучения блокированию: 22

3.2 Обучение передвижению вдоль сетки и постановке блока: 22

3.3 Нападающий удар и блокирование: 24

4.ПРОСТЕЙШИЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ 30

4.1 Расстановка игроков при подготовке и нанесении нападающего удара. 30

4.2 Расстановка игроков при нападающем ударе со стороны соперников. 31

5.ДЕЙСТВИЯ РАЗЫГРЫВАЮЩЕГО ИГРОКА 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

ЛИТЕРАТУРА 40

ПРЕДИСЛОВИЕ


Волейбол – это спортивная игра популярная во многих странах мира. Впервые в волейбол начали играть в Соединённых Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляя его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.

В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые впоследствии неоднократно изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее - в Европе.

В нашей стране волейбол стал развиваться после Октябрьской революции. Получив большую популярность в Москве, он распространяется в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Закавказье.

С 1933 г. проводятся Первенства СССР среди сборных команд городов, а несколько позже – чемпионаты страны среди сильнейших команд добровольных спортивных обществ. Большое значение для развития детского волейбола имело состоявшееся в августе 1935 г. Всесоюзное первенство пионеров и школьников по волейболу.

В 1947 г. была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ), и волейбол получает официальное международное признание.

В программу Олимпийских игр волейбол включили только в 1964 г. в Токио. Первым в истории Олимпийских игр чемпионом по волейболу среди мужчин стала советская сборная.

Один раз в два года проводятся чемпионаты Мира, Европы, Спартакиады школьников (до 18 лет), чемпионаты Европы среди молодёжных команд (до 19 лет). Ежегодно проводятся Кубки европейских чемпионов и обладателей кубков.

В нашей стране детскому и юношескому волейболу уделяется огромное внимание, о чём свидетельствует большое количество открытых специализированных спортивных школ олимпийского резерва и тысячи отделений волейбола в ДЮСШ.

Также не последнюю роль волейбол занимает и в системе физического воспитания профтехобразования, этой спортивной игре отводиться определённое количество часов программного материала, организованы спортивные секции для занимающихся волейболом, проводится целый ряд соревнований и турниров различного уровня.

В данных методических рекомендациях собраны различные упражнения по освоению техники элементов волейбола, использование которых, на уроках физической культуры, посредством круговой тренировки, на мой взгляд, является наиболее эффективным средством и способом усвоения программного материала для юношей и девушек разного уровня подготовленности.

Предлагаемые упражнения по совершенствованию техники и тактики игры могут быть использованы как при организованной учебной деятельности в учреждениях профессионального образования, так и при организации занятий в спортивных секциях и клубах.


ВВЕДЕНИЕ

Обучающиеся, достигнув юношеского возраста, резко отличаются по уровню технической подготовленности, быстроте реакции, ориентировке на площадке и пониманию игры. Среди причин этого можно указать различия по физическим качествам, антропологическим данным, типам темперамента и т. п. Большое значение имеет и отношение обучающихся к волейболу. Если им неинтересно, если они не видят лично для себя пользы от занятий, каким бы то ни был предмет, то зачастую к ним применяют меры психологического воздействия, такие, как порицание, выговор, соответствующая отметка в журнале, негативная оценка товарищей. Конечно, в известной степени эти меры заставляют ученика заниматься делом, к которому, что называется, не лежит душа. Касаясь обучения спортивной игре «волейбол» может случиться, что с помощью таких мер и изменится со временем отношение ребят к игре и у них появится интерес. Однако полагать, что негативные санкции – это единственный путь к усвоению программного материала, не следует: всегда в группе будут обучающиеся с большей или меньшей предрасположенностью к освоению волейбола (как и других спортивных дисциплин) по чисто субъективным факторам, и с этим приходится считаться. Считаю, что требовать от студентов с небольшим координационным багажом и замедленной реакцией таких же действий на площадке, какие выполняют его более подготовленные сокурсники, не стоит. И за что наказывать низкой оценкой полнеющую флегматичную девушку, не проявляющую никакой активности в игре, если она даже передачи в парах выполняет с ошибками и не успевает к мячу, летящему чуть в стороне от неё?

Множество таких примеров может привести из своей практики каждый преподаватель. И здесь целесообразно обратиться к положениям педагогической этики: нельзя требовать от обучающихся то, что выше их возможностей; надо дать почувствовать, что его старательность непременно приведёт пусть к маленькому, но успеху, и поощрять его за этот успех.

Неодинаковый уровень усвоения программного материала требует постановки перед сильными и слабыми обучающимися разных задач. Эти задачи (упражнения) выполняются обучающимися разной степени подготовленности во время работы по станциям, которая на данном этапе обучения, на мой взгляд, должна стать основной. Слабейшим предлагается материал школьного курса среднего звена, а сильнейшим студентам давать усложнённые задачи, соответствующие их подготовке. При этом меняется и политика оценок для слабейшей группы, где критерием должен быть успех каждого обучающегося, его личное продвижение вперёд. Разумеется, оценку «5» таким студентам ставить не следует – это несправедливо и уравнивает их с сильнейшими, но оценку «4» вполне может получить студент, чья старательность привела к очевидным для всех результатам.

Поэтому в своих методических рекомендациях предлагаются различные упражнения в зависимости от подготовленности обучающихся и напоминаю, что тем юношам и девушкам, для которых они слишком сложны, надо повторять упражнения прошлых лет. Условно можно сказать, что в школе проходило обучение элементам волейбольной техники, а далее продолжается её совершенствование.



УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
ТЕХНИКИ ВОЛЕЙБОЛА

  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕРЕДАЧ


1.1 Упражнения для работы в шеренгах


Упражнения проводить в двух, трёх и чётырёх шеренгах:


а) повторение разминочных упражнений из учебного материала 7-8 классов, а также упражнений «Вратарь», «Настольный теннис», «Центральному, от центрального, через центрального», упражнений с перебеганием в противоположную колонну, типа «Выбегание из пары», передач над головой – за спину и т. д.

б) обучающиеся стоят в двух шеренгах вдоль боковых линий площадки. У игроков одной из шеренг – волейбольные мячи. Направляющие в шеренгах продвигаются вдоль спортивного зала, выполняя передачи друг другу. Один из учащихся, сообразуясь с техническими возможностями партнёра, выполняет передачи, несколько затруднённые для приёма, чередуя их с нападающими ударами средней силы. Партнёр старается возвратить мяч точной передачей. Когда первая пара отойдёт от лицевой линии на 3 метра, в упражнение включаются следующие двое учащихся. Пары, закончившие упражнение, становятся в концы своих шеренг. Затем шеренги меняются ролями;

в) поочерёдные передачи в стену двумя учениками;


1.2 Упражнения для работы по станциям:

а) игра через сетку в парах, используя все три касания; три пары обучающихся одновременно выполняют только верхние передачи, только нижние передачи, различные передачи с произвольным чередованием;

б) упражнение выполняют в паре у стены. Двое обучающихся, поочерёдно выполняя передачи в ограниченную площадь стены, стараются загонять партнёра (упражнение для хорошо подготовленных студентов);

в) трое обучающихся стоят по условным углам равностороннего треугольника и выполняют произвольные передачи с неожиданным нападающим ударом средней силы, передачи на студента, исполняющего роль разыгрывающего. Разыгрывающий выводит одного из партнёров на нападающий удар и старается принять мяч.

hello_html_m34ca32ee.png

Рис. 1. Верхняя передача мяча

hello_html_5f95ff53.png

Рис. 2. Верхняя передача мяча в парах



hello_html_145d3f39.png

Рис. 3. Упражнение в передачах мяча












  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАПАДАЮЩЕГО УДАРА
    И ПРИЁМА МЯЧА СНИЗУ

Занятия проводить фронтально или во время работы по станциям:

а) упражнения в парах. Один обучающийся после наброса себе мяча выполняет нападающий удар с места, другой принимает мяч снизу, направляя его партнёру для очередного нападающего удара. Желательно повторять упражнение непрерывно, без ловли или потери мяча; вариант: второй обучающийся, принимая мяч снизу, выполняет передачу над головой и наносит нападающий удар в сторону партнёра, который повторяет упражнение;

б) выполнять нападающий удар с места в стену, после чего следует приём отскочившего мяча снизу и новый нападающий удар. Повторять можно несколько раз;

в) упражнение «Центральному, от центрального, через «центрального», но передачу через центрального заменяют нападающим ударом средней силы. Обращается внимание на точность нападающего удара. Стоящий за центральным обучающийся старается принять мяч после удара. Затем упражнение повторяют в другую сторону.


2.1 Упражнения только для работы по станциям:

а) обучающийся 1 с мячом стоит в 4 м от стены лицом к ней. Между ним и стеной располагается партнёр 2. Первый игрок выполняет верхнюю передачу второму, который возвращает мяч первому для нападающего удара в стену и тут же, повернувшись, выходит на приём отскочившего от стены мяча для повторения упражнения. Первый игрок в это время должен занять место партнёра. Желательно выполнять упражнение без потери мяча (упражнение выполняют хорошо подготовленные студенты);

б) спиной к сетке стоит разыгрывающий игрок. Перед ним вдоль линии нападения расположены трое обучающихся с мячами (поэтому расстановку игроков называем «один-три»). Студенты поочерёдно выполняют передачу разыгрывающему, который выводит их на нападающий удар через сетку. На противоположной стороне площадки четверо студентов принимают мячи или подбирают их с пола. Когда эти обучающиеся построятся с мячами вдоль линии нападения, упражнение повторяют в другую сторону. Упражнение пригодно только для больших спортивных залов, где остальные станции находятся вне пределов волейбольной площадки;

в) на одной стороне площадки обучающиеся с мячами располагаются по схеме «один- три». На противоположной стороне вдоль сетки стоят четыре студента. При нападающем ударе двое ставят блок и двое выходят на их страховку с задачей не допустить падения мяча на пол. Мячи возвращают нападающим, и упражнение повторяют 4-5 раз, после чего обучающиеся меняются ролями.

hello_html_35ebbe14.png

Рис. 4. Прием мяча снизу

hello_html_5c115f49.png

Рис. 5. Приём мяча сверху с падением



hello_html_3f2484f8.png


Рис. 6. Приём мяча снизу одной рукой с падением

hello_html_m1130bc06.png

Рис. 7. Прием мяча снизу у стены




hello_html_181506d5.png

Рис. 8. Прием далеких мячей

hello_html_72afe23e.png

Рис. 9. Прием мяча от нападающих и обманных ударов



hello_html_f17b1fd.png


Рис. 10. Совершенствование навыков приема мяча снизу




















hello_html_2997ee4d.png

Рис. 11. Прямой нападающий удар

hello_html_78cf1447.png

Рис. 12. Нападающий удар с переводом влево

hello_html_2163edb3.png

Рис. 13. Совершенствование навыка на­падающего удара

hello_html_4d0895b9.png

Рис. 14. Нападающий удар со второй передачи из зоны 3

hello_html_m3d0d2b7b.png

Рис. 15. Нападающий удар из зоны 3




hello_html_6ab72cb5.png

Рис. 16. Нападающий удар с передачи назад, за голову

hello_html_4fee5b5b.png

Рис. 17. Нападающие удары на точность

hello_html_m5773dbe5.png

Рис. 18. Прием мяча от нападающего удара





















  1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПОСТАНОВКИ БЛОКА

В возрасте 15-17 лет многие обучающиеся, в том числе и девушки, по своим ростовым показателям способны блокировать нападающий удар. Обманчивая внешняя простота выполнения блока нередко рождает уверенность, что и тренировать его незачем: подумаешь, сложность - выпрыгнуть с поднятыми над сеткой руками! Тем более если подготовительные и специальные упражнения не представляли для высокорослых студентов особых проблем. Между тем чисто техническое умение ставить блок практически бесполезно для понимания, где и в какой момент надо перекрыть атакующий удар. При безграмотном блоке нападающие будут безнаказанно расстреливать защищающуюся команду, и это надо наглядно показывать им с помощью хорошо выполняющих нападающий удар студентов.


Чему надо научить игроков, ставящих одиночный или двойной блок?

Научить нужно умению:


а) передвигаться вдоль сетки в сторону предполагаемого нападающего удара. При двойном блоке эти функции обычно выполняет игрок 3, смещаясь в сторону игроков 2 или 4. Если один из игроков первой линии не может вынести руки над сеткой при прыжке, его на двойном блоке заменяет другой игрок этой же линии, или команда вынуждена ограничиться постановкой одиночного блока, что, безусловно, менее эффективно. Свободный от блокирования игрок первой линии осуществляет страховку блокирующих;

б) определять момент начала своего прыжка, сопоставляя его с действиями атакующего игрока – скоростью и направлением разбега соперника, началом и завершением отведения рук назад при подготовке к прыжку, характером замаха. Излишне говорить, что блокирующие должны быть максимально сосредоточены, чтобы не упустить из виду корректирующие движения нападающего и в тоже время держать в поле периферического зрения направление второй передачи мяча соперниками. Задача блокирующих значительно усложняется, если к нападению готовятся двое игроков;

в) выносить руки над сеткой с максимально возможным переносом кистей в сторону площадки соперника, чтобы «накрыть» мяч, который в момент замаха нападающего надо держать в поле прямого зрения;

г) смещать руки в направлении мяча, определяя его траекторию по последним движениям нападающего;

д) приземляться и тут же включаться в игру;

е) при постановке двойного блока синхронизировать свои действия с действиями партнёра;

ж) выполнять блокирующие действия, не касаясь сетки;

Если обучающимся разъяснить требования, предъявляемые к правильно поставленному блоку, его выполнение покажется далеко не простым делом. В известной степени умение грамотно ставить блок достигается путём выполнения различных упражнений, но они не могут заменить учебные игры. Только практика, помноженная на интуицию, даёт ощутимые результаты. Поэтому преподавателей не должны огорчать ошибки студентов при постановке блока – ведь впереди еще два или три года работы с ними.


3.1 Упражнения для обучения блокированию:

Поскольку постановку блока, равно как и нападающий удар, могут выполнять обучающиеся, обладающие достаточным ростом и прыгучестью, их следует выделить в особую группу для работы на станциях. Студентов чуть меньшего роста также желательно знакомить с техникой постановки блока в расчёте на то, что через год они прибавят в росте.


3.2 Обучение передвижению вдоль сетки и постановке блока:

а) с одной стороны сетки стоят четверо обучающихся с теннисными или бадминтонными ракетками. С другой стороны сетки против каждого студента стоит блокирующий. Ракетки подняты над сеткой в 5 см от неё. Блокирующие, выпрыгивая, касаются ракеток обеими ладонями;

б) то же, но блокирующие, передвигаясь приставными шагами вдоль сетки, поочерёдно касаются каждой ракетки;

в) то же, но обучающиеся держат ракетки обеими руками перед собой. Каждый студент с ракеткой громко считает: Раз - два – три!», после чего поднимает ракетку над сеткой обеими руками, (это лишает его возможности далеко отвести ракетку в сторону). Студент за сеткой ставит блок. В дальнейшем допускается неравномерность в счёте: «Раз – два… три!»;

г) сетка условно делится пополам. С одной стороны сетки на своих участках стоят двое студентов с мячами. Против каждого из них на другой стороне площадки расположены блокирующие. Обучающиеся с мячами небольшими приставными шагами передвигаются вдоль сетки и неожиданно выпрыгивают, поднимая мяч обеими руками над головой. Их партнёры - соперники на противоположной стороне площадки синхронно передвигаются вместе с ними и, уловив момент прыжка, ставят блок с задачей коснуться обеими ладонями мяча. Допускаются обманные движения и прыжки без поднятия мяча над сеткой, провоцирующие блокирующих к прыжку. Если ставящий блок студент попался на имитацию, нападающий немедленно делает повторный прыжок, поднимая мяч над головой. Выполнив упражнение несколько раз, они меняются ролями;

д) на противоположной стороне площадки стоят четверо обучающихся, по двое на каждом участке сетки. Упражнение то же, но с постановкой двойного блока. Студенты предварительно договариваются о распределении функций – кто выполняет роль основного блокирующего и кто вспомогательного, начинающего прыжок на долю секунды позже. Это незаметное со стороны отставание вспомогательного блокирующего позволяет ему подстраховать основного, если мяч пойдет по касательной от его ладони. Интервал между ставящими двойной блок должен позволить им сблизить руки на расстояние, меньшее диаметра мяча. Прыжок с вертикально поднятыми руками нецелесообразен – это будут два одиночных блока, между которыми пройдёт нападающий удар;

е) расположение обучающихся такое же, как в упражнениях «г» или «д». Студенты с мячами выполняют разбег от линии нападения и в любом месте своего участка сетки выпрыгивают, поднимая мяч над головой. Студенты на противоположной стороне площадки ставят блок. Имитации нападения не допускаются;

ж) расположение обучающихся то же, но со стороны нападающих на каждом участке сетки стоят по два студента. Нападающие располагаются не далее чем в 2 м от сетки, защитники – от неё на расстоянии согнутых в локтях рук. Нападающие, сближаясь и расходясь (в их распоряжении половина площадки от линии нападения до сетки), выполняют друг другу баскетбольные передачи. Затем один из них неожиданно делает шаг к сетке и выпрыгивает, поднимая мяч над головой. Защитники, перемещаясь вдоль сетки, стараются уловить момент прыжка нападающего и ставят блок;

з) те же упражнения, но нападающие стараются бросить мяч обеими руками через сетку – не далее линии нападения, не перебрасывая мяч через блок.

Эти упражнения, помимо прочих достоинств, хороши тем, что не мешают работе на других станциях остальным студентам.


3.3 Нападающий удар и блокирование:

а) по несколько обучающихся (нападающих) стоят друг за другом за линией нападения перед зоной 4. В зоне 3 – разводящий. На противоположной стороне площадки двое студентов готовятся к блокированию и двое или трое выделены для подбора мячей и перекатывания их нападающим. Первый студент из зоны 4 выполняет передачу разводящему, который выводит его на нападающий удар. Студенты с другой стороны площадки ставят одиночный или двойной блок. Затем нападающий удар выполняет следующий студент и т.д. После того как нападающие выполнят упражнение 4-5 раз, группы меняются ролями;

варианты: нападающий удар выполняют из зоны 2; для выполнения нападающего удара выбегают одновременно игроки из зон 2 и 4, а разводящий делает передачу одному из них по своему усмотрению; в этом случае к постановке блока готовятся трое обучающихся; разводящий первую передачу получает от студента, стоящего в зоне 6;

б) с противоположной стороны площадки выполняют нацеленную верхнюю передачу через сетку студенту, стоящему в зоне 6, который перепасовывает мяч разводящему для выведения на удар студентов из зон 2 или 4.

Все упражнения с нападающим ударом можно выполнять только на свободной от работы по станциям площадке со стороны блокирующих.

В этом возрасте предъявляются более серьёзные требования к пониманию и реализации тактических действий. Если в школе объяснения ограничивались общей схемой расстановки игроков при подаче соперника или при подаче со своей стороны, то теперь обучающиеся должны находить собственные решения при выполнении индивидуальных и командных действий в зависимости от возникшей ситуации. Эти решения диктуются основной стратегической целью: выведением определённого игрока на результативный нападающий удар. Допустим, игроками команды выполнены удачный приём мяча и удачная передача игроку из зоны 2, который вместо того, чтобы адресовать мяч короткой передачей выпрыгнувшему для удара игроку зоны 3, делает передачу вблизи сетки в зону 4 игроку, заведомо не владеющему нападающим ударом. Результат предсказуем: игрок 4 (в дальнейшем буду обозначать игроков номерами зон, которые они занимают в момент подачи) в лучшем случае переведёт мяч через сетку верхней или нижней передачей и предоставит соперникам удобную возможность для развития атаки.

В 15 лет большинство обучающихся уже хорошо понимают, что разделение понятий «защита» и «нападение» в спортивных играх весьма условно – завершая нападение, команда должна быть готова к защите, а, защищаясь, готовиться к нападению. Разбирая тактические вопросы, связанные с действиями в защите, обучающимся объясняют варианты построения защитных линий в зависимости от формы нападения: подачи, нападающего удара, передачи, блокирования.

hello_html_m7bb9570e.png

Рис. 19. Блокирование

hello_html_m714673b7.png

Рис. 20. Игра в защите при групповом блокировании нападающего удара из зоны 4

hello_html_69c645dc.png

Рис. 21. Игра в защите при групповом блокировании удара из зоны 2


hello_html_m6d36f62d.png Рис. 22. Подводящее упражне­ние к блокированию


















  1. ПРОСТЕЙШИЕ ТАКТИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ

4.1 Расстановка игроков при подготовке и нанесении нападающего удара.

За основу может быть принята наиболее типичная схема, при которой игрок 3, получив передачу, выводит на удар игроков 2 или 4, отошедших к концам линии нападения или чуть за неё, и, если позволяют размеры спортивного зала, занимающих позиции вне пределов площадки.

Игрок 3 (разыгрывающий) по возможности не должен слишком откровенно показывать выведение на удар своего нападающего; ему необходимо, если позволяет ситуация, сделать передачу мяча тому игроку, которому соперники не успевают поставить блок.

Что касается нападающих, то они учатся выполнять разбег и прыжок для удара одновременно – это затрудняет соперникам принять быстрое решение, против кого из них надо выстраивать защиту. Поскольку предполагается, что соперники против нападающего удара поставят блок, то на приём отскочившего от блока мяча выдвигаются вперёд игроки 1 и 5. Третью линию защиты контролирует игрок 6. Постепенно, с возрастом, тактика нападения усложняется, и над сеткой выпрыгивают сразу двое атакующих, один из которых только имитирует нападающий удар. Отсутствие второго подстраховывающего в первой линии защиты и диктует необходимость иной расстановки игроков.

В случае выполнения второй передачи игроками 2 или 4 нападающий удар готовятся выполнить свободные игроки первой линии. Это облегчает соперникам возможность занять удобную позицию для постановки блока, так как с одной половины линии нападения удар явно не последует. Атакующая команда должна тут же перестроить свои позиции, готовясь принять отскочивший от блока мяч. Желательно, чтобы учащиеся сами указывали места площадки, в которые мяч от блока может попасть с большей вероятностью.

Допустим, нападающий удар выполняет игрок 4, получивший длинную вторую передачу от игрока 2, который уже не может подключиться к атаке. Против игрока 4 ставят двойной блок. Естественно, что сектор, ограниченный левой боковой линией и линией, мысленно проведённой из левого угла зоны 5 до атакующего игрока, наименее уязвим, если мяч от блока отскочит в этом направлении, то, скорее всего, он вылетит за пределы площадки, и чем ближе к лицевой линии, тем меньше вероятность попадания мяча в этот сектор. Рассмотрим оставшуюся часть площадки. И здесь есть наименее уязвимые места, в которые мяч от блока при сильном нападающем ударе попадает редко, это ближняя к сетке часть зоны 2 и участок вдоль лицевой линии, куда мяч, конечно, может попасть, но с потерей скорости или по относительно высокой траектории. Зато вероятность попадания мяча от блока в центральную и правую части площадки очень велика, поэтому именно здесь должны быть сосредоточены основные силы защитников. Пусть обучающиеся сами решат, где должны располагаться игроки при постановке блока соперниками в районе зон 2 или 4.

Если нападающий удар выполняют из зоны 3, количество мест, в которые может попасть мяч от блока, увеличивается. Сравнительно безопасными остаются только участки вблизи сетки и у лицевой линии. Наиболее понятной для учащихся будет расстановка, при которой каждый игрок защищает свою зону.

Даже краткий анализ возможностей попадания мяча в площадку от блока соперников показывает относительную невыгодность атаки из зоны 3. Но это не означает, что нападающий удар, выполняемый игроком 3, должен быть снят с вооружения команды. Такой удар очень эффективен с короткой передачи и при имитации нападения игроками 2 или 4, привлекающих к себе блокирующих.

Если нападающий удар пробил блок, но мяч был принят соперниками, команда тут же занимает защитные позиции.


4.2 Расстановка игроков при нападающем ударе со стороны соперников.

Основная задача защиты – перекрыть блоком возможные направления полёта мяча, не допуская его перехода через сетку, или ослабить силу удара направленного на площадку мяча. Обучающиеся уже знают, что первое касание мяча при защите – это момент начала нападения (удар мяча в блок не лишает команду права на три касания). Отсюда возникает новая задача: приём мяча, обошедшего блок или отскочившего от блока, и выведение на нападающий удар своего игрока. Учитель при всём желании не успеет на уроках проанализировать множество вариантов действий игроков при нападающем ударе соперников. Видимо, наиболее приемлемым будет объяснение только основных принципов организации защиты. Студентам напоминают, что следствием нападающего удара может быть либо обход блока (что для защищающейся команды особенно нежелательно), или попадания мяча в блок. Отскочивший от блока мяч принимает игрок, находящийся в удобной для этого позиции. Вероятность того, что мяч, обошедший блок после нападающего удара, попадёт в зоны первой линии защиты, очень мала. Тем не менее, надо считаться и с такой возможностью – например, с перекидкой мяча через блок.

Предположим, что нападающий удар соперники наносят из зоны 4. Тогда команда выстраивает простейшие линии защиты. Игроки 2 и 3 ставят двойной блок, игрок 4 действует на подстраховке: он защищает левую от них часть зоны 1 и часть зоны непосредственно за спинами блокирующих (на случай перекидки мяча через блок). Игрок 5, сдвигаясь чуть влево и вперёд, держит левую боковую линию, свою зону и левую часть зоны 2. Игрок 6 отходит назад, готовясь к приёму мяча в центральной части своей зоны и зоны 3. Игрок 1 защищает правую часть зон 2 и 3. Для наглядности расстановку игроков желательно продемонстрировать и при атаке соперников из зоны 2.

Конечно, эта схема будет изменяться в зависимости от предполагаемого направления нападающего удара, которое ребята уже могут предугадывать по разбегу, положению тела и замаху атакующего игрока. Так, при направлении мяча в левую часть площадки второй линии защиты игрок 5 смещается влево, игроки 1 и 6, и в особенности игрок 3, после завершения блокирования, готовятся к приёму мяча от игрока 5, а игроки 2 и 4 занимают позиции для нападающего удара.








  1. ДЕЙСТВИЯ РАЗЫГРЫВАЮЩЕГО ИГРОКА

Разыгрывающий игрок – это мозг команды, определяющий направление её атаки и создающий возможно более благоприятные условия игроку, выполняющему нападающий удар. В идеале каждая первая передача должна направляться в зону 3 разыгрывающему игроку. Но это не означает, что разыгрывающий может позволить себе пассивно ожидать передачи от партнёров в своей зоне, что очень типично для неопытных игроков. В момент подачи со стороны соперников разыгрывающий должен определить, кто из партнёров принимает мяч, и занять удобную позицию для второй передачи атакующим игрокам 2 или 4. Даже в тех случаях, когда мяч летит явно не в сторону разыгрывающего, а, скажем, игроку 2, разыгрывающий должен успеть переместиться в зону 2 (игрок 2 в это время сдвигается вправо за линию нападения или в зону 6, готовясь к нападающему удару), откуда и продолжает развитие атаки. Ребятам надо показать несколько вариантов действий разыгрывающего. В нашем примере разыгрывающий может: а) выполнить передачу через голову игроку 2, начавшему разбег из-за правой боковой линии; б) выполнить короткую передачу игроку 2, сместившемуся в зону 3 и выпрыгнувшему над сеткой для атаки первым темпом; в) выполнить длинную передачу для нападающего удара игроку 4 (игрок 2 выпрыгивает над сеткой, имитируя нападающий удар, и пропускает мяч игроку 4). В этой ситуации не исключено и завершение атаки игроком 2.

Если разыгрывающий принимает мяч от партнёра в зоне 6, он длинной передачей выводит на нападающий удар игроков 2 или 4. Чтобы игроки первой линии, если они владеют нападающим ударом, постоянно находились в зонах 2 и 4, разыгрывающий, попадающий в результате перехода в одну из этих зон, должен после выполнения подачи поменяться с одним из них местами.

Если разыгрывающий после очередного перехода оказался в зоне 6, он может в момент подачи войти в зону 3, чтобы организовать атаку сразу троих нападающих. Место разыгрывающего в зоне 6, при атаке его команды, на какое-то время остаётся свободным, а если мяч был принят соперниками, в зону 6 перемещается игрок 3, что не лишает его права на нападающий удар у сетки. Выход разыгрывающего к сетке из зон 1 и 5 нецелесообразен из-за слишком большого расстояния, которое ему придётся преодолеть. В этом случае его роль выполняет один из игроков первой линии или зоны 6, хорошо владеющий техникой передач.

hello_html_me85a349.png

Рис. 23. Тактика на­падения со второй пе­редачи

игроком перед­ней линии (игрок зо­ны 3 оттянут)


hello_html_7c6b79e1.png

Рис. 24. Тактика нападения со вто­рой передачи

игроком задней ли­нии, вышедшим к сетке

(направле­ние передач показано на рис. 23)

hello_html_2d83e7b6.png

Рис. 25. Расположение игроков в защите при одиночном блокировании

hello_html_24a67a9.png


Рис. 26. Расположение игроков в защите при нападающем ударе с переводом влево из зоны 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение замечу, что последовательным, постепенным подбором подготовительных и специальных упражнений для освоения умений и навыков элементов волейбола он будет доступен многим обучающимся. Переходя от простого к сложному разучиванию упражнений, закрепляя их многократным повтором, возможно привить любовь к этому виду спорта и вовлечь в занятия больше ребят.

Надеюсь, что методические рекомендации "Упражнения по совершенствованию элементов техники волейбола" помогут педагогам и тренерам более эффективно проводить спортивные занятия, а занимающимся освоить и совершенствовать своё мастерство.

В добрый путь!


















ЛИТЕРАТУРА


  1. Беляев А. В., Савин М. В. Учебник для высших учебных заведений физической культуры [Текст] / – М.: Физкультура, образование, наука, 2000г. – 37 с.

  2. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу [Текст] / – М.: Физкультура и спорт, 2005г. – 65 с.

  3. Ивкова Т. П. Волейбол [Текст] / – Минск, 2008г. – 48 с.

  4. Ковалёва В. Д. Спортивные игры; Учебник для студентов пед. Институтов по спец. № 2114 «Физ. Воспитание» [Текст]/ В. Д. Ковалёва. – М.: Просвещение, 2008г. – 72 с.

  5. Мондолозевский Г. Г. Щедрость игрока. [Текст] / – М.: Физкультура и спорт, 2004г. – 58 с.

  6. Правдин В. А. и др. Волейбол - игра для всех. – М.: Физкультура и спорт, 1996

  7. Фидлер М. Волейбол. Пер. с нем. [Текст] / М. Фидлер. – М.: Физкультура и спорт, 2002г. – 127с.

  8. Фурманов А. Г. Волейбол [Текст] / А.Г. Фурманов; Д.М. Болдырев – М.: Физкультура и спорт, 2003г. – 59с.

  9. Чехов. М. Основы волейбола./ Сост. О. Чехов. М. [Текст] / – М.: Физкультура и спорт, 1979г. – 117с.


Электронные ресурсы:

  1. Волейбол спорт [Электронный ресурс] / Электронный справочник, 2011 http://volleyballsport.ucoz.ru/index/0-21

  2. Тамбовская Федерация Волейбола [Электронный ресурс] / Официальный сайт Тамбовской Федерации Волейбола, 2010 http://www.volley-tambov.ru/








"Упражнения по совершенствованию элементов техники волейбола"
  • Физкультура
Описание:

   Методические рекомендации раскрывают возможность  использовать предложенные автором упражнения для более эффективного усвоения программного материала по теме "волейбол" для юношей и девушек разного уровня подготовленности. Методические рекомендации адресованы преподавателям и тренерампри организации занятий в учреждениях профессионального образования и в спортивных секциях и клубах.

 

Неодинаковый уровень усвоения программного материала требует постановки перед сильными и слабыми обучающимися разных задач. Эти задачи (упражнения) выполняются обучающимися разной степени подготовленности во время работы по станциям, которая на данном этапе обучения, на мой взгляд, должна стать основной. Слабейшим предлагается материал школьного курса среднего звена, а сильнейшим студентам давать усложнённые задачи, соответствующие их подготовке. При этом меняется и политика оценок для слабейшей группы, где критерием должен быть успех каждого обучающегося, его личное продвижение вперёд. Разумеется, оценку «5» таким студентам ставить  не следует – это несправедливо и уравнивает их с сильнейшими, но оценку «4» вполне может получить студент, чья старательность привела к очевидным для всех результатам.

   Поэтому в своих методических рекомендациях предлагаются различные упражнения в зависимости от подготовленности обучающихся и напоминаю, что тем юношам и девушкам, для которых они слишком сложны, надо повторять упражнения прошлых лет. Условно можно сказать, что в школе проходило обучение элементам волейбольной техники, а далее продолжается её совершенствование. 

Автор Коновалов Андрей Серафимович
Дата добавления 20.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 1978
Номер материала 54523
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓